Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Волеизъявление инициатора пересмотра и его процессуальное оформление





Принцип диспозитивности предполагает, что для возбуждения любого проверочного производства необходимо волеизъявление заинтересованного лица, которое, как правило, имеет личную материально-правовую заинтересованность в исходе дела.

Проверочное производство не может быть возбуждено по инициативе должностных лиц суда либо должностных лиц органов государственной власти без обращения к ним заинтересованных лиц, за исключением случаев, когда эти должностные лица сами являются лицами, участвующими в деле, либо выступают от имени соответствующих органов, являющихся лицами, участвующими в деле.

В зависимости от вида проверочного производства и обращающегося субъекта волеизъявление может именоваться жалобой, представлением, заявлением.

Обращение именуется представлением, если подается прокурором, председателем Верховного Суда РФ или его заместителем.

Заявление подается для возбуждения производства по пересмотру вступивших в законную силу судебных актов по вновь открывшимся или новым обстоятельствам, а также при оспаривании ответчиком заочного решения.

В остальных случаях обращение именуется жалобой.

Элементами волеизъявления являются:

Форма;

Содержание;

Приложения;

Порядок подачи;

Уплата судебных расходов.

В судах общей юрисдикции обязательной и единственной формой обращения с целью возбуждения соответствующего проверочного производства является письменная форма.

В системе арбитражных судов допускается вариативность форм обращения, поскольку возможно подача обращения, как в письменной форме, так и посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно-коммуникационной сети «Интернет».

Общие требования к содержанию обращения предусматривают:

указание в какой суд адресовано обращение (суд проверочной инстанции, уполномоченный разрешить обращение по существу);

наименование, процессуальный статус, адрес лица подающего жалобу, дополнительно могут указываться телефоны, факсы, адреса электронной почты, обеспечивающие суду возможность оперативной коммуникации с таким лицом;

указание на судебные акты, которые оспариваются;

требования обращающегося лица, его доводы и основания по которым оно считает оспариваемый судебный акт подлежащим отмене или изменению;

просьбу обратившегося лица;

перечень прилагаемых документов;

подписание обращения лицом, его подающим, либо уполномоченным на это представителем.

Требования к обращению в суд проверочной инстанции минимальны, что обеспечивает возможность реализации права на обращение в суд проверочной инстанции лицам, не имеющим специального образования, и выступает гарантией реализации принципа доступности судебной защиты.

В арбитражном судопроизводстве кроме вышеприведенных установлены дополнительные требования, что обусловлено презумпцией наличия у участников арбитражного производства квалифицированной юридической помощи.

В качестве таких требований выступают:

указание на других лиц, участвующих в деле, их местонахождение;

номер дела, предмет спора;

указание на нормы закона, иные нормативные правовые акты и доказательства в обоснование своих доводов и требований.

Помимо общих требований для обращений в различные проверочные инстанции устанавливаются дополнительные специфические требования к их содержанию, определяемые пределами рассмотрения дела и порядком производства в соответствующей инстанции.

Так в апелляционной жалобе, представлении не могут содержаться требования, не заявленные в суде первой инстанции, а ссылка на новые доказательства допускается только при обосновании уважительности причин, по которым они не были представлены в суд первой инстанции.

В кассационной и надзорной жалобе, представлении должно содержаться указание на суды рассматривавшие дело по первой, апелляционной, кассационной инстанции и содержание принятых ими решений.

Требования к доводам жалобы, представления имеют определенные различия в зависимости вида проверочной инстанции, обусловленные пределами рассмотрения дела и основаниями для отмены или изменения судебного акта, применяемыми в этой проверочной инстанции.

Особенностью требований к содержанию обращения с заявлением о пересмотре по вновь открывшимся или новым обстоятельствам является необходимость указания на обстоятельство, которое может повлечь пересмотр судебного акта, и ссылок на доказательства, подтверждающие это обстоятельство.

К обращению в суд проверочной инстанции необходимо приложить ряд документов, конкретный перечень которых предусмотрен законом и различается в зависимости вида проверочного производства.


В состав обязательных приложений могут входить копии жалобы, представления, заявления и приложенных к ним документов по числу лиц, участвующих в деле, документы, подтверждающие направление или вручение указанных копий лицам, участвующим в деле, заверенные копии оспариваемых судебных актов, доказательства уплаты государственной пошлины, документы, подтверждающие полномочия представителя, копии документов, подтверждающих новые или вновь открывшиеся обстоятельства.

Копии доказательств, подаваемых совместно с жалобой, представлением, заявлением, прилагаются только в случае если у других лиц такие доказательства отсутствуют, при этом необходимо привести обоснование наличия у них этих доказательств.

Копии направляются другим лицам, участвующим в деле, заказным письмом с уведомлением о вручении или вручаются под расписку. Достаточно приложения только доказательств о направлении таких документов (квитанция об отправке), представление доказательств их получения адресатами не требуется.

В случае необходимости приложения копий оспариваемых судебных актов данные копии при обращении в арбитражные суды могут быть получены путем распечатки их текста с официальных сайтов арбитражных судов в информационно-коммуникационной сети «Интернет». При обращении в суды общей юрисдикции копии оспариваемых судебных актов должны быть заверены судом первой инстанции.

В качестве доказательств уплаты государственной пошлины должны прилагаться подлинники платежных документов с указанием наименования платежа, позволяющего идентифицировать по какому делу, и за какое юридически значимое действие уплачена государственная пошлина. Государственная пошлина уплачивается по месту совершения юридически значимого действия. Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в наличной форме подтверждается либо квитанцией установленной формы, выдаваемой плательщику банком, либо квитанцией, выдаваемой плательщику должностным лицом или кассой органа, в который производилась оплата. Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в безналичной форме подтверждается платежным поручением с отметкой банка или соответствующего территориального органа Федерального казначейства (иного органа, осуществляющего открытие и ведение счетов), в том числе производящего расчеты в электронной форме, о его исполнении.

Государственная пошлина должна быть уплачена до обращения в суд проверочной инстанции.

Лица, освобожденные от уплаты государственной пошлины, прилагают документы, подтверждающие это обстоятельство.

Если жалоба, заявление подписаны представителем, то к жалобе необходимо приложить доверенность, предусматривающую соответствующее полномочие представителя, либо ее нотариально заверенную копию.

Законные представители прилагают копии документы подтверждающих их статус. Применительно к представителям физических лиц это могут быть документы, подтверждающие родственные отношения (копия свидетельства о рождении), копии судебных актов об усыновлении, постановления органов опеки и попечительства о назначении опекуном. Представители юридических лиц, представляют копии документов о назначении их единоличным исполнительным органом юридического лица и подтверждающие полномочия единоличного исполнительного органа согласно учредительным документам.


Обращения в суды проверочной инстанции могут подаваться либо непосредственно в суд, уполномоченный на их разрешение по существу, либо через суд первой инстанции.

Апелляционные жалобы, представления подаются через суд первой инстанции.

Кассационные жалобы в арбитражные суды округов подаются через суд принявший решение.

Во всех остальных случаях жалобы, представления, заявления подаются непосредственно в ту судебную инстанцию, которая уполномочена на их рассмотрение по существу заявленных требований.

В качестве особенности порядка подачи можно рассмотреть подачу апелляционной жалобы, представления в судах общей юрисдикции. ГПК допускает потенциальную возможность подачи жалобы, представления непосредственно в суд апелляционной инстанции, в этом случае жалоба, представление предварительно принимаются, но впоследствии передаются в суд первой инстанции для окончательного решения вопроса об их принятии и выполнения предусмотренных законом действий для возбуждения апелляционного производства.

Установление обязанности уплаты государственной пошлины при обращении в суды проверочных инстанций имеет своей целью исключить заведомо необоснованные обращения. Размер государственной пошлины не должен являться непреодолимым препятствием для реализации прав на обращение в суд проверочной инстанции и ограничивать права на доступ к правосудию.

Необходимость обеспечения баланса этих интересов привела к необходимости упрощения порядка исчисления размера государственной пошлины, и отхода от принципа зависимости размера государственной пошлины от размера государственной пошлины, уплачиваемой при обращении в суд первой инстанции.

В настоящее время размер государственной пошлины исчисляется в кратном размере государственной пошлины уплачиваемой при обращении в суд первой инстанции по требованиям не имущественного характера, т.е. фактически в твердой денежной сумме.

В силу ст. 333.19 НК РФ при подаче в суды общей юрисдикции апелляционной и (или) кассационной жалобы государственная пошлина уплачивается в размере 50% от государственной пошлины, уплачиваемой при подаче искового заявления неимущественного характера (физические лица -150 руб., юридические лица -3000 руб.), а при подаче надзорной жалобы в размере 100% т.е. 300 и 6000 рублей соответственно.

Аналогичный подход к определению размера государственной пошлины закреплен и применительно к обращению в арбитражные суды проверочных инстанций. Согласно ст. 333.21. НК РФ при подаче апелляционной, кассационной и надзорной жалоб государственная пошлина определяется в размере 50% размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера т.е. 3000 рублей независимо от субъекта обращения.


Следует обратить внимание, что в арбитражных судах, в отличие от судов общей юрисдикции, государственная пошлина уплачивается не только при оспаривании решения суда, принятого по существу спора, но и при оспаривании некоторых определений, например определения суда о прекращении производства по делу, об оставлении искового заявления без рассмотрения, о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейского суда, об отказе в выдаче исполнительных листов.

В НК РФ предусмотрены льготы по уплате государственной пошлины для некоторых субъектов, и по отдельным категориям дел (ст. 333.36, 333.37 НК РФ). Лица, в силу закона освобожденные от уплаты государственной пошлины при обращении в суд первой инстанции, освобождаются от уплаты государственной пошлины и при обращении в суды проверочных инстанций, если НК РФ не установлено иное.

Налоговый кодекс РФ устанавливает некоторые особенности уплаты государственной пошлины при обращении в суды проверочных инстанций. Так в силу ст. 333.20 НК РФ в судах общей юрисдикции при подаче апелляционной жалобы соучастниками и третьими лицами, выступающими в процессе на той же стороне, что и лицо, подавшее жалобу, они от уплаты государственной пошлины освобождаются.

В силу ст. 333.22 НК РФ при обращении в Президиум Верховного Суда РФ с надзорной жалобой на судебные акты арбитражных судов государственная пошлина подлежит уплате только при условии, что судебные акты не были обжалованы в кассационной инстанции. В ином случае обращение в суд надзорной инстанции государственной пошлиной не облагается.

Несмотря на достаточно скромные размеры государственной пошлины, подлежащей уплате при обращении в суды проверочных инстанций ст. 333.20, 333.22 НК РФ предусматривают право судов общей юрисдикции и арбитражных судов исходя из имущественного положения плательщика, вправе освободить его от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым указанными судами, либо уменьшить ее размер, а также отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном статьей 333.41 НК РФ.

Данные положения направлены на устранение даже потенциальной возможности ограничения доступа к правосудию по причинам, связанным с имущественным положением лица, заинтересованного в судебной защите.

Если лицо, не имеет возможности оплатить государственную пошлину, оно к своему обращению должно приложить ходатайство об освобождении от уплаты государственной пошлины, снижению ее размера, отсрочки или рассрочки ее уплаты. Указанное ходатайство подлежит рассмотрению до решения вопроса о принятии обращения заинтересованного лица к производству суда проверочной инстанции.

Как уже было отмечено при реформировании гражданского судопроизводства законодатель отступил от ранее существовавшего порядка, при котором размер государственной пошлины исчислялся в процентном отношении к размеру государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче иска.

Установление фиксированной государственной пошлины упростило определение размера государственной пошлины, подлежащей оплате при обращении в суды проверочных инстанций, что имеет и положительные, и некоторые негативные стороны. Например, представляется, что установленные законодателем размеры пошлины несколько занижены, и недобросовестные участники дела иной раз обращаются с единственной целью - затянуть окончательное разрешение спора. Действующий механизм исчисления государственной пошлины совершенно не учитывает характер и сложность рассматриваемых дел. Взимаемые суммы несопоставимы с расходами государства на производство в судах проверочных инстанций, а при подаче жалобы физическим лицом не покрывают даже расходы на отправку почтовой корреспонденции. Думается, что такую ситуацию нельзя признать правомерной.

Реализацию в производстве судов проверочных инстанций принципа доступности правосудия путем установления низкого размера государственной пошлины вряд ли можно назвать оправданной. Это приводит к увеличению обращений в суды проверочных инстанций, причем подавляющая их часть признаются необоснованными и отклоняются.

При низком размере государственной пошлины предоставление лицам, участвующим в деле, права на уменьшение этих сумм, отсрочку или рассрочку их оплаты используется недобросовестными участниками процесса как допускаемый законом способ затянуть рассмотрение дела в суде проверочной инстанции, так как в силу ст. 104 ГПК РФ на определение суда по вопросам, связанным с судебными расходами, может быть подана частная жалоба.

Приведенное позволяет сделать вывод, что размер государственной пошлины за рассмотрение дела в суде проверочной инстанции подлежит увеличению, и тогда предоставление рассрочки и отсрочки ее уплаты, снижение ее размера наполняются реальным смыслом[101].

Приведенная позиция не является единственной. Дискуссия о размерах государственной пошлины при обращении в суды проверочных инстанций носит многоплановый характер.

Е.А. Борисова анализируя вопрос о целесообразности повышения государственной пошлины приводит мнения А.В. Цихоцского о необходимости увеличения государственной пошлины, И.О. Подвального о целесообразности «последовательного удорожания апелляционного и кассационного производства», предложения И.А. Приходько об оптимизации размера государственной пошлины таким образом, чтобы «сделать ставки госпошлины более соразмерными затратам на отправление правосудия», Е.А. Караваевой об установлении зависимости размера государственной пошлины от характера рассмотренного судом дела[102].

Следует обратить внимание, что идею увеличения государственной пошлины при обращении в суды проверочных инстанций поддерживал Высший Арбитражный суд РФ.

В ст. 4 проекта Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с необходимостью оптимизации нагрузки на судей Российской Федерации" предлагались два варианта изменения размеров государственной пошлины подлежащей уплате при обращении в арбитражные суды проверочных инстанций[103].

Предлагается вернуться к исчислению размера государственной пошлины в зависимости от размера государственной пошлины уплаченной при обращении в суд первой инстанции, что обеспечит учет характера спора.

Сохраняя принцип пропорциональности исчислять государственную пошлину в кратном размере от госпошлины, уплаченной при обращении в суд первой инстанции.

Для обращения в суд апелляционной инстанции предлагается установить пропорцию – 150%.

Для обращения в суд кассационной инстанции – 170%.

Для обращения в суд надзорной инстанции 200-250%.







Date: 2016-02-19; view: 533; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.014 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию