Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Экономический цикл. Причины виды и показатели
Экономическая цикличность — это объективная форма развития рыночной экономики. Она представляет собой волнообразное движение хозяйственной конъюнктуры (деловой активности) при регулярном чередовании ее подъемов и спадов (от кризиса до кризиса). Именно цикличность выступает в качестве одной из главных форм нарушения макроэкономического равновесия. Отправной точкой циклического развития рыночной экономики можно считать 1825 г., когда в Англии разразился первый кризис перепроизводства. Он положил начало периодическим колебаниям экономической конъюнктуры, которые регулярно повторялись в течение всего XIX в. со средним промежутком 8—10 лет. Постепенно в русло цикличности вовлекались и другие капиталистические страны. Самым глубоким и наиболее продолжительным в XIX в. явился мировой экономический кризис 1873— 1878 гг. В XX в. побил все рекорды по глубине экономического спада Мировой кризис 1929—1933 гг. (так называемая Великая депрессия). В этот период общий объем промышленного производства капиталистических стран сократился на 46%, внешнеторговый оборот — на 67%, число безработных достигло 26 млн человек (почти четвертая часть всех занятых в сфере материального производства), а реальные доходы населения уменьшились в среднем на 58%. В современной научной литературе чаще всего под циклом понимают период развития экономики, находящийся меду двумя, следующими друг за другом верхними точками развития (пиками). Т.о., экономическая цикличность представляет собой периодические спады и подъемы в экономике, колебания деловой активности (занятости, производства, инфляции). Эти волнообразные колебания имеют, как правило, закономерно повторяющийся характер. В рамках одного цикла выделяют его фазы. В классической трактовке это фаза кризиса, фаза депрессии, оживления и подъема. Графически этот процесс можно представить следующим образом: Рис. 5.1. Диагностика фаз экономического цикла является одной из наиболее сложных задач макроэкономического прогнозирования, разрешение которой связано с необходимостью совершенствования сбора и обработки статистической информации, построения комплексных индексов, а также с развитием методов экономико-математического моделирования. Для каждой фазы характерно специфическое состояние экономики. Однако основными индикаторами фазы цикла обычно служат уровни занятости, безработицы и объема выпуска, а изменения этих показателей могут быть сведены к одной наиболее общей, основной причине - несоответствию между совокупным спросом и совокупным предложением, между совокупными расходами и совокупным объемом производства. Вместе с тем, в рамках неоклассического синтеза при всей множественности точек зрения большинство экономистов сходится на том, что фактором, непосредственно определяющим уровни производства и занятости, является уровень совокупных расходов потребителей, которые вызывают движение цен и подталкивают экономику к определенным фазам цикличности. Возникает следующая цепочка: «расходы покупателей – доходы продавцов – изменение объемов производства, занятости и цен». Так, в рыночной экономике все производится для продажи с целью получения прибыли. При небольших расходах покупателей много производить предприниматели не будут, поэтому для такой ситуации характерны низкий уровень производства, занятости и доходов (предпринимателей). И наоборот, рост покупательских расходов ведет к выгодности увеличения производства, а с ним происходит прирост занятости и доходов (предпринимателей). Постепенно достигается «пик» или «бум», когда используются все мощности производства и обеспечена полная занятость. В этой ситуации объем производства становится стабильным, постоянным в том смысле, что он уже не может возрасти еще больше. Поэтому любые дополнительные расходы (покупателей или продавцов) оборачиваются только ростом уровня цен. Экономика в этом состоянии достигает максимальной активности и называется «перегретой». Это период сверхзанятости (фактический ВВП может находиться выше потенциального). Производство (совокупное предложение) выше совокупного спроса, рост деловой активности прекращен. Цикл переходит в фазу кризиса. I фаза -кризис, спад ( рецессия)(recession или slump) - развитие событий в этой фазе характеризуется тем, что весь произведенный объем выпуска не может быть продан, т.е. совокупные расходы меньше, чем выпуск. Возникает затоваривание, фирмы вынуждены увеличивать запасы непроданной продукции (товарно-материальные запасы), что приводит к свертыванию производства и росту безработицы, так как фирмы начинают увольнять рабочих. В результате совокупные доходы падают (доходы домохозяйств — вследствие безработицы, доходы фирм — из-за невозможности продать часть произведенной продукции), следовательно, сокращаются и совокупные расходы. Домохозяйства снижают спрос на товары длительного пользования. Фирмы сокращают инвестиционный спрос из-за бессмысленности расширения производства в условиях падения совокупного спроса. Снижаются цены, падает общая норма прибыли, увеличивается число банкротств предприятий. ФактическийВВП доходит до своего потенциального уровня и продолжает падать ниже. От падения производства и занятости больше всего страдают отрасли, выпускающие средства производства и потребительские товары длительного пользования, а также строительная промышленность. Сказывается здесь «эффект отсрочки». Когда конъюнктура ухудшается, производители перестают увеличивать закупки инвестиционных товаров, фирмы перестают приобретать новое оборудование, строить заводы, ремонтировать старое оборудование. Аналогичная картина складывается и с потребительскими товарами длительного пользования. Если в период кризиса сокращаются доходы и уменьшается семейный бюджет, то, прежде всего, начинают сокращаться и откладываться покупки товаров длительного пользования. Иначе дело обстоит с потребительскими товарами кратковременного пользования: питаться и одеваться люди не перестают и в период кризиса, так как отложить покупку хлеба, молочных и мясных продуктов до «лучших времен» нельзя. Спрос, конечно, уменьшится и здесь, но это произойдет не в такой степени как с товарами длительного пользования. По-разному в разных отраслях реагируют на кризис и цены. Инвестиционные товары и потребительские товары длительного пользования производятся в основном в отраслях с высокой концентрацией производства. Крупные корпорации, сокращая производство и занятость, удерживают цены, не допускают их значительного падения. И, наоборот, отрасли, выпускающие товары кратковременного пользования, довольно часто характеризуются относительно низкой концентрацией, поэтому падение спроса на их продукцию больше отражается на ценах, чем на объеме производства. II фаза – депрессия или стагнация (stagnation), экономика находится в состоянии т.н. рецессионного разрыва, поскольку фактический ВВП меньше потенциального. Это период недоиспользования экономических ресурсов, т.е. высокой безработицы. Депрессия рассматривается как стагнация на низшем уровне, падение производства и занятости» Производство уже не падает, но еще не растет, сохраняется высокий уровень безработицы. Но именно в это время начинают создаваться предпосылки последующего роста. Производственные и потребительские запасы постепенно рассасываются. Механизм этого процесса следующий: - столкнувшись с невозможностью продать свою продукцию даже по более низким ценам, фирмы (как рационально действующие экономические агенты) могут: либо купить более производительное оборудование и продолжать производство того же вида товаров (если спрос на них не насыщен), но с меньшими издержками, что позволит снизить цены на продукцию, не уменьшая величину прибыли, а также обеспечит возможность увеличения объема продаж; либо, если спрос на товары, производимые фирмой, полностью насыщен и даже снижение цен не приведет к росту объема продаж, перейти к производству нового вида товаров, что потребует технического переоснащения, т.е. замены старого оборудования принципиально иным новым. И в том, и в другом случае увеличивается спрос на инвестиционные товары. Предприниматели начинают предъявлять спрос на новое оборудование, потребители - сначала на товары кратковременного, а позднее и длительного пользования. Депрессия постепенно переходит в фазу – подъема. III фаза - оживление. Данная фаза начинается с предварительного оживления экономики. При увеличении спроса на инвестиционные товары, в отраслях их производящих, начинается оживление, увеличивается занятость, растут прибыли фирм. Повышаются совокупные доходы, что ведет к росту спроса и расширению производства в отраслях, производящих потребительские товары. Оживление, увеличение занятости (снижение безработицы) и рост доходов охватывают всю экономику. Постепенно начинают повышаться цены, и расти ссудный процент. Через какое-то время они выходят на докризисный уровень, после чего начинается подъем. В этой заключительной IVфазе достигается полная занятость, реальный ВНП приближается к потенциальному, но может даже и превзойти его на какое-то время. Уровень цен в фазе подъема повышается. Достигается пик деловой активности, производство работает на полную мощность, безработица сокращается до минимальных размеров при одновременном росте заработной платы. Налоговые поступления увеличиваются. Трансфертные выплаты сокращаются. Уменьшается дефицит государственного бюджета, и может появиться профицит. Рост доходов ведет к увеличению импорта, снижению чистого экспорта и возможному появлению дефицита платежного баланса. В фазе подъема наиболее стремительно развиваются именно новые отрасли, производство инвестиционных товаров и предметов потребления длительного пользования. Подъем в экономике, рост деловой активности превращаются в бум, в "перегрев" экономики, после чего начинается очередной спад, и цикл в основных своих чертах повторяется. Т.о., основу экономического цикла составляет изменение инвестиционных расходов, которые являются наиболее нестабильной частью совокупного спроса (совокупных расходов). Главным индикатором фаз цикла выступает показатель годового темпа прироста ВВП (growth rate — g), который выражается в процентах и рассчитывается по формуле: g = Таким образом, этот показатель характеризует процентное изменение реального ВВП (совокупного выпуска) в каждом следующем году (Уt) по сравнению с предыдущим (Уt-1). Если g - величина положительная (g > 0), то это означает, что экономика находится в фазе подъема, а если отрицательная (g < 0), то в фазе спада. Этот показатель рассчитывается за один год и характеризует темп экономического развития — краткосрочные (ежегодные) колебания фактического ВВП, в отличие от показателя среднегодового темпа роста (gа - annual growth rate), характеризующего темп экономического роста, т.е. долгосрочной тенденции увеличения потенциального ВВП. Date: 2016-02-19; view: 418; Нарушение авторских прав |