Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение. Общая гигиена дает основы гигиенических знаний с целью формирования у студентов профилактического мышления





Общая гигиена дает основы гигиенических знаний с целью формирования у студентов профилактического мышления., необходимого медицинскому работнику во всех аспектах его будущей профессиональной деятельности. Дисциплина формирует основы гигиенических знаний, Позволяет решать не только вопросы первичной и вторичной профилактики заболеваний инфекционной и неинфекционной этиологии, но и повышения гигиенической грамотности населения.

Общая гигиена является одной из фундаментальных дисциплин базового медицинского образования. В соответствии с настоящей программой, преподавание теоретического и практического курсов направлено на изучение принципиальных основ охраны здоровья населения. В программе отражены закономерности влияния факторов окружающей среды на организм человека и общественное здоровье с целью обоснования гигиенических нормативов, санитарных правил, мероприятий, реализация которых обеспечит сохранение и укрепление здоровья людей.

Роль гигиены в системе медицинского образования определяется приоритетностью для медицины профилактической направленности, которая приобрела еще большую актуальность в современный период, когда на человека воздействуют не только природные факторы, но и целый комплекс антропогенных факторов, обусловленных загрязнением окружающий среды.

Цель дисциплины:

Сформировать гигиеническое мышление, необходимое медицинскому работнику в будущей профессиональной деятельности.

Задачи дисциплины:

· Научить применять гигиенические знания для профилактики заболеваний, сохранения и укрепления здоровья у здоровых людей;

· Научить применять гигиенические знания и навыки для повышения гигиенической грамотности населения.

Конечные результаты обучения:

Студент должен

Знать:

· Гигиеническое значение воздуха. Мероприятия по профилактике заболеваний, связанных с воздействием на организм человека физических свойств, природного химического и биологического состава и загрязнений атмосферного воздуха.

· Влияние погодных и климатических условий на состояние здоровья человека. Гигиенические мероприятия по решению проблем акклиматизации

· Роль водного фактора и почвы в возникновении и распространении заболеваний инфекционной и неинфекционной природы и гигиенические мероприятия по их профилактике.

· Гигиенические основы рационального питания различных групп населения. Методы оценки полноценности питания.

· Гигиеническое значение основных продуктов питания. Понятие об алиментарных заболеваниях и их профилактике. Пищевые отравления и их профилактика.

· Гигиеническую характеристику наиболее распространенных вредных факторов трудового процесса и производственной среды на промышленных предприятиях. Профилактические и оздоровительные мероприятия на производстве.

· Гигиенические основы профилактики внутрибольничных инфекций.

Уметь:

· Интерпретировать результаты исследования качества воздушной среды.

· Оценивать роль водного фактора в развитии инфекционных и неинфекционных заболеваний и проводить мероприятия по их профилактике.

· Оценивать организацию и полноценность питания

· Оценивать опасность воздействия профессиональных вредностей на организм человека.

· Оценить условия труда и санитарное состояние рабочих помещений.

· Оценить физическое развитие детей и подростков.

Владеть навыками:

· Исследования параметров микроклимата, качества воздушной среды.

· Оценки роли водного фактора в развитии заболеваний.

· Оценки полноценности питания и составления меню-расладки.

· Контроля за условиями труда и санитарным состоянием рабочих помещений.

 

Пререквизиты дисциплины: Медицинская биология с генетикой, анатомия, физиология, экология и устойчивое развитие, микробиология.

Постреквизиты дисциплины: ОСД, диетология, введение в эпидемиологию, СД в инфекционных болезнях, оценка состояния здоровья, инфекционный контроль в ЛПО.

 

Краткое содержание дисциплины

Содержание, предмет, задачи гигиенических исследований. Приоритетность профилактической направленности здравоохранения. Санитарно – эпидемиологическая служба как отрасль здравоохранения. Значение предупредительного и текущего санитарного надзора. Гигиена воздуха. Гигиена воды и водоснабжения Современные проблемы санитарной очистки города. Питание как фактор здоровья. Основы гигиены и физиологии труда. Основы взаимодействия организма и окружающей среды.

Тематический план лекционных занятий

Наименование темы Методы проведения Кол – во часов
1 Кредит
  Введение в гигиену. Научные основы гигиенического нормирования и прогнозирования. Обзорная  
  Предмет и задачи гигиены. Обзорная  
  Гигиена воздуха – химический состав атмосферного воздуха. Обзорная  
  Гигиена воды и водоснабжения. Обзорная  
  Гигиена почвы. Обзорная  
ВСЕГО:    
2 Кредит
  Гигиена питания. Обзорная  
  Питание как фактор здоровья. Обзорная  
  Школьная гигиена. Обзорная  
  Предмет и задачи гигиены труда. Обзорная  
  Личная гигиена. Обзорная  
ВСЕГО:  
ИТОГО:  

Тематический план практических занятий

Наименование темы Методы проведения Кол – во часов
1 Кредит
  Гигиена воздушной среды. Определение температуры, влажности воздуха, их влияние на организм. Работа с приборами.  
  Определение скорости движения воздуха, атмосферного давления, их влияние на организм. Работа с приборами.  
  Гигиена воды и водоснабжения. Гигиенические нормативы качества питьевой воды, их гигиеническая оценка. Работа с приборами.  
  Гигиеническое и эпидемиологическое значение воды. Работа с приборами.  
  Гигиеническое значение свойств почвы – самоочищение почвы. Презентация  
  Химический состав почвы. Работа с приборами.  
  Гигиена жилища. Работа в малых группах  
  Определение светового коэффициента (СК), коэффициента естественной освещенности (КЕО). Работа с приборами.  
  Гигиенические требования к искусственному освещению– определение кратности воздухообмена, искусственного освещения. Работа с приборами.  
  Гигиенические требования к отоплению. Работа в малых группах  
ВСЕГО:    
2 Кредит
  Рациональное питание, значение рационального питания для здоровья населения. Работа в малых группах  
  Гигиена питания. Гигиеническое значение белков, жиров, углеводов. Дебаты  
  Гигиеническое значение минеральных веществ и витаминов в питании. Работа в малых группах  
  Методы гигиенической оценки адекватности питания, определение суточных энергетических затрат и потребности в основных пищевых веществах. Комбинированный  
  Гигиеническая оценка пищевых продуктов. Работа в малых группах  
  Способы консервирования пищевых продуктов. Работа в малых группах  
  Классификация пищевых отравлений. Групповое обсуждение  
  Гигиена труда – утомление, переутомление. Работа в малых группах  
  Гигиеническая характеристика основных вредных производственных факторов. Меры профилактики. Работа в малых группах  
  Гигиена ЛПО, структурные подразделения больниц. Комбинированный  
ВСЕГО:  
ИТОГО:    
         

Тематический план СРСП

Наименование темы Методы проведения Кол – во часов
1 Кредит
  Методы гигиенических исследований. Групповое обсуждение  
  Гигиеническая характеристика климата, микроклимата. Акклиматизация. Работа в малых группах  
  Комплексное влияние метеорологических условий на организм Дискуссия  
  Солнечная радиация, и ее гигиеническое значение. Презентация  
  Улучшение качества воды, методы ее очистки. Обеззараживание. Презентация  
  Определение органолептических и физических свойств воды Работа в малых группах  
  Системы водоснабжения. Работа в малых группах  
  Санитарная охрана водоисточников. Презентация  
  Эпидемиологическое значение почвы. Презентация  
  Методы обезвреживания и утилизации отходов.   Групповое обсуждение  
  Гигиенические основы очистки населенных мест Презентация  
  Система очистки населённых мест – вывозная, сплавная. Групповое обсуждение  
  Определение уровня естественного и искусственного освещения помещения Решение ситуационных задач  
  Санитарное обследование жилища Работа в малых группах  
  Рубежный контроль Устный опрос  
ВСЕГО:    
2 Кредит
  Основные гигиенические требование к пищи. Режим питания. Работа в малых группах  
  Пищевые отравления бактериального происхождения – пищевые токсикоинфекции. Групповое обсуждение  
  Пищевые отравления небактериального происхождения, пищевые микотоксикозы. Групповое обсуждение  
  Исследование консервов. Организация работы по профилактике пищевых отравлений Работа в малых группах  
  Алиментарные заболевания и их профилактика. Решение ситуационных задач  
  Мероприятия по обеспечению безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов. Презентация  
  Анатомо-физиологические особенности детей в различные возрастные периоды. Работа в малых группах  
  Гигиеническая оценка состояния здоровья и физического развития детей и подростков Групповое обсуждение  
  Организация медицинского контроля в детских учреждениях. Работа в малых группах  
  Профессиональные вредности медицинских работников Работа в малых группах  
  Производственная пыль, производственный травматизм, меры борьбы. Групповое обсуждение    
  Гигиена труда медицинского персонала при работе с источниками ионизирующего излучения Дискуссия  
  Гигиена ЛПО. Профилактика ВБИ. Презентация  
  Санитарное просвещение. Методы и средства Презентация  
  Рубежный контроль Устный опрос  
ВСЕГО:  
ИТОГО:  
         

Тематический план СРС

Наименование темы Методы и формы проведения Кол – во часов
1 Кредит
  История развития гигиены, как науки Подготовка реферата  
  Метеотропные заболевания. Тезисное конспектирование  
  Мероприятия по санитарной охране окружающей среды.   Подготовка реферата  
  Гигиеническое нормирование, как основы профилактики заболеваний связанных с воздействием факторов внешнеи среды. Тезисное конспектирование  
  Гигиеническое значение загрязнения атмосферного воздуха, проблема загрязнения атмосферного воздуха в Республике Казахстан. Подготовка доклада  
  Основные источники химического загрязнения атмосферы. Подготовка реферата  
  Методы измерения загрязненности воздуха. Составление таблицы  
  Гигиеническая характеристика вредных примесей в воздухе Составление таблицы  
  Гигиеническая характеристика бактериального загрязнения воздуха. Подготовка доклада  
  Органолептические свойства воды. Составление ситуационных задач  
  Поверхностные, подземные водоисточники Составление портфолио  
  Проблема водных ресурсов. Источники водоснабжения. Подготовка реферата  
  Методы очистки почвы Составление схемы  
  Борьба с городской пылью (озеленение, асфальтирование и т.д.) Подготовка реферата  
  Биотермические методы обезвреживания твердых отходов. Тезисное конспектирование  
ВСЕГО:  
2 Кредит
  Методы составления меню. Тезисное конспектирование  
  Профилактика пищевых отравлений. Подготовка презентации  
  Рациональный режим дня и питания детей и подростков Составление таблицы  
  Здоровый образ жизни как основа профилактики заболеваний среди детского населения. Подготовка доклада  
  Гигиенические требования к оборудованию школ Слайд – шоу  
  Гигиенические требования к санитарному содержанию школ Подготовка доклада  
  Организация медицинского контроля в детских учреждениях. Подготовка реферата  
  Охрана материнства и детства. Подготовка презентации  
  Профессиональные болезни и их профилактика. Подготовка презентации  
  Гигиена труда медицинского персонала при работе с источниками ионизирующих излучений. Слайд – шоу  
  Больничная гигиена. Тезисное конспектирование  
  Организация санитарного просвещения. Методы и средства санитарного просвещения. Подготовка презентации  
  Роль медицинской сестры в проведении санитарно-гигиенических мероприятий. Подготовка реферата  
  Гигиенические требования к устройству инфекционных отделений – боксы, полубоксы. Составление портфолио  
  Вопросы личной гигиены (одежды, обуви, предметов обихода). Подготовка реферата  
ВСЕГО:  
ИТОГО:  
         

Cписок рекомендуемои литературы:

Основная:

1. Гигиена / под ред. Акад. РАМН Г.И.румянцева М, ГЭОТАР, Медицина, 2001 – 608 с.

2. А.А. Минх. Общая гигиена.- М.: «Медицина», 1984. – 479 с.

3. Ю.П. Пивоваров, В.В. Королик, Л.С. Зиневич. Гигиена и основы экологии человека. Серия «Учебники и учебные пособия» Ростов на Дону: «Феникс», 2002. – 512 с.

4. У.И. Кенесариев, Н.Ж. Жакашов. Экология и здоровье населения: Учебник для медицинских ВУЗов и колледжей. Алматы, 2002. – 260 с.

Дополнительная:

1. А.И. Гурова, О.Е. Горлова. Практикум по общей гигиене. - М.: Изд. Университета дружбы народов, 1991.-176 с.

2. Профилактика стоматологических заболеваний. Здоровый образ жизни. Материалы Республиканской научно-практической конференции. Республиканский научно-клинический центр стоматологии. - Алматы, 1999–204 с.

3. Ж.Д. Бекмагамбетова. Радиационно-экологические аспекты безопасности населения. Учебное пособие. – Алматы, 2002. – 304 с.

4. Кенесариев У.И., Балмахаева Р.М., Жоламанов М.Е., Алимова Н.Е. Гигиена питания. Учебное пособие для медицинских вузов. Часть 1. - Алматы, 2006– 143 с.

 

Методы обучения и преподавания:

· Лекции: обзорные

· Практические занятия: комбинированное занятие, работа с приборами, работа в малых группах, групповое обсуждение, дебаты, презентации.

· Самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя: СРСП является внеаудиторным видом работы студента, кото­рая выполняется им в контакте с преподавателем, по отдельному графику, который не входит в общее расписание учебных занятий. В ходе СРСП проводятся консультации по наиболее сложным вопросам учебной программы, в виде группового обсуждения, работы в малых группах, дискуссии, презентации, решения ситуационных задач, тестирования.

· Самостоятельная работа студентов: тезисное конспектирование, подготовка реферата, доклада, презентации, составление таблицы, схемы, слайд-шоу, портфолио.

Методы оценки знаний:

· Текущий контроль: письменный/устный опрос, проверка оформления результатов выполнения заданий и т.д., самооценка и групповая оценка при работе в малых группах.

· Рубежный контроль: устный опрос.

· Итоговый контроль: экзамен проводится в виде тестирования.

Date: 2016-02-19; view: 959; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию