Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методика обучения письму в подготовительный, основной и послебукварный период обучения грамоте





В формировании графического навыка выделены следующие этапы: а) заштриховка фигур, обводка трафаретов и другие упражнения, направленные на выработку умения соблюдать строку, нужным образом располагать и держать письменные принадлежности, вести прямую линию и закруглять ее, соизмерять длину линии и т. п.; б) письмо элементов букв: палочки короткой и длинной, загибов, петель и пр. (эта ступень не является обязательной); в) письмо отдельных букв — строчных и прописных — без соединения с другими буквами; г) письмо сочетаний букв, слогов, письмо целых слов, с целью выработки навыка соединения букв. Конечная цель формирования двигательной стороны графического навыка состоит в выработке плавных и быстрых, ритмических колебательных движений кисти руки, на которые накладываются дополнительные микродвижения, в соответствии с каждой отдельной буквой. Но в период обучения грамоте учитель не может еще ставить перед учащимися такой задачи. Здесь зрительный образ каждой буквы определяет порядок ее начертания. Прежде чем писать букву, ученик мысленно представляет себе, как он ее напишет, а нередко делает нужные движения рукой без бумаги — «обводит» букву в воздухе. Ученик копирует образцы букв, анализирует их состав, устно говорит, в каком порядке он «чертит» букву; учительница садится рядом с учеником, берет его руку в свою и пишет букву (или буквы) его рукой, передавая таким образом ему свое умение. Безотрывное письмо ускоряет выработку графического навыка. Соединениям букв в методике обучения письму уделяется огромное внимание. Учащиеся должны знать способы соединений всех букв. Соединения бывают верхние, например ор; направленные снизу вверх, например ши; средние, например ае, и нижние, например ил. В «Рабочих прописях» даются образцы всех соединений как строчных, так и заглавных букв. Для овладения навыком безотрывного соединения школьники должны научиться некоторым приемам, а именно: во-первых, это способ повторного проведения линии по уже проведенной. Так соединяются буквы о и л (повторное проведение линии имеет противоположное направление) или ю с любой другой буквой.

 

Содержание и методика работы по изучению основ фонетики и графики.

Фонетика - раздел языкознания, изучающий языковую систему языка. Графика - раздел языкозания, изучающий средства письменности. Содержание: 1 кл- уч-ся получают первоначальные знания о фонетики и графики усваивают понятие звук, буква, слог, ударение. 2 кл- основные знания по фонетики и графики звуки и буквы (см. программу). Основное внимание уделяется соотношению звуков и букв, их разграничение. 3-4 кл - самостоятельного раздела нет. В процессе обучения осуществляется закрепление полученных знаний и их частичное расширение. Методика: 1)звуковой и слогозвуковой анализ: произнеси слово вслух и послушай его; найди ударный слог и произнеси слово по слогам; протяни, выдели голосом первый звук, назови и охарактеризуй; протяни и выдели голосом 2, 3.. звук; проверь, еще раз четко произнеси все слово, послушай. 2) звукобуквенный анализ: произнеси слово вслух и послушай его; найди ударный слог и произнеси слово по слогам; протяни, выдели голосом первый звук, назови и охарактеризуй; протяни и выдели голосом 2, 3. звук; проверь, еще раз четко произнеси все слово, послушай; какой буквой обозначается каждый звук; сколько в слове звуков, сколько букв. При обучении с фонетикой и графикой учителю необходимо иметь наглядные пособия, карточки, проводить упражнения на сравнение слов (при изучнии тв. и мягк. согл).

 

Содержание и методика работы по изучению состава слова и элементов словообразования.

Изучение состава слова происходит вместе с работай по освоению правил правописания. Последовательность изучения понятий: родственные слова, корень слова, однокоренные слова, окончание, суффикс, приставка. 1 кл.: подбираем родственные слова без введения термина и определения, через элементы игры. 2 кл.: первичный этап изучения частей слова. Знакомство с понятиями корень и однокоренные слова; наблюдают над лексическим значением и единообразием написания корней в однокоренных словах; знакомство с простыми способами проверки написания безударных гласных, парных звонких и глухих согл в конце слова. 3 кл.: основной этап изучения состава слова. Закрепление понятий корень, однокоренные слова; знакомство с суффик. и приставкой; разбор слова по составу; подбор однокоренных слов, отличие предлога от приставки; изучение основных правил правописания корня, приставки, суффик. 4 кл.: закрепление изученных понятий, отработка умений разбирать слова по составу. Методика работы: знакомство с частями слова, с морфемным составом слова программа предполагает во втором классе. Дается слово лес, к нему подбираются слова: лесок, лесник, лесной. Вводится термин «корень» и «однокоренные слова»; в понятие «корень» будет входить признак: главная смысловая часть, общая для однокоренных слов; позже, когда дети познакомятся с другими смысловыми частями слова, сюда войдет еще один признак: часть слова, от которой с помощью приставок и суффиксов образуются новые слова. Чтобы у детей не получилось ложного представления о родственных словах как о таких, которые близки или сходны только по звучанию, учитель сопоставляет слова вроде нос и носить. Выясняется, что родственными или однокоренными словами являются только те, которые имеют и общую часть, и общее, близкое значение. Путем упражнений дети усваивают, что посредством суффикса от одного и того же корня можно образовать слова как одной и той же части речи, так и разных частей речи, что каждой части речи свойственны определенные суффиксы. Чтобы учащиеся поняли синтаксическую роль окончаний, рекомендуется для наблюдений брать так называемые деформированные предложения; причем слова в этих предложениях берутся в начальной форме; требуется восстановить предложение, связав слова между собой.


 

 

12. Развитие орфографической зоркости учащихся младших классов. Работа над орфографическим правилом в начальных классах. Вид орфографических упражнений. Методика их проведения.

Правило - это описание последовательных операций, которые выполняет пишущий для того, чтобы найти сильную позицию звука. Порядок работы с правилом: раскрытие сущности правила; овладение формулировкой - чтение, выделение составных частей правила, подбор собственных примеров, выполнение практических упр.; выбор методики работы над правилом обуславливается характером правила. Правило можно изучать индуктивным и дедуктивным путем. Классификация правил: одновариантные (ча, ща); двухвариантные (бер-бир); правила рекомендации (не содержат информации об образе письма). Выделяет 6 этапов, которые уч-ся должны пройти для решения орфогр.задач: 1)увидеть орфограмму; 2)определить вид, проверяемое или нет; 3)определить способ реш.задачи; 4)определить шаги ступени решения их последовательность, т.е. составить алгоритм реш.задачи; 5)решить задачу, т.е. выполнить последовательные действия по алгоритму; 6)дописать слова в соответствии с решением задачи и осуществить самопроверку.

Орфографическая зоркость - умение увидеть орфограмму, опознать ее, т.е. соотнести с правилом и грамматической основой. Орфографическое действие - выделение орфограммы и ее решение. Орфографическая зоркость развивается постепенно в процессе выполнения орфографических упражнений, обеспечивающее зрительное слуховое, артикуляционное восприятие и запоминание орфографического материала. Приемы выработки орфографической зоркости: комментированное письмо; звукобуквенный и орфографический разбор; орфографическое написание; списывание; письмо под диктовку; письмо по памяти.

Упражнения в обучении орфографии играют большую роль. Важнейшие списывание и диктанты. Алгоритм списывания. А)Сокращённый: 1)прочитай предложение и повтори по памяти его; 2)прочитай так его как оно написано; 3)диктуй себе каждое слово по ходу записи предложения; 4)проверь написанное, прочитай каждое слово, открой образец и сравни написанное с образцом. Б)Полный алгоритм: 1)прочитай; 2)закрой образец и повтори по памяти; 3)подчеркни все орфограммы; 4)прочитай по слогам, как написано, чётко проговаривай каждый слог; 5)закрой образец (закладкой) и повтори по памяти, как будешь писать, чётко проговаривай все слоги; 6) диктуй себе по слогам и записывай; 7)проверь, все ли слоги ты записал, прочитай свою запись по слогам; 8)подчеркни орфограммы карандашом; 9)открой образец и сверь орфограммы, которые ты подчеркнул, с орфограммами в образце. На первоначальном этапе обучения используется только полный алгоритм списывания. Уже во 2 классе и не раньше 2 четверти вводится сокращённый алгоритм списывания. Методика его проведения контрольного списывания: 1)текст прочитывается вслух учителем, затем – уч-ся; 2)проверка понимания прочитанного (2-3 вопроса); 3)повторение правил списывания; 4)самостоятельная запись текста уч-ся; 5)самопроверка, написанный текст необходимо сверить с образцом. Диктант – это вид орфографического упражнения, сущность которого состоит в записи воспринимаемого на слух или зрительно предложения, слова, текста. Диктанты делятся на обучающие и контрольные. Классификация обуч.дикт.: а)по объему диктуемых единиц (словарные, предложений, словосочетаний); б)по соотношению диктуемого и записываемого материала (сплошные, выборочные); в)по особенностям самоконтроля, который осуществляет пишущий (предупредительные, комментированные, объяснительные, «проверяю себя»); г)по степени самостоятельности пишущего (творческие, репродуктивные); д)по источнику восприятия (слуховой, зрительный, картинный, по памяти, предметный). Обязательная последовательность введения приема письма под диктовку. Методика проведения записи букв, звуков, слогов текста под диктовку: 1)учитель читает текст 3 раза: а)весь текст для общего понимания; б)каждое предложение с паузами для записи; - послушайте первое предложение; - повторите его; - диктуйте себе по слогам; - проверьте предложение (прочитав ещё раз); в)весь текст для проверки.


 







Date: 2016-02-19; view: 2313; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию