Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глава 6 ИНФЛЯЦИЯ
Нестабильность экономического развития проявляется не только в форме циклических колебаний и структурных кризисов. Периодические (а порой и длительные) нарушения устойчивости национальной валюты также принято называть формой проявления макроэкономического дисбаланса. Термин «инфляция» впервые стали употреблять в Северной Америке в период Гражданской войны 1861 —1865 гг. для обозначения процесса разбухания бумажно-денежного обращения. Суть инфляции сводилась к чрезмерному увеличению находящейся в обращении массы бумажных денег по сравнению с реальным предложением товаров. Данное экономическое явление проявлялось и раньше, например, во Франции в XVI в. при введении бумажных денег Джоном Ло. Инфляция как экономическое явление проявилась тогда в переполнении каналов денежного обращения бумажными знаками, покупательная способность которых резко падала. Сегодня инфляция выступает как одно из сложных, противоречивых и тяжелых по своим социально-экономическим последствиям экономических явлений в экономике.
Инфляция, экономическое содержание и показатели Инфляция («inflation» — от итал. «inflation», что означает «вздутие») представляет собой форму нарушения законов денежного обращения, нарушение макроэкономического равновесия между совокупным спросом и предложением. Наиболее ярко инфляция проявляется в росте цен на товары и услуги. Повышение общего уровня цен означает, что идет давление денежной массы на товарную: деньги обесцениваются — доходы населения снижаются. Несоответствие платежеспособного спроса и товарной массы проявляется в том, что спрос на товары и услуги превышает размеры товарооборота, что создает условия для того, чтобы производители товаров и поставщики поднимали цены независимо от уровня издержек — затрат на создание и реализацию этих товаров. Диспропорции между спросом и предложением, превышение денежных доходов над потребительскими расходами могут порождаться различными причинами. Это, прежде всего дефицит государственного бюджета (превышение государственных расходов над доходами). Сюда же относятся чрезмерное инвестирование, когда объем инвестиционных расходов, превышает потребности и возможности национальной экономики (незавершенное производство в советской практике) и сокращение поступлений от импортируемых товаров при сильной зависимости потребительского рынка от внешней торговли. Т.о., рост цен выступает как следствие, внешний признак инфляции, по которому ее и определяют. Вместе с тем, существуют и другие признаки проявления инфляции: 1) падение покупательной способности денежной единицы. Так в результате августовского кризиса в России в 1998 г. покупательная способность рубля снизилась в течение месяца в два раза. На 1 рубль стало возможно приобрести в два раза меньше товаров и услуг; 2) изменение валютных курсов 3) изменение условий предоставления кредитов в сторону удорожания и сокращения их сроков 4) рост стоимости потребительской корзины на товары первой необходимости — пищевые продукты, одежду, обувь, жилье. (В развитых странах, в потребительскую корзину включают общую сумму затрат потребителя на приобретение товаров, их поиск, стояние в очередях за товарами и услугами, дополнительные расходы и неудобства из-за вынужденной замены отсутствующего на рынке товара другим.) В современной экономике сложились определенные предпосылки, которые обусловливают инфляцию это: • Перестройка финансовой и кредитной систем в мире. Отмена существовавшего прежде золотомонетного стандарта, который до середины XX в. обеспечивал относительную стабильность денежного обращения и ценообразования. Золото было вытеснено из обращения. • Формирование олигополистической структуры, которая стала типичной для многих отраслей экономики. Взаимодействие крупных фирм сделало возможным процесс влияния на цены. Начала формироваться длительная тенденция к повышению уровня цен. Несмотря на сложность этого экономического явления, инфляция поддается количественному измерению. Наиболее распространенным и официальным численным показателем инфляции является индекс потребительских цен –(I p) Поскольку на практике одни товары дорожают быстро, другие медленно, некоторые дешевеют, меняется структура потребления (например, в прошлом году люди больше покупали хлеба и бакалейных товаров, а в этом году они отдают предпочтение овощам и фруктам), то индекс определяется как отношение общего уровня цен в текущем периоде к базисному периоду, или отношение цены потребительской корзины (определенного набора товаров и услуг) в текущем году к идентичной потребительской корзине в базисном году. При определении индекса потребительских цен состав потребительской корзины фиксируется на уровне базисного года. Предполагается, что состав потребительской корзины из года в год не меняется. Приведем условный пример: цена потребительской корзины (недельного продуктового набора на человека в одном из городов России) в январе 2000 г. Составляла 490 руб., а в январе 2001 г. – 598 руб. индекс потребительских цен в 2001 г. равен (598/490) * 100% = 122,0%. Значит, если уровень цен в 2000 г. Принимается за 100%, то такой же набор товаров подорожал на 22%. Годовой темп инфляции (π) или темп прироста общего уровня цен можно рассчитать по формуле: π = Для примера предположим, что уровень цен какого-то года принят за 100. При этом в прошлом году индекс цен составил 173, а в данном году он достиг 187. Отсюда вытекает, что за этот год цены выросли примерно на:187-173/173 *100% = 8% Классификация видов инфляции зависит от применяемых критериев. Наиболее используемые критерии – это свобода цен и темпы роста цен. По такому критерию, как свобода цен инфляцию можно разделить на открытую и скрытую (подавленную). Для открытой инфляции характерны рост уровня цен, падение покупательной способности денежной единицы, рост стоимости потребительской корзины. Для подавленной – при резком росте неудовлетворенности спроса цены не повышаются. Возникает дефицит, товары уходят на черный рынок, их ассортимент сокращается. По критерию темпов инфляции различают: · Умеренную (цены растут менее чем на 10% в год); · Галопирующую (темп от 10 до 100% в год); · Гиперинфляцию (темп – свыше 100% в год). Она измеряется процентами в неделю и даже в день, уровень ее может составлять 40—50% в месяц или более 1000% в год. Классические примеры гиперинфляции: ситуация в Германии в январе 1922 г. — декабре 1924 г., когда темпы роста уровня цен составили 1012, а в октябре 1923 г. цены ежедневно увеличивались в 3 раза (в короткие промежутки времени были зафиксированы темпы инфляции 10% в час); в Венгрии (август 1945 г. — июль 1946 г.), когда уровень цен в среднем в месяц возростал в 198 раз. В начале 90-х гг с гиперинфляцией столкнулась и Россия. В 1992 г. Индекс потребительских цен составил 2608,8 %. Еще более показательны гиперинфляции в 1990 г. в Аргентине – 20000%, и в Боливии – 12000%, имевшие разрушительные последствия для экономики этих стран. Согласно кейнсианскому подходу, инфляция возникает тогда, когда повышаются цены на товарных и факторных рынках. Повышение цен, в свою очередь, происходит по линии спроса или по линии предложения. В соответствии с причиной, обусловившей рост общего уровня цен, также различают два вида инфляции: спроса и предложения. инфляция спроса (demand-pull inflation), причиной ее служит увеличение совокупного спроса. Рост совокупного спроса может быть вызван увеличением любого из компонентов совокупных расходов (потребительских, инвестиционных, государственных и чистого экспорта) или увеличением предложения денег. · Рост расходов, производимых субъектами экономики; · Требования профсоюзов по повышению заработной платы (прежде всего в фазе подъема); · Повышение потребностей населения; · Динамика государственных бюджетных затрат: социальные и военные расходы; · Динамика инвестиционных затрат фирм: в период подъема предприниматели склонны увеличивать инвестиционные расходы. · Повышение совокупного спроса, опережающего динамику совокупного предложения Увеличение совокупного спроса ведет к росту уровня цен и в краткосрочном периоде (поскольку в соответствии с современными представлениями кривая совокупного предложения имеет положительный наклон) (рис. 6.1, а), и в долгосрочном периоде (которому соответствует вертикальная кривая совокупного предложения) (рис. 6.1,6). При этом в краткосрочном периоде инфляция (рост уровня цен от P1 до Р2 ) сочетается с ростом реального выпуска (от Y1 до Y2). В долгосрочном периоде реальный выпуск не меняется и находится на своем естественном (потенциальном) уровне Y*. Если рост совокупного спроса происходит за счет увеличения предложения денег, то в долгосрочном периоде проявляется принцип «нейтральности денег». Этот принцип означает, что изменение предложения денег не оказывает воздействия на реальные показатели (величину реального выпуска, реальных доходов и т.п.), а меняется только уровень цен, и поэтому изменяются номинальные показатели;
Рис. 6.1. Инфляция спроса Второй вариант трактовки причин (инфляция предложения)отображен в схеме 3. Согласно кейнсианской трактовке инфляции монетарный сектор не играет активной роли в возникновении инфляции. Более того, объем денежной массы и скорость оборота денег автоматически адаптируются к росту доходов. Процесс адаптации денежной массы выражается в том, что повышенный уровень цен приводится в равновесие с помощью более масштабного выпуска денег в обращение. Инфляция предложения (инфляция издержек) (costpush inflation). Причинно-следственныесвязи, отражающи е возрастание издержек производства: 1. Проявление монопольных прав со стороны государства; Взимание косвенных налогов (что способствует росту цен) Воздействие на учетную ставку (в сторону ее повышения, что косвенно ведет к росту цен); 2. Проявление монопольных возможностей со стороны фирм; Повышение цен (прежде всего на сырье и энергию) путем картельных соглашений, что удорожает продукцию других производителей; 3. Проявление монопольных возможностей со стороны профсоюзов; Требования роста заработной платы (представляющей существенную часть издержек производства). В итоге предприниматели вынуждены повышать цены; 4. Дополнительные факторы, повышающие издержки производства; Возрастание удельного веса сектора услуг в народном хозяйстве; Увеличение прироста затрат по заработной плате на единицу продукции; Периодические замедления в динамике роста производительности труда. Повышение издержек ограничивает экспансию фирмы (из-за относительного сокращения прибыли). Динамика совокупного предложения начинает отставать от динамики совокупного спроса. Итог - рост цен. Графическая модель инфляции предложения (инфляциииздержек) Рис. 6.2 Date: 2016-02-19; view: 410; Нарушение авторских прав |