Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Марксистский период развития





Марксистская перестройка психологии развития (1918-1936 гг.)

После 1917 г. – новый, советский этап исторического развития России, характеризующийся строгой зависимостью научных исследований от политической жизни и партийно-идеологических установок. Единственно правильным мировоззрением был признан марксизм, на фундаменте которого выстраивалось здание советской науки. Процесс создания марксистской психологии происходил в острой борьбе ее идеологов-основателей с представителями традиционной психологии, отстаивающими точку зрения о независимости психологии, как и любой другой науки, от какой бы то ни было идеологии, в том числе марксистской (Челпанов Г.И.). Итог борьбы - необходимость марксистского обновления психологии, активное внедрение в психологию марксизма. (Корнилов К.Н.). Одна из первых версий марксистской психологии - реактологическое учение К.Н. Корнилова.

Методологические принципы марксисткой психологии: материализма (психика рассматривается как продукт деятельности материальных структур и процессов); детерминизма (внешняя причинная обусловленность психических процессов).

Общие принципы объяснения психики человека связаны с пониманием ее общественно-исторического характера, обусловленностью развития психики общественной по природе предметно-практической деятельности.

На раннем этапе своего развития советская психология активно осваивала достижения зарубежных психологов (З. Фрейда, К. Юнга, Э. Торндайка, Ж. Пиаже и др.). В дальнейшем наметился процесс обособления советской психологии. Утвердилось мнение о принципиальном отличии советской науки от буржуазной. Марксистская психология стала рассматриваться как высший этап развития мировой психологической мысли.

Достижения психологии развития в данный период связаны с именами ученых: М.Я. Басова, П.П. Блонского, Л.С. Выготского, К.Н. Корнилова, А.Ф. Лазурского, А.Р. Лурия и др.

М.Я. Басов создал учение о человеке как активном деятеле в окружающей среде. Считал основной задачей детской психологии выявление закономерностей психического развития. П.П. Блонский был известным педологом, выступал за комплексный подход в изучении развития ребенка. Предметом психологии считал поведение, основным методологическим принципом – генетический или исторический подход к изучению психики. Подчеркивал, с одной стороны, роль наследственности в развитии личности, с другой стороны, социально обусловленный характер всех видов деятельности ребенка.



Л.С. Выготскийавтор культурно-исторической концепции (учения об общественно исторической природе психики человека). Предложил новое понимание источника, условий, движущих сил психического развития ребенка; сформулировал основные законы детского развития. Ввел в психологи экспериментально-генетический метод исследования – воспроизведение в специально создаваемых и контролируемых условиях самого процесса происхождения и становления новых психических свойств и качеств. Разработал учение о возрасте как единице анализа детского развития.

Успешное развитие отечественной возрастной психологии было прервано постановлением ЦК ВКП(б) от 4 июля 1936 г. «О педологических извращениях в системе Наркомпроса». Критика педологии в основном касалась практики тестирования: отсутствия проработанной теоретической базы, рассмотрения теста как основного метода изучения развития ребенка, некорректной интерпретации результатов тестирования. В итоге тестология как теория и практика разработки и использования тестов на десятилетия оказалась под запретом. Негативные оценки тестологии были распространены на всю педологию и психологию.

 






Date: 2016-02-19; view: 154; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2019 year. (0.004 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию