Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 6 ИНФЛЯЦИЯ





Нестабильность экономического развития проявляется не только в форме циклических колебаний и структурных кри­зисов. Периодические (а порой и длительные) нарушения ус­тойчивости национальной валюты также принято называть формой проявления макроэкономического дисбаланса.

Термин «инфляция» впервые стали употреблять в Северной Аме­рике в период Гражданской войны 1861 —1865 гг. для обозначения про­цесса разбухания бумажно-денежного обращения. Суть инфляции сводилась к чрезмер­ному увеличению находящейся в обращении массы бумажных денег по сравнению с реальным предложением товаров. Данное экономиче­ское явление проявлялось и раньше, например, во Франции в XVI в. при введении бумажных денег Джоном Ло. Инфляция как экономи­ческое явление проявилась тогда в переполнении каналов денежного обращения бумажными знаками, покупательная способность которых резко падала.

Сегодня инфляция выступает как одно из сложных, противоречи­вых и тя­желых по своим социально-экономическим последствиям эко­номических явлений в экономике.

 

Инфляция, экономическое содержание и показатели

Инфляция («inflation» — от итал. «inflation», что оз­начает «вздутие») представляет собой форму нарушения законов денежного обращения, нарушение макроэкономического равновесия между совокупным спросом и предложением.

Наиболее ярко инфляция проявляется в росте цен на товары и услуги. Повышение общего уровня цен означает, что идет давление денежной массы на товарную: деньги обесцениваются — доходы населения снижаются. Несоответ­ствие платежеспособного спроса и товарной массы проявляется в том, что спрос на товары и услуги превышает размеры товаро­оборота, что создает условия для того, чтобы производители то­варов и поставщики поднимали цены независимо от уровня из­держек — затрат на создание и реализацию этих товаров.

Диспропорции между спросом и предложением, превышение денежных доходов над потребительскими расходами могут порождаться различными причинами. Это, прежде всего дефицит государственного бюджета (превышение государственных расходов над доходами). Сюда же относятся чрезмерное инвестирование, когда объем инвестицион­ных расходов, превышает потребности и возможности национальной экономики (незавершенное производство в советской практике) и со­кращение поступлений от импортируемых товаров при сильной зависимости потребительского рынка от внешней торговли.

Т.о., рост цен выступает как следствие, внешний признак инфляции, по которому ее и определяют. Вместе с тем, существуют и другие признаки проявления инфляции:

1) падение покупательной способности денежной единицы. Так в результате августовского кризиса в России в 1998 г. покупательная способность рубля снизилась в течение месяца в два раза. На 1 рубль стало возмож­но приобрести в два раза меньше товаров и услуг;

2) изменение валютных курсов

3) изменение условий предоставления кредитов в сторону удо­рожания и сокращения их сроков

4) рост стоимости потребительской корзины на товары первой необходимости — пищевые продукты, одежду, обувь, жилье. (В развитых стра­нах, в потребительскую корзину включают общую сумму затрат потребителя на приобретение товаров, их поиск, стояние в очередях за товарами и услугами, дополнительные расходы и неудобства из-за вынужденной замены отсутствующего на рынке товара другим.)

В современной экономике сложились определенные предпосылки, которые обусловливают инфляцию это:

• Перестройка финансовой и кредитной систем в мире. Отмена существовавшего прежде золотомонетного стан­дарта, который до середины XX в. обеспечивал относи­тельную стабильность денежного обращения и ценооб­разования. Золото было вытеснено из обращения.

• Формирование олигополистической структуры, которая стала типичной для многих отраслей экономики. Взаи­модействие крупных фирм сделало возможным процесс влияния на цены. Начала формироваться длительная тенденция к повышению уровня цен.

Несмотря на сложность этого экономического явления, инфля­ция поддается количественному измерению. Наиболее распро­страненным и официальным численным показателем инфляции является индекс потребительских цен –(I p)

Поскольку на практике одни товары дорожают быстро, другие медленно, некоторые дешевеют, меняется структура потребления (например, в прошлом году люди больше покупали хлеба и бакалейных товаров, а в этом году они отдают предпочтение овощам и фруктам), то индекс определя­ется как отношение общего уровня цен в текущем периоде к ба­зисному периоду, или отношение цены потребительской кор­зины (определенного набора товаров и услуг) в текущем году к идентичной потребительской корзине в базисном году. При оп­ределении индекса потребительских цен состав потребительс­кой корзины фиксируется на уровне базисного года. Предпола­гается, что состав потребительской корзины из года в год не меняется.


Приведем условный пример: цена потребительской корзины (недельного продуктового набора на человека в одном из городов России) в январе 2000 г. Составляла 490 руб., а в январе 2001 г. – 598 руб. индекс потребительских цен в 2001 г. равен (598/490) * 100% = 122,0%. Значит, если уровень цен в 2000 г. Принимается за 100%, то такой же набор товаров подорожал на 22%.

Годовой темп инфляции (π) или темп прироста общего уровня цен можно рассчитать по формуле:

π =

Для примера предположим, что уровень цен какого-то года принят за 100. При этом в прошлом году индекс цен составил 173, а в данном году он достиг 187. Отсюда вытекает, что за этот год цены выросли примерно на:187-173/173 *100% = 8%

Классификация видов инфляции зависит от применяемых критериев. Наиболее используемые критерии – это свобода цен и темпы роста цен.

По такому критерию, как свобода цен инфляцию можно разделить на открытую и скрытую (подавленную). Для открытой инфляции характерны рост уровня цен, падение покупательной способности денежной единицы, рост стоимости потребительской корзины. Для подавленной – при резком росте неудовлетворенности спроса цены не повышаются. Возникает дефицит, товары уходят на черный рынок, их ассортимент сокращается.

По критерию темпов инфляции различают:

· Умеренную (цены растут менее чем на 10% в год);

· Галопирующую (темп от 10 до 100% в год);

· Гиперинфляцию (темп – свыше 100% в год). Она измеряется процентами в неделю и даже в день, уровень ее может составлять 40—50% в месяц или более 1000% в год.

Классиче­ские примеры гиперинфляции: ситуация в Германии в январе 1922 г. — дека­бре 1924 г., когда темпы роста уровня цен составили 1012, а в октябре 1923 г. цены ежедневно увеличивались в 3 раза (в короткие промежутки времени были зафиксированы темпы инфляции 10% в час); в Венгрии (август 1945 г. — июль 1946 г.), когда уровень цен в среднем в месяц возростал в 198 раз. В начале 90-х гг с гиперинфляцией столкнулась и Россия. В 1992 г. Индекс потребительских цен составил 2608,8 %. Еще более показательны гиперинфляции в 1990 г. в Аргентине – 20000%, и в Боливии – 12000%, имевшие разрушительные последствия для экономики этих стран.

Согласно кейнсианскому подходу, инфляция возникает тогда, когда повышаются цены на товарных и факторных рынках. Повышение цен, в свою очередь, происходит по линии спроса или по линии предложения. В соответствии с причиной, обусловившей рост общего уровня цен, также различают два вида инфляции: спроса и предложения.

инфляция спроса (demand-pull inflation), причиной ее служит уве­личение совокупного спроса. Рост совокупного спроса может быть вызван уве­личением любого из компонентов совокупных расходов (потребительских, инвестиционных, государственных и чистого экспорта) или увеличением предложения денег.

· Рост расходов, производимых субъектами экономики;


· Требования профсоюзов по повышению заработной платы (прежде всего в фазе подъема);

· Повышение потребностей населения;

· Динамика государственных бюджетных затрат: социальные и военные расходы;

· Динамика инвестиционных затрат фирм: в период подъема предприниматели склонны увеличивать инвестиционные расходы.

· Повышение совокупного спроса, опережающего динамику совокупного предложения

Увеличение совокупного спроса ведет к росту уровня цен и в крат­косрочном периоде (поскольку в соответствии с современными представле­ниями кривая совокупного предложения имеет положительный наклон) (рис. 6.1, а), и в долгосрочном периоде (которому соответствует вертикаль­ная кривая совокупного предложения) (рис. 6.1,6).

При этом в краткосрочном периоде инфляция (рост уровня цен от P1 до Р2 ) сочетается с ростом реального выпуска (от Y1 до Y2). В долгосрочном пе­риоде реальный выпуск не меняется и находится на своем естественном (потенциальном) уровне Y*. Если рост совокупного спроса происходит за счет увеличения предложения денег, то в долгосрочном периоде проявляется принцип «нейтральности денег». Этот принцип означает, что изменение предложения денег не оказывает воздействия на реальные показатели (ве­личину реального выпуска, реальных доходов и т.п.), а меняется только уро­вень цен, и поэтому изменяются номинальные показатели;

а) б)

Рис. 6.1. Инфляция спроса

Второй вариант трактовки причин (инфляция предложения)отображен в схеме 3.

Согласно кейнсианской трактовке инфляции монетарный сектор не играет активной роли в возникновении инфляции.

Более того, объем денежной массы и скорость оборота денег автоматически адаптируются к росту доходов. Процесс адап­тации денежной массы выражается в том, что повышенный уровень цен приводится в равновесие с помощью более масш­табного выпуска денег в обращение.

Инфляция предложения (инфляция издержек) (costpush inflation).

Причинно-следственныесвязи, отражающи е возрастание издержек производства:

1. Проявление моно­польных прав со стороны государ­ства;

Взимание косвенных налогов (что способствует росту цен) Воздействие на учетную ставку (в сторону ее повышения, что кос­венно ведет к росту цен);

2. Проявление моно­польных возмож­ностей со стороны фирм;

Повышение цен (прежде всего на сырье и энергию) путем картель­ных соглашений, что удорожает продукцию других производителей;

3. Проявление моно­польных возмож­ностей со стороны профсоюзов;

Требования роста заработной платы (представляющей суще­ственную часть издержек произ­водства). В итоге предпринима­тели вынуждены повышать цены;

4. Дополнительные факторы, повы­шающие издерж­ки производства;

Возрастание удельного веса сек­тора услуг в народном хозяйстве;

Увеличение прироста затрат по заработной плате на единицу продукции;

Периодические замедления в ди­намике роста производительно­сти труда.

Повышение издержек ограничивает экспансию фирмы (из-за относительного сокращения прибыли). Динами­ка совокупного предложения начинает отставать от ди­намики совокупного спроса. Итог - рост цен.

Графическая модель инфляции предложения (инфляциииздержек)

Рис. 6.2







Date: 2016-02-19; view: 410; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.014 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию