Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция №2. Тема: «Предмет и задачи гигиены»





Тема: «Предмет и задачи гигиены»

Цель: Сформировать у студентов знания об охране и укреплении общественного и личного здоровья путем оздоровления природной и социальной окружающей среды, слагающейся из конкретных условий труда, быта и поведения человека.

1.Предмет и задачи гигиены. Гигиена – наука о здоровье, основная профилактическая наука, которая ставит во главу угла здоровье и рассматривает его как категорию, формирующуюся под влиянием сложных взаимосвязей природных, социальных, антропогенных и эндогенных факторов. Гигиена устанавливает закономерности воздействия вредных факторов на организм и разрабатывает нормативы, которые гарантируют населению благоприятные условия труда и жизни. Устанавливает ПДК вредных примесей в воде, воздухе, почве пищевых продуктах, допустимые уровни шума, вибрации, электромагнитных и ионизирующих излучений; определяет критерии тяжести и напряженности труда, нормирует факторы, способствующие развитию утомления у рабочих, учащихся, разрабатывает правила и рекомендации по использованию природных факторов окружающей среды и т.д. Разделами гигиены является гигиена труда, питания, возрастная и коммунальная гигиена.

2.Определение понятий: гигиена, санитария, санитарная культура, профилактика, санитарные условия, гигиенические условия. Гигиена – это основная профилактическая, медицинская наука, которая ставит во главу угла здоровье и рассматривает его как категорию, формирующуюся под влиянием сложных взаимосвязей природных, социальных, антропогенных и эндогенных факторов. Санитария – применение на практике выводов гигиенической науки; совокупность мер по обеспечению условий жизни благоприятных для сохранения и улучшения здоровья. Санитарная культура – результат развития материальной культуры, быта в условиях совместного проживания людей. Профилактика – направлена на предупреждение развития болезней (первичных, вторичных, третичных). Санитарные условия – все факторы, которые действуют на здоровье человека, либо позитивно, либо негативно. Гигиенические условия – все факторы, которые основаны на достижениях гигиенической науки и действуют на здоровье человека только положительно. Определение понятий: гигиенический норматив, экология, экология человека, экосистема. Гигиенический норматив – это строго определенный диапазон параметров, факторов среды, который оптимален или приемлем, безопасен с точки зрения сохранения нормальной жизнедеятельности и здоровья человека, человеческой популяции и будущих поколений. Экология – наука, изучающая все сложности взаимосвязей и взаимоотношений в природе как условие борьбы за существования. Экология человека – это наука, изучающая взаимодействие человека как биосоциального существа со сложным многокомпонентным окружающим миром с динамичной постоянно усложняющейся средой обитания. Экосистема – совокупность различных видов растений, животных и микробов, взаимодействующих друг с другом и с окружающей их неживой природы, т.о., что может сохраняться неопределенно долгое время.

3.Классификация санитарных факторов и методы их исследования. Все существующие факторы санитарные делятся на 2 группы: 1.Природные факторы (или факторы, существующие независимо от человеческой деятельности): климатические условия в местах жительства; водоемы и водоисточники в местах жительства; животный мир в местах жительства; растительный мир в местах жительства; наличие полезных ископаемых; половая принадлежность; биологический возраст; наследственность; расовая принадлежность. 2.Социальные факторы: характер питания; качество пищи; жилищные условия; медицинское обслуживание; образование; условие обучения детей в школах. Методы их исследования: Физические методы. С их помощью определяют температуру, влажность, скорость движения воздуха, барометрическое давление, вибрацию и т.д. Химические методы. Используют для изучения химического состава воздуха, воды, почвы, пищевых продуктов и т.д. Статистические методы Микробиологические методы Описательные методы: органолептическое описание (метод позволяющий дать гигиеническую оценку, на основе органов чувств); санитарное описание; санитарно-топографическое описание; медико-географические описание.

4.НТР. Экологические и гигиенические проблемы, связанные с ней. НТР существенно изменила экологическую ситуацию в мире. Размеры и темпы загрязнения окружающей среды постоянно возрастают, следовательно, возрастает и опасность вредного влияния на организм человека. Перед гигиенической наукой и санитарной практикой стоят задачи по охране окружающей среды, предупреждению заболеваний, сохранению ЗОЖ. Выбросы промышленных с/х производств, их отходы, поступая в атмосферный воздух, почву, воду способны оказывать токсическое, раздражающее и специфическое действие (канцерогенное, аллергическое, мутагенное) на организм. Необходимо изучение свойств, установление ПДК в воздухе, воде, почве. Появилась опасность загрязнения подземных водоисточников, рек, озер, морей и океанов токсическими веществами, отходами производства. Возникла необходимость в новых методах очистки сточных вод, обеззараживания питьевой воды, строительство фильтров. Рост городов ставит перед гигиеной задачи по организации рационального питания, выбор и оценка строительных материалов, охрана окружающей среды.

5.Значение охраны внешней среды в эпоху НТР. Возникла необходимость в новых методах очистки сточных вод, обеззараживания питьевой воды, строительство фильтров. Рост городов ставит перед гигиеной задачи по организации рационального питания, выбор и оценка строительных материалов, охрана окружающей среды. Широкое внедрение новых технологических процессов привело к появлению новых факторов – электромагнитное поле, ультра- и инфразвук, токсические вещества и др. должна проводиться профилактика и лечение проф. отравлений, последствий действия профилактических вредностей. Во многих развитых странах увеличился удельный вес различных злокачественных новообразований. Это обратная сторона достижений НТР, что должно быть учтено в разработке профилактических мероприятий.

6.Урбанизация и здоровье человека. Урбанизация – мировой исторический процесс, связанный с глубоким преобразованием существующих городов и селений на основе развития индустрии, транспорта, жилищного, строительства, распространения городского образа жизни в самые отдаленные уголки страны. Она оказывает влияние на развитие страны, т.к. с городами связаны достижения цивилизации. В крупных городах быстрее создаются условия для загрязнения воздушной среды, воды, почвы. Воздушная среда загрязняется выхлопными газами автомобилей, авиатранспорта, выбросами промышленных предприятий, энергетических установок, нефтеперерабатывающей промышленности. В водоемы поступает большое количество промышленных отходов: свинец, фенолы, нефтепродукты и т.д. Отходы, выбрасываемые в почву, могут служить источником инфекционных заболеваний, даже эпидемий. Городской шум мешает отдыху и ухудшает здоровье. Что касается городского климата, то характерно: потери биологически активных УФ-лучей вследствие густой застройки, нерационального планирования; абсолютная влажность и атмосферное давление ниже, чем на окраине; температура выше; городской туман вследствие выброса большого количества твердых, жидких и газообразных веществ. Степень загрязнения атмосферного воздуха обусловливает распространение хронических неспецифических болезней: хронический бронхит, эмфизема, бронхиальная астма, рак легкого.

Основные мероприятия по охране городской среды:

1.Планировочные мероприятия

2.Технические и социально-технические мероприятия направлены на улавливание, очистку и переработку загрязняющих веществ, создание безотходных тех.процессов, внедрение прогрессивных технологий. 3.Организационные мероприятия, направленные на реализацию системы законодательных положений по санитарному надзору и контролю за охраной окружающей среды города. Именно эти мероприятия, их выполнение может сохранить условия города в пределах гигиенических норм, а значит предотвратить развитие многих заболеваний.

7.Гигиена питания – раздел гигиенической науки, задачи. Гигиена питания – раздел гигиенической науки, которые разрабатывает основы рационального здорового питания населения. Гигиена питания изучает условия и результаты воздействия биологических, химических и физических факторов на продукты питания и разрабатывает гигиенические мероприятия для обеспечения полноценности пищи. Задачи: определение нормы физической потребности в пищевых веществах; разработка требований к качеству пищевой продукции; регламентация мероприятий по санитарно-эпидемической экспертизе продуктов; разработка рекомендации по употреблению различных групп веществ в зависимости от возрастных, социально-географических и экологических факторов, режиму и условиям питания. 8.Основы личной гигиены. Гигиена полости рта. Личная гигиена – раздел гигиены, изучающий вопросы сохранения и укрепления здоровья с помощью соблюдения норм и правил гигиены в повседневной жизни человека. К задачам личной гигиены относятся: разработка правил по соблюдению чистоты и гигиенического режима в жилище, т.к. предметы быта могут быть местом скопления пищи и микробов, разработка гигиенических требований к бытовой технике и т.д. Гигиена кожи. Кожа человека выполняет функции секреторную, защитную, рецепторную, теплообменную. Кислая реакция поверхности тела один из защитных механизмов. Гигиена волос. Волосы играют роль в терморегуляции. На голове они образуют покров, плохо проводящий конвекционное и лучистое тепло и предохраняющий мозг от резких колебаний температуры. Волосы легко загрязняются, в них могут размножаться вши. Чистота кожи и волос – важные условия здоровья и хорошего самочувствия. Для целей личной гигиены используют косметические средства – шампуни. Лосьоны, кремы, пудры и т.д. уход за зубам важен, т.к. неудаленные из полости рта частички пищи разлагаются при этом образуются кислоты, разрушающие зубы. Средства гигиены – зубной порошок и паста. Одежда и обувь должны отвечать следующим требованиям: соответствовать внешним условиям среды, состоянию организма, производимой работе; составлять не более 10% от массы тела; иметь покрой, не затрудняющий кровообращение, не стесняющие дыхание и движение; легко очищаться от пыли; воздухопроницаемость или наоборот (в зависимости от погоды); высокая поглощаемость водяных паров; способность поглощать, отражать или рассеивать солнечную радиацию, УФ-лучи; отсутствие свойства собирать статическое электричество; снижение аллергенности ткани; зимняя – должна быть теплой; летняя – обеспечивать вентиляцию.

9.Физические свойства атмосферного воздуха и их гигиеническое значение. Физические свойства воздуха: температура, влажность, подвижность воздуха, барометрическое давление, электрическое состояние. Температура является постоянно действующим фактором. Влияние неблагоприятное. Температура наиболее выражена в производственных условиях. При действии повышенной температуры воздуха нарушается отдача тепла конвекционным путем, организм освобождается от излишнего тепла путем потоиспарения. Вместе с потом выводятся соли, витамины С и В, что ведет к увеличению вязкости крови и затрудняет работу ССС. При воздействии высокой температуры нарушается действие ЦНС: ослабление внимания, головная боль, головокружение. Резкое перегревание может привести к тепловому удару. Местное охлаждение способствует простудным заболеваниям. Повышенная влажность в сочетании с низкой температурой может привести к отморожению конечностей. Влажность воздуха влияет на теплообмен. В гигиенической практике учитывают относительную влажность и дефицит его насыщения, т.е. разность максимальной и абсолютной влажности. Эти величины влияют на потоиспарение. Чем выше дефицит влажности, тем суше воздух, тем выше потоиспарение. Высокая температура переносится легче, если воздух сухой, т.к. если воздух влажный нарушается потоотделение, следовательно, наступает перегревание. Чрезмерно сухой воздух иссушает слизистые. Подвижность воздуха. Сильный ветер (более 20м/с) нарушает ритм дыхания. При высокой температуре высокая подвижность благоприятна, при низкой температуре высокая подвижность вызывает переохлаждение. 14.Химический состав атмосферного воздуха, источники загрязнения, гигиеническое значение. Сухой атмосферный воздух содержит кислорода – 20,93-20,95%; азота – 78,09%; углекислого газа – 0,03%. Кроме того в воздухе присутствует много инертных газов (аргон, гелий, неон, криптон, водород и т.д.). Постоянное содержание кислорода поддерживается обменными процессами, он потребляется при дыхании человеком, животных; он необходим для горения и окисления. Он поступает в атмосфере в результате фотосинтеза. Азот усваивается некоторыми бактериями почвы. Существует три основных источника загрязнения атмосферы: Промышленность Бытовые загрязнения Транспорт Атмосферные загрязнители разделяют на первичные, поступающие непосредственно в атмосферу и вторичные, являющиеся результатом превращения последних.

10.УФ-лучи, классификация, гигиеническая характеристика, биологическое действие. УФ часть солнечного спектра является наиболее активной в биологическом отношении и представлена у поверхности Земли волнами длиной 290-400нм. Интенсивность УФ радиации зависит от широты, времени года, погоды, степени прозрачности атмосферы. УФ-лучи оказывают благоприятное влияние на белковый, жировой, углеводный и минеральный обмен. Усиленная деятельность РЭС, кроветворной системы, усиливает фагоцитоз. УФ-лучи кроме общебиологического оказывают и специфическое действие в соответствии с диапозоном волн. Волны в диапазоне 400-321 нм оказывают эритемное действие. Волны в диапазоне 320-274нм – антирахитическое и слабобактерицидное. Коротковолновая УФ-радиация 274-180 нм оказывает повреждающее действие. УФ с диапазоном 320-275нм участвует в синтезе витамина Д. Образование его происходит фотохимическим путем из провитамина в коже. При недостаточном воздействии УФ-лучей антирахитического действия страдают. Фосфорно-кальциевый обмен, НС, паренхиматозные органы, система кроветворения, снижаются ОВ процессы, снижается стойкость капилляров, у детей возникает рахит, у взрослых плохо срастаются кости, ослабляется связочный аппарат, портятся зубы. Бактерицидный эффект УФ-лучей способствует санация воздуха и почвы. Однако интенсивное излучение может привести к эритемии с отеком кожи, поражению глаз. Важнейшая чувствительность к УФ-лучам отмечается у больных со свинцовой интоксикацией.

11.Значение рационального питания для здоровья и физического развития населения. Рациональное питание – полноценное в количественном и качественном отношении питание, которое наряду с другими факторами окружающей среды обеспечивает оптимальное развитие организма, выносливость работоспособность, сопротивляемость внешним факторам. В основу рационального питания положен принцип сбалансированности пищи. В сбалансированном питании предусматриваются оптимальные количественные и качественные взаимосвязи основных пищевых веществ: белков, жиров, углеводов, витаминов и минеральных веществ; оно должно содержать вещества, которые не синтезируются в организме. Важна энергетическая ценность пищи: понижение физической активности человека ведет к снижению энергозатрат, а следовательно к снижению потребления пищи и наоборот. Важным является определение оптимальных для усвоения соотношений отдельных пищевых веществ.

12.Коммунальная гигиена – раздел гигиенической науки, задачи. Коммунальная гигиена – раздел гигиенической науки, которое изучает влияние внешней среды или среды обитания на человека в условиях населенных мест и на этой основе разрабатывают гигиенические нормативы и санитарные мероприятия, которые необходимы для обеспечения здоровых и оптимальных условий жизни населения.

Задачи: 1.Изучение особенностей планировки и застройки населенных мест в различных природно-географических условиях с целью разработки гигиенических требований и нормативов. 2.Экспериментальная разработка предельно допустимых концентраций вредных веществ в атмосферном воздухе. 3.Изучение комплексного воздействия вредных веществ в воздухе на здоровье населения. 4.Исследование новых источников загрязнения атмосферного воздуха и разработка методов их исследования. 5. Разработка новой научнообоснованной санитарной классификации промышленных предприятий как источник загрязнения атмосферы воздуха. 6.Экспериментальная разработка гигиенических нормативов в области строительства и эксплуатации жилищ и общественных зданий. 7.Изучение новых прогрессивных приемов санитарно-технического оборудования.

13.Гигиена труда – раздел гигиенической науки. Задачи. Гигиена труда – это раздел гигиенической науки, которая изучает трудовую деятельность человека и производственную среду и безусловно с точки зрения их влияния на организм работающего. Конечная цель, которую ставит перед собой – это создание здоровых, безопасных условий труда на производстве. Задачи: 1.Наличие неблагоприятных факторов в условиях производства. 2.Выяснить влияние этих неблагоприятных факторов на здоровье человека. 3.Разработать научно-обоснованные, лечебно-профилактические и санитарно-гигиенические мероприятия, направленные на создание наиболее благоприятных условий труда, обеспечение здоровья и высокого условия трудоспособности коллектива. 50.Гигиеническое, физиологическое и народнохозяйственное значение воды. В организме содержится 51-65% воды. При потере 20-22% воды – летальный исход. Потеря 10% - слабость, дрожание конечностей, беспокойство. Значение воды: удовлетворяет основные физиологические потребности организма; удовлетворяет все санитарно-гигиенические потребности, удовлетворяет все хозяйственные потребности. Физиологические функции воды: обеспечение гомеостаза, регулирование водно-солевого обмена, регулирование теплового обмена. Воды – является универсальным растворителем большого числа газообразных, жидких и твердых веществ. Растворенные в воде минеральные соли всасываются в кишечнике, затем попадают в кровеносное русло. Минеральные соли и вода оказывают влияние на поддержание осмотического давления крови. Вода обеспечивает кислотно-основное состояние в организме. Она является участником процесса гидролиза жиров, углеводов и в др. реакциях межуточного обмена. Для сохранения здоровья человека требуется доброкачественная вода в необходимых количествах с целью удовлетворения не только питьевых, но и культурно-бытовых потребностей населения – поддержания чистоты тела, жилищ, общественных и лечебных учреждений, улиц, населенных мест и т.д. Основная масса воды сосредоточена в морях и океанах и характеризуется большой концентрацией растворенных солей. Пресная воды составляет незначительную часть запасов воды на Земле (менее 3%) и распределена крайне неравномерно, что приводит к нехватке пресной воды. Вторая причина нехватки воды – стремительный рост населения земного шара. Развитие промышленности и загрязнение биосферы бытовыми и промышленными выбросами. Потребности в пресной воде на промышленных пунктах исключительно велики. На промышленных предприятиях пресная вода используется в технологических процессах, значительные количества воды расходуется для удовлетворения питьевых и санитарно-бытовых нужд рабочих, улучшений условий труда.

14.Гигиеническое нормирование качества основных параметров питьевой воды. Критерии качества питьевой воды: воды должна быть безопасна в эпидемическом отношении; воды должна быть безвредна по химическому составу; вода должна обладать удовлетворительными органолептическими свойствами. К бактериологическим показателям загрязнения воды относятся: коли-титр, коли-индекс и микробное число. Коли-титр – то наименьшее количество воды, в котором обнаруживается одна кишечная палочка. Чем ниже коли-титр, тем значительнее фекальное загрязнение. В норме при централизованном водоснабжении коли-титр – 330, при местном – 100. Коли-индекс – количество кишечных палочек в одном литре воды. В норме при централизованном водоснабжении коли-индекс -3, при местном водоснабжении – 10. Микробное число – это количество колоний, вырастающих при посеве 1мл исследуемой воды на мясо-пептонный агар после 24 часов выращивания при температуре +37 С. Микробное число характеризует общую бактериальную обсемененность воды. В норме при централизованном водоснабжении микробное число -100, при местном -300-400. нормативные требования к качеству питьевой воды определяется характером системы питьевого водоснабжения. Выбор источника централизованного питьевого водоснабжение производится с учетом возможности получения питьевой воды, соответствующей требованиям действующего гигиенического норматива или технического регламента путем анализа: условий формирования и залегания подземного водного объекта, существующих и потенциальных источников загрязнения почвы и водоносных горизонтов; состоянием поверхностного водного объекта и его бассейна с учетом наличия и возможности появления источников бытового, промышленного и с/х загрязнения; места размещения водозаборных сооружений, а также прилегающей территории выше и ниже водозабора по течению воды в поверхностном водотоке.

Литература:

1. Гигиена / под ред. Акад. РАМН Г.И.румянцева М, ГЭОТАР, Медицина, 2001 – 608 с.

2. А.А. Минх. Общая гигиена.- М.: «Медицина», 1984. – 479 с.

3. Ю.П. Пивоваров, В.В. Королик, Л.С. Зиневич. Гигиена и основы экологии человека. Серия «Учебники и учебные пособия» Ростов на Дону: «Феникс», 2002. – 512 с.

4. У.И. Кенесариев, Н.Ж. Жакашов. Экология и здоровье населения: Учебник для медицинских

Контрольные вопросы:

1.Предмет и задачи гигиены.

2.Определение понятий: гигиена, санитария, санитарная культура, профилактика, санитарные условия, гигиенические условия, гигиенический норматив

3.Классификация санитарных факторов и методы их исследования.

4. Гигиена питания – раздел гигиенической науки, задачи

5. Физические свойства атмосферного воздуха и их гигиеническое значение.

6. Значение рационального питания для здоровья и физического развития населения.

7. Коммунальная гигиена – раздел гигиенической науки, задачи

8. Гигиена труда – раздел гигиенической науки. Задачи.

 

Date: 2016-02-19; view: 796; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию