Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Блаженны чистые сердцем





Святитель Тихон Задонский сравнивал сердце человеческое с источником чистой воды. В своем естественном состоянии он чист и прозрачен. Когда же, по словам святителя, инородное тело «во дно его ударяется, тогда от тины или грязи, на дне его лежащей, вся вода в ключе возмущается и бывает мутна».

Чистота сердца человеческого непосредственно связана с целомудрием. Сердце развращенное будет удалено от меня (Пс 100, 4). Блаженный Феофилакт, архиепископ Болгарский, толкуя 29-й и 30-й стих 5-й главы Евангелия от Матфея, понимает под «правым глазом» и «правой рукой», соблазняющих человека, распутных друзей, от которых для юноши исходит душевный вред. Речи их поднимают со дна нечистоты блудных помыслов, формируя порочные наклонности и пристрастия. Таких людей необходимо оставить, отбросить, иначе молодого человека ожидает неминуемая погибель. Ибо сердце его превратится в мутный поток страстей, ввергающих в геенну. Христианское вероучение мудро предостерегает людей – взрослых и молодых, родителей и детей – об опасности нечистоты и прелюбодеяния, оставляющего в сердце незаживающие рубцы греха.

Предостерегает нас и современная наука. «Занимаясь все время исследованием мозга человека, – утверждает руководитель Института мозга человека Российской академии наук академик Н.П.Бехтерева, – мы наблюдали довольно простое явление, которое дает свободу мышлению, освобождает территорию мышления. Это – формирование стереотипов. В мозгу все время идет формирование стереотипов: растет маленький человек, он делает первые шаги, и если вы его окликнете в этот момент, он упадет, он не сможет идти, потому что весь его мозг в этот момент занят ходьбой. Но вот он научился ходить. Что это значит с мозговых позиций? Это значит, что в мозгу сформировался стереотип, который обеспечивает движение без того, чтобы о нем думать»[106].

Растет маленький человек, вступает в период полового созревания. Как важно не замутить чистоту его сердца, как важно именно в этот период сформировать устойчивый нравственный стереотип, как важно именно в этот период его «не окликнуть», не смутить, не загрязнить, чтобы смог он, прямо и уверенно, не спотыкаясь и не падая, идти дальше по трудному пути жизни! О важности этого периода формирования человека знают и создатели, и исполнители проекта «Половое воспитание российских школьников» Фонда ООН по народонаселению, которые ставят перед собой цель сформировать у ребенка стереотип порока и с помощью навыков «безопасного секса» и «модных» норм блуда запрограммировать его движение к гибели.

Более тридцати веков святые Божии заповеди направляют, охраняют от заблуждений и спасают человека. О великом предназначении и спасительном свойстве библейских заповедей свидетельствует и история человеческого рода, и живые людские судьбы. Об истинности Божьего Завета говорит ожесточенная борьба против него сил зла и разрушения, каждое их очередное бесславное поражение. Одно из таких поражений – это провал проекта «Половое воспитание российских школьников». В годовом отчете за 1998 год говорится, что исполнителям проекта пришлось «временно отказаться от проведения мероприятий непосредственно в пилотных регионах и школах». Тем не менее «половые просветители» не сложили оружие. Они поставили новую задачу. Это – «разработка стратегии интеграции тематики полового воспитания в предметы базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации». Речь идет не только о внедрении тематики полового воспитания в такие предметы, как литература, история и обществоведение, ОБЖ (основы безопасности жизни), биология (5-9 классы), но и о введении в учебный курс нового предмета – валеологии (учения о здоровье). Благовидный предлог – забота о здоровье детей – скрывает от многих учителей и родителей циничные цели новоявленных «целителей» и «просветителей». Они же таковы: резко увеличить число потребителей фармацевтической – противозачаточной – продукции (гормональные препараты и механические средства) за счет детского и подросткового населения страны и снизить уровень рождаемости в России. В государстве с традиционно-христианским укладом жизни делается попытка достижения этих целей через систему общеобразовательных учреждений. Именно этим задачам и служит новоявленное «учение о здоровье» – валеология. Программы по валеологии нацелены на то, чтобы не допустить формирования нравственного стереотипа «не прелюбодействуй», а следовательно, на обесценивание целомудрия. Валеологи рассматривают здоровье как результат исполнения требований неких оздоровительных технологий. Одна из них – психоаналитическая. Она внушает родителям и детям, что ограничение сексуальных потребностей пагубно для здоровья. Но подлинная правда состоит в том, что пагубным и гибельным для здоровья, духовного и телесного, является именно грех блуда, который распространяется через половое раскрепощение или просвещение. Валеология, основой которой является «секс-просвещение», – это «наука» о прелюбодеянии, указующая человеку одну из самых коротких дорог к гибели.


Уже известен печальный результат деятельности «секс-просветителей» и «целителей» в России. Это – рост венерических заболеваний и рост детской преступности на сексуальной почве.

Вот ряд выдержек из прессы:

«Если в 1991 г., по российским и зарубежным данным, в секс-бизнес на детях в Москве было вовлечено от 50 до 70 подростков, то в 1993 г. их количество превысило одну тысячу, а в 1996 г. преодолена трехтысячная "планка". По мнению Пер Андерса Марда, директора Международного исследовательского центра сексуальных болезней (Швеция), "детская проституция в России напоминает безостановочную рулетку, которая вращается все быстрее"» (Литературная Россия. 1.11.1996. №44. С. 2).

«В 1993 г. зарегистрировано 14 тысяч изнасилований, за полгода 1994-го – 7,6 тысяч» (Аргументы и факты. 1995. № 3. С. 16).

«По данным МВД, половина изнасилований совершается группой» (Аргументы и факты. 1995. № 4. С. 13).

Начальник отдела Генеральной прокуратуры РФ Г.Полозов констатирует: «По результатам выборочных исследований, НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ составляют 37% жертв половых преступлений» (Комсомольская правда. 12.07.1995).

«300 тысяч НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ девочек ежегодно прерывают беременность абортом» (Православная Москва. 1997. № 14-15. С. 7).

«46% мальчиков начали половую жизнь с 14 лет, 35% девочек – с 12 лет. Только в Москве в прошлом году ДЕВЯТЬ ТЫСЯЧ детей были рождены ДЕВОЧКАМИ ДО 16 ЛЕТ, причем отцы в большинстве случаев отсутствуют» (Аргументы и факты. 1999. № 22. Вкладыш «Москва». С. 3).

«Проституция помолодела... Если нормальный человек вздыхает, узнав о существовании проституток 12-13 лет от роду, то врачи-венерологи встречали в своей практике особ легкого поведения, которым впору играть в куклы и слушать сказки, – СЕМИ ЛЕТ и старше (так в тексте цитируемого источника. – Прим. авт.). Они на этом страшно зациклены. И конечно, не сами до всего доходят, у каждой есть "дядя" – сутенер, который покупает ей шоколадки и возится с ней, как с ребенком. Почти» (Московский комсомолец. 8.08.1995).

«Заболеваемость сифилисом за 1994 г. в Москве выросла в 2,5 раза по сравнению с 1993 г....Из заболевших сифилисом – 46 детей ДО 14 ЛЕТ, а сколько еще не выявленных, не знает никто» (Аргументы и факты. 1994. № 50. Вкладыш «Москва». С. 30).

Главный санитарный врач Москвы Н.Филатов информирует: «За первое полугодие 1995 г. выявлено уже 52 случая заболевания сифилисом у детей и 10 случаев заболевания гонореей» (Московский комсомолец. 21.07.1995).

«В течение 1993 г. было зафиксировано 47 195 случаев сифилиса. Заболеваемость гонореей возросла в 1,5 раза. Пожалуй, "сексуальная революция" превзошла самые смелые ожидания россиян и наших европейских соседей. В группу риска попало 300 тысяч подростков до 14 лет» (Российские вести. 1994. № 78. Вкладыш «Рецепт»).


Председатель Госкомсанэпидемнадзора Е.Беляев: «За шесть месяцев текущего (1995. – Прим. авт.) года было зарегистрировано 108 534 случая заражения сифилисом. Ничего подобного в России не наблюдалось сто лет» (Труд. 15.08.1995).

Например, только в Карелии «за последние 6 лет заболеваемость сифилисом увеличилась в 150 раз» (Труд. 4.08.1999. С. 1).

Председатель Комитета Госдумы по охране здоровья Н.Герасименко: «За 5 лет заболеваемость сифилисом подростков 15-17 лет УВЕЛИЧИЛАСЬ В 47 РАЗ. В 1997 г. число заболевших превысило 28 тысяч» (Независимая газета. 2.07.1999. С. 11).

Директор Института социально-экономических проблем народонаселения, д.э.н. Н.М.Римашевская отмечает «угрожающее увеличение венерических болезней, в частности, сифилиса. С 1990 по 1995 годы рост его достиг 33 раз, А СРЕДИ ПОДРОСТКОВ – 51 РАЗА. Резко возрастает число детей с врожденным сифилисом» (Проблемы развития. 1998. № 1-2. С. 54).

Причины происходящих с детьми и молодежью процессов должны быть осмыслены и проанализированы. Среди них не последнее место занимают «сексуально-просветительские» нововведения. Сотни ученых и педагогов направляли свои письма протеста и отрицательные экспертизы по валеологическим программам в Министерство образования. Растет число разоблачающих публикаций в прессе. Министерство здравоохранения отказалось от рассмотрения вопроса о введении валеологии в медицинское образование.

Не удивительно, что Русская Православная Церковь благословляет противостояние силам, оскверняющим чистоту детских сердец. Церковь, стремясь защитить своих детей, в который раз свидетельствует: блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят (Мф 5, 8).

 

 

«НЕ ДАЙ МНЕ БОГ СОЙТИ С УМА»

Порой нравственные отношения даже между здоровыми людьми далеки от совершенства. Как же обстоит дело с отношением к людям, страдающим психическими расстройствами, в обществе?

Понятие «общество» многозначно и объемно. Среди его составляющих не последнее место занимает государственная политика. В значительной степени от того, каковы нравственные основания государственной политики в стране, зависит не только характер нравственных отношений в нашем обществе, но конкретные судьбы больных, в том числе страдающих психическими расстройствами. Каковы же нравственные основания государственной политики в России по отношению к людям с психическими заболеваниями?

Наш ответ определяется особенностью биоэтического знания. Биоэтика – это система знания о допустимых формах манипулирования человеческой жизнью. Люди, страдающие психическими заболеваниями, как никакая другая категория пациентов, практически беззащитны от каких-либо возможных манипуляций над ними со стороны общества, включая «ближних»: родственников, окружающих, представителей правоохранительных служб, медицинских организаций.


Безусловно, этические проблемы психиатрии, психологии и психотерапии входят обязательным блоком в содержание биоэтического знания. Связано это с тем, что решение этических проблем психиатрии, психологии и психотерапии, как и решение этических проблем медико-генетической диагностики, репродуктивной медицины, трансплантации, реанимации и т. д., зависит от нравственных позиций людей, идей и ценностей общества.

Действительно, психиатрия, как никакое другое направление медицины, теснейшими узами связана с господствующими в обществе морально-мировозренческими, идеологическими и политическими установками и представлениями людей. Можно даже говорить, что сама психиатрия, изучая природу различного рода зависимостей, находится в устойчивой морально-мировоззренческой зависимости. Об этом свидетельствует факт того, что психиатрия – сравнительно молодое направление в научной медицине. И причины ее возникновения коренятся не столько в логике развития медицинского знания и науки, сколько в динамике состояний морально-мировоззренческой «среды обитания» человека и общества. Именно этой динамикой объясняется то, что безумие, одна из «вечных» человеческих патологий, описанная в древнейших источниках письменной культуры человечества, становится предметом специального научно-медицинского изучения лишь во второй половине XIX века. А сквозная историческая актуальность отношения общества к своим безумцам становится для государственной политики важнейшей гуманитарной социальной проблемой лишь в XX веке.

Чем же определяется эта важность? Какие факторы превращают отношение к ЛСПЗ (лицам, страдающим психическими заболеваниями) в направление государственной политики? Можно выделить четыре фактора или мотива. Первый – стремление нормализовать демографические процессы в обществе. Второй – желание решить экономические проблемы общества. Третий – обеспечить безопасность общественной жизни. Четвертый – действовать нравственно, согласно признанным в обществе моральным нормам.

Какой же может быть государственная политика, если ее доминантным мотивом станет один из перечисленных? И какой из перечисленных мотивов является ведущим для современной государственной политики в России? Устойчивой позицией кризисного демографического положения современной России является факт угрожающего старения населения. 60% граждан Российской Федерации – это люди преклонного пожилого возраста старше 65 лет. Распространенной патологией преклонного возраста являются нарушения психического здоровья, в частности слабоумие. Это ложится грузом на трудоспособное население. Прежде всего, грузом экономическим. Экономическая проблема, связанная с ЛСПЗ, формируется на основании того, что лица, страдающие ПЗ, это, как правило, люди не трудоспособные. В западной социологической литературе такие больные называются бесперспективными. Не редко и такое понятие, как «паразиты общества», которое подразумевает, что эта категория лиц требует значительных расходов и средств на свое содержание и является тяжелым экономическим грузом для всего общества. Первый и второй – демографический и экономический – мотивы тесно связаны друг с другом. Третий фактор, который может определять политику государства, – безопасность общества. Психические больные отличаются от больных соматических склонностью к асоциальному поведению. Это означает в том числе и непризнание ими норм, которые регулируют человеческие отношения. Насилия, в том числе сексуальные, убийства, неконтролируемые действия, которые могут привести к пожарам и другим катастрофам, – все это действия, которые сопровождают течение психических заболеваний. Мотив обеспечения безопасности достаточно серьезен для того, чтобы склонить многих политиков к жестким решениям по ограничению прав и свобод в отношении к ЛСПЗ.

Четвертый фактор, который может определять государственную политику, – это собственно нравственные основания или представления. Известно, что нравственные представления могут, в свою очередь, быть разными. И в этом заключается основная проблема. Нравственные убеждения, на которых может строиться государственная политика, можно разделить на две группы. Первую группу нравственных убеждений можно назвать натуралистически-прагматическими. Вторая группа – это так называемые религиозно-идеалистические убеждения.

Что отличает натуралистически-прагматические убеждения? Это представления, основывающиеся на вере, что правильным может быть действие, которое приносит пользу человеку или обществу, и прежде всего пользу финансовую или экономическую. Религиозно-идеалистические убеждения – это прямо противоположные взгляды. Согласно религиозно-идеалистическим убеждениям, правильным является то действие, которое соответствует идеалам, нормам, нравственным законам общества. С нашей точки зрения нравственные основания государственной политики являются определяющим для той или иной политической деятельности. Если политика государственного деятеля опирается на прагматизм, то его ведущими мотивами будут экономические интересы и принципы безопасности. Если политика государственного деятеля опирается на идеалистическую нравственность, то ведущими мотивами его деятельности будут действия, которые будут носить характер социальной защиты ЛСПЗ, вопреки экономическим трудностям.

Религиозно-идеалистическая парадигма нравственности основана на том, что общество и государство обязаны оказывать помощь людям с ПЗ, проявлять заботу, внедрять различные формы социальной защиты. Идеалистическая парадигма нравственности непосредственно связана с христианской культурой. Христианство никогда не было склонно однозначно относиться к психически больным. Это было связано с христианским пониманием сущности болезни человека. Грань между соматическими и психическими заболеваниями никогда не стиралась. Известны слова Пушкина: «Не дай мне Бог сойти с ума, уж лучше посох и сума». Почему поэт делает такой выбор? Потому что с точки зрения христианской традиции безумие – это или практически абсолютная блокада, или существенное ограничение возможности богообщения для человека. В значительной степени известная социальная отверженность, или в современной терминологии «стигматизация», безумцев была связана и с этим основанием. Известны истории и факты практически тюремного содержания определенной агрессивной категории больных, не говоря уже о бесноватых, на которых не имели воздействия со стороны церковного попечения. В то же время общество не должно забывать и те исторические факты, что первые психиатрические лечебницы возникали именно в монастырях, в которых движимые христианским состраданием насельники добровольно принимали на себя попечение, содержание, заботу о психически больных людях, являя собой образцы «чистого и благоразумного человеколюбия». Монастырские и церковные приюты были первыми прообразами современных психиатрических клиник. Известно, например, что Филипп Пинель, основоположник психиатрии как вида медицинского знания, прежде чем стал врачом, желал быть священником и получил духовное образование. Нельзя не считаться с фактами, что не только формирование современной психиатрической науки, но формирование современной гуманитарной государственной политики в отношении ЛСПЗ непосредственно зависит именно от идеалистически-христианской парадигмы нравственных отношений.

Знала история Европы противоположные примеры? Знаком ли ей опыт построения государственной политики на натуралистическо-прагматических принципах? К сожалению, мы должны ответить положительно. И этот опыт весьма поучителен. Речь идет о конкретном законе, принятом в Германии в 1937 году, который назывался «Программа по эвтаназии». Данный закон предписывал умерщвление психических больных. Германскую политику, безусловно, определяли натуралистически-прагматические позиции, прежде всего экономические интересы государства, которое отказывалось нести этот экономический «груз». Недееспособные лица – обуза для здорового общества, и в его интересах освобождаться от них всеми возможными способами, включая организацию уничтожения данного «груза». В связи именно с этой политикой германского государства ясно прозвучал голос немецкого психиатра и философа Карла Ясперса, который назвал закон по уничтожению психически неполноценных лиц феноменом «преступной государственности». К.Ясперс имел в виду реальную возможность принятия государством законов, противостоящих традиционной христианской морали.

«Преступная государственность» как феномен XX века, к сожалению, становится открытой проблемой и века XXI. Каждый современный политик должен отдавать отчет о возможности опасного явления, то есть положения, когда юридическое «убий» может попрать моральное «не убий», и что, следовательно, юридический закон может противостоять закону нравственному. От того, к какой нравственной парадигме относит себя государство и общество, от того, какие нравственные принципы исповедует тот или иной политик, какие взгляды доминируют: прагматические или морально-идеалистические, – в значительной степени зависит благополучие не только больных людей, но и всего общества в целом.

К какой же моральной парадигме относится сегодняшнее отношение государства к ЛСПЗ? Какими ценностями определяется современная политика? Ценностями сострадания, заботы или финансово-экономическими интересами? Безусловно, что наша медицина и наше общество существуют в морально-идеалистической парадигме. Но если в обществе это осознается, – государство должно стремиться действовать в соответствии с принципами выбранного морального отношения: уделять достаточное, а не остаточное внимание, проявлять достойное попечение, включая финансирование данной отрасли медицины и социальной политики, как на уровне социальной профилактической работы, так и на уровне оказания реальной медицинской помощи и действенной социальной защиты.

 







Date: 2016-02-19; view: 313; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.013 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию