Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Критерии работоспособности машин
Работоспособность - это состояние машины или любой её детали, при котором она способна выполнять заданные функции с установленными технической документации требованиями. Критериями работоспособности являются: - прочность - это способность изделия, детали или конструкции сопротивляться разрушению под действием приложенных к ним внешних сил. Различают понятия объёмной и поверхностной (контактной) прочности; - жёсткость - это способность деталей сопротивляться изменению форм и размеров под действием приложенных внешних сил. Жёсткость обеспечивается проведением расчётов, связанных с оценкой линейных и угловых деформаций при изгибе, угла закручивания при кручении, удлинения при растяжении, и сравнение их с допускаемыми значениями; - износостойкость - это способность материала контактирующих деталей оказывать сопротивление износу за счёт трения при их относительном перемещении. Расчёты на износостойкость предусматривают обеспечение толщины масляного слоя, превышающего сумму микронеровностей и отклонений формы контактирующих поверхностей; - виброустойчивость - это способность конструкции работать в диапазоне режимов без недопустимых колебаний Расчёты на виброустойчивость сводятся к определению частот собственных колебаний конструкции в целом и обеспечение их несовпадения с частотой вынужденных колебаний, вызываемых внешней нагрузкой; - теплостойкость - это способность деталей работать в условиях интенсивного тепловыделения и высоких температур в течение заданного срока службы. Для обеспечения нормального теплового режима проводят тепловые расчёты (тепловыделение за единицу времени должно быть не больше теплоотдачи). - коррозионная стойкость - это сопротивление металлов химическому или электрохимическому разрушению поверхностных слоёв. Условие прочности определяют по допускаемым напряжениям и по запасу прочности. Напряжение - это сила, действующая на единицу площади сечения детали, т. е. это отношение действующего усилия F к площади поперечного сечения S детали: . (1.3) Расчёт по допускаемым напряжениям. Предварительные расчёты на прочность, связанные с приближённым определением основных размеров деталей, обычно выполняют по допускаемым напряжениям: или , (1.4) где и - максимально действующее нормальное или касательное напряжение; и - допускаемое нормальное или касательное напряжение. Под действием приложенных сил происходит изменение размеров и формы детали, называемое деформацией. Деформация вызывает напряжения, разновидности которой зависят от типа деформации: - деформация растяжения - сжатия детали; - деформация при изгибе; - деформация сдвига («чистый» срез); - деформация кручения. Напряжения при растяжении - сжатии вызваны силой, вектор которой направлен по оси детали (рис. 1, а). При этом в торцевой плоскости детали возникают нормальные напряжения растяжения σраст или сжатия σсж в зависимости от направления силы Fz. В любом случае нормальное напряжение будет равно отношению силы, действующей по оси Z, к площади SАBCD площадки действия: . (1.5) а) б) Рис. 1. Схема действия нормальных напряжений: а) - при сжатии (растяжении); б) - при изгибе
Напряжения при изгибе вызваны изгибающим моментом, который вызывает нормальные напряжения сжатия σсж и растяжения σраст (рис. 1, б). Наибольшее по абсолютному значению нормальное напряжение |σ| max (сжимающее или растягивающее) может быть определено по формуле: , (1.6) где М и - изгибающий момент; Wх - осевой момент сопротивления изгибу. Для деталей, работающих на изгиб, следует выбирать симметричное сечение, так как в этом случае σсж. = σраст., и условие прочности по нормальным напряжениям имеет вид: . (1.7)
Рис. 2. Схема напряжений при чистом срезе
При деформации сдвига (например, при действии силы F в заклёпочном соединении, рис. 2) возникает касательное напряжение τ, которое будет равно отношению силы F к площади сдвига S: . (1.8) При кручении детали (например, круглого стержня, рис. 3) в плоскости, нормальной к оси, возникают касательные напряжения, значения которых будут определяться отношением крутящего момента М кр и полярного момента сопротивления WR в нормальном к оси детали сечении: . (1.9)
Рис. 3. Схема напряжений при кручении
Полярный момент сопротивления будет равен отношению полярного момента инерции к максимальному линейному размеру в сечении (в данном случае к радиусу R): . (1.10) В механике, как правило, крутящие касательные напряжения испытывают валы. В расчётах на прочность при кручении для участка вала с максимальным по модулю значением крутящего момента условие прочности имеет вид: . (1.11) При одновременном действии нормальных напряжений изгиба (или растяжения - сжатия) и кручения (или сдвига) расчёт ведут по эквивалентному напряжению σ Е: , . (1.12) Контактные напряжения. При сжатии двух деталей некоторыми силами, когда размеры площадки контакта малы по сравнению с размерами деталей (например, точечный контакт шарика и кольца шарикоподшипника, линейный контакт по эвольвентным поверхностям зубьев зубчатых колёс, линейный контакт при взаимодействии двух цилиндров, и т. п.), между деталями возникают контактные напряжения (рис. 4). Каждая точка или линия взаимодействующих поверхностей нагружается только в период прохождения контакта, и свободна от напряжений в остальное время. Такие переменные контактные напряжения вызывают усталостные явления в поверхностном слое детали, приводящие к образованию микротрещин с последующим выкрашиванием частиц металла. Такой вид разрушения рабочих поверхностей называется усталостным выкрашиванием или контактной усталостью. Первое решение задачи о контактных напряжениях привёл в 1882 году Г. Герц. По его имени контактным напряжениям присвоен индекс Н - σ Н. Рис. 4. Схема действия контактных напряжений
Условие прочности по контактным напряжениям: . (1.13)
Расчёт по коэффициенту безопасности. Детали машин рассчитывают по коэффициенту запаса прочности s, так как такой расчёт позволяет учесть концентрацию напряжений, размеры деталей, способ упрочнения и др. Коэффициент безопасности s определяют по формуле: . (1.14) где σ lim - предельное напряжение, испытываемое деталью (то есть напряжения, при достижении которых деталь или разрушается, или прекращается её нормальная работа вследствие больших остаточных деформаций); σ max - максимальное напряжение в опасной точке детали, определённое при наибольшей рабочей нагрузке; [ S ] - допускаемый коэффициент запаса прочности (обычно [ S ] ≥ 1,5). Величина σ lim отражает геометрию детали, технологию её изготовления и условия нагружения, поэтому оценка по запасу прочности даёт более точный результат. При одновременном действии нормальных σ и касательных τ напряжений коэффициент запаса прочности будет равен: . (1.15)
Date: 2016-02-19; view: 1352; Нарушение авторских прав |