Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Ошибки по критерию К4 (аргументация собственного мнения
по проблеме исходного текста) Трудности, связанные с аргументацией собственного мнения по проблеме (критерий К4) обусловлены следующими причинами: 1) ученик, не понимая содержания исходного текста, не умея выделить проблему, адекватно сформулировать авторскую позицию, не может привлечь данные культурно-исторического и личностного опыта; 2) объем культурно-исторического опыта, который может быть использован учеником как материал для аргументации, недостаточен; 3) ученик не владеет логикой построения сочинения-рассуждения, поэтому не осознает смысловой роли аргументации в развертывании своего речевого сообщения и её места в композиции сочинения. Наиболее явным выражением этих трудностей становится то, что во многих работах отсутствует смысловая часть, связанная с аргументацией. В тех же сочинениях, где аргументация есть, можно выделить две главные группы ошибок: 1) аргументация не вычленяется как отдельное действие; 2) аргумент не соответствует заявленному тезису. Вот характерный пример неудачной попытки включить аргумент в сочинение: «Я же считаю, что нужно самостоятельно принимать решения. Вспомним шекспировского Гамлета «быть или не быть», который сомневался в принятии решения». Легко заметить, что личностная позиция и «аргумент» склеены механически с помощью лексического повтора, ссылка на Гамлета не доказывает тезиса о необходимости самостоятельно принимать решения. Ещё один пример, демонстрирующий включение ложного аргумента: «Я по своему жизненному опыту знаю, каково это быть инвалидом (мой дедушка тоже инвалид), как тяжело дается (как физически, так и морально) любое движение. Но если инвалид силен духом, то он может сделать многое не хуже здорового человека». Этот фрагмент, включенный в сочинение как аргумент, не обладает доказывающей силой, так как обращение к личному опыту лишь удостоверяет реальность приводимого факта, но обоснование не выстроено: что именно доказывается, каким обобщающим смыслом обладает приводимый пример, вытекает ли из данного факта вывод, который созвучен авторской позиции, - эти важнейшие элементы аргументации остаются за скобками. Встречается много ошибок, связанных с тем, что приводимый аргумент заключает в себе не тот смысл, который в него вкладывает автор сочинения. Например: «Я не могу не согласиться с автором. Только сильные люди, которые думают своей головой, могут выделиться из толпы и идти своим, путем. Человек, в каком бы обществе он ни находился, должен всегда сам принимать решения и нести за них ответственность. Вспомним произведение великого русского писателя Достоевского «Преступление и наказание». Главный герой романа - Родион Раскольников следовал своему принципу жизни, своей теории, общество осуждало его за это, но он продолжал делать то, что считал нужным. Общество не любит тех, кто чем-то отличается от других, думает по-другому. Его начинают подавлять, Родион — сильная личность, он умел противостоять этой сложной системе. Я думаю, что именно такими должны быть люди...» Аргумент оформлен правильно: (тезис - обоснование - вывод), но делать «преступника» Раскольникова примером для всех людей («именно такими должны быть все люди») - значит искажать и смысл романа Достоевского, и авторскую позицию в исходном тексте. Приведённые примеры показывают, что ошибки в содержании сочинения обусловлены целым рядом факторов, важнейшими из которых являются степень нравственной зрелости и развитости эмоциональной сферы, уровень владения операционными умениями и общий уровень социокультурных знаний выпускника. Приведём примеры написания части сочинения, соответствующей критерию 4 по двум исходным текстам (тексты В. Непомнящего и В. М. Шукшина): 1. Я разделяю позицию автора, потому что роль литературы как школьной учебной дисциплины огромна. В классических произведениях русской литературы повествуется прежде всего о человеке: его поступках, чувствах, мыслях, отношениях с другими людьми. Читая эти произведения, я и мои сверстники учимся поступать по совести, так, как наши любимые герои. Русская классика помогает нам увидеть красоту и очарование нашей природы. А.С.Пушкин, Ф.И.Тютчев, А.А.Фет - настоящие певцы родной природы, их стихотворения не могут оставить читателей равнодушными. В литературе мы встречаем изображение не только красивых явлений, но и отрицательных сторон жизни. Литература помогает нам различать добро и зло, учиться противостоять тому, что мешает жить. 2. Мне импонирует позиция автора текста. Мы ведь тоже учили этот отрывок, а поняли ли мы то несоответствие, которое заметил герой рассказа Шукшина, так и не можем сказать. Произведения классической литературы многоплановы. Конечно. Сразу понять смысл произведения Гоголя невозможно. Не случайно автор поэмы посадил на тройку Чичикова, шулера, мошенника. При всех отрицательных чертах есть в нём особенность, предопределяющая возможность будущего возрождения. Он, действительно, способен к движению, развитию. Жизненный путь героя, человека вообще, России, автора слились. Гоголь помогает нам задуматься о смысле своего существования. В литературе известны факты, как герои воспринимали, пропускали через свою душу прочитанные книги. Татьяна – героиня романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» - после отъезда Онегина заходит в его кабинет, где о нём напоминает каждая мелочь. В результате знакомства с библиотекой Онегина, с пометками, делавшимися им на полях любимых книг, перед Татьяной раскрывается внутренний мир героя. Прикоснувшись к книгам, она коснулась души другого человека и поняла, что кроме любви есть и другие интересы и стремления. Пушкин показал, как в Татьяне, благодаря пытливому чтению, происходит возрождение. Заключение Заключение должно стать логическим и эмоциональным итогом рассуждения. Оно обязательно выделяется в отдельный абзац и является одной из самых кратких частей сочинения. Часто завершается восклицательным предложением. Примеры: 1. Хочется отметить, что В. Непомнящий в небольшом тексте смог поставить много проблем, над которыми стоит задуматься каждому. С давних времен о России говорят как об уникальной стране. И мы обязательно должны сохранить необычную и прекрасную русскую культуру! 2. Хорошо выстроенное, аргументированное рассуждение Непомнящего заставляет задуматься о проблемах современного образования. Если эти проблемы будут решаться, мы действительно сможем говорить о том, что наша система образования - одна из лучших в мире! 3. Споры о важности искусства и образования будут всегда. Но мне точно известно, что огромное, бесценное культурное наследие России не даст нам превратиться в обывателей и забыть звучание бессмертной седьмой симфонии Шостаковича. 4. В заключение хочется еще раз сказать, что проблема, поставенная В. Непомнящим, является очень актуальной. Если чаще задумываться над такими проблемами, обсуждать их в средствах массовой информации, то мы сможем выстроить новое общество, основанное на подлинных культурных ценностях. 5. (По тексту В. М. Шукшина) Русская литература – это наша гордость: в ней запечатлены великие порывы духа. Мы входим в дивный мир литературы, как в сказочный храм, где ярко горят умы и сердца истинных художников. Литература возвышает душу человека, создаёт гимн чувству и разуму. Date: 2016-02-19; view: 544; Нарушение авторских прав |