Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экономический цикл. Причины виды и показатели





Экономическая цикличность — это объективная форма разви­тия рыночной экономики. Она представляет собой волнообраз­ное движение хозяйственной конъюнктуры (деловой активно­сти) при регулярном чередовании ее подъемов и спадов (от кризиса до кризиса). Именно цикличность выступает в каче­стве одной из главных форм нарушения макроэкономического равновесия.

Отправной точкой циклического развития рыночной экономи­ки можно считать 1825 г., когда в Анг­лии разразился первый кризис перепроизводства. Он положил начало периодическим колебаниям экономической конъюнктуры, которые регулярно повторялись в течение всего XIX в. со средним промежутком 8—10 лет. Постепенно в русло цикличности вовлекались и другие капиталистические страны. Самым глубоким и наиболее про­должительным в XIX в. явился мировой экономический кризис 1873— 1878 гг. В XX в. побил все рекорды по глубине экономического спада Мировой кризис 1929—1933 гг. (так называемая Великая депрессия). В этот период общий объем промышленного производства капиталистических стран сократился на 46%, внешнеторговый обо­рот — на 67%, число безработных достигло 26 млн человек (почти чет­вертая часть всех занятых в сфере материального производства), а ре­альные доходы населения уменьшились в среднем на 58%.

В современной научной литературе чаще всего под циклом понимают период развития экономики, находящийся меду двумя, следующими друг за другом верхними точками развития (пиками).

Т.о., экономическая цикличность представляет собой периодические спады и подъемы в экономике, колебания деловой активности (занятости, производства, инфляции). Эти волнообразные колебания имеют, как правило, закономерно повторяющийся характер.

В рамках одного цикла выделяют его фазы. В классической трактовке это фаза кризиса, фаза депрессии, оживления и подъема.

Графически этот процесс можно представить следующим образом:

Рис. 5.1.

Диагностика фаз экономического цикла является одной из наиболее сложных задач макроэкономического прогнозирования, разрешение которой связано с необходимостью совершенство­вания сбора и обработки статистической информации, построе­ния комплексных индексов, а также с развитием методов экономико-математичес­кого моделирования.

Для каждой фазы характерно специфическое состояние экономики.

Однако основными индикаторами фазы цикла обычно служат уровни занятости, безработицы и объема выпус­ка, а изменения этих показателей могут быть сведены к одной наиболее общей, основной причине - несоответствию ме­жду совокупным спросом и совокупным предложением, между совокупными рас­ходами и совокупным объемом производства.

Вместе с тем, в рамках неоклассического синтеза при всей множественности точек зрения большинство эконо­мистов сходится на том, что фактором, непосредственно опреде­ляющим уровни производства и занятости, является уровень совокупных расходов потребителей, которые вызывают движение цен и подталкивают экономику к определенным фазам цикличности. Возникает следующая цепочка: «расходы покупателей – доходы продавцов – изменение объемов производства, занятости и цен».

Так, в рыночной экономике все производится для продажи с целью получения прибыли. При небольших расходах покупателей много производить предприниматели не будут, поэтому для такой ситуации характерны низкий уро­вень производства, занятости и доходов (предпринимателей). И наоборот, рост покупательских расходов ведет к выгодности увеличения производства, а с ним происходит прирост занято­сти и доходов (предпринимателей). Постепенно достигается «пик» или «бум», когда используются все мощности производства и обеспечена полная занятость. В этой ситуации объем произ­водства становится стабильным, постоянным в том смысле, что он уже не может возрасти еще больше. Поэтому любые дополнительные расходы (покупателей или продавцов) оборачиваются только ростом уровня цен. Экономика в этом состо­янии достигает максимальной активности и называется «перегретой». Это период сверхзанятости (фактический ВВП может находиться выше потенциального). Производство (совокупное предложение) выше совокупного спроса, рост деловой активности прекращен. Цикл переходит в фазу кризиса.

I фаза -кризис, спад ( рецессия)(recession или slump) - развитие событий в этой фазе характеризуется тем, что весь произведенный объем выпу­ска не может быть продан, т.е. совокупные расходы меньше, чем выпуск. Возникает затоваривание, фирмы вынуждены увеличивать запасы непродан­ной продукции (товарно-материальные запасы), что приводит к свертыванию производства и росту безработицы, так как фирмы начинают увольнять рабочих. В результате совокупные доходы падают (доходы домохозяйств — вслед­ствие безработицы, доходы фирм — из-за невозможности продать часть произведенной продукции), следовательно, сокращаются и совокупные рас­ходы. Домохозяйства снижают спрос на товары длительного пользования. Фирмы сокращают инвестиционный спрос из-за бессмысленности расшире­ния производства в условиях падения совокупного спроса. Снижаются цены, падает общая норма прибыли, увеличивается число банкротств предприятий. ФактическийВВП доходит до своего потенциального уровня и продолжает падать ниже.


От падения производства и занятости больше всего страдают отрасли, выпускающие средства производства и потребительские товары длительного пользования, а также строительная промышленность. Сказывается здесь «эффект отсрочки». Когда конъюнктура ухудшается, производители перестают увеличивать закупки ин­вестиционных товаров, фирмы перестают приобретать новое обо­рудование, строить заводы, ремонтировать старое оборудование. Аналогичная картина складывается и с потребительскими това­рами длительного пользования. Если в период кризиса сокраща­ются доходы и уменьшается семейный бюджет, то, прежде всего, начинают сокращаться и откладываться покупки товаров дли­тельного пользования.

Иначе дело обстоит с потребительскими товарами кратко­временного пользования: питаться и одеваться люди не перестают и в период кризиса, так как отложить покупку хлеба, молочных и мясных продуктов до «лучших времен» нельзя. Спрос, конечно, уменьшится и здесь, но это произойдет не в такой степени как с товарами длительного пользования.

По-разному в разных отраслях реагируют на кризис и цены. Инвестиционные товары и потребительские товары длительно­го пользования производятся в основном в отраслях с высокой концентрацией производства. Крупные корпорации, сокращая производство и занятость, удерживают цены, не допускают их значительного падения. И, наоборот, отрасли, выпускающие товары кратковременного пользования, довольно часто харак­теризуются относительно низкой концентрацией, поэтому паде­ние спроса на их продукцию больше отражается на ценах, чем на объеме производства.

II фаза – депрессия или стагнация (stagnation), экономика нахо­дится в состоянии т.н. рецессионного разрыва, поскольку фактический ВВП меньше потенциального. Это период недоиспользования экономических ре­сурсов, т.е. высокой безработицы. Депрессия рассматривается как стагнация на низшем уровне, падение производства и занятости» Производство уже не падает, но еще не растет, сохраняется высокий уровень безработицы. Но именно в это время начинают создаваться предпосылки последу­ющего роста. Производственные и потребительские запасы постепенно рас­сасываются. Механизм этого процесса следующий: - столкнувшись с невозможностью продать свою продукцию даже по бо­лее низким ценам, фирмы (как рационально действующие экономические агенты) могут:

либо купить более производительное оборудование и продолжать производство того же вида товаров (если спрос на них не насыщен), но с меньшими издержками, что позволит снизить цены на продукцию, не уменьшая величину прибыли, а так­же обеспечит возможность увеличения объема продаж;


либо, если спрос на товары, производимые фирмой, полностью насы­щен и даже снижение цен не приведет к росту объема продаж, перейти к производству нового вида товаров, что потребует технического переоснаще­ния, т.е. замены старого оборудования принципиально иным новым.

И в том, и в другом случае увеличивается спрос на инвестиционные това­ры.

Предприниматели начинают предъявлять спрос на новое оборудование, потребители - сначала на товары кратко­временного, а позднее и длительного пользования. Депрессия постепенно переходит в фазу – подъема.

III фаза - оживление. Данная фаза начинается с предварительного оживления экономики. При увеличении спроса на инвестиционные товары, в отраслях их производящих, начинается оживле­ние, увеличивается занятость, растут прибыли фирм. Повышаются совокуп­ные доходы, что ведет к росту спроса и расширению производства в отраслях, производящих потребительские товары. Оживление, увеличение занятости (снижение безработицы) и рост доходов охватывают всю экономику. Постепенно начинают повышаться цены, и расти ссудный процент. Через какое-то время они выходят на докризисный уровень, после чего начина­ется подъем. В этой заключительной IVфазе достигается полная занятость, реальный ВНП приближается к потенциальному, но может даже и превзойти его на какое-то время. Уровень цен в фазе подъема повышается. Достигается пик деловой активно­сти, производство работает на полную мощность, безработица сокращается до минимальных размеров при одновременном ро­сте заработной платы. Налоговые поступления уве­личиваются. Трансфертные выплаты сокращаются. Уменьшается дефицит государственного бюджета, и может появиться профицит. Рост доходов ведет к увеличению импорта, снижению чистого экспорта и возможному появле­нию дефицита платежного баланса. В фазе подъема наиболее стремительно развиваются именно новые отрасли, производство инвестиционных товаров и предметов потребления длительного пользования. Подъем в экономике, рост деловой ак­тивности превращаются в бум, в "перегрев" экономики, по­сле чего начинается очередной спад, и цикл в основных своих чертах повто­ряется.

Т.о., основу экономического цикла составляет изменение инвестиционных рас­ходов, которые являются наиболее нестабильной частью совокупного спроса (совокупных расходов).

Главным индикатором фаз цикла выступает показатель годового темпа прироста ВВП (growth rate — g), который выражается в процентах и рассчиты­вается по формуле:

g =

Таким образом, этот показатель характеризует процентное изменение реаль­ного ВВП (совокупного выпуска) в каждом следующем году (Уt) по сравне­нию с предыдущим (Уt-1). Если g - величина положительная (g > 0), то это означает, что экономика находится в фазе подъема, а если отрицательная (g < 0), то в фазе спада. Этот показатель рассчитывается за один год и характеризует темп экономического развития — краткосрочные (ежегодные) колебания фак­тического ВВП, в отличие от показателя среднегодового темпа роста (gа - annual growth rate), характеризующего темп экономического роста, т.е. долго­срочной тенденции увеличения потенциального ВВП.







Date: 2016-02-19; view: 418; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию