Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Лекция №1. Тема: «Введение в гигиенуТема: «Введение в гигиену. Научные основы гигиенического нормирования и прогнозирования.» Цель: Раскрытие предмета «Общая гигиена» как науки, изучающей влияние факторов окружающей среды (химических, физических,, социальных и др.) на состояние здоровья населения и разрабатывающая на основе полученных данных нормы и правила оздоровления окружающеи среды и укрепления здоровья населения. Гигиена входит в комплекс медицинских наук. Цель ее - предупреждение заболеваний, а не лечение больного, объектом внимания в гигиене является здоровый человек. В этом отличие гигиены от лечебной медицины. Если задачей лечебной медицины является оказание помощи одному человеку, то гигиена разрабатывает мероприятия, относящиеся к большим коллективам. В этом второе отличие между лечебной медициной и гигиеной. Все клинические и теоретические медицинские науки изучают строение организма, процессы, протекающие в нем как в норме, так и при патологии. Гигиена же использует все клинические данные о строении организма и его функциях, но задачей ее является изучение влияния на человеческий организм внешней среды, включая и социальную. Цель - для этого она изучает разработки научно-обоснованных мероприятий по устранению или уменьшению влияния отрицательно действующих факторов и усилению положительно действующих факторов внешней среды. Под внешней средой понимается совокупность бытовых и производственных факторов, определяемых в свою очередь природными и социальными условиями (по определению Ф.Р.Кроткова). К факторам внешней среды относят воздушную среду, пищу, воду, почву и др., с которыми человек взаимосвязан в течение жизни. Вопрос о взаимосвязи человека с внешней средой трактуется сторонниками идеализма и диалектического материализма по разному. Идеалисты развитие организма определяют внутренними, нематериальными причинами и делают вывод о том, что заболевания нельзя предотвратить оздоровительными мероприятиями. Диалектический материализм — что организм и внешняя среда - неразрывное целое. Способность организма приспосабливаться к окружающей среде может быть повышена путем тренировки, закаливания. Однако приспособляемость (адаптация) имеет определенные границы и поэтому задачей гигиены является изменение самой среды в соответствии с потребностями организма (т.е. улучшение условий труда, питания и т.д.). Если обобщить все сказанное, то можно дать следующее определение гигиене как науке и сформулировать ее задачи. Гигиена - профилактическая наука, изучающая влияние факторов внешней среды (химических, физических, социальных и др.) на состояние здоровья населения. Основным учреждением, организующим и проводящим всю санитарную противоэпидемическую работу в населенных пунктах, является санэпидемиологическая станция. Она проводит предупредительный и текущий санитарный надзор за разными объектами, изучает санитарное состояние населения, мест, а также мероприятия по предупреждению инфекционных и др. заболеваний и борьбе с ними. Существуют республиканские, краевые, областные СЭС. Кроме того, имеются гор- и рай СЭС. Они проводят свою работу в комплексе с лечебными и профилактическими учреждениями. Особенностью здравоохранения является тесная взаимосвязь лечебной и профсоюзной медицины. Важной задачей врача является излечение больного, но еще более важной - не допустить возникновение заболевания. Успешное лечение и диагностика. Лечение больного возможно лишь тогда, когда врач знаком с основными положениями гигиены. Еще классическая гигиена провозглашала, что здоровье человека определяется тремя основными факторами: трудом, питанием, бытом. 2. Краткий очерк развития гигиены Для развития санитарной культуры в России большое значение имела петровская эпоха. В изданных Петром I указах говорилось о необходимости следить за порядком и благоустройством Санкт-Петербурга, чистотой улиц, рынков и т.д. В них говорилось также и о торговле пищевыми продуктами, чтобы все торгующие «носили белый мундир и наблюдали во всем чистоту». В XVIII веке ряд вопросов гигиены рассмотрел М.В. Ломоносов в своем произведении «Рассуждение о размножении и о сохранении российского народа». Идеи Ломоносова оказали влияние на ряд русских ученых-медиков, которые уделяли большое внимание вопросам предупреждения болезней (Мудров, Зыбелин и др.). Вопросы гигиены и предупреждения болезней занимали большое место в трудах Боткина и Пирогова. Пирогов писал: «Я верю в гигиену. Вот где заключается истинный прогресс нашей науки. Будущее принадлежит медицине предохранительной». Гигиена как самостоятельная наука начала развиваться с середины XIX века. Основной предпосылкой служило развитие капитализма, рост городов промышленных предприятий, большое распространение эпидемий. Первая кафедра гигиены была организована в Военно-медицинской академии в Петербурге в 1871 г., ее возглавил Доброславин. В 1882 г. в Московском университете была организована кафедра гигиены, возглавляемая Эрисманом, сыгравшем важную роль в развитии гигиены в России. После Великой Октябрьской социалистической революции началась новая эра в развитии гигиены как науки. Программа партии, принятая VIII съездом в 1919 г. определила профилактическое направление нашей медицинской науки. Бурное развитие промышленности и сельского хозяйства привело к превращению отдельных отраслей гигиены в самостоятельные дисциплины: гигиену труда, питания, коммунальную гигиену и т.д. Среди наиболее видных деятелей в области гигиены в советский период следует назвать Н.А.Семашко, З.П.Соловьеваи т.д. Методы гигиенических исследований. При осуществлении практических санитарных мероприятий гигиена широко использует различные методы исследования, 1. Метод санитарного обследования т.е. обследование и описание по специально разработанным программам различных объектов; составляется акт на основании обследования, в котором указываются предложения для устранения выявленных недостатков и сроки их устранения, ответственные лица. 2. Метод лабораторных исследований с целью получения объективных данных для оценки и характеристики факторов внешней среды. Это физические, химические, бактериологические, токсинологические методы исследования воздуха, воды, почвы, продуктов питания и т.д. 3. Экспериментальный метод для изучения возможного вредного влияния различных факторов на организм. 4. Метод физиологических наблюдений - заключается в исследовании функционального состояния органов и систем человека, находящегося в различных условиях. На основании полученных результатов разрабатывают профилактические мероприятия. 5. Метод клинических наблюдений - заключается в изучении в условиях клиники сдвигов, возникших в организме под влиянием неблагоприятных факторов внешней среды. 6. Статистический метод - позволяет получить представление о положительных или отрицательных сдвигах в состоянии здоровья населения. Задачей санитарного просвещения является повышение уровня санитарной культуры населения. Поэтому все медицинские работники постоянно выступают с лекциями и беседами на медицинские темы перед населением. Профилактическая направленность. Программы это активное преобразование внешней среды, улучшение условий труда и быта, отдыха и питания, а также других факторов, от которых зависит здоровье населения. Литература: 1. Гигиена / под ред. Акад. РАМН Г.И.румянцева М, ГЭОТАР, Медицина, 2001 – 608 с. 2. А.А. Минх. Общая гигиена.- М.: «Медицина», 1984. – 479 с. 3. Ю.П. Пивоваров, В.В. Королик, Л.С. Зиневич. Гигиена и основы экологии человека. Серия «Учебники и учебные пособия» Ростов на Дону: «Феникс», 2002. – 512 с. 4. У.И. Кенесариев, Н.Ж. Жакашов. Экология и здоровье населения: Учебник для медицинских ВУЗов и колледжей. Алматы, 2002. – 260 с. Конрольные вопросы: 1.Предмет и задачи гигиены. 2.Отличия гигиены от лечебнои медицины. 3.Санитария,наука,осушествляющая на практике научные достижения гигиеническои науки. 4.Функции СЭС-основного учреждения организующего и проводящего всю санитарно- противоэпидемическую работу в населенных пунктах. 5.Взаимосвязь человека с окружающей средой. 6.История развития гигиены. 7.Представители отечественнои гигиены. 8.Методы гигиенических исследований. 9.Гигиеническое нормирование и прогнозирование.
|