Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Совокупное предложение
Совокупное предложение AS (aggregate supply) – это общее количество конечных товаров и услуг, которое может быть предложено (произведено) в экономике при разных уровнях цен. Зависимость объема предложения от среднего уровня цен в стране называют кривой предложения AS. На характер кривой AS также влияют ценовые и неценовые факторы. Первые изменяют объем совокупного предложения ( перемещение вдоль кривой AS). Вторые (изменения в технологии, ценах ресурсов, объеме применяемых ресурсов, налогообложении фирм, структуре рынка и т. д.) приводят к сдвигу кривой AS. У экономистов разных школ не существует полного единодушия в отношении форм этой кривой. Кейнсианская и неоклассическая школы по-разному трактуют ее конфигурацию. Это объясняется тем, что в масштабе всей экономики могут сложиться три различных ситуации, в общем виде представленные графически на рисунке 3.3: 1) состояние неполной занятости. Этому соответствует отрезок 1 на графике; 2) состояние, приближающееся к уровню полной занятости, т.е. отрезок 2; 3) состояние полной занятости – отрезок 3. Первые два отрезка соответствуют кейнсианским представлениям о поведении кривой совокупного предложения. Кейнсианская модель описывает экономику в коротком периоде и основана на следующих предпосылках: а) неполная занятость в экономике; б) цены на товары и номинальная заработная плата жесткие. в) реальные величины (объем выпуска, занятость, реальная заработная плата и др.) более подвижны, быстрее реагируют на рыночные колебания. Кривая AS в кейнсианской модели горизонтальна илиимеет слабый положительный наклон Теория Д. Кейнса создавалась на практическом фоне массовой безработицы и хронического недоиспользования наличных производственных мощностей. (Дж. М. Кейнс создавал свой главный труд во время кризиса 1929 – 1933 гг.), Согласно кейнсианским воззрениям экономика, находящаяся в депрессивном состоянии с неполным использованием всех ресурсов, будет отвечать на расширение совокупного спроса увеличением реального объема производства, но без повышения уровня цен. Рис.3.3 Так, вплоть до достижения объема производства, соответствующего т. «В», фирмы будут стремиться нанять дополнительное количество рабочих, нарастить выпуск и удовлетворить спрос покупателей при прежнем уровне цен, так как при этом вовлекаются прежде незагруженные мощности, незанятая рабочая сила. Кривая – горизонтальна. Предположение об относительной жесткости цен на коротких временных интервалах подтверждается на практике поведением бизнеса. В обычных условиях у большинства фирм имеются избыточные мощности, запасы готовой продукции на складах, а также возможность использовать сверхурочную работу или нанять дополнительных работников (особенно в условиях неполной занятости). Поэтому в краткосрочном периоде расширение спроса всегда может быть встречено увеличением объема продаж без какого-либо существенного изменения цен. Отрезок 2 означает, что экономика приближается к состоянию полной занятости. В отдельных отраслях оказываются занятыми все трудовые ресурсы и производственные мощности. И в такой ситуации для того, чтобы расширить совокупный объем производства, необходимо повышение цен на факторы производства, чтобы вовлечь дополнительные трудовые ресурсы и привлечь, например, поставщиков сырья. Рост цены труда и цены материалов повлечет за собой рост издержек предприятий, а для того, чтобы сохранить прежний уровень прибыльности, предприятиям необходимо повысить цены на свою продукцию. На графике видно, что в интервале от т. «В» до т. «F» расширение реального объема производства сопровождается ростом уровня цен. Кривая AS в этих условиях имеет положительный наклон. Необходимо отметить, что в кейнсианской модели кривая AS ограничена справа уровнем потенциального выпуска, после чего она приобретает вид вертикальной прямой. (Потенциальный выпуск - объем производства при полной занятости ресурсов). Полная занятость ресурсов предполагает поддержание доли незагруженных производственных мощностей на уровне 10— 20% от их общего объема и естественного уровня безработицы вразмере 6,5—7,5% от общей численности рабочей силы. (Эти показатели могут варьироваться по различным странам, но во всех случаях полная занятость ресурсов исключает их стопроцентное использование.) Таким образом, объем совокупного предложения в краткосрочном периоде зависит главным образом от величины совокупного спроса. В условиях неполной занятости факторов производства и жесткости цен колебания совокупного спроса вызывают, прежде всего, изменения объема выпуска (предложения) и лишь впоследствии могут отразиться на уровне цен (рис. 3.4).Эмпирические данные подтверждают это положение. Если правительство хочет увеличить объем выпуска в экономике, то, согласно кейнсианскому подходу, оно должно стимулировать совокупный спрос при помощи фискальной и денежной политики — например, увеличить государственные расходы, снизить налоги, расширить предложение денег и т.п. (см. рис.3.4). Рис.3.4 Классическая и неоклассическая школы исходят из того, что ограниченность ресурсов выдвигает на первый план проблему производства, т.е. совокупного предложения. Поэтому классическая модель – это модель, изучающая экономику со стороны совокупного предложения. Совокупный спрос, по мнению представителей классической школы, всегда соответствует совокупному предложению. В соответствии со взглядами классической школы в экономике действует закон Сэя, предложенный известным французским экономистом начала XIX в. Жаном-Батистом Сэем, который утверждал, что «предложение порождает адекватный спрос», поскольку каждый экономический агент одновременно является и продавцом, и покупателем и его расходы всегда равны доходам. Так, например, рабочий, с одной стороны, выступает продавцом экономического ресурса (труда), собственником которого он является, а с другой — покупателем товаров и услуг, которые он приобретает на доход, полученный от продажи труда. Сумма, которую получает рабочий в виде заработной платы, равна стоимости продукции, которую он произвел. Фирма также является одновременно и продавцом (товаров и услуг), и покупателем (экономических ресурсов). Доход, получаемый от продажи своей продукции (выручку от продаж), она расходует на покупку факторов производства (выплату факторных доходов собственникам экономических ресурсов). Поэтому проблем с совокупным спросом быть не может, так как все агенты полностью превращают свои доходы в расходы. Классическая и неоклассическая школы рассматривает экономику в долгосрочном периоде. Долгосрочный период — это период, в течение которого цены на ресурсы успевают приспособиться к ценам на товары так, чтобы в экономике поддерживалась полная занятость. При этом в действие рыночного механизма государство не вмешивается. Долгосрочная кривая AS отражает производственные возможности страны и строится исходя из следующих условий: а) объем производства обусловлен только количеством факторов производства и имеющейся технологией и не обусловлен уровнем цен; б) изменения в факторах производства и технологии осуществляются медленно; в) экономика функционирует при полной занятости факторов производства и, следовательно, объем производства равен потенциальному; г) цены и номинальная заработная плата гибкие, их изменения поддерживают равновесие на рынках. В данных условиях кривая AS вертикальна. Она характеризует естественный (потенциальный) уровень объема производства (рис.3.3), т. е. объема производства в условиях полной занятости, при котором ресурсы экономики полностью используются, а безработица находится на естественном уровне. На графике (рис.3.3) этому состоянию соответствует уровень реального объема производства в точке F. Отметим, что полная занятость — это не отсутствие безработицы вообще, а отсутствие лишь циклической безработицы. Другие формы безработицы (структурная и фрикционная) при этом могут и должны существовать. Полная занятость соответствует естественному уровню безработицы. Поэтому точку F иногда называют естественным уровнем реального объема производства. (Подробнее об этом речь пойдет в дальнейших главах). Если экономика достигла точки F, то в ответ на увеличение совокупного спроса возможностей для расширения производства больше нет. Реакция будет одна — повышение уровня цен в стране. Поэтому перемещение вдоль отрезка 3 сопровождается только изменением уровня цен, а реальный объем производства остается на одном и том же уровне, соответствующем точке F. Кривая AS отражает динамику издержек производства на единицу продукции в связи с изменением уровня цен. Эти издержки не претерпевают изменений на горизонтальном отрезке, но растут на промежуточном и вертикальном. Однако есть факторы, которые могут сдвинуть кривую AS в иное положение, что будет свидетельствовать о новом уровне издержек на единицу продукции. К смещению кривой AS приводят изменении величины факторов производства или технологии. Важнейшие из них — изменение цен на факторы производства. Например, удорожание такого фактора как труд приведет к левостороннему смещению кривой AS, снижение цены труда выразится в правостороннем смещении. Аналогичные изменения произойдут в связи с динамикой цен на сырье и материалы. Так, повышение цен на энергоресурсы неизбежно вызовет левостороннее смещение кривой AS. Если такие изменения отсутствуют, то долгосрочная кривая AS фиксирована на уровне потенциального выпуска, и любые колебания совокупного спроса отражаются лишь на уровне цен. (См. рис. 3.5) Рис. 3.5 3.3 Модель «AD – AS» Итак, после анализа совокупного спроса и совокупного предложения, можно обратиться к проблеме макроэкономического равновесия. Графически этот анализ будет означать совмещение на одном рисунке кривых AD и AS. Подчеркнем, что кривая AD может пересечь кривую AS на трех уже известных нам отрезках: горизонтальном, промежуточном и вертикальном (рис.3.6). Рис.3.6 На этом графике представлены три варианта возможного макроэкономического равновесия, т.е. такого состояния экономики, когда весь произведенный национальный продукт полностью куплен (национальный доход равен совокупным расходам). Точка E1 — это равновесие при неполной занятости без повышения уровня цен, т.е. без инфляции. Точка Е2 — это равновесие при небольшом повышении уровня цен и состоянии, близком к полной занятости. Точка Е3 — это равновесие в условиях полной занятости, но с инфляцией. Выбрать тот, или иной вариант действия – это задача правительства страны, которое руководствуется программой выбранной в соответствии с экономической политикой, исходя из конкретных обстоятельств.
Контрольные вопросы и задания 1. Что означает понятие макроэкономическое равновесие»? 2. В рамках каких школ были созданы основные мидели равновесия? 3. В чем заключается общий смысл любой модели равновесия? 4. какую макроэкономическую модель и почему можно считать базовой для анализа ситуации»равновесие-неравновесие». 5. Что представляют собой такие категории как «совокупный спрос» и «совокупное предложение»? Какие факторы воздействуют на данное явление? 6. В чем суть классического подхода к проблеме макроэкономического регулирования? 7. Перечислите и объясните причины отрицательного наклона кривой совокупного спроса. 8. Какими причинами можно объяснить увеличение и уменьшение кривой совокупного предложения? Date: 2016-02-19; view: 1114; Нарушение авторских прав |