Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Синтаксические (стилистические) фигуры
Антитеза (см. тропы) является синтаксической фигурой, если противопоставляются части предложения, а не отдельные слова (антонимы) (Никаких парижских туалетов — суровый свитер и перетянутая широким поясом длинная серая юбка (о М. Цветаевой)). Анафора – повтор одинаковых слов или созвучий в начале стихотворной строки или прозаической фразы, например: Гляжу на будущность с боязнью, // Гляжу на прошлое с тоской (М. Ю. Лермонтов). Бессоюзие — намеренный пропуск сочинительных союзов для придания фразе большей динамики. Например: Мелькают мимо будки, бабы, Мальчишки, лавки, фонари, Дворцы, сады, монастыри, Бухарцы, сани, огороды, Купцы, лачужки, мужики, Бульвары, башни, казаки, Аптеки; магазины моды, Балконы, львы на воротах... (А. С. Пушкин). Вводные слова и словосочетания — слово, сочетание слов или предложения, не связанные с другими словами; могут выражать чувства пишущего (радость, сожаление, удивление и т. п.) в связи с сообщением: к счастью, к радости, к сожалению, к ужасу и др.; также выражать оценку говорящим степени реальности сообщаемого (уверенность, предположение, возможность, неуверенность и т. п.): конечно, несомненно, кажется, само собою разумеется, безусловно, казалось бы и др.; указывать на связь мыслей, последовательность изложения и источник сообщаемого: следовательно, в частности, например, кроме того, следовательно, во-первых и др.; по мнению..., по-моему..., говорят, помнится, мол, дескать и др.; представлять собой призыв к собеседнику или читателю с целью привлечь его внимание к сообщаемому, внушить определенное отношение к излагаемым фактам: видишь (ли), пойми, вообразите, пожалуйста, допустим, предположим и др.; показывать степень обычности того, о чем говорится (бывает, случается, по обыкновению и др.), выражать экспрессивность высказывания (по справедливости, по совести, смешно сказать и др.) Например: «Понаблюдайте за своими товарищами во время диспута, дискуссии, полемики — вы, конечно, убедитесь, что ведут они себя по-разному» (Л. Павлова). Вопросно-ответный ход (гипофора) — это отрезок монологической речи, объединяющий риторический вопрос (или серию вопросов) и ответ на них; вопрос раздумье. Вопросно-ответный ход заключается в том, сто говорящий, как бы предвидя возражения слушателей, угадывая их возможные вопросы, сам такие вопросы формулирует, сам на них отвечает. Этот прием вовлекает адресата в диалог, делает участником поиска истины. Применяется он и как действенное средство в скрытой полемике. Пример: Десятки тысяч солдат исчезли без следа, от них не осталось ни клочка плоти, они действительно пропали без вести. Их невозможно похоронить! И что же? Не считать законченной ни одну войну в истории? Да не проще ли предположить: вы не поняли, что сказал Суворов! Градация — оборот поэтической речи, состоящий в преднамеренной группировке однородных членов предложения в последовательном порядке повышающейся или понижающейся смысловой или эмоциональной значимости; средство, позволяющее воссоздать события и действия, мысли и чувства в процессе, в развитии (от малого к большому — прямая градация — или от большого к малому — обратная градация.), передать нарастающую напряженность чувства, переживания. Например: «Фу ты, пропасть, какие смушки!.. Описать нельзя: бархат! серебро! огонь!» (Н. В. Гоголь); Я звал тебя, но ты не оглянулась, я слезы лил, но ты не снизошла (А. Блок). Градация может стать композиционным приемом построения всего текста (например, в сказках «Терем-теремок», «Колобок», «Про дедку и репку»). Инверсия — нарушение последовательности речи, общепринятого порядка слов, перестановка частей фразы; придает фразе новый выразительный оттенок, особую торжественность звучанию и смыслу предложения: Болящий дух врачует песнопенье (Е. Баратынский). Многосоюзие — намеренный повтор одинаковых союзов. Например: И сердце бьется в упоенье, И для него воскресли вновь И божество, и вдохновенье, И жизнь, и слезы, и любовь (А. С. Пушкин). Параллелизм — сопоставление явлений природы и жизни человека. Например: «Травой зарастают могилы — давностью зарастает боль» (М. Шолохов). Парцелляция — стилистический прием использования неполных предложений (предложений, в которых отсутствует один или несколько членов Лесная птица уже улетела. За ней двинулась болотная.); разбивка целого предложения на отдельные части (Может быть, наш герой стал миллионером. Или художником. Или просто весёлым нищим) усиливает их смысловую весомость, придаёт речи особую эмоциональность. Подтекст — невысказанное прямо в тексте, но как бы вытекающее из отдельных реплик, замечаний, деталей и пр. отношение автора к излагаемому материалу. В научном стиле или в деловых бумагах подтекст явился бы недостатком, мешающим восприятию объективного содержания текста, а в художественном произведении или в публицистике он является неотъемлемой составной частью. Риторический вопрос — вопрос, обращенный к читателю, не требующий ответа; используется для привлечения, усиления читательского внимания; усиливает эмоциональность высказывания. Ту же роль выполняют обращения, восклицания. Например: «Отчего люди не летают? Я говорю, отчего люди не летают так, как птицы?» (А. Н. Островский «Гроза»); «Какая это высокая проза! И столько раз будут цитировать ее!» (И. Андроников). Риторическое обращение отличается от обычного обращения тем, что называет неодушевлённый предмет, к которому обращаются: Приветствую тебя, пустынный уголок,… (А. С. Пушкин). Синтаксические конструкции разговорного стиля — конструкции, используемые прежде всего в разговорной речи, для которой характерно употребление простых и неполных предложений. Конструкции разговорной речи сжаты, емки, лаконичны. Нарушение стиля привлекает внимание читателя. Короткие, отрывистые предложения, пропуск отдельных слов придают речи динамизм, непринужденность, раскованность, создают эффект «экспромта», неподготовленности, ощущение непосредственного общения, диалога. Использование вопросительных предложений, характерных, для устной речи, оживляет, облегчает восприятие материала читателем, служит для полемического заострения предложенных проблем. Например: «Акционирование — передача мастерской в собственность коллектива. Реакция? Никакой! Мастерская и так, по сути, была в собственности работников. Другой вариант. Приватизация в одни руки. Основной вопрос — какие? В теневые структуры или одному из работников?». Синтаксический параллелизм — однородное синтаксическое построение предложений. Например: «Твой ум глубок, что море, // Твой дух высок, что горы. «В синем небе звезды блещут, В синем море волны плещут, Туча по небу идет, Бочка по морю плывет» ( А.С. Пушкин); Алмаз шлифуется алмазом, // Строка диктуется строкой (С. Поделков). Умолчание — фигура речи, при которой высказывание умышленно не завершается с тем, чтобы читатель сам додумал пропущенные слова, а также может быть средством выражения особого эмоционального состояния. Признаком умолчания часто служит многоточие. Например: Вот он доберется до тебя... Ах, кабы не эти родственники!.. Эллипс — речевая конструкция, в которой пропущено слово или несколько слов, легко восстанавливаемых либо по контексту, либо согласно конкретной ситуации, либо благодаря коммуникативному опыту говорящих. Способствует усилению эмоциональной насыщенности высказывания, придавая ему лаконизм. Например: «Вот, правда, мужичок [идет], за ним [идут] две бабы вслед...» (А. С. Пушкин). Эпифора — стилистическая фигура повторения; повторение в конце отрезка речи одного и того же слова (лексическая эпифора), формы слова (грамматическая эпифора) или синонимического слова (семантическая эпифора) Пример: «Фестончики, все фестончики: пелеринка из фестончиков, на рукавах фестончики, эполетцы из фестончиков, внизу фестончики, везде фестончики» (Н. В. Гоголь). 1.3 МОРФЕМИКА. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ (задание В1 теста ЕГЭ) Морфемика — раздел языкознания, в котором изучается система морфем языка и морфемная структура слов и их форм. Морфема – это минимальная значимая часть слова (корень, приставка, суффикс, окончание). Словообразование — раздел языкознания, в котором изучается формально-смысловая производность слов языка, средства и способы словообразования. Date: 2016-02-19; view: 745; Нарушение авторских прав |