Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






При уходе в отставку





 

3.1. Выходное пособие

 

Выходное пособие - это денежная сумма, которая выплачивается в соответствии с п. 3 ст. 15 Закона о статусе судей ушедшему или удаленному в отставку судье.

В соответствии с п. 3 ст. 15 Закона о статусе судей ушедшему или удаленному в отставку судье выплачивается выходное пособие из расчета месячной заработной платы по последней должности за каждый полный год работы судьей, но не менее шестикратного размера месячной заработной платы по оставляемой должности. При этом судье, ранее уходившему или удалявшемуся в отставку, учитывается лишь время работы судьей, прошедшее с момента прекращения последней отставки.

Основания, порядок назначения, исчисления и выплаты выходного пособия регламентируется Законом РФ "О статусе судей в Российской Федерации", ФЗ от 10 января 1996 г. N 6-ФЗ "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации", ФКЗ от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", Федеральным законом от 17 декабря 1998 г. N 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации", Федеральным конституционным законом от 23 июня 1999 г. N 1-ФКЗ "О военных судах Российской Федерации", Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 20 мая 1993 г. N 4994-1 "О некоторых вопросах, связанных с применением Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", а также Инструкцией о порядке выплаты выходного пособия судьям федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов и мировым судьям, ушедшим или удаленным в отставку, единовременного пособия членам их семей <129>.

--------------------------------

<129> Инструкция о порядке выплаты выходного пособия судьям федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов и мировым судьям, ушедшим или удаленным в отставку, единовременного пособия членам их семей. Утверждена Верховным Судом РФ 07.10.2008, ВАС РФ 09.09.2008, Судебным департаментом при Верховном Суде РФ 29.07.2008.

 

Исчисление размера выходного пособия производится из расчета должностного оклада судьи, доплат за квалификационный класс и выслугу лет, выплат по коэффициентам (районным, за работу в высокогорных районах, пустынных и безводных местностях), надбавок за работу в местностях с неблагоприятными климатическими условиями.

В соответствии с налоговым законодательством выходное пособие не облагалось налогом.

В 2011 г. были приняты несколько законов, изменивших порядок расчетов государства с судьями по вопросу выходного пособия.

В частности, Федеральный закон от 21.11.2011 N 330-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, статью 15 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" изменил порядок определения размера выходного пособия и ввел налогообложение выходного пособия, выдаваемого судьям при уходе в отставку.

Статья 15 Закона о статусе судей дополнена п. 3.1, в соответствии с которым ушедшему или удаленному в отставку судье, назначенному на должность до 1 января 2012 г., размер выходного пособия, предусмотренного п. 3 ст. 15, в части, превышающей трехкратный средний месячный заработок, умножается на коэффициент 1,15. По сути дела это увеличение размера выходного пособия является компенсацией вводимого этим же Федеральным законом от 21.11.2011 N 330-ФЗ налогообложения выходного пособия в части, превышающей трехкратный средний месячный заработок.

Для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, Федеральным законом от 21.11.2011 N 330-ФЗ устанавливается налогообложение выходного пособия в части, превышающей в целом шестикратный размер среднего месячного заработка.

Порядок назначения выходного пособия. Заявление о выплате выходного пособия судье федерального суда общей юрисдикции, мировому судье или единовременного пособия членам их семей подлежит рассмотрению комиссией по назначению ежемесячного пожизненного содержания при суде, имеющем свою бухгалтерию, или управлении (отделе) Судебного департамента.

Порядок работы комиссии утверждается председателем соответствующего суда или начальником управления (отдела) Судебного департамента.

Заявление о выплате выходного пособия судье арбитражного суда или единовременного пособия членам их семей подается в арбитражный суд, который направляет поступившее заявление с приложенными к нему документами в Высший Арбитражный Суд РФ, где рассматривается комиссией по назначению ежемесячного пожизненного содержания судьям федеральных арбитражных судов, созданной при Высшем Арбитражном Суде РФ.

Порядок рассмотрения заявления регламентируется Положением о комиссии по назначению ежемесячного пожизненного содержания судьям федеральных арбитражных судов.

Решение названной комиссии вводится в действие приказом Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ.

ФКЗ "О военных судах в Российской Федерации" установлено, что в случае почетного ухода (почетного удаления) в отставку судьи военного суда или судьи Военной коллегии с одновременным увольнением с военной службы указанному судье по его выбору выплачивается либо единовременное пособие при увольнении с военной службы, предусмотренное для военнослужащих федеральным законом, либо выходное пособие, предусмотренное для судей Законом о статусе судей. В случае продолжения военной службы после ухода (удаления) в отставку с должности судьи военнослужащий при увольнении с военной службы имеет право на получение единовременного пособия, предусмотренного для военнослужащих. Но при исчислении указанного пособия не учитывается период, за который было выплачено выходное пособие, предусмотренное для судей (п. 5 ст. 29 ФКЗ "О военных судах в Российской Федерации").

В случае прекращения полномочий судьи в связи со смертью судьи или вступлении в законную силу решения суда об объявлении его умершим его семье выплачивается единовременное пособие из расчета его месячной заработной платы по последней должности за каждый полный год работы судьей, но не менее его годовой заработной платы.

К членам семьи судьи относятся супруг(а), родители и дети, проживающие с ним и ведущие общее хозяйство.

Порядок исчисления. В соответствии с п. 3 ст. 15 Закона о статусе судей ушедшему или удаленному в отставку судье выплачивается выходное пособие из расчета месячной заработной платы по последней должности за каждый полный год работы судьей, но не менее шестикратного размера месячной заработной платы по оставляемой должности. При этом судье, ранее уходившему или удалявшемуся в отставку, учитывается лишь время работы судьей, прошедшее с момента прекращения последней отставки.

Постановлением Верховного Совета РФ от 20.05.1993 N 4994-1 "О некоторых вопросах, связанных с применением Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" (п. 6) установлено, что исчисление размера выходного и единовременного пособия и пожизненного содержания (п. 3, 5 ст. 15, п. 6 ст. 19 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации") производится в соответствии с п. 1 ст. 19 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации" из расчета должностного оклада судьи, доплат за квалификационный класс и выслугу лет, выплат по коэффициентам (районным, за работу в высокогорных районах, пустынных и безводных местностях), надбавок за работу в местностях с неблагоприятными климатическими условиями.

Выплаты по коэффициентам и надбавкам при исчислении размера пожизненного содержания осуществляются при условии проживания судьи в местности, где такие коэффициенты предусмотрены.

Основным показателем при исчислении размера выходного пособия судьям, ушедшим или удаленным в отставку, единовременного пособия членам их семей является стаж работы в должности судьи или на других должностях, учитываемых при определении права на выходное пособие.

Размер выходного пособия судьям, ушедшим или удаленным в отставку, единовременного пособия членам их семей подсчитывается по правилам, установленным в Инструкции о порядке выплаты выходного пособия судьям федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов и мировым судьям, ушедшим или удаленным в отставку, единовременного пособия членам их семей, утвержденной Верховным Судом РФ 07.10.2008, Высшим Арбитражным Судом РФ 09.09.2008, Судебным департаментом при Верховном Суде РФ 29.07.2008.

При определении размера выходного пособия, единовременного пособия в заработную плату (денежное содержание) судьи включаются:

должностной оклад судьи на момент ухода его в отставку (для военных судей и оклад по воинскому званию);

доплата за квалификационный класс;

доплата за выслугу лет;

50-процентная доплата к должностному окладу за особые условия труда;

надбавка за ученую степень или ученое звание, почетное звание "Заслуженный юрист Российской Федерации";

надбавка к должностному окладу за сложность, напряженность, высокие достижения в труде и специальный режим работы в размере, установленном на день ухода в отставку или момент прекращения полномочий судьи по основаниям, предусмотренным подпунктом 10 пункта 1 статьи 14 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации";

премии (размер премии определяется в пределах трех месячных фондов заработной платы в год; один месячный фонд заработной платы включает в себя перечисленные выше составляющие);

выплаты по районным коэффициентам к заработной плате, установленным в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока;

выплаты по коэффициентам за работу в высокогорных районах, пустынных и безводных местностях;

выплаты по процентным надбавкам за работу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока.

Представляет интерес дело судьи С., который обратился в суд с иском к Судебному департаменту при Верховном Суде РФ, Управлению Судебного департамента при Верховном Суде РФ в Саратовской области о перерасчете выходного пособия, рассмотренное в порядке надзора Президиумом Верховного Суда РФ 1 августа 2007 г.

С. обратился в суд с иском к Судебному департаменту при Верховном Суде РФ, Управлению Судебного департамента при Верховном Суде РФ в Саратовской области о перерасчете выходного пособия.

В обоснование своих требований С. указывал на то, что в декабре 1965 г. он был избран судьей в Сахалинской области, где проработал до января 1980 г., затем был избран судьей Саратовского областного суда, а с 21 июня 1982 г. - председателем Энгельсского городского суда Саратовской области, где проработал до ухода в отставку 1 октября 2004 г. Стаж его судебной работы составляет 46 лет.

Приказом начальника Управления Судебного департамента при Верховном Суде РФ в Саратовской области от 28 сентября 2004 г. N 238 л/с ему назначено выходное пособие за 46 лет работы в качестве судьи. Исчисление судебного стажа было произведено с учетом льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера.

Письмом N СД-12/2462 начальника Управления социальной защиты судей и государственных служащих Судебного департамента при Верховном Суде РФ дано указание начальнику Управления Судебного департамента при Верховном Суде РФ в Саратовской области об исчислении стажа для расчета выходного пособия С. исходя из 39 полных лет.

Приказом начальника Управления Судебного департамента при Верховном Суде РФ в Саратовской области от 10 ноября 2004 г. N 284 л/с ему установлена выплата выходного пособия без применения указанных льгот, исходя из стажа судебной работы 39 лет.

Полагая данный Приказ не соответствующим п. 2, 3 ст. 15 Закона о статусе судей, С. просил суд обязать Судебный департамент при Верховном Суде РФ и Управление Судебного департамента в Саратовской области произвести расчет выходного пособия исходя из 46 лет судебного стажа.

Решением Октябрьского районного суда г. Саратова от 2 февраля 2006 г. признан не соответствующим требованиям п. 2, 3 ст. 15 Закона о статусе судей Приказ N 284 л/с от 10 ноября 2004 г. начальника Управления Судебного департамента при Верховном Суде РФ в Саратовской области о выплате С. выходного пособия в размере 39 месячных заработных плат. На Судебный департамент при Верховном Суде РФ и Управление Судебного департамента при Верховном Суде РФ в Саратовской области возложена обязанность произвести С. расчет выходного пособия при уходе в отставку судьи по состоянию на 1 октября 2004 г. исходя из стажа работы - 46 лет.

В кассационном порядке решение не обжаловалось.

В представлении заместителя Председателя Верховного Суда РФ В.М. Жуйкова от 20 июня 2007 г., внесенном в Президиум Верховного Суда РФ в порядке, предусмотренном ст. 389 ГПК РФ, в целях обеспечения единства судебной практики и законности поставлен вопрос об отмене решения Октябрьского районного суда г. Саратова от 2 февраля 2006 г.

Проверив материалы дела, обсудив доводы представления, Президиум Верховного Суда РФ нашел решение Октябрьского районного суда г. Саратова от 2 февраля 2006 г. подлежащим отмене по следующим основаниям.

В соответствии с п. 2 ст. 15 Закона о статусе судей каждый судья имеет право на отставку по собственному желанию независимо от возраста. Судья считается ушедшим или удаленным в отставку, если его полномочия прекращены по основаниям, предусмотренным подп. 1, 2, 4, 5, 9 и 11 п. 1 ст. 14 Закона о статусе судей.

Время работы в должности судьи в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях засчитывается в стаж работы судьи в полуторном размере (абзац введен Федеральным законом от 21 июня 1995 г. N 91-ФЗ).

Согласно п. 3 ст. 15 названного выше Закона Российской Федерации ушедшему или удаленному в отставку судье выплачивается выходное пособие из расчета месячной заработной платы по последней должности за каждый полный год работы судьей, но не менее шестикратного размера месячной заработной платы по оставляемой должности. При этом судье, ранее уходившему или удалявшемуся в отставку, учитывается лишь время работы судьей, прошедшее с момента прекращения последней отставки.

Разрешая спор, суд пришел к выводу о том, что при определении судебного стажа для выплаты выходного пособия время работы С. судьей в Сахалинской области должно исчисляться в полуторном размере.

При этом суд указал, что норма, изложенная в абз. 2 п. 2 ст. 15 Закона о статусе судей, распространяется на все случаи исчисления стажа судебной работы, в том числе и для определения размера выходного пособия, поскольку какой-либо оговорки, ограничивающей ее действие, не содержит.

Данные выводы суда основаны на неправильном толковании норм материального права и являются ошибочными.

Так, Закон о статусе судей, определяя статус судьи в отставке, в том числе обусловленные этим статусом гарантии предоставления материального (социального) обеспечения, устанавливает, что пребывающему в отставке судье, имеющему стаж работы в должности судьи не менее 20 лет, выплачивается по его выбору пенсия на общих основаниях или не облагаемое налогом ежемесячное пожизненное содержание в размере восьмидесяти процентов заработной платы работающего по соответствующей должности судьи, а имеющему стаж работы в должности судьи менее 20 лет и достигшему возраста 55 (для женщин - 50) лет размер ежемесячного пожизненного содержания исчисляется пропорционально количеству полных лет, отработанных в должности судьи; судья, достигший возраста 60 лет (женщины - 55 лет), при стаже работы по юридической профессии не менее 25 лет, в том числе не менее 10 лет работы судьей, вправе, уйдя в отставку, получать ежемесячное пожизненное содержание в полном размере; пребывающие в отставке судьи, ставшие инвалидами вследствие военной травмы, имеют право на получение ежемесячного пожизненного содержания и пенсии по инвалидности (п. 5 ст. 15, абз. 2 п. 1 ст. 19).

При этом одним из условий назначения ежемесячного пожизненного содержания является длительное осуществление соответствующей профессиональной деятельности (наличие стажа работы).

Абзацем 2 п. 2 ст. 15 Закона о статусе судей установлено, что время работы в должности судьи в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях засчитывается в стаж работы судьи в полуторном размере (абзац введен Федеральным законом от 21 июня 1995 г. N 91-ФЗ).

Вместе с тем порядок выплаты выходного пособия судье при выходе в отставку регулируется п. 3 ст. 15 Закона о статусе судей.

Пункт 3 указанной статьи, являясь специальной нормой, устанавливающей гарантию судьям, обусловленную прекращением их полномочий, не предусмотрел особые правила исчисления времени работы судьи в рассматриваемых районах и местностях для назначения выходного пособия.

В случаях, когда законодателем предусмотрены какие-либо льготы или компенсации, то им специально в законе делается указание на это. Так, абз. 3 п. 1 ст. 19 вышеназванного Закона предусмотрено, что судьям, проработавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет и ушедших (удаленных) в отставку, гарантировано право на ежемесячное пожизненное содержание с учетом районного коэффициента к заработной плате независимо от их места жительства и времени обращения за указанным содержанием; в абз. 2 п. 2 ст. 19 того же Закона указано, что судьям, работающим в районах Крайнего Севера, ежегодные оплачиваемые отпуска предоставляются продолжительностью 51 рабочий день, а в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и в местностях с тяжелыми и неблагоприятными климатическими условиями, где установлены коэффициенты к заработной плате, - 45 рабочих дней.

Кроме того, в силу п. 6 Постановления Верховного Совета РФ от 20 мая 1993 г. N 4994-1 "О некоторых вопросах, связанных с применением Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" исчисление размера выходного и единовременного пособия и пожизненного содержания (п. 3, 5 ст. 15, п. 6 ст. 19 Закона о статусе судей) производится в соответствии с п. 1 ст. 19 Закона о статусе судей из расчета должностного оклада судьи, доплат за квалификационный класс и выслугу лет, выплат по коэффициентам (районным, за работу в высокогорных районах, пустынных и безводных местностях), надбавок за работу в местностях с неблагоприятными климатическими условиями.

Выплаты по коэффициентам и надбавкам при исчислении размера пожизненного содержания осуществляются при условии проживания судьи в местности, где такие коэффициенты предусмотрены.

Из вышеизложенного следует, что при исчислении выходного пособия в расчет месячной заработной платы включаются районный коэффициент и процентная надбавка за работу в районах Крайнего Севера.

Исчисление выходного пособия с учетом процентной надбавки за работу в районе Крайнего Севера и стажа работы в указанных районах в полуторном размере является двойным начислением выплаты за работу в районе Крайнего Севера и приравненным к ним местностях.

Учитывая изложенное, а также то обстоятельство, что выходное пособие судье в соответствии с п. 3 ст. 15 Закона РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-1 определяется исходя из количества полных лет, отработанных судьей, нельзя признать правильным вывод суда о льготном исчислении стажа работы судьи в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для назначения выходного пособия.

Таким образом, суд первой инстанции допустил существенное нарушение норм материального права, что в соответствии со ст. 387 ГПК РФ является основанием для отмены судебного постановления.

Между тем правильное и единообразное толкование норм материального права имеет существенное значение при разрешении аналогичных споров в судах и обеспечивает формирование единства судебной практики по данной категории дел.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 390 ГПК РФ по делу допустимо вынесение нового решения об отказе С. в удовлетворении его требований.

В то же время отмена указанного судебного постановления не влечет его исполнения, поскольку в силу абз. 2 ч. 3 ст. 445 ГПК РФ в случае отмены в порядке надзора решений суда по делам о взыскании денежных сумм по требованиям, вытекающим из трудовых отношений, поворот решения допускается, если отмененное решение суда было основано на сообщенных истцом ложных сведениях или представленных им подложных документах.

Руководствуясь ст. 387, 388, п. 5 ч. 1 ст. 390 ГПК РФ, Президиум Верховного Суда РФ постановил решение Октябрьского районного суда г. Саратова от 2 февраля 2006 г. отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований С. отказать <130>.

--------------------------------

<130> Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 1 августа 2007 г. N 15пв07: "В удовлетворении искового требования о перерасчете выходного пособия отказано, поскольку при исчислении выходного пособия в расчет месячной заработной платы включаются районный коэффициент и процентная надбавка за работу в районах Крайнего Севера".

 

Судьям, которым не присвоен квалификационный класс, пособие выплачивается из расчета должностного оклада и доплаты за выслугу лет (ч. 3 п. 7 Постановления Верховного Совета РФ от 20.05.1993 N 4994-1 "О некоторых вопросах, связанных с применением Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации").

 

3.2. Ежемесячное пожизненное содержание

 

Независимость судьи, закрепленная в ст. 120 Конституции РФ, обеспечивается в том числе правом судьи на отставку, а также предоставлением гражданину в старости за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего высокому статусу занимаемой им ранее государственной должности.

Эта гарантия конституционного статуса судьи включает и право на ежемесячное пожизненное содержание судьи в отставке.

Как отмечал неоднократно в своих судебных актах Конституционный Суд Российской Федерации, статус судьи в Российской Федерации определяется Конституцией Российской Федерации, с тем чтобы гарантировать осуществление правосудия независимым и беспристрастным судом; в этих целях провозглашается несменяемость и неприкосновенность судей, а также предусматривается их надлежащее материальное содержание (ст. 119, 120, 121, 122 и 124 Конституции Российской Федерации). Конституционный статус судьи является не личной привилегией, а средством, призван обеспечивать каждому действительную защиту его прав и свобод правосудием (ст. 18 Конституции Российской Федерации). Тем самым статус судьи служит гарантией общего конституционного статуса личности и в качестве таковой подлежит конституционно-правовой защите, уровень которой не должен снижаться по отношению к уже достигнутому. Это вытекает из требований ст. 55 (ч. 1 и 2) Конституции РФ о недопустимости отмены или умаления провозглашенных Конституцией РФ прав и свобод и прямо закреплено в Федеральном конституционном законе "О судебной системе Российской Федерации", согласно ч. 4 ст. 5 которого во взаимосвязи со ст. 11 в Российской Федерации не могут издаваться законы и иные нормативные правовые акты, отменяющие или умаляющие самостоятельность судов, независимость судей, в том числе гарантии их материального обеспечения.

Конституционный статус судьи включает и предоставление ему в будущем особого статуса судьи в отставке, что также служит гарантией надлежащего осуществления правосудия, дает основания для предъявления к судьям высоких требований и позволяет сохранять доверие к их компетентности, независимости и беспристрастности. Из этого исходит и Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", положения которого во взаимосвязи с нормами Конституции РФ и Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" являются базовыми и, следовательно, исключают в ходе их последующей конкретизации и развития ограничение законодательных гарантий статуса судьи или снижение их уровня. Аналогичная рекомендация содержится в отражающей современные тенденции Европейской хартии о законодательном регулировании статуса судей (1998 г.), согласно п. 1.2 которой основные принципы статуса судей должны излагаться во внутригосударственных нормах высшего уровня, с тем чтобы ими определялось все содержание законодательства в данной области.

Исходя из специфики публично-правового - конституционного - статуса судьи, рода и характера его деятельности, право судьи, пребывающего в отставке, на ежемесячное пожизненное содержание представляет собой гарантию независимости действующих судей, поскольку служит обеспечению их надлежащего материального содержания при уходе в отставку.

 

3.2.1. Правовые режимы отставки судьи

 

В Конституции РФ (ст. 119) сформулированы требования к судьям и отмечено, что федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации. При этом статус судьи в отставке Конституцией РФ не определен, так же как и федеральными конституционными законами о судебной власти.

В соответствии с ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" "судьями являются лица, наделенные в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе" (п. 1 ст. 11).

Этим определением Федеральный конституционный закон провел четкую грань между лицами, наделенными полномочиями осуществлять правосудие и исполняющими свои обязанности на профессиональной основе (судьями), и иными гражданами, в том числе и теми, которые ранее осуществляли судейские полномочия.

Единственное положение, касающееся судей в отставке, содержится в п. 2 ст. 11 ФКЗ о судебной системе, в соответствии с которым "судья, имеющий стаж работы в качестве судьи не менее десяти лет и находящийся в отставке, считается почетным судьей. Он может быть привлечен к осуществлению правосудия в качестве судьи в порядке, установленном федеральным законом".

Этой нормой законодатель определил возможность упрощенного привлечения к осуществлению правосудия граждан, уже однажды прошедших процедуру назначения на судейскую должность и имеющих опыт работы в этом качестве, но не определил понятие судьи в отставке.

В зависимости от основания прекращения деятельности судьи по осуществлению правосудия законодательство различает два понятия - прекращение полномочий судьи и отставка судьи и "помещает" гражданина, ранее бывшего судьей, в разные правовые режимы.

Полномочия судьи прекращаются по следующим основаниям:

- письменное заявление судьи об отставке (пп. 1 п. 1 ст. 14 Закона о статусе судей);

- неспособность по состоянию здоровья или по иным уважительным причинам осуществлять полномочия судьи (пп. 2 п. 1 ст. 14 Закона о статусе судей);

- письменное заявление судьи о прекращении его полномочий в связи с переходом на другую работу или по иным причинам (пп. 3 п. 1 ст. 14 Закона о статусе судей);

- достижение судьей предельного возраста пребывания в должности судьи или истечение срока полномочий судьи, если они были ограничены определенным сроком (пп. 4 п. 1 ст. 14 Закона о статусе судей);

- прекращение гражданства Российской Федерации, приобретение гражданства иностранного государства либо получение вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства (пп. 6 п. 1 ст. 14);

- занятие деятельностью, не совместимой с должностью судьи (пп. 7 п. 1 ст. 14);

- избрание судьи Президентом Российской Федерации, депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представительного органа муниципального образования, а также главой муниципального образования или выборным должностным лицом местного самоуправления (пп. 7.1 п. 1 ст. 14);

- вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении судьи либо судебного решения о применении к нему принудительных мер медицинского характера (пп. 8 п. 1 ст. 14);

- вступление в законную силу решения суда об ограничении дееспособности судьи либо о признании его недееспособным (пп. 9 п. 1 ст. 14 Закона о статусе судей);

- смерть судьи или вступление в законную силу решения суда об объявлении его умершим (пп. 10 п. 1 ст. 14);

- отказ судьи от перевода в другой суд в связи с упразднением или реорганизацией суда, а также, если судья оказывается состоящим в близком родстве или свойстве (супруг (супруга), родители, дети, родные братья и сестры, дедушки, бабушки, внуки, а также родители, дети, родные братья и сестры супругов) с председателем или заместителем председателя того же суда (пп. 11 п. 1 ст. 14 Закона о статусе судей).

Кроме оснований прекращения полномочий судьи, установленных в п. 1 ст. 14 Закона о статусе судей, законодатель определил, что в Российской Федерации не может быть судьей лицо, имеющее гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства (пп. 3 п. 1 ст. 4 Закона о статусе судей). Следовательно, получение гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства вне зависимости от того, была ли на это направлена воля судьи, признается законодателем несовместимым с продолжением исполнения судейских полномочий и является самостоятельным основанием прекращения судейских полномочий.

Основания прекращения полномочий судьи можно разделить на три группы: 1. Свободное волеизъявление судьи, направленное на прекращение судейских полномочий; 2. Прекращение судейских полномочий в связи с совершением судьей определенных действий, несовместимых с сохранением судейских полномочий; 3. Прекращение судейских полномочий в связи с наступлением не зависящих от волеизъявления судьи юридических фактов, признаваемых законом в качестве несовместимых с сохранением судейских полномочий.

В каждой из этих групп оснований есть основания, признаваемые законом в качестве оснований отставки судьи.

Отставкой судьи признается почетный уход или почетное удаление судьи с должности (п. 1 ст. 15 Закона РФ о статусе судей). Судья считается ушедшим или удаленным в отставку, если его полномочия прекращены по основаниям, предусмотренным пп. 1, 2, 4, 9 и 11 п. 1 ст. 14 Закона о статусе судей (п. 2 ст. 15 Закона РФ о статусе судей). При этом каждый судья имеет право на отставку по собственному желанию независимо от возраста. За лицом, пребывающим в отставке, сохраняются звание судьи, гарантии личной неприкосновенности и принадлежность к судейскому сообществу.

В свою очередь, следует различать три группы оснований прекращения полномочий судьи, определяемых как отставка судьи, с которыми связывается обязанность государства предоставить судье при достижении им определенного возраста социально-правовое обеспечение в установленном размере и объеме. Соответственно, эта обязанность государства корреспондирует с правом судьи при достижении определенного возраста получать соответствующее социально-правовое обеспечение.

Date: 2016-02-19; view: 2392; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию