Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Режим, в который законодательство помещает судью в отставке, имеющего на момент отставки стаж работы в должности судьи 5 лет и более
Переход временной границы судейского стажа в 5 лет означает для судьи в отставке применение особого порядка исчисления стажа, дающего право на отставку и получение всех видов выплат и льгот. Как установлено ст. 7 ФЗ о дополнительных гарантиях, если стаж работы в должности судьи составляет не менее 5 лет, то в стаж работы в качестве судьи Российской Федерации при исчислении стажа, дающего право на отставку и получение всех видов выплат и льгот, включается время работы в судах и органах юстиции как на должности судьи, так и на должностях, указанных в п. 5 ст. 4 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации", за исключением случаев досрочного прекращения полномочий судьи по основаниям, предусмотренным пп. 2 и 9 п. 1 ст. 14 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации". Это означает значительное увеличение "нормативного" судейского стажа при исчислении размера всех видов выплат и льгот. При этом обращает на себя внимание тонкость сочетания совокупности положений ст. 7 ФЗ о дополнительных гарантиях с некоторыми положениями Закона о статусе судей. Стаж работы на должностях, указанных в п. 5 ст. 4 Закона о статусе судей, суммируется с пятилетним стажем работы в должности судьи в силу ст. 7 ФЗ о дополнительных гарантиях только в случае, если работа на этих должностях осуществлялась в судах и органах юстиции. Следовательно, в общем случае стаж работы на должностях, указанных в п. 5 ст. 4 Закона о статусе судей, включаемый в стаж работы по юридической специальности (кроме работы на должностях государственной службы), не суммируется с пятилетним стажем работы в должности судьи в смысле ст. 7 ФЗ о дополнительных гарантиях. В судах и органах юстиции просто отсутствуют все должности, перечисленные в п. 5 ст. 4 Закона о статусе судей, кроме должностей государственной службы. В то же время стаж работы на должностях государственной службы засчитывается в стаж работы по юридической специальности для определения права на занятие должности судьи независимо от того, в каком именно органе государственной власти она осуществляется. Такое неравенство учета стажа на должностях государственной службы в свое время было оспорено в Конституционном Суде Российской Федерации. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин В.В. Воронин, с 16 октября 1997 года занимающий должность судьи Промышленного районного суда города Оренбурга, оспорил конституционность абзаца второго пункта 1 статьи 19 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года "О статусе судей в Российской Федерации" и статьи 7 Федерального закона от 10 января 1996 года "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации". По мнению заявителя, включение на основании оспариваемых норм в стаж работы в качестве судьи Российской Федерации периодов работы только в тех должностях, которые в них предусмотрены, ограничивает право судьи, работавшего по юридической специальности в государственных органах, на зачет указанной работы в стаж, необходимый для назначения ему ежемесячного пожизненного содержания, в связи с чем указанные нормы противоречат положениям статей 2, 15 (части 1 и 2), 19, 37 (часть 3), 45 (часть 1), 55 (часть 3) и 71 (пункт "в") Конституции Российской Федерации, а также Федеральному закону от 27 июля 2004 года "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и Указу Президента Российской Федерации от 17 декабря 2002 года "Об утверждении Перечня должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих". Как следует из представленных материалов (протокол заседания комиссии по назначению ежемесячного пожизненного содержания Управления Судебного департамента в Оренбургской области от 5 августа 2005 года N 10), в стаж работы, дающий право судьям на предусмотренную статьей 3 Федерального закона "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации" ежемесячную надбавку к заработной плате в размере 50 процентов ежемесячного пожизненного содержания, которое могло быть им начислено при выходе в отставку, В.В. Воронину не были включены периоды его предыдущей службы на должностях оперативно-начальствующего состава органов внутренних дел и работы в качестве главного специалиста избирательной комиссии Оренбургской области. Конституционный Суд РФ, рассмотрев по требованию гражданина В.В. Воронина вопрос о возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, в частности утверждение заявителя о нарушении оспариваемыми положениями равенства государственных служащих, отметил, что правовой статус судьи отличается от статуса государственного служащего, пенсионное обеспечение судей и государственных служащих осуществляется на основе различных принципов и урегулировано разными законами. Установление на законодательном уровне видов работ по юридической профессии, подлежащих включению в стаж работы для приобретения права на ежемесячное пожизненное содержание, не означает нарушение принципа равенства, поскольку учитывает специфику деятельности по осуществлению правосудия и ее отличие от профессиональной деятельности государственных служащих <135>. -------------------------------- <135> Определение Конституционного Суда РФ от 20.12.2005 N 465-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Воронина Владимира Викторовича на нарушение его конституционных прав положениями статьи 19 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и статьи 7 Федерального закона "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации".
Группа судей, имеющих на момент отставки стаж работы в должности судьи 5 лет и более, при общем правиле по исчислению стажа, дающего право на отставку и получение всех видов выплат и льгот, установленном ст. 7 Федерального закона от 10.01.1996 N 6-ФЗ "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации", в свою очередь, делиться на четыре категории: а) судьи, на момент отставки которых стаж работы в должности судьи составляет 5 лет и более, не достигшие на момент отставки возраста 55 (мужчины) и 50 лет (женщины). Эта категория судей в отставке имеет "отложенное" право получать ежемесячное пожизненное содержание, размер которого будет исчисляться с учетом особенностей, указанных в ст. 7 ФЗ о дополнительных гарантиях. За судьей, пребывающим в отставке, сохраняются звание судьи, гарантии личной неприкосновенности и принадлежность к судейскому сообществу, на него действует весь объем ограничений гражданских прав, предусмотренный законодательством о статусе судей. Пребывая в этом правовом режиме, судья в отставке рискует в случае нарушения им установленных правил пребывания в отставке лишиться этого "отложенного" права на ежемесячное пожизненное содержание. На середину 2011 года насчитывалось около 600 судей, отработавших в должности судьи в судах общей юрисдикции свыше 5 лет, пребывающих в отставке и не получающих ежемесячного пожизненного содержания; б) судьи, на момент отставки которых стаж работы в должности судьи составляет 5 лет и более, достигшие возраста 55 (мужчины) и 50 лет (женщины). Эта категория судей в отставке имеет право получать ежемесячное пожизненное содержание, размер которого исчисляется пропорционально количеству полных лет, отработанных как на должности судьи, так и на должностях, указанных в п. 5 ст. 4 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации", с учетом особенностей исчисления стажа, установленных ст. 7 ФЗ о дополнительных гарантиях. За судьей, пребывающим в отставке, сохраняется звание судьи, гарантии личной неприкосновенности и принадлежность к судейскому сообществу, на него действует весь объем ограничений гражданских прав, предусмотренный законодательством о статусе судей; в) судьи, имеющие на момент отставки стаж работы в должности судьи не менее 20 лет. Пребывающему в отставке судье, имеющему стаж работы в должности судьи не менее 20 лет, независимо от возраста выплачивается по его выбору пенсия на общих основаниях или не облагаемое налогом ежемесячное пожизненное содержание в размере восьмидесяти процентов заработной платы работающего по соответствующей должности судьи. Ежемесячное пожизненное содержание увеличивается из расчета за каждый год стажа работы в должности судьи свыше 20 лет - один процент указанного содержания, но всего не более 85 процентов заработной платы занимающего соответствующую должность судьи; г) особую, группу составляют судьи, достигшие на момент отставки возраста 60 лет (женщины - 55 лет), при стаже работы по юридической профессии не менее 25 лет и имеющие стаж работы в должности судьи 10 лет и более. Эта категория судей вправе, уйдя в отставку, получать ежемесячное пожизненное содержание в полном размере. Однако правила льготного подсчета стажа для определения размера ежемесячного пожизненного содержания, установленные ст. 7 ФЗ о дополнительных гарантиях, на практике для этой категории судей не применяются. Основанием для этого на практике считается Обзор деятельности комиссии по рассмотрению возникших спорных ситуаций при назначении ежемесячного пожизненного содержания судьям, содержащийся в письме Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 09.08.2005 N СД-НК/2090. В этом Обзоре позиция 6 изложена следующим образом. Цитирую дословно: "6. Назначение ежемесячного пожизненного содержания судьям, пребывающим в отставке, ежемесячной надбавки к заработной плате в размере 50% ежемесячного пожизненного содержания судьям, имеющим право на получение ежемесячного пожизненного содержания, которое могло быть ему назначено при выходе в отставку, на основании статьи 19 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации". В соответствии с вышеуказанной правовой нормой судья, достигший возраста 60 лет (для мужчин), при стаже по юридической профессии не менее 25 лет, в том числе не менее 10 лет работы судьей, вправе, уйдя в отставку, получать ежемесячное пожизненное содержание в полном размере. На заседаниях Комиссии были рассмотрены обращения судей о даче разъяснения о включении в 10-летний стаж работы судьей в соответствии с вышеназванной нормой закона периодов работы, включаемых в стаж работы в качестве судьи в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 10.01.1996 N 6-ФЗ "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации". Члены Комиссии пришли к единому мнению о том, что ежемесячное пожизненное содержание судьям, пребывающим в отставке, ежемесячная надбавка к заработной плате в размере 50% ежемесячного пожизненного содержания судьям, имеющим право на назначение ежемесячного пожизненного содержания в полном размере по основаниям, предусмотренным пунктом 1 ст. 19 вышеуказанного Закона, которое могло быть им начислено при выходе в отставку, но продолжающим работать, могут быть назначены только при наличии 10-летнего стажа работы непосредственно судьей. Периоды работы в качестве судьи в соответствии со ст. 7 Федерального закона "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации" могут быть включены только при назначении ежемесячного пожизненного содержания в соответствии с п. 5 ст. 15 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации".
3.2.2 Правовая природа ежемесячного пожизненного содержания судьи
Право судьи на получение при уходе в отставку не облагаемого налогом ежемесячного пожизненного содержания является одним из серьезнейших в комплексе мер по социально-правовой защите судей в старости. Вопрос о правовой природе ежемесячного пожизненного содержания судей, пребывающих в отставке, был предметом неоднократного рассмотрения Конституционным Судом Российской Федерации. В Определении Конституционного Суда РФ от 02.11.2006 N 492-О Конституционный Суд Российской Федерации отметил следующее: "Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", определяя статус судьи в отставке, в том числе обусловленные этим статусом гарантии предоставления материального (социального) обеспечения, устанавливает, что пребывающему в отставке судье, имеющему стаж работы в должности судьи не менее 20 лет, выплачивается по его выбору пенсия на общих основаниях или не облагаемое налогом ежемесячное пожизненное содержание в размере восьмидесяти процентов заработной платы работающего по соответствующей должности судьи, а имеющему стаж работы в должности судьи менее 20 лет и достигшему возраста 55 (для женщин - 50) лет размер ежемесячного пожизненного содержания исчисляется пропорционально количеству полных лет, отработанных в должности судьи; судья, достигший возраста 60 лет (женщины - 55 лет), при стаже работы по юридической профессии не менее 25 лет, в том числе не менее 10 лет работы судьей, вправе, уйдя в отставку, получать ежемесячное пожизненное содержание в полном размере; пребывающие в отставке судьи, ставшие инвалидами вследствие военной травмы, имеют право на получение ежемесячного пожизненного содержания и пенсии по инвалидности (пункт 5 статьи 15, абзац второй пункта 1 статьи 19). Из приведенных законоположений следует, что ежемесячное пожизненное содержание выплачивается взамен пенсии, предоставляемой на общих основаниях, в том числе трудовой пенсии, и назначение его судье в отставке исключает одновременное получение им каких-либо видов пенсии, кроме пенсии по инвалидности вследствие военной травмы. При этом одним из условий назначения ежемесячного пожизненного содержания является длительное осуществление соответствующей профессиональной деятельности (наличие стажа работы), т.е. выполнение такого же требования, какое предусмотрено законодателем в качестве условия приобретения отдельными категориями граждан права на пенсионное обеспечение. Выплата ежемесячного пожизненного содержания судьям в отставке, так же как и выплата гражданам пенсий по государственному пенсионному обеспечению, производится за счет средств, выделяемых из федерального бюджета. Таким образом, ежемесячное пожизненное содержание, назначаемое судье, пребывающему в отставке, по сути, является выплатой, аналогичной пенсии, разновидностью государственного социального (пенсионного) обеспечения" <136>. -------------------------------- <136> Определение Конституционного Суда РФ от 02.11.2006 N 492-О "По запросу Советского районного суда города Рязани о проверке конституционности положений подпункта 2 пункта 1 статьи 6, пункта 1 статьи 7, абзаца четвертого пункта 1 статьи 11 и пункта 2 статьи 14 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
При этом Конституционный Суд РФ указал, что "различия в условиях приобретения отдельными категориями граждан права на пенсию и реализации пенсионных прав допустимы, если они объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им; в сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить не имеющие объективного и разумного оправдания различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях) <137>. -------------------------------- <137> Там же.
В Определении Конституционного Суда РФ от 15.11.2001 N 243-О Конституционный Суд прямо указывает на существование социального обеспечения в двух формах - в виде государственной пенсии либо в виде ежемесячного пожизненного содержания судьи в отставке <138>. -------------------------------- <138> Определение Конституционного Суда РФ от 15.11.2001 N 243-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Павлова Алексея Ефимовича на нарушение его конституционных прав положениями статьи 19 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и статьи 7 Федерального закона "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации".
Правовая природа ежемесячного пожизненного содержания судей, вышедших в отставку, установлена и нормативно-правовыми актами Правительства РФ. В частности, Постановлением Правительства РФ от 20.08.2003 N 512, действующим в редакции от 01.12.2007 "О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи", ежемесячное пожизненное содержание судей, вышедших в отставку, отнесено к социальным выплатам из бюджета. В отношении правовой природы ежемесячного пожизненного содержания судей в отставке высказался и Совет судей Российской Федерации в документе под названием "Обобщение вопросов и ответов" подготовлено Советом судей РФ), текст которого был опубликован на сайте http://www.ssrf.ru по состоянию на 23.08.2012: "Судье, имеющему право на получение ежемесячного пожизненного содержания в полном размере, но не пребывающему в отставке, в соответствии с ст. 3 Федерального закона "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации" выплачивается надбавка к заработной плате, а не необлагаемое налогом ежемесячное пожизненное содержание, которое, по существу, относится к государственному пенсионному обеспечению судей". Ежемесячное пожизненное содержание судьи в отставке, назначаемое в соответствии с законодательством о судебной власти, являясь одним из видов социальных выплат из федерального бюджета, принципиально отличается от пенсионного обеспечения граждан, достигших пенсионного возраста, назначаемого на основании пенсионного законодательства. Во-первых, ежемесячное пожизненное содержание судьи является расходным обязательством федерального бюджета и выплачивается из средств федерального бюджета и в этой части является, как указал Конституционный Суд Российской Федерации, выплатой, аналогичной пенсии, разновидностью государственного социального (пенсионного) обеспечения, в то время как пенсионное обеспечение граждан является расходным обязательством Пенсионного фонда и осуществляется из средств этого фонда. Во-вторых, право судьи в отставке на получение ежемесячного пожизненного содержания и размер ежемесячного пожизненного содержания обусловлены двумя юридическими фактами: наличием конкретной величины стажа работы, определенной законодательством и достижением определенного возраста.
3.2.3. Порядок назначения ежемесячного пожизненного содержания судье
Вопросы порядка назначения и выплаты ежемесячного пожизненного содержания судьям федеральных судов общей юрисдикции и федеральных арбитражных судов регулируются специальной Инструкцией <139>. -------------------------------- <139> Инструкция о порядке назначения и выплаты ежемесячного пожизненного содержания судьям федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов и мировым судьям. Утверждена Верховным Судом РФ (29 июля 2003 г.), Высшим Арбитражным Судом РФ, Судебным департаментом при Верховном Суде РФ (3 июля 2003 г.). Далее - Инструкция.
Основанием для рассмотрения вопроса о назначении ежемесячного пожизненного содержания является заявление лица, имеющего на это право. Время его подачи каким-либо сроком не ограничивается. Содержание заявления, порядок его подачи и рассмотрения подробно регламентированы Инструкцией. Следует иметь в виду, что ежемесячное пожизненное содержание назначается с даты подачи заявления. В системе судов общей юрисдикции заявление о назначении ежемесячного пожизненного содержания с приложением соответствующих, определенных указанной Инструкцией документов, подается по желанию судьи в управление (отдел) Судебного департамента в субъекте РФ по месту жительства или в суд по месту последней работы в должности судьи. Для рассмотрения заявлений о назначении ежемесячного пожизненного содержания при управлении (отделе) Судебного департамента в субъекте РФ или суде, имеющем свою бухгалтерию, создается постоянно действующая комиссия. Комиссия по назначению ежемесячного пожизненного содержания в 10-дневный срок проверяет обоснованность заявления о назначении пожизненного содержания, определяет его размер и принимает решение, которое вводится в действие в течение пяти дней приказом начальника управления (отдела) Судебного департамента в субъекте РФ или председателя суда. В случае несогласия получателя ежемесячного пожизненного содержания с приказом он может обжаловать его в суде в соответствии с действующим законодательством. При переезде получателя ежемесячного пожизненного содержания в другой субъект РФ все документы по его заявлению пересылаются в управление (отдел) Судебного департамента в субъекте Российской Федерации или соответствующий суд по новому месту жительства с оставлением по старому месту выплаты копий документов. Судьи арбитражных судов и бывшие государственные арбитры подают указанное заявление и необходимые документы в арбитражный суд по последнему месту работы или месту жительства, который направляет данное заявление с соответствующими документами в комиссию по назначению ежемесячного пожизненного содержания судьям при Высшем Арбитражном Суде РФ. Порядок работы комиссии и ее состав утверждаются Председателем Высшего Арбитражного Суда РФ. Документы, относящиеся к назначению и выплате пожизненного содержания, хранятся в Высшем Арбитражном Суде РФ. Судьи арбитражных судов и государственные арбитры, получающие пожизненное содержание, обо всех изменениях места жительства сообщают в Высший Арбитражный Суд РФ. Назначение ежемесячного пожизненного содержания судьям военных судов производится применительно к вышеизложенному порядку. Заявление о назначении ежемесячного пожизненного содержания рассматривается комиссией при Военной коллегии Верховного Суда РФ и комиссией Главного управления обеспечения деятельности военных судов Судебного департамента, решения которых вводятся в действие приказами Председателя Верховного Суда РФ и Генерального директора Судебного департамента соответственно. Инструкция устанавливает условия и порядок назначения ежемесячного пожизненного содержания, определения стажа работы при исчислении размера ежемесячного пожизненного содержания, определения размера ежемесячного пожизненного содержания, источники и порядок выплаты ежемесячного пожизненного содержания, основания и порядок прекращения выплаты ежемесячного пожизненного содержания, порядок рассмотрения споров о назначении ежемесячного пожизненного содержания. Право на получение ежемесячного пожизненного содержания имеют: судьи, ушедшие (удаленные) в отставку при стаже работы в должности судьи не менее 20 лет, - независимо от возраста; судьи, ушедшие (удаленные) в отставку при стаже работы в должности судьи менее 20 лет, - при достижении ими возраста 55 лет (для женщин - 50 лет); судьи, достигшие возраста 60 лет (женщины - 55 лет), при стаже работы по юридической профессии не менее 25 лет, в том числе не менее 10 лет судьей, вправе, уйдя в отставку, получать ежемесячное пожизненное содержание в полном размере. В стаж работы, учитываемый при исчислении размера ежемесячного пожизненного содержания, включается время работы как в должности судьи, так и в должностях по юридической профессии в государственных организациях, для замещения которых необходимо высшее юридическое образование, а также время работы адвокатом до назначения его на должность судьи. Кроме того, право на получение ежемесячного пожизненного содержания имеют: бывшие судьи, ушедшие на пенсию по возрасту с должности судьи либо по истечении срока полномочий, при стаже работы в качестве судьи не менее 20 лет - с 29 июля 1992 г; бывшие судьи, имеющие стаж работы в должности судьи не менее 10 лет и ушедшие с должности судьи в связи с истечением срока полномочий или на пенсию по основаниям, совместимым со статусом судьи, по достижении ими 50- или 55-летнего возраста (соответственно для женщин и мужчин), чему не препятствует и то, что до достижения указанного возраста ушедшие с судейской должности могли заниматься иной оплачиваемой деятельностью; бывшие судьи, переведенные с должности судьи на работу в государственные организации и ушедшие на пенсию с этой работы, а также лица, работавшие в должности государственного арбитра и ушедшие на пенсию с этой должности, - с 27 июня 1995 г. Представляет интерес дело судьи в отставке Ш., которая обратилась в суд с иском к Управлению Судебного департамента в Алтайском крае об обязании назначить пожизненное содержание в размере, исчисленном пропорционально количеству полных лет, отработанных в должности судьи. В обоснование своих требований Ш. ссылалась на то, что в период с 24 июля 2000 г. по 4 июня 2004 г. работала мировым судьей судебного участка N 2 г. Бийска, Приказом ответчика от 17 июня 2004 г. N 165-к исключена из штата мировых судей в связи с прекращением полномочий судьи на основании п. 1 ст. 14 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации". 3 марта 2004 г. по достижении возраста 55 лет ей назначена пенсия по старости. 4 мая 2007 г. она обратилась к ответчику с заявлением о назначении ежемесячного пожизненного содержания, в удовлетворении которого незаконно отказано со ссылкой на отсутствие стажа судебной работы не менее 10 лет. Истица полагала, что в соответствии с п. 5 ст. 15 названного Закона как судья, пребывающая в отставке и достигшая пенсионного возраста, имеет право на назначение вышеуказанной выплаты. Впоследствии истица требования уточнила по тем же основаниям, просила о признании права на выплату ежемесячного пожизненного содержания на основании п. 5 ст. 15 Закона о статусе судей, исчисленного пропорционально количеству полных лет, отработанных в должности судьи, обязании ответчика назначить указанное содержание. Решением Октябрьского районного суда г. Барнаула от 27 декабря 2007 г. в удовлетворении иска отказано. Определением Судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 26 марта 2008 г. решение оставлено без изменения. В надзорной жалобе Ш. в Верховный Суд РФ содержится просьба об отмене указанных судебных постановлений со ссылкой на то, что судом первой и кассационной инстанции была допущена существенная ошибка в применении и толковании норм материального права. 17 октября 2008 г. судьей Верховного Суда РФ настоящее гражданское дело истребовано в Верховный Суд РФ, и 12 января 2009 г. надзорная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ. Проверив материалы дела, обсудив доводы надзорной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ нашла состоявшиеся по делу судебные постановления подлежащими отмене по следующим основаниям. Как установлено судом и усматривается из материалов дела, Ш., 3 марта 1949 г. рождения, Постановлением Алтайского краевого Совета народных депутатов от 5 июля 2000 г. N 227 назначена мировым судьей судебного участка N 2 г. Бийска, Приказом Управления Судебного департамента в Алтайском крае от 2 июля 2000 года N 203-л с 24 июля 2000 г. зачислена в штат мировых судей Алтайского края, Постановлением Алтайского краевого Совета народных депутатов от 30 сентября 2003 г. - назначена на ту же должность на очередной пятилетний срок полномочий. Решением квалификационной коллегии судей Алтайского края от 4 июня 2004 г. полномочия истицы прекращены с 4 июня 2004 г. по ее письменному заявлению об отставке. Приказом Управления Судебного департамента в Алтайском крае от 17 июня 2004 г. N 165-л истица исключена из штата мировых судей Алтайского края. Решением комиссии по назначению судьям ежемесячного пожизненного содержания в полном размере и судьям, продолжающим работать, ежемесячной надбавки к заработной плате в размере 50% ежемесячного пожизненного содержания, которое могло быть им назначено при выходе в отставку, при Управлении Судебного департамента в Алтайской крае от 1 августа 2007 года Ш. отказано в назначении ежемесячного пожизненного содержания как не имеющей десятилетнего стажа судейской работы. Согласно ст. 9 Закона о статусе судей независимость судьи, закрепленная в ст. 120 Конституции РФ, обеспечивается в том числе правом судьи на отставку, а также предоставлением судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу. Эта гарантия конституционного статуса судьи включает и право на ежемесячное пожизненное содержание судьи в отставке, регулируемое п. 1 и 5 ст. 15 Закона, ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 21 июня 1995 г. "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О статусе судей в Российской Федерации". Постановлением Верховного Совета РФ от 20 мая 1993 г. "О некоторых вопросах, связанных с применением Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации" установлено, что выплата пожизненного содержания вместо пенсии судьям, находящимся на пенсии, может производиться при стаже судебной работы не менее 10 лет. При этом размер ежемесячного пожизненного содержания исчисляется пропорционально количеству полных лет, отработанных в должности судьи. Разрешая спор, суд, руководствуясь вышеприведенными нормами, пришел к выводу о том, что при отсутствии стажа работы в должности судьи не менее 10 лет истица права на назначение ей ежемесячного пожизненного содержания пропорционально числу отработанных лет в должности судьи не имеет, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных требований. При этом судебными инстанциями указано на то, что условие о необходимости стажа судебной работы не менее 10 лет для назначения ежемесячного пожизненного содержания установлено в Постановлении Конституционного Суда РФ от 19 февраля 2002 г. N 5-П по делу о проверке конституционности отдельных положений ст. 15 Закона РФ от 26 июня 1992 г. "О статусе судей в Российской Федерации", ст. 2 Федерального закона от 21 июня 1995 г. "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 10 января 1996 г. "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации". Однако Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ не может согласиться с выводами суда первой и кассационной инстанций, так как они основаны на неправильном толковании и применении норм материального права. Так, в силу абз. 1 п. 5 ст. 15 Закона о статусе судей пребывающему в отставке судье выплачивается пенсия на общих основаниях. Пребывающему в отставке судье, имеющему стаж работы в должности судьи не менее 20 лет, выплачивается по его выбору пенсия на общих основаниях или не облагаемое налогом ежемесячное пожизненное содержание в размере 80% заработной платы работающего по соответствующей должности судьи. Пребывающему в отставке судье, имеющему стаж работы в должности судьи менее 20 лет и достигшему возраста 55 (для женщин - 50) лет, размер ежемесячного пожизненного содержания исчисляется пропорционально количеству полных лет, отработанных в должности судьи. Положение вышеприведенной нормы не содержит требований о наличии 10-летнего стажа судебной работы, необходимого для назначения ежемесячного пожизненного содержания судьям, находящимся в отставке и на пенсии. Не содержит данных требований и п. 1.2.2 Инструкции о порядке назначения и выплаты ежемесячного пожизненного содержания судьям федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов и мировым судьям, утвержденной Председателем Верховного Суда РФ 29 июля 2003 г., Председателем Высшего Арбитражного Суда РФ 9 июля 2003 г., Генеральным директором Судебного департамента при Верховном Суде РФ 3 июля 2003 г. Пункт 1 Постановления Верховного Совета РФ от 20 мая 1993 г. N 4994-1 "О некоторых вопросах, связанных с применением Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" устанавливает, что выплата пожизненного содержания вместо пенсии судьям, находящимся на пенсии, может производиться при стаже судебной работы не менее 10 лет. Вместе с тем названная норма устанавливает порядок выплаты ежемесячного пожизненного содержания судьям, ушедшим на пенсию до принятия Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации". Поэтому выводы суда первой и кассационной инстанций о том, что в силу п. 1 Постановления Верховного Совета РФ от 20 мая 1993 г. N 4994-1 "О некоторых вопросах, связанных с применением Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" истица при отсутствии стажа работы в должности судьи не менее 10 лет права на назначение ей ежемесячного пожизненного содержания пропорционально числу отработанных лет в должности судьи не имеет, основаны на неправильном толковании норм материального права. Ссылка судов первой и второй инстанций на то, что за судьями, ушедшими с должности судьи в связи с истечением срока полномочий или на пенсию по основаниям, совместимым со статусом судьи, признается право на получение ежемесячного пожизненного содержания при наличии таких необходимых предпосылок, как достижение, в том числе после ухода с судейской должности, 50-летнего (для женщин) или 55-летнего (для мужчин) возраста, а также стаж работы в должности судьи не менее 10 лет, что соответствует правовой позиции Конституционного Суда РФ, приведенной в Постановлении от 19 февраля 2002 г. N 5-П, не может быть признана состоятельной. Заявителями по делу о проверке конституционности отдельных положений ст. 15 Закона о статусе судей, ст. 2 Федерального закона от 21 июня 1995 г. "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и ч. 1 ст. 7 ФЗ о дополнительных гарантиях, в частности, обратившимися с жалобами на нарушение конституционных прав и свобод ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 21 июня 1995 года "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и отдельными положениями ст. 15 Закона о статусе судей, были бывшие судьи, работавшие в должности судьи до принятия Закона о статусе судей (их полномочия были прекращены в 70 - 80-х годах в связи с истечением срока), не имеющие 20-летнего стажа работы в этой должности, ушедшие на пенсию не с должности судьи, которые до достижения ими 55 (для женщин - 50) лет, в том числе после ухода с должности судьи в связи с истечением срока полномочий или на пенсию по основаниям, совместимым со статусом судьи, могли заниматься любой оплачиваемой деятельностью, поскольку действовавшее в указанный период законодательство не предусматривало на этот счет каких-либо ограничений или запретов. Таким образом, в резолютивной части Постановления Конституционного Суда РФ от 19 февраля 2002 г. N 5-П речь идет о судьях, ушедших с должности судьи до принятия Закона о статусе судей, тогда как истица ушла в отставку в 2004 г. в соответствии с Законом о статусе судей. С учетом изложенного Судебная коллегия Верховного Суда РФ признала решение суда незаконным и подлежащим отмене. Соответственно, подлежит отмене и определение суда кассационной инстанции, поскольку им было оставлено без изменения решение суда первой инстанции, постановленное с существенным нарушением норм материального права. Судебная коллегия Верховного Суда РФ указала, что при новом рассмотрении суду следует учесть изложенное и в соответствии с заявленными истцом требованиями вынести законное и обоснованное решение. Руководствуясь ст. 387, 388 и 390 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ отменила решение Октябрьского районного суда г. Барнаула от 27 декабря 2007 г., Определение Судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 26 марта 2008 г. и направила дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции <140>. -------------------------------- <140> Определение Верховного Суда РФ от 19 февраля 2009 г. N 51-В08-19: дело по иску о признании права на ежемесячное пожизненное содержание, обязании назначить ежемесячное пожизненное содержание передано на новое рассмотрение в суд первой инстанции, так как положение п. 5 ст. 15 Закона о статусе судей не содержит требований о наличии 10-летнего стажа судебной работы, необходимого для назначения ежемесячного пожизненного содержания судьям, находящимся в отставке и на пенсии.
Не имеют права на получение вместо пенсии ежемесячного пожизненного содержания: бывшие судьи, отозванные с должности судьи в соответствии с действовавшим на тот момент законодательством; бывшие судьи, впоследствии осужденные за совершение умышленного преступления или совершившие проступки, которые применительно к судьям, пребывающим в отставке, повлекли бы ее прекращение.
3.2.4. Определение размера ежемесячного пожизненного содержания
В соответствии с Инструкцией о порядке назначения и выплаты ежемесячного пожизненного содержания судьям федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов и мировым судьям (утверждена Верховным Судом РФ (29 июля 2003 г.), Высшим Арбитражным Судом РФ Судебным департаментом при Верховном Суде РФ (3 июля 2003 г.)) при определении размера ежемесячного пожизненного содержания в заработную плату (денежное содержание) включаются: должностной оклад судьи на момент ухода его в отставку (для военных судей и оклад по воинскому званию), а при замене пенсии на ежемесячное пожизненное содержание - должностной оклад работающего судьи соответствующего уровня на день подачи заявления; доплата за квалификационный класс, если он присвоен; доплата за выслугу лет; 50-процентная доплата к должностному окладу за особые условия труда; надбавка за ученую степень или ученое звание, почетное звание "Заслуженный юрист Российской Федерации"; надбавка к должностному окладу за сложность, напряженность, высокие достижения в труде и специальный режим работы в размере, установленном на день ухода судьи в отставку; премии. Размер премии определяется в пределах трех месячных фондов заработной платы в год (один месячный фонд заработной платы включает в себя перечисленные выше составляющие); районные коэффициенты к заработной плате, установленные в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока; коэффициенты за работу в высокогорных районах; коэффициенты за работу в пустынных и безводных местностях; процентные надбавки за работу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока. Выплаты по коэффициентам и надбавкам осуществляются при условии проживания судьи в местностях, где такие коэффициенты предусмотрены. Судьям, проработавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет и ушедшим (удаленным) в отставку, ежемесячное пожизненное содержание назначается и выплачивается с учетом районного коэффициента к заработной плате независимо от их места жительства и времени обращения за указанным содержанием. Бывшим судьям, переведенным с должности судьи на работу в государственные организации и ушедшим на пенсию с этой работы, государственным арбитрам, ушедшим на пенсию с этой должности, ежемесячное пожизненное содержание выплачивается из расчета должностного оклада работающего судьи соответствующего уровня, доплат за квалификационный класс (если он был присвоен) и выслугу лет. Размер ежемесячного пожизненного содержания определяется однократно при уходе или удалении судьи в отставку, и последующие изменения характеризующих данных судьи не должны влечь за собой перерасчета назначения ежемесячного пожизненного содержания, за исключением случаев увеличения заработной платы (денежного содержания) судьи. Привлечение судьи, находящегося в отставке, к осуществлению правосудия на срок до одного года по ст. 7.1 Закона о статусе судей не влечет за собой перерасчета стажа его работы в должности судьи и размера выплачиваемого ему ежемесячного пожизненного содержания. Пребывающему в отставке судье, имеющему стаж работы в должности судьи не менее 20 лет, выплачивается по его выбору пенсия на общих основаниях или не облагаемое налогом ежемесячное пожизненное содержание в размере 80% заработной платы работающего по соответствующей должности судьи. Пребывающему в отставке судье, имеющему стаж работы в должности судьи менее 20 лет и достигшему возраста 55 (для женщин - 50) лет, размер ежемесячного пожизненного содержания исчисляется пропорционально количеству полных лет, отработанных в должности судьи. Пребывающему в отставке судье, имеющему стаж работы в этой должности более 20 лет, ежемесячное пожизненное содержание увеличивается из расчета за каждый год стажа работы свыше 20 лет - 1% указанного содержания, но всего не более 85% заработной платы занимающего соответствующую должность судьи. Пребывающие в отставке судьи, ставшие инвалидами вследствие военной травмы, имеют право на получение ежемесячного пожизненного содержания и пенсии по инвалидности. Следует отметить, что некоторые положения в части пенсионного обеспечения законодательством (Федеральный закон от 21.06.1995 N 91-ФЗ (в ред. от 09.11.2009) "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации") распространены на судей, переведенных на работу в государственные организации и ушедших на пенсию с этой работы, а также на лиц, работавших на должности государственного арбитра и ушедших на пенсию с этой должности. В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 19 февраля 2002 г. N 5-П судьи, имеющие стаж работы в должности судьи не менее 10 лет и ушедшие в отставку с должности судьи при истечении срока полномочий или на пенсию по основаниям, совместимым со статусом судьи, имеют право на получение ежемесячного пожизненного содержания при достижении ими 50- или 55-летнего возраста (соответственно для женщин и мужчин), чему не препятствует и то, что до момента достижения указанного возраста ушедший с судейской должности мог заниматься иной оплачиваемой деятельностью <141>. -------------------------------- <141> Постановление Конституционного Суда РФ от 19 февраля 2002 г. N 5-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений ст. 15 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 г. "О статусе судей в Российской Федерации", ст. 2 Федерального закона от 21 июня 1995 г. "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 10.01.1996 "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации" в связи с жалобами ряда граждан - судей и судей в отставке".
На практике возникает часто вопрос: что следует понимать под иной оплачиваемой работой? Любую оплачиваемую работу или только предусмотренную п. 3 ст. 3 Закона о статусе судей? Законодатель не дает прямого ответа на этот вопрос. Постановлением Верховного Совета РФ от 20 мая 1993 г. N 4994-1 "О некоторых вопросах, связанных с применением Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" установлены ограничения только для судей, уже получающих ежемесячное пожизненное содержание: "Бывшие судьи, получая ежемесячное пожизненное содержание, не имеют права одновременно получать пенсию или заниматься другой оплачиваемой работой, кроме перечисленной в пункте 3 статьи 3 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" (ч. 2 п. 7 Постановления). Это заставляло практиков-правоприменителей ориентироваться на Разъяснения Совета судей Российской Федерации, опубликованные в журнале "Российская юстиция" N 8 за 2003 год, который указал, что "на назначение ежемесячного пожизненного содержания имеют право судьи, пребывающие в отставке и соблюдающие требования, предусмотренные п. 6 ст. 15 Закона о статусе судей. В соответствии с указанной статьей судья считается пребывающим в отставке до тех пор, пока соблюдает требования, предусмотренные п. 3 ст. 3 указанного Закона. А это значит, что судья, пребывающий в отставке, до назначения ежемесячного пожизненного содержания вправе заниматься только научной, преподавательской, литературной, творческой деятельностью или работать в сфере правосудия" <142>. -------------------------------- <142> Разъяснения Совета судей РФ // Российская юстиция. 2003. N 8.
Следует отметить, что эти разъяснения частично устарели в связи с изменениями Закона о статусе судей, внесенными после 2003 года, которые исключили возможность судей в отставке работать в сфере правосудия. Представляет интерес дело судьи в отставке Ш., которая обратилась в суд с иском к Управлению Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в Алтайском крае об обязании назначить пожизненное содержание в размере, исчисленном пропорционально количеству полных лет, отработанных в должности судьи. В обоснование своих требований Ш. ссылалась на то, что в период с 24 июля 2000 г. по 4 июня 2004 г. работала мировым судьей судебного участка N 2 г. Бийска, Приказом ответчика от 17 июня 2004 г. N 165-к исключена из штата мировых судей в связи с прекращением полномочий судьи на основании п. 1 ст. 14 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации". 3 марта 2004 г. по достижении возраста 55 лет ей назначена пенсия по старости. 4 мая 2007 г. она обратилась к ответчику с заявлением о назначении ежемесячного пожизненного содержания, в удовлетворении которого незаконно отказано со ссылкой на отсутствие стажа судебной работы не менее 10 лет. Истица полагала, что в соответствии с п. 5 ст. 15 названного Закона как судья, пребывающая в отставке и достигшая пенсионного возраста, имеет право на назначение вышеуказанной выплаты. Впоследствии истица требования уточнила по тем же основаниям, просила о признании права на выплату ежемесячного пожизненного содержания на основании п. 5 ст. 15 Закона о статусе судей, исчисленного пропорционально количеству полных лет, отработанных в должности судьи, обязании ответчика назначить указанное содержание. Решением Октябрьского районного суда г. Барнаула от 27 декабря 2007 г. в удовлетворении иска отказано. Определением Судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 26 марта 2008 г. решение оставлено без изменения. В надзорной жалобе Ш. в Верховный Суд РФ содержится просьба об отмене указанных судебных постановлений со ссылкой на то, что судом первой и кассационной инстанции была допущена существенная ошибка в применении и толковании норм материального права. 17 октября 2008 г. судьей Верховного Суда РФ настоящее гражданское дело истребовано в Верховный Суд РФ, и 12 января 2009 г. надзорная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ. Проверив материалы дела, обсудив доводы надзорной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ нашла состоявшиеся по делу судебные постановления подлежащими отмене по следующим основаниям. Как установлено судом и усматривается из материалов дела, Ш., 3 марта 1949 г. рождения, Постановлением Алтайского краевого Совета народных депутатов от 5 июля 2000 г. N 227 назначена мировым судьей судебного участка N 2 г. Бийска, Приказом Управления Судебного департамента в Алтайском крае от 2 июля 2000 года N 203-л с 24 июля 2000 г. зачислена в штат мировых судей Алтайского края, Постановлением Алтайского краевого Совета народных депутатов от 30 сентября 2003 г. - назначена на ту же должность на очередной пятилетний срок полномочий. Решением квалификационной коллегии судей Алтайского края от 4 июня 2004 г. полномочия истицы прекращены с 4 июня 2004 г. по ее письменному заявлению об отставке. Приказом Управления Судебного департамента в Алтайском крае от 17 июня 2004 г. N 165-л истица исключена из штата мировых судей Алтайского края. Решением комиссии по назначению судьям ежемесячного пожизненного содержания в полном размере и судьям, продолжающим работать, ежемесячной надбавки к заработной плате в размере 50% ежемесячного пожизненного содержания, которое могло быть им назначено при выходе в отставку, при Управлении Судебного департамента в Алтайской крае от 1 августа 2007 года Ш. отказано в назначении ежемесячного пожизненного содержания как не имеющей десятилетнего стажа судейской работы. Согласно ст. 9 Закона о статусе судей независимость судьи, закрепленная в ст. 120 Конституции РФ, обеспечивается в том числе правом судьи на отставку, а также предоставлением судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу. Эта гарантия конституционного статуса судьи включает и право на ежемесячное пожизненное содержание судьи в отставке, регулируемое п. 1 и 5 ст. 15 Закона, ч. 1 ст. 2 ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О статусе судей в Российской Федерации". Постановлением Верховного Совета РФ от 20 мая 1993 г. "О некоторых вопросах, связанных с применением Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации" установлено, что выплата пожизненного содержания вместо пенсии судьям, находящимся на пенсии, может производиться при стаже судебной работы не менее 10 лет. При этом размер ежемесячного пожизненного содержания исчисляется пропорционально количеству полных лет, отработанных в должности судьи. Разрешая спор, суд, руководствуясь вышеприведенными нормами, пришел к выводу о том, что при отсутствии стажа работы в должности судьи не менее 10 лет истица права на назначение ей ежемесячного пожизненного содержания пропорционально числу отработанных лет в должности судьи не имеет, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных требований. При этом судебными инстанциями указано на то, что условие о необходимости стажа судебной работы не менее 10 лет для назначения ежемесячного пожизненного содержания установлено в Постановлении Конституционного Суда РФ от 19 февраля 2002 г. N 5-П по делу о проверке конституционности отдельных положений ст. 15 Закона РФ от 26 июня 1992 г. "О статусе судей в Российской Федерации", ст. 2 Федерального закона от 21 июня 1995 г. "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 10 января 1996 г. "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации". Однако Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ не может согласиться с выводами суда первой и кассационной инстанций, так как они основаны на неправильном толковании и применении норм материального права. Так, в силу абз. 1 п. 5 ст. 15 Закона о статусе судей пребывающему в отставке судье выплачивается пенсия на общих основаниях. Пребывающему в отставке судье, имеющему стаж работы в должности судьи не менее 20 лет, выплачивается по его выбору пенсия на общих основаниях или не облагаемое налогом ежемесячное пожизненное содержание в размере 80% заработной платы работающего по соответствующей должности судьи. Пребывающему в отставке судье, имеющему стаж работы в должности судьи менее 20 лет и достигшему возраста 55 (для женщин - 50) лет, размер ежемесячного пожизненного содержания исчисляется пропорционально количеству полных лет, отработанных в должности судьи. Положение вышеприведенной нормы не содержит требований о наличии 10-летнего стажа судебной работы, необходимого для назначения ежемесячного пожизненного содержания судьям, находящимся в отставке и на пенсии. Не содержит данных требований и п. 1.2.2 Инструкции о порядке назначения и выплаты ежемесячного пожизненного содержания судьям федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов и мировым судьям, утвержденной Председателем Верховного Суда РФ 29 июля 2003 г., Председателем Высшего Арбитражного Суда РФ 9 июля 2003 г., Генеральным директором Судебного департамента при Верховном Суде РФ 3 июля 2003 г. Пункт 1 Постановления Верховного Совета РФ от 20 мая 1993 г. N 4994-1 "О некоторых вопросах, связанных с применением Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" устанавливает, что выплата пожизненного содержания вместо пенсии судьям, находящимся на пенсии, может производиться при стаже судебной работы не менее 10 лет. Вместе с тем названная норма устанавливает порядок выплаты ежемесячного пожизненного содержания судьям, ушедшим на пенсию до принятия Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации". Поэтому выводы суда первой и кассационной инстанций о том, что в силу п. 1 Постановления Верховного Совета РФ от 20 мая 1993 г. N 4994-1 "О некоторых вопросах, связанных с применением Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" истица при отсутствии стажа работы в должности судьи не менее 10 лет права на назначение ей ежемесячного пожизненного содержания пропорционально числу отработанных лет в должности судьи не имеет, основаны на неправильном толковании норм материального права. Ссылка судов первой и второй инстанций на то, что за судьями, ушедшими с должности судьи в связи с истечением срока полномочий или на пенсию по основаниям, совместимым со статусом судьи, признается право на получение ежемесячного пожизненного содержания при наличии таких необходимых предпосылок, как достижение, в том числе после ухода с судейской должности, 50-летнего (для женщин) или 55-летнего (для мужчин) возраста, а также стаж работы в должности судьи не менее 10 лет, что соответствует правовой позиции Конституционного Суда РФ, приведенной в Постановлении от 19 февраля 2002 г. N 5-П, не может быть признана состоятельной. Заявителями по делу о проверке конституционности отдельных положений ст. 15 Закона о статусе судей, ст. 2 Федерального закона от 21 июня 1995 г. "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и ч. 1 ст. 7 ФЗ о дополнительных гарантиях, в частности, обратившимися с жалобами на нарушение конституционных прав и свобод ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 21 июня 1995 года "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и отдельными положениями ст. 15 Закона о статусе судей, были бывшие судьи, работавшие в должности судьи до принятия Закона о статусе судей (их полномочия были прекращены в 70 - 80-х годах в связи с истечением срока), не имеющие 20-летнего стажа работы в этой должности, ушедшие на пенсию не с должности судьи, которые до достижения ими 55 (для женщин - 50) лет, в том числе после ухода с должности судьи в связи с истечением срока полномочий или на пенсию по основаниям, совместимым со статусом судьи, могли заниматься любой оплачиваемой деятельностью, поскольку действовавшее в указанный период законодательство не предусматривало на этот счет каких-либо ограничений или запретов. Таким образом, в резолютивной части Постановления Конституционного Суда РФ от 19 февраля 2002 г. N 5-П речь идет о судьях, ушедших с должности судьи до принятия Закона о статусе судей, тогда как истица ушла в отставку в 2004 г. в соответствии с Законом о статусе судей. С учетом изложенного Судебная коллегия Верховного Суда РФ признала решение суда незаконным и подлежащим отмене. Соответственно, подлежит отмене и определение суда кассационной инстанции, поскольку им было оставлено без изменения решение суда первой инстанции, постановленное с существенным нарушением норм материального права. Судебная коллегия Верховного Суда РФ указала, что при новом рассмотрении суду следует учесть изложенное и в соответствии с заявленными истцом требованиями вынести законное и обоснованное решение. Руководствуясь ст. 387, 388 и 390 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ отменила решение Октябрьского районного суда г. Барнаула от 27 декабря 2007 г., Определение Судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 26 марта 2008 г. и направила дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции <143>. -------------------------------- <143> Определение Верховного Суда РФ от 19 февраля 2009 г. N 51-В08-19.
3.2.5. Порядок выплаты ежемесячного пожизненного содержания
Выплата ежемесячного пожизненного содержания производится за счет средств, выделяемых из федерального бюджета. Выплата ежемесячного пожизненного содержания судье, пребывающему в отставке, не приостанавливается на период временного исполнения им обязанностей судьи. Ежемесячное пожизненное содержание выплачивается в суде по последнему месту работы либо в суде по месту жительства или в управлении (отделе) Судебного департамента субъекта Российской Федерации независимо от места назначения ежемесячного пожизненного содержания. Ежемесячное пожизненное содержание может выплачиваться по месту жительства через предприятие связи или отделение банка по письменному заявлению получателя, которое оформляется не реже одного раза в полгода. При этом расходы по переводу пожизненного содержания по почте и доставка его на дом осуществляются за счет средств получателя этого содержания. Выплата ежемесячного пожизненного содержания производится один раз за текущий месяц. Аналогичный порядок назначения, перерасчета и выплаты ежемесячного пожизненного содержания распространяется на работающих судей, имеющих право на получение 50% ежемесячного пожизненного содержания в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации". На практике возник вопрос о правомерности требования соответствующего органа о получении ежемесячного пожизненного содержания через отделение банка. Ответ на него законодательство не дает. Комиссия Совета судей Российской Федерации по вопросам статуса судей и правового положения работников аппаратов судов разместила в августе 2012 на сайте Совета судей РФ обобщение вопросов и ответов, в которых сформулировала следующий ответ на упомянутый вопрос: "Согласно п. 5.3 Инструкции о порядке назначения и выплаты ежемесячного пожизненного содержания судьям федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов и мировым судьям, утвержденной ВС РФ 29.07.2003, ВАС РФ 09.07.2003, СД при ВС РФ 03.07.2003, ежемесячное пожизненное содержание выплачивается в суде по последнему месту работы либо в суде по месту жительства или в управлении (отделе) Судебного департамента субъекта Российской Федерации. Ежемесячное пожизненное содержание может выплачиваться по месту жительства через предприятие связи или отделение банка по письменному заявлению получателя, которое оформляется не реже одного раза в полгода. Исходя из приведенных норм, видно, что право выбора формы и способа выплаты ежемесячного пожизненного содержания принадлежит заявителю, а не начисляющему пособие органу" <144>. -------------------------------- <144> Обобщение вопросов и ответов (август 2012 г.) размещено на сайте Совета судей Российской Федерации (по состоянию на 08.10.2012) по адресу: http://www.ssrf.ru/ss_detale.php?newid=10811&id=&columnValue=&CATEGORY_2=7675.
3.2.6. Прекращение выплаты ежемесячного пожизненного содержания
Рассматривая вопрос прекращения выплаты ежемесячного пожизненного содержания судьи в отставке, следует отметить, что основания прекращения отставки судьи и основания прекращения выплаты ежемесячного пожизненного содержания судьи в отставке не только разные юридические факты, но и их юридическая природа принципиально разная. Основанием прекращения отставки судьи является нарушение гражданином условий пребывания в отставке судьи, установленных Законом о статусе судей. Юридическими последствиями прекращения отставки является лишение гражданина звания судьи в отставке, гарантий личной неприкосновенности, членства в судейском сообществе и льгот, полагающихся судье в отставке. Ежемесячное пожизненное содержание судьи в отставке, как следует из приведенной выше правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, является выплатой, аналогичной пенсии, разновидностью государственного социального (пенсионного) обеспечения <145>, т.е. гарантированное государством социальное обеспечение гражданина в старости, исчисленное пропорционально продолжительности его соответствующего стажа на должности судьи или приравненных к нему периодов его деятельности. -------------------------------- <145> Определение Конституционного Суда РФ от 02.11.2006 N 492-О "По запросу Советского районного суда города Рязани о проверке конституционности положений подпункта 2 пункта 1 статьи 6, пункта 1 статьи 7, абзаца четвертого пункта 1 статьи 11 и пункта 2 статьи 14 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Как известно, законодательство не содержит оснований лишения гражданина права на получение назначенной ему пенсии. В законодательстве о статусе судей также отсутствуют основания лишения гражданина гарантированного ему государством социального обеспечения в старости в форме ежемесячного пожизненного содержания. Законодательством также не установлено, что основания прекращения отставки судьи являются основаниями лишения гражданина заработанного им социального обеспечения в старости. Более того, если решение вопроса о прекращении отставки судьи в порядке "неуголовно-неадминистративно-недисциплинарного наказания" законом отнесено к компетенции соответствующей квалификационной коллегии судей, то вопрос об органе, компетентном принимать решения о лишении судьи в отставке, отставка которого прекращена, заработанного им социального обеспечения в старости законом, вообще не урегулирован. Законодательством также не предусмотрена передача полномочий какому-либо органу устанавливать основания лишения выплаты ежемесячного пожизненного содержания гражданам, ранее занимавшим государственную должность судьи, и регулировать правоотношения по поводу лишения гражданина заработанного им социального обеспечения в старости. Законодательство не предусматривает оснований, по которым гражданин может быть лишен права на получаемое им пожизненное содержание. Основания прекращения отставки судьи в законе предусмотрены, а вот оснований лишения получаемого им пожизненного содержания нет. Совершенно очевидно, что наделение гражданина судейскими полномочиями и последующее приобретение вследствие этого статуса судьи, судьи в отставке и даже в силу жизненных обстоятельств переход в категорию судьи в отставке, отставка которого прекращена, не выводит его из сферы действия Конституции Российской Федерации, установившей, что "права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства" (часть 3 ст. 55 Конституции РФ). Положения нормативно-правовых актов, на которых основывается правоприменительная, в том числе и судебная Date: 2016-02-19; view: 2670; Нарушение авторских прав |