Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Наречие. 1. приставочный — от наречий: долго ® не-долго, как ® кое-как,





1. приставочный — от наречий: долго ® не-долго, как ® кое-как,

2. суффиксальный, которым наречия образуются от

— существительных: зима ® зим-ой,

— прилагательных: хороший ® хорош-о,

— числительных: три ® тр-ижды,

— глаголов: лежать ® леж-а,

— наречий: хорошо ® хорош-енько, как ® как-нибудь,

3. приставочно-суффиксальный, которым наречия образуются от

— прилагательных: новый ® по-нов-ому, давний ® из-давн-а,

— существительных: верх ® в-верх-у,

— числительных: двое ® в-дво-ем,

— глаголов: догонять ® в-догон-ку,

— наречий: долго ® по-долг-у,

4. сложение с суффиксацией: мимо + ходить ® мимоход-ом.

Слова некоторых частей речи исторически образовались путем перехода слов из одной части речи в другую.

Мы уже называли образование существительных путем перехода в них прилагательных и причастий (мороженое, заведующий) — субстантивацию. Причастия могут переходить в прилагательные (блестящий на солнце снег и блестящий ответ). Переходом из других частей речи образованы многие наречия. Так, можно отметить наречия, образованные переосмыслением

— существительных (дома, весной),

— прилагательных (попусту, в открытую),

— деепричастий (сидя, лёжа),

— числительных (вдвое).

Процесс перехода активен при образовании служебных слов. Так, например, можно назвать следующие группы предлогов, образованные переходом из других частей речи:

— отыменные: ввиду, в виде, в течение, за счет, по поводу,

— отглагольные: благодаря, включая, исключая, начиная, спустя,

— наречные: вблизи, вокруг, напротив, вдаль.

При этом разграничение предлога и наречия возможно только в контексте и зависит от реального наличия или отсутствия стоящего следом существительного: Я оглянулся вокруг (наречие) — Я обошел вокруг дома (предлог). Разграничение производного предлога и деепричастия опирается на различие в их значении — производный отглагольный предлог выражает значение отношения, например: Благодаря хозяевам вечер удался на славу (предлог) — Мы уходили, благодаря хозяев за гостеприимство (деепричастие).

С точки зрения современного состояния языка можно выделить следующие способы образования предлогов:

1) суффиксальный — от глаголов: исключа-я исключать,

2) приставочно-суффиксальный — от существительных: во-врем-я время,

3) сложение — от предлогов: из-за из + за.

Задание В1 теста ЕГЭ может быть сформулировано следующим образом: назовите способ обра­зования слова такого-то (называется слово) или найдите в пред­ложении таком-то (называется номер предложения) слово, обра­зованное таким-то способом. При выполнении данного задания следует помнить:

1) Приставочным способом образуются слова, часть речи которых при словообразовании не изменяется (ехать - при­ехать (глагол), интересный - безынтересный (прилагательное), куда - никуда (наречие), город - пригород (существительное), плюс существительные, причастия, прилагательные, наречия с приставкой не-, местоимения и наречия с приставками не- - ни- и кое- (счастье — несчастье (существительное); непришитый рукав (причастие), чувствовать себя нехорошо (наречие), сколь­ко - несколько, кто - никто, кое-что (местоимения).

2) Суффиксальным способом образуются:

а) причастия и деепричастия (от глаголов), наречия на -о (-е) (от прилагательных): прозябающий - от прозябать, засы­пая от засыпать, искренне - от искренний, доверительно - от доверительный;

б) существительные с суффиксами -ость (-есть), -чик-, -тель, даже если в существительных есть приставки (изменчи­вость, перебежчик, преподаватель, переключатель); с суффик­сами -ени-, -ни- существительные образуются от глаголов, при­знак действия в таких существительных сохраняется (изменение, посещение, перемещение).

Примечание. Поскольку в приводимых примерах есть при­ставки, учащиеся неверно указывают способ словообразования как приставочно-суффиксальный.

в) сложные слова с суффиксом, если существует слово без суффикса (пароходный от пароход, ледоходный от ледоход). Этот способ словообразования учащиеся ошибочно относят к сложению;

г) глаголы с суффиксом -ва- (напевать от напеть, заливать от залить).

3) Приставочно-суффиксальным способом образуются:

а) наречия с приставками в-, на-, за- и из-, до-, с-, образо­ванные от бесприставочных прилагательных (влево, направо, запросто, издалека, дотемна, сначала);

б) наречия с приставками по-, в- (во-), заканчивающиеся на -ому (-ему), - цки, -ски, -ьи, -ых (-их) (по-зимнему одеться, во-первых, по-немецки, по-русски, по-медвежьи);


в) глаголы с суффиксом -ыва- (-ива-) (разглядывать от гля­деть,поглядывать от глядеть);

г) существительные, если в языке нет слова с таким суф­фиксом или приставкой (подоконник от слова окно, так как нет слова оконник или подокон(а); подорожник, пододеяльник, подберёзовик, подосиновик, подбородок и др.), прилагательные (принцип определения способа словообразо­вания такой же) (пригородный, приморский).

4) Способом сложения образуются сложные и сложно­сокращенные слова (диван-кровать, дымоход, сберкасса, МГУ, вуз).

5) Если в тестах запрашивается бессуффиксный (безаффиксный) способ, то следует искать отглагольное существи­тельное с отсеченным от глагола суффиксом (сглаз от сглазить, выход от выходить) или существительное, образованное от при­лагательного со значением того или иного качества (ширь от широкий, синь от синий, даль от далекий), а также некоторые имена существительные общего рода (задира).

6) Морфологический способ словообразования представля­ет собой переход одной части речи в другую с потерей прежних лексико-грамматических признаков и приобретением признаков той части речи, в которую это слово перешло (в течение пяти минут = за пять минут, провожающие (кто?) вышли из вагона, зайти (куда?) в булочную).

1.4 МОРФОЛОГИЯ (задания А3, А4, А11, В2, В7 теста ЕГЭ)

 

Морфология — раздел науки о языке, который изучает слово как часть речи.

Слова русского языка по своему общему значению, особенностям образования и грамматическим характеристикам, одинаковой синтаксической роли в предложении делятся на несколько групп, называемых частями речи. Среди них выделяются два основных разряда: самостоятельные и служебные части речи (таблица 2).

Самостоятельные части речивключают слова, которые называют предметы (имя существительное), признаки (имя прилагательное), действия (глагол) и др.

Слова всех самостоятельных частей речи, кроме деепричастий, наречий и слов категории состояния (безлично-предикативных слов), как правило, склоняются или спрягаются, образуя различные формы одного и того же слова.
Служебные части речи включают слова, которые обычно служат для связи самостоятельных слов и различных предложений (предлоги, союзы) или придают те или иные оттенки значения как отдельным членам предложения, так и всему предложению в целом (частицы).

Особое место среди частей речи занимают междометия — слова, которые выражают чувства и побуждения, не называя их (ух, ах, эй, ура).







Date: 2016-02-19; view: 920; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию