Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция №1. Тема: «Введение в гигиену





Тема: «Введение в гигиену. Научные основы гигиенического нормирования и прогнозирования.»

Цель: Раскрытие предмета «Общая гигиена» как науки, изучающей влияние факторов окружающей среды (химических, физических,, социальных и др.) на состояние здоровья населения и разрабатывающая на основе полученных данных нормы и правила оздоровления окружающеи среды и укрепления здоровья населения.

Гигиена входит в комплекс медицинских наук. Цель ее - пре­дупреждение заболеваний, а не лечение больного, объектом внима­ния в гигиене является здоровый человек. В этом отличие гигиены от лечебной медицины. Если задачей лечебной медицины является оказание помощи одному человеку, то гигиена разрабатывает ме­роприятия, относящиеся к большим коллективам. В этом второе отличие между лечебной медициной и гигиеной. Все клинические и теоретические медицинские науки изучают строение организма, процессы, протекающие в нем как в норме, так и при патологии. Гигиена же использует все клинические данные о строении орга­низма и его функциях, но задачей ее является изучение влияния на человеческий организм внешней среды, включая и социальную. Цель - для этого она изучает разработки научно-обоснованных ме­роприятий по устранению или уменьшению влияния отрицательно действующих факторов и усилению положительно действующих факторов внешней среды.

Под внешней средой понимается совокупность бытовых и производственных факторов, определяемых в свою очередь при­родными и социальными условиями (по определению Ф.Р.Кроткова). К факторам внешней среды относят воздушную среду, пищу, воду, почву и др., с которыми человек взаимосвязан в течение жизни.

Вопрос о взаимосвязи человека с внешней средой трактуется сторонниками идеализма и диалектического материализма по раз­ному.

Идеалисты развитие организма определяют внутренними, нематериальными причинами и делают вывод о том, что заболева­ния нельзя предотвратить оздоровительными мероприятиями.

Диалектический материализм — что организм и внешняя среда - неразрывное целое.

Способность организма приспосабливаться к окружающей среде может быть повышена путем тренировки, закаливания. Одна­ко приспособляемость (адаптация) имеет определенные границы и поэтому задачей гигиены является изменение самой среды в соот­ветствии с потребностями организма (т.е. улучшение условий тру­да, питания и т.д.).

Если обобщить все сказанное, то можно дать следующее оп­ределение гигиене как науке и сформулировать ее задачи.

Гигиена - профилактическая наука, изучающая влияние фак­торов внешней среды (химических, физических, социальных и др.) на состояние здоровья населения.

Основным учреждением, организующим и проводящим всю санитарную противоэпидемическую работу в населенных пунктах, является санэпидемиологическая станция. Она проводит предупре­дительный и текущий санитарный надзор за разными объектами, изучает санитарное состояние населения, мест, а также мероприя­тия по предупреждению инфекционных и др. заболеваний и борьбе с ними.

Существуют республиканские, краевые, областные СЭС. Кро­ме того, имеются гор- и рай СЭС. Они проводят свою работу в ком­плексе с лечебными и профилактическими учреждениями.

Особенностью здравоохранения является тесная взаимосвязь лечебной и профсоюзной медицины. Важной задачей врача является излечение больного, но еще более важной - не допустить возникновение заболевания. Успеш­ное лечение и диагностика. Лечение больного возможно лишь то­гда, когда врач знаком с основными положениями гигиены.

Еще классическая гигиена провозглашала, что здоровье чело­века определяется тремя основными факторами: трудом, питанием, бытом.

2. Краткий очерк развития гигиены

Для развития санитарной культуры в России большое значе­ние имела петровская эпоха. В изданных Петром I указах говори­лось о необходимости следить за порядком и благоустройством Санкт-Петербурга, чистотой улиц, рынков и т.д. В них говорилось также и о торговле пищевыми продуктами, чтобы все торгующие «носили белый мундир и наблюдали во всем чистоту».

В XVIII веке ряд вопросов гигиены рассмотрел М.В. Ломоно­сов в своем произведении «Рассуждение о размножении и о сохра­нении российского народа». Идеи Ломоносова оказали влияние на ряд русских ученых-медиков, которые уделяли большое внимание вопросам предупреждения болезней (Мудров, Зыбелин и др.).

Вопросы гигиены и предупреждения болезней занимали большое место в трудах Боткина и Пирогова. Пирогов писал: «Я верю в гигиену. Вот где заключается истинный прогресс нашей науки. Будущее принадлежит медицине предохранительной».

Гигиена как самостоятельная наука начала развиваться с се­редины XIX века. Основной предпосылкой служило развитие капитализма, рост городов промышленных предприятий, большое рас­пространение эпидемий.


Первая кафедра гигиены была организована в Военно-медицинской академии в Петербурге в 1871 г., ее возглавил Доброславин.

В 1882 г. в Московском университете была организована ка­федра гигиены, возглавляемая Эрисманом, сыгравшем важную роль в развитии гигиены в России.

После Великой Октябрьской социалистической революции началась новая эра в развитии гигиены как науки. Программа пар­тии, принятая VIII съездом в 1919 г. определила профилактическое направление нашей медицинской науки. Бурное развитие промыш­ленности и сельского хозяйства привело к превращению отдельных отраслей гигиены в самостоятельные дисциплины: гигиену труда, питания, коммунальную гигиену и т.д. Среди наиболее видных дея­телей в области гигиены в советский период следует назвать Н.А.Семашко, З.П.Соловьеваи т.д.

Методы гигиенических исследований.

При осуществлении практических санитарных мероприятий гигиена широко использует различные методы исследования,

1. Метод санитарного обследования т.е. обследование и опи­сание по специально разработанным программам различных объек­тов; составляется акт на основании обследования, в котором указы­ваются предложения для устранения выявленных недостатков и сроки их устранения, ответственные лица.

2. Метод лабораторных исследований с целью получения объективных данных для оценки и характеристики факторов внеш­ней среды. Это физические, химические, бактериологические, токсинологические методы исследования воздуха, воды, почвы, про­дуктов питания и т.д.

3. Экспериментальный метод для изучения возможного вредного влияния различных факторов на организм.

4. Метод физиологических наблюдений - заключается в ис­следовании функционального состояния органов и систем человека, находящегося в различных условиях. На основании полученных ре­зультатов разрабатывают профилактические мероприятия.

5. Метод клинических наблюдений - заключается в изучении в условиях клиники сдвигов, возникших в организме под влиянием неблагоприятных факторов внешней среды.

6. Статистический метод - позволяет получить представление о положительных или отрицательных сдвигах в состоянии здоровья населения.

Задачей санитарного просвещения является повышение уров­ня санитарной культуры населения. Поэтому все медицинские ра­ботники постоянно выступают с лекциями и беседами на медицин­ские темы перед населением.

Профилактическая направленность.

Программы это активное преобразование внешней среды, улучшение условий труда и быта, отдыха и питания, а также других факторов, от которых зависит здоровье населения.

Литература:

1. Гигиена / под ред. Акад. РАМН Г.И.румянцева М, ГЭОТАР, Медицина, 2001 – 608 с.

2. А.А. Минх. Общая гигиена.- М.: «Медицина», 1984. – 479 с.

3. Ю.П. Пивоваров, В.В. Королик, Л.С. Зиневич. Гигиена и основы экологии человека. Серия «Учебники и учебные пособия» Ростов на Дону: «Феникс», 2002. – 512 с.

4. У.И. Кенесариев, Н.Ж. Жакашов. Экология и здоровье населения: Учебник для медицинских ВУЗов и колледжей. Алматы, 2002. – 260 с.

Конрольные вопросы:

1.Предмет и задачи гигиены.

2.Отличия гигиены от лечебнои медицины.

3.Санитария,наука,осушествляющая на практике научные достижения гигиеническои науки.

4.Функции СЭС-основного учреждения организующего и проводящего всю санитарно- противоэпидемическую работу в населенных пунктах.

5.Взаимосвязь человека с окружающей средой.

6.История развития гигиены.

7.Представители отечественнои гигиены.

8.Методы гигиенических исследований.

9.Гигиеническое нормирование и прогнозирование.

 

Date: 2016-02-19; view: 954; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.004 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию