Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Часть 3. Скандинавские правовые системы





 

ВВЕДЕНИЕ

 

Четвертая ветвь великого древа христианского права - правовые системы Скандинавских стран: Швеции, Норвегии, Финляндии, Дании и Исландии. Они имеют столь же древнюю историю, что и славянское право, и сохраняют много самобытных черт, позволяющих выделить их в обособленную правовую семью. Отметим также, что ее влияние распространяется на страны Балтии - Эстонию, Латвию, Литву. Они все более уверенно ассоциируют себя с семьей скандинавского права. Эту тенденцию правового развития одним из первых раскрыл Ю.А. Тихомиров.

 

§ 1. Скандинавские руны права

 

Согласно преданиям, древнескандинавское право было обретено в результате самопожертвования и нравственного очищения Одина, верховного бога скандинавского пантеона.

Один сам принес себя в жертву, повесившись на мировом дереве - ясене Иггдрасиле, чтобы обрести руны познания:

"Знаю, висел я

в ветвях на ветру

девять долгих ночей,

пронзенный копьем,

посвященный Одину,

в жертву себе же, на дереве том,

чьи корни сокрыты

в недрах неведомых.

Никто не питал,

никто не поил меня,

взирал я на землю,

поднял я руны,

стеная, их поднял -

и с дерева рухнул" <1>.

--------------------------------

<1> Старшая Эдда. Речи Высокого. Стихи 138 - 139 // Старшая Эдда. М., 2003. С. 27.

 

Как отмечал великий исландский скальд Снорри Стурлусон, благодаря рунам познания Один овладел "искусством говорить так красиво и гладко, что всем, кто его слушал, его слова казались правдой. В его речи все было так же складно, как в том, что теперь называется поэзией. Он и его жрецы зовутся мастерами песней, потому что от них пошло это искусство в северных странах" <1>.

--------------------------------

<1> Снорри Стурлусон. Круг земной. М., 1980. С. 13.

 

Продолжая, Снорри Стурлусон рассказывал: "Один ввел в своей стране законы, которые раньше были у Асов", т.е. богов. Этим законам, как и иным искусствам, он "учил рунами и песнями, которые называются заклинаниями" <1>.

--------------------------------

<1> Там же. С. 14.

 

Поэтическая традиция впоследствии была подхвачена скальдами-"законоговорителями", "каждый из которых возвещал закон" задолго до утверждения христианства <1>. Правосудие также вершилось в поэтической форме или в рунах речи:

--------------------------------

<1> Там же. С. 10.

 

"Их слагают,

их составляют,

их сплетают

на тинге таком, где

люди должны творить

правосудье" <1>.

--------------------------------

<1> Старшая Эдда. Речи Сигрдривы. Стих 12 // Старшая Эдда. С. 110.

 

Скальды призывали вершить суд так же, как боги, поскольку суд определяет судьбы не только людей, но и земли. Неслучайно боги собирались на суд под сенью ясеня Иггдрасиля:

"В те дни, когда асы

вершат правосудье

у ясеня Иггдрасиль;

в ту пору священные

воды кипят,

пламенеет мост асов" <1>.

--------------------------------

<1> Старшая Эдда. Речи Гринмира. Стих 29 // Старшая Эдда. С. 34.

 

Мост асов - это радуга. Когда она появлялась в небе, древние викинги видели в ней символ божественного правосудия и верили, что вместе с ней правда возвращается на землю.

Они также верили в то, что слово, сказанное в людском суде, - это вечная руна, которая эхом когда-нибудь отзовется на Страшном суде:

"Руны слов ты сведай, чтоб тебе не смели

Злобой воздать за зло,

Их и вьют, их и ткут.

Их все сразу сводят

На тинге том, куда толпы придут

На самый последний суд" <1>.

--------------------------------

<1> Сага о Вельсингах // Мировое Древо Иггдрасиль. М., 2002. С. 333.

 

С укреплением феодальных устоев правосудие перешло в ведение местных тингов и правителей, которые должны были вершить суд по тем законам, которые действовали в их землях. Как сказано в "Младшей Эдде", они должны были быть "справедливыми судьями и справедливыми защитниками" <1>.

--------------------------------

<1> Младшая Эдда. Язык поэзии // Младшая Эдда. М., 2005. С. 88.

 

Древнескандинавский суд отличался от судов многих народов. Основной его задачей было сохранение мира. В этом он должен был следовать примеру Форсети <1> - внука Одина, сына Бальдра и Нанны, дочери Непа: "Он владетель небесных палат, что зовутся Глитнир. И все, кто приходит к нему с тяжбой, возвращаются в мире и согласии. Нет равного судилищу Форсети ни у богов, ни у людей" <2>.

--------------------------------

<1> Это имя означало "Председатель тинга".

<2> Младшая Эдда. Видение Гюльви // Младшая Эдда. С. 31.

 

Возможно, именно стремление к сохранению мира объясняет то, что суды древних викингов были лишены права осуждать своих сородичей на смерть <1>. Это право принадлежало богам. За убийство назначалась вира. Но родные погибшего могли не принять ее, предпочтя кровную месть. Она была таким же священным правом, как и право на суд <2>. Самым тяжким приговором было "лишение мира". Виновный объявлялся вне закона, лишался собственности, изгонялся из дома, и каждый мог убить его, свершив тем самым божий суд <3>.

--------------------------------

<1> С укреплением королевской власти это древнее установление было изменено. Так, Ландслаг шведского короля Магнуса Эрикссона обязывал тинги выносить смертные приговоры по многим преступлениям. Так, если слуга убивал своего господина, то тинг должен был осудить его на колесование. Если это делала женщина, ее по решению тинга должны были побить камнями.

<2> Старшая Эдда. Третья песнь о Гудрун // Старшая Эдда. С. 133.

<3> См., например: Сага о Вельсингах // Старшая Эдда. С. 272.

 

Лишению мира подвергались лица, совершившие злодеяния. Вестгеталаг, или Закон Вестьетов, одной из земель Швеции, относил к ним следующие преступления:

"Если кто убьет человека в церкви, это злодеяние. Если кто убьет человека на тинге, это злодеяние. Если кто нарушит мир или совершенное примирение, если кто мстит вору, если кто мстит за наказание, присужденное на тинге, раной, убийством или пожаром, это злодеяние; он потерял право на страну и движимое имущество.

Если кто отрубит человеку обе руки, если кто убьет спящего, это злодеяние. Злодеянием является нести щит через берег моря <1>. Если он разрушает в своей собственной стране, он потерял землю, право жить в стране и движимое имущество.

--------------------------------

<1> То есть совершить нападение на страну.

 

Если кто привяжет мужчину к дереву в лесу, это злодеяние. Если кто выстрелит через дымовое отверстие и убьет мужчину, убьет в бане, убьет, когда он справляет нужду, выколет мужчине оба глаза, отрубит мужчине обе ноги, если кто убьет женщину, все это злодеяние. Она всегда обладает миром встречи и обедни, какова бы ни была вражда между мужчинами. Если кто убьет своего господина, это злодеяние. Если кто убьет мужчину в кабаке ножом, когда он делил с ним нож и кусок мяса, это злодеяние. Если кто зарубит скотину другого человека, ранит ее, как ранит волк, это злодеяние. Если кто убежит на военный корабль и сделается морским разбойником, стоит он на горле или на голове другого и чинит над ним насилие, это злодеяние" <1>.

--------------------------------

<1> <http://www.vostlit.info/Texts/Dokumnenty/Skandinav/Sweden/Vestgetalag/frametext1.htm>

 

Другие руны и другие песни права были у финнов, эстов, других народов, населявших северные и восточные земли Скандинавского мира. Особое место в их ряду занимает финский эпос "Калевала", сохранивший предания о далеких временах вересковой Карелии, когда создавались ее первые песенные руны:

"Мной желанье овладело,

мне на ум явилась дума:

дать начало песнопенью,

повести за словом слово,

песню племени поведать,

рода древнего преданье.

На язык слова приходят,

на уста мои стремятся,

с языка слова слетают,

рассыпаются речами..." <1>.

--------------------------------

<1> Калевала (в переводе Эйно Киуру и Армаса Мишина). Песня первая. Стихи 1 - 10 (<http://kalevala.gov.karelia.ru/songs/song2a.shtml#7>).

 

Хранителем этих рун стал Вяйнямейнен - "вековечный песнопевец" <1>, создавший многие законы Калевалы. Этим законам он учил песенными рунами, одна из которых звучала так:

--------------------------------

<1> Калевала (в переводе Эйно Киуру и Армаса Мишина). Песня вторая. Стих 288.

 

"Люди добрые, внемлите, -

никогда, нигде вовеки

не вините невиновных,

праведных не обвиняйте.

Вас возмездие настигнет..." <1>.

--------------------------------

<1> Там же. Песня шестнадцатая. Стихи 400 - 404.

 

Основной темой песен Вяйнямейнена было воспевание труда - основы жизни Калевалы:

"Вот я сею-засеваю,

Я бросаю в землю семя,

Чтоб оно ростки пустило,

Проросло на этом поле.

Пробудись, земля родная!

Недра темные, проснитесь!

Дайте вы росткам пробиться,

Чтобы сотни нежных всходов

Зацвели, заколосились

На широком этом поле,

Что вспахал я и засеял,

Где немало потрудился..." <1>.

--------------------------------

<1> Калевала (в переводе Л.П. Бельского). Песня вторая // Калевала. М., 1985. С. 12.

 

Эти песни не только хранили народ, но и готовили его для новых свершений, о которых в последних строчках "Калевалы" поется:

"Здесь теперь прошла дорога,

новая стезя открылась,

для певцов, что поспособней,

рунопевцев, что получше,

средь растущей молодежи,

восходящего народа" <1>.

--------------------------------

<1> Калевала (в переводе Эйно Киуру и Армаса Мишина). Песня пятидесятая. Стихи 615 - 620.

 

Одной из самых примечательных особенностей древнескандинавских песен права было требование равенства. Перед богами были все равны. В "Речи Высокого" (т.е. Одина. - В.Л.) сказано, что "бедняк... невиновен" в доле своей и "может внезапно исчезнуть достаток", ведь "друг он неверный" <1>. Поэтому бедные люди могли на равных участвовать в тингах - народных собраниях. И Один сам призывал их к тому:

--------------------------------

<1> Старшая Эдда. Речи Высокого. Стихи 75, 78 // Старшая Эдда. М., 2003. С. 21, 22.

 

"Сытым и чистым

на тинг собирайся,

хоть и в бедной одежде,

сапог и штанов

стыдиться не надо,

а также коня,

коль он неказист" <1>.

--------------------------------

<1> Там же. Стих 61.

 

"Старшая Эдда" содержит много советов о том, как должен проходить тинг и как должны вести себя те, кто участвует в нем:

"На тинг придешь ты,

с глупцами не спорь;

злые слова

глупый промолвит,

о зле не помыслив.

Но и смолчать

ты не должен в ответ -

трусом сочтут

иль навету поверят;

славы дурной

опасайся всегда;

назавтра убей

лжеца, тем отплатишь

за подлую ложь" <1>.

--------------------------------

<1> Старшая Эдда. Речи Сигрдривы. Стихи 24, 25 // Старшая Эдда. С. 111.

 

Конечно, в каждой из земель Скандинавии был установлен свой порядок проведения народных собраний. О том, как они действовали в Швеции, Снорри Стурлусон рассказывал: "На тинге председательствует лагман. Его всего больше слушаются бонды, ибо то становится законом, что он возвестит на тинге. А когда страну объезжает конунг, ярл или епископ и держит тинг с бондами, лагман отвечает им от имени бондов и все бонды поддерживают его, так что даже самые могущественные люди вряд ли осмелятся прийти на тинг без согласия бондов и лагмана. А в тех случаях, когда местные законы различаются, все должны придерживаться уппсальских законов, а все лагманы должны подчиняться лагману Тиундаланда" <1>.

--------------------------------

<1> См.: Снорри Стурлусон. Указ. соч. С. 216.

 

Роль народных собраний падает с утверждением централизованной королевской власти. Первым властителем скандинавских земель стал легендарный Ивар Широкие Объятия, подчинивший себе большую часть Скандинавии, а также некоторые княжества Англии, Балтии и Страны Саксов. От его рода, согласно преданиям, произошли конунги датчан и шведов <1>.

--------------------------------

<1> Там же. С. 33.

 

Конунги управляли своей землей, вели войны, вершили суд. Кроме того, они поддерживали связь народа с богами. И, если с этой функцией они не справлялись, народ приносил их в жертву богам. Так случилось со шведским конунгом Олавом Лесорубом. Его народ обвинил в том, что он пренебрегал жертвоприношениями, что вызвало неурожаи и голод в стране. Поэтому его принесли в жертву Одину, предав огню в его собственном доме <1>.

--------------------------------

<1> Там же. С. 34.

 

Интересно отметить, что еще в XIII в. народ Швеции сохранял за собой право смещать с престола своих королей. Об этом свидетельствует упомянутый выше Вестгеталаг (Закон Вестьетов). Свеи, гласил он, "властны взять конунга, а также сместить его" <1>.

--------------------------------

<1> <http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Skandinav/Sweden/Vestgetalag/frametext1.htm>

 

В длинной веренице скандинавских конунгов датский летописец Сакс Грамматик особо отмечал легендарного правителя датчан Скиольда, который отменил прежние и ввел в действие "новые справедливые и милосердные законы". Он оплачивал из королевской казны долги своих подданных и обеспечивал за свой счет лечение больных и увечных. Скиольд был первым, кто ввел правило, по которому воинская добыча передавалась солдатам, а слава - их предводителям <1>.

--------------------------------

<1> См.: Сакс Грамматик. Деяния саксов. Книга первая // The Danish History. Books I - IX by Saxo Grammaticus // <http://omacl.org/DanishHistoty>.

 

Столь же яркими были реформы датского конунга Фроде. Он решительно искоренял преступность и порочные нравы. Добившись этой цели, он запретил своим подданным запирать в сундуки ценности, обещая оплачивать двойную стоимость похищенного. Вместе с тем были введены суровые меры наказания для воров и тех, кто их укрывал. Судебные тяжбы в основном разрешались в поединках, так как, по мнению Фроде, "сражение с помощью оружия более достойно, чем с помощью слов" <1>.

--------------------------------

<1> Сакс Грамматик. Деяния саксов. Книга пятая // The Danish History. Books I - IX by Saxo Grammaticus // <http://omacl.org/DanishHistoty>.

 

Исландские скальды особо воспевали норвежского конунга Хальвдана. По описанию Снорри Стурлусона, он "был человек умный, правдивый и справедливый. Он вводил законы, соблюдал их сам и заставлял других соблюдать их, так что никто не мог пойти против законов" <1>.

--------------------------------

<1> Снорри Стурлусон. Указ. соч. С. 41.

 

Реформы, но уже в других целях продолжил его сын Харальд Прекрасноволосый. Они присваивал себе многие вотчины. А чтобы еще больше увеличить казну, обложил данью всех бондов, как богатых, так и бедных. В каждый округ (фюльк) он направлял своих ярлов, которые должны были поддерживать закон и порядок и собирать с населения подати <1>.

--------------------------------

<1> Там же. С. 44.

 

Более справедливым было правление сына Харальда Хакона Доброго. Были отменены многие прежние законы и введены по совету мудрейших новые законы для разных частей страны <1>.

--------------------------------

<1> Там же. С. 72.

 

Первой из Скандинавских стран христианство приняла Дания примерно в 960 г. В Норвегии первую решительную попытку введения христианства предпринял Олав, сын Трюггви. Он повел решительную борьбу против прежних обычаев, уничтожая колдунов и ревнителей старой религии. Но в междоусобной войне был убит. Его дело продолжил Олав Святой - святитель Норвегии. Примечательно описание его деяний в "Круге земном" Снорри Стурлусона:

"Обычно конунг вставал рано утром, одевался и мыл руки, а потом шел в церковь к заутрене. Потом он шел решать тяжбы или говорил людям о том, что считал необходимым. Он собирал вокруг себя и могущественных и немогущественных, и особенно всех тех, кто были самыми мудрыми. Он часто просил говорить ему законы, которые установил в Трандхейме Хакон Воспитанник Адальстейна. Сам он устанавливал законы, советуясь с самыми разными людьми. Одни законы он упразднял, а другие добавлял, если считал это необходимым. Закон о христианстве он установил, посоветовавшись с епископом Гримкелем и другими священниками. Он прилагал все силы, чтобы искоренить язычество и те древние обычаи, которые, по его мнению, противоречили христианской вере. И вышло так, что бонды приняли законы, которые установил конунг" <1>.

--------------------------------

<1> Там же. С. 196.

 

Это описание дополняет рассказ о том, как осуществлялось правосудие: "У Олава-конунга было двенадцать мудрейших людей. Они вершили суд вместе с Олавом и решали трудные дела. Это было нелегко, так как, хотя конунгу не нравилось, когда судили не по справедливости, он не терпел, если ему перечили" <1>.

--------------------------------

<1> Снорри Стурлусон. Указ. соч. С. 237.

 

Наступила новая эпоха в развитии скандинавского права, яркими памятниками которой стали исландский Закон Серого Гуся 1117 г. <1>, датский Сканский закон, принятый между 1202 - 1216 гг. в земле Скании, Закон Гутов (Gutalag), вступивший в силу на рубеже XIII - XIV вв. на шведском острове Готланд.

--------------------------------

<1> Вероятно, назван так потому, что он был написан гусиным пером.

 

Закон Гутов в первой же статье закреплял правовой символ веры: "Первое в нашем законе то, что мы должны сказать "нет" язычеству и сказать "да" христианству, и все верить во Всемогущего Бога, и молить Его о помощи, чтобы он дал нам урожай и мир, победу и здоровье и чтобы мы могли сохранить наше христианство, и нашу правильную веру, и нашу населенную страну, и чтобы мы каждый день во всех наших делах и наших желаниях делали то, что послужит славе Бога и наибольшей пользе жизни и душе".

Одной из главных задач Закона было привитие христианских ценностей милосердия. Поэтому ст. 2 требовала вскармливать каждого ребенка, который рождался в стране, и запрещала выбрасывать его.

Регулируя отношения общества и церкви, Закон Гутов предписывал, чтобы каждый отдавал на содержание церкви, к которой он приписан, десятую часть своих доходов (десятину). Взамен священник должен был исполнять в любое время дня и ночи все требуемые от него обряды христианства (ст. 3).

Языческие жертвоприношения и обычаи были строго запрещены. Никто не мог взывать к рощам или курганам, к языческим богам, священным местам и святилищам. Виновные в нарушении этого требования подвергались штрафам. Вместе с тем Закон требовал исполнения всех христианских обычаев и обрядов. В частности, запрещалось выполнять какую-либо работу в воскресенье или в другой святой день (ст. 4).

Закон Гутов устранял многие обычаи древности, а в тех случаях, когда он был не в силах это сделать, он пытался ввести их в такие правовые рамки, которые препятствовали их осуществлению. Так, в стремлении остановить кровную месть статья 13 устанавливала:

"Теперь следующее: если случится злое по наущению врага [дьявола], так что человек убьет человека, то с ним должен бежать отец, сын и брат. Если их нет, то пусть с ним бегут ближние родственники на 40 дней в церковь, которую все люди приняли за священное место, это Фардеим, и Тингстеди, и Атлингабо. Там они должны иметь мир как на дворе священника, так и на церковном дворе. Но когда время истечет, тогда пусть скачет он туда, где хочет провести свой "круг мира" <1>, и пусть он проведет его вокруг трех усадеб так далеко в лесу от этих усадеб, что будет находиться в середине от других усадеб, которые находятся на другой стороне леса, если он получит разрешение от тех, кто владеет этой землей... Его защищает "круг мира", который он начертил... люди это называют "засвидетельствованным кругом мира..." <2>.

--------------------------------

<1> То есть то место, где, согласно обычаю, он мог пользоваться относительной безопасностью.

<2> <http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Skandinav/Sweden/Gutalag/frametext.htm>

 

Закон Гутов сохранял роль тингов и многих других учреждений прошлого, возлагая на них функции сохранения и поддержания правопорядка. Так, он предупреждал: "Пусть преступник не полагается на мир тинга, если только это не мир всех людей" (ст. 11).

Скандинавское право не только сохраняло институты народного правления, но и долгое время существенно ограничивало королевскую власть, о чем свидетельствует один из самых ярких памятников скандинавского права - шведский Ландслаг (Закон земли) 1347 г. короля Магнуса II Эрикссона:

"В Королевстве Швеция королевская власть выборная, а не наследственная; если оно лишится короля, то в этом случае ниженазванные лагманы, каждый в своем судебном округе, должны в согласии со всеми жителями их судебного округа выбрать двенадцать разумных и сведущих мужей, с которыми они должны явиться в назначенный день и в определенное время на тинг на лугу Мора, чтобы избрать короля... дабы он управлял страной и государством, охранял закон и поддерживал мир...

В тот же самый день и на том же самом месте король должен дать клятву всем жителям королевства в следующем.

Во-первых, он будет любить Бога и святую церковь и защищать ее права и ни в чем не нарушит королевские права, права короны и всего шведского народа.

Во-вторых, он будет защищать, любить и охранять своим королевским правом и властью все справедливое и истинное и подавлять все несправедливое, дурное и беззаконное.

В-третьих, он будет верным всему своему народу; никоим образом не будет причинять ущерба ни жизни, ни телу ни бедного, ни богатого, если тот не уличен в преступлении по закону и правам королевства; не будет он никоим образом, кроме как по закону и законному приговору суда, отбирать у кого-либо имущество.

В-четвертых, он будет управлять своим Королевством - Швецией - и править вместе со шведами, как это установлено издавна древними законами и обычаями Королевства, а не с иноземцами, и не должны иноземцы быть в его совете и управлять замками или областями, или "Уппсальским уделом", или коронными имениями, настолько древними, что никто не помнит и точно не знает, когда они стали собственностью Короны.

В-пятых, король будет беречь замки и области государства с их ежегодными доходами и защищать их границы всеми силами, дабы ничто из вышеупомянутого не уменьшилось для того короля, который будет править после него...

В-шестых, король имеет право жить в "Уппсальском уделе" и в других коронных имениях и ежегодно собирать законные налоги со своих земель...

В-седьмых... все древние законы Швеции, которые были приняты с одобрения и с согласия народа и были утверждены прежними королями и их королевской властью, он будет соблюдать, укреплять и защищать так, чтобы ничто незаконное не вошло в истинный закон, особенно чтобы никакие иноземные законы не были введены в закон и право страны и чтобы никакие законы не принимались без согласия народа...

Да приумножится мир и да исчезнет вражда благодаря тому, что есть король" <1>.

--------------------------------

<1> <http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Skandinav/Sweden/Landslag_Magnusson/frametext.htm>

 

§ 2. Особенности развития скандинавского права от эпохи

Кальмарской унии до XX в.

 

Скандинавское право сохраняло свою уникальность в течение многих столетий. Более того, она стала еще более заметной с момента объединения скандинавских земель под верховной властью датских королей. Проект объединения Дании, Швеции и Норвегии был осуществлен датской принцессой Маргарет I. Сперва (1380 г.) династический союз объединил Данию и Норвегию. Позже (1389 г.) в его состав вошла Швеция. Итоги объединения трех Скандинавских стран, а также их заморских владений - Исландии, Гренландии, Фарерских островов, значительной части Финляндии - были оформлены Кальмарской унией, заключенной в 1397 г. в целях создания "вечного мира и союза" <1>.

--------------------------------

<1> История Норвегии. М., 1980. С. 187.

 

По условиям Унии, все три государства сохранили право на самоуправление. Остались в силе действовавшие на их территориях законы и обычаи. Объединение Скандинавских государств позволило им успешно противостоять натиску Ганзейского союза и немецких княжеств.

Но основы союза были непрочны, и в 1523 г. он распался. Из его состава вышла Швеция, недовольная засилием датской знати. Скандинавский мир надолго раскололся на две части. Норвегия осталась в орбите влияния Дании (с 1536 г. как одна из ее провинций) <1>, уступив ей юрисдикцию над принадлежавшими ей землями Исландии, Гренландии и Фарерских островов. Швеция сохранила контроль за большей частью Финляндии.

--------------------------------

<1> Уния Дании и Норвегии существовала до 1814 г.

 

Как отмечено выше, Кальмарская уния не препятствовала самобытному развитию права Скандинавских стран. Более того, его уникальность усилилась в ходе начавшейся в середине 1520-х гг. Реформации. Протестантство возрождало многие начала самоуправления через церковные приходы, прививавшие христианские ценности справедливости, милосердия и труда.

Швеция и Дания расторгли узы с католической церковью в 1530-х гг. В Дании по Ордонансу 1537 г. была сформирована самостоятельная Датская народная церковь. Она имела достаточно стройную структуру. Во главе церкви стоял король. Ступень ниже занимали епископы, которые избирались духовенством городов и утверждались в должности королем. Духовенство городов, в свою очередь, избиралось мэрами и городскими советами; сельские священники избирались непорочными и "достойными людьми". К 1560 г. были приняты основные законодательные акты, регулировавшие порядок проведения служб, проповедей, ритуалов, определявшие правовой статус священнослужителей. В Швеции новое церковное законодательство было кодифицировано в 1571 г. <1>. Эти меры не только подчинили церковь государству, но и придали ей особую роль.

--------------------------------

<1> См.: Europe in the Age of the Reformation by Dr. E.L. Skip Knox <http://www.boisestate.edu/courses/reformation/baltic/>.

 

О том, какой она была, можно судить по описанию известного историка Э. Аннерса: "Принятие лютеранского вероучения и устройства церкви имело большое значение для развития правопорядка северных стран. Духовенство получило еще большее значение в государственной жизни, причем до конца XVIII в. оно играло очень консервативную, если не сказать, ортодоксальную роль в политике. Особенно сильно влияние духовенства было в области семейного и уголовного права. Постоянным и сильным средством их влияния была Библия, чей авторитет оставался непоколебимым до середины XVIII в., несмотря на влияние идей Просвещения. К тому же духовенство пользовалось самостоятельным влиянием в качестве толкователей и проповедников Евангелия, вдобавок оно было орудием влияния государственной власти независимо от того, кто стоял у ее руля: абсолютный монарх или облеченные властью сословия эпохи свободы. Духовенство помимо своей политической пропагандистской задачи, проявлявшейся, как правило, в благоговейном усердии при исполнении своих проповеднических обязанностей, должно было также заботиться о моральном воспитании населения. В основном такое воспитание проходило в рамках церкви, причем население здесь же знакомилось и с законодательством своей страны. Важнейшие законы и указы должны были зачитываться в церкви на паперти, либо же сообщения вывешивались на специальных досках. Поскольку любой совершеннолетний, прошедший конфирмацию, должен был посещать воскресную службу под страхом наказания, то государственная власть была застрахована от того, что ее запрещения не станут известными подданным и не отложатся в их памяти. Такое положение дел было общим для Европы, но только в протестантских странах оно приобрело особый характер благодаря тому значению, которое ему придавали государственная власть и Евангелие" <1>.

--------------------------------

<1> Аннерс Э. История европейского права. М., 1994. С. 269.

 

Следующий этап в развитии скандинавского права наступил с утверждением абсолютизма. В Дании король Фредерик III (1648 - 1670 гг.) распустил общенациональный сословный парламент, а также местные органы самоуправления, сохранявшиеся в течение многих веков. Новая форма правления была закреплена Королевским законом (Lex Regia) 1665 г. <1>. Во многом сходные реформы были проведены в 1680 г. в Швеции. Вершиной и вместе с тем концом шведского абсолютизма стало правление Карла XII.

--------------------------------

<1> В настоящее время несколько норм этого акта сохраняют свою силу, в частности нормы ст. 21 и 25, касающиеся обязанностей принцев и принцесс королевского дома.

 

С укреплением абсолютизма была осуществлена также полная ревизия законов. В Дании ее итогом стало издание единого Свода законов (Danske lov) 1683 г. В 1687 г. отдельный Свод законов был введен в действие для Норвегии. Вскоре этому примеру последовала и Швеция, утвердив в 1734 г. новый Свод законов, который действовал и на территории Финляндии. Основной их целью было укрепление королевской власти. Вместе с тем они сохраняли в силе многие исконные законы и обычаи. Уникальной была техника систематизации законодательства. Законы и обычаи группировались по книгам, которым предписывалась роль своеобразных "строительных балок", скреплявших правовое здание в целом <1>. К достоинствам указанных сводов следует отнести также форму их изложения. Законодательные нормы были сформулированы простым языком, доступным для восприятия большинства населения. Сказанное объясняет устойчивость созданного ими правопорядка. В Дании и Швеции, несмотря на реформы последних трех столетий, указанные своды сохраняют юридическую силу.

--------------------------------

<1> См.: Введение в шведское право. М., 1986. С. 36. В датском Своде главы обозначались как капители - capitel - верхние части опоры (<https://www.retsinformation.dk/Forms/R0710.aspx?id=59516>).

 

В Скандинавии до начала XIX в. влияние иноземного права в целом было малозаметным. Ни в одной из северных стран не было рецепции римского права. Правовые модели Франции, Германии, других государств Европы заимствовались в достаточно узком сегменте, прежде всего в вопросах организации верховной власти, земельных отношений и некоторых других. Неслучайно именно в Скандинавии были созданы первые кафедры национального права (в Университете Уппсалы в 1620 г.) <1>.

--------------------------------

<1> См.: Введение в шведское право. М., 1986. С. 37.

 

Во многих сферах законодательства Скандинавские страны опережали другие европейские государства. Так, в Швеции был принят первый в Европе Закон о свободе печати 1766 г. В Дании после прихода к власти реформаторов (1784 г.) был проведен ряд глубоких реформ об освобождении крепостных крестьян, свободе торговли, всеобщем образовании. В преддверии великих европейских революций Скандинавские страны на своем опыте доказывали жизненность либеральных идей. А через три десятилетия многие из них нашли воплощение в первых конституциях северных стран - Форме правления Швеции 1809 г. и Конституции Норвегии 1814 г.

Конституция (Форма правления) Швеции 1809 г. была принята в условиях внутренних потрясений, вызванных военным поражением в русско-шведской войне и глубоким экономическим кризисом. Это был дар Карла XIII, последнего короля угасающей великой династии, - дар, который должен был сохранить Швецию как независимое государство, вернуть ей утраченные силы, восстановить в ней согласие и порядок.

Чтобы осуществить эти цели, Конституция 1809 г. соединила в одном механизме обновленной власти древние и новые учреждения, которые должны были поддерживать и контролировать друг друга.

Так, власть короля ограничивал Риксдаг, сословно-представительный орган, состоявший из четырех палат (курий): дворянства, духовенства, городского населения и крестьян. Для принятия текущих законов требовалось согласие трех, а конституционных законов - всех четырех курий. Тем самым не только сдерживались законодательные инициативы короля, но и были закреплены гарантии прав и законных интересов отдельных сословий.

Особо ограничивались финансовые полномочия королевской власти. Риксдаг самостоятельно устанавливал налоги, утверждал государственный бюджет. Депутаты Риксдага контролировали деятельность Банка Швеции, заключение займов и оплату государственного долга, расходование бюджетных средств.

Власть короля была ограничена и в сфере государственного управления. Любые его решения могли быть приняты только в Государственном совете. Он не мог уволить либо перевести на другие должности чиновников, если они не были под следствием или судом либо не подали прошения об отставке (ст. 36). Конституцией 1809 г. была предусмотрена судебная ответственность чиновников за ведение дел (ст. 47) и введен парламентский контроль за сферой государственного управления.

В целом Конституция Швеции исходила из общей предпосылки не только ограничения, но и ответственности королевской власти. При этом многие ее нормы воспроизводили либо были созвучны положениям Закона земли 1347 г. короля Магнуса II Эрикссона:

"Король должен поддерживать и поощрять справедливость и правду, воспрещать и пресекать несправедливость и неправду, не наносить и не позволять наносить ущерба ни одному лицу, его чести, свободе, правам и интересам, если только его не обвинят и не осудят в порядке, предусмотренном законом; не лишать и не допускать лишения движимого и недвижимого имущества без следствия и суда и вне форм, предписанных законами и статутами Швеции; не нарушать и не позволять нарушать неприкосновенность жилища; не высылать кого бы то ни было из одного места в другое; не принуждать и не разрешать принуждать в вопросах веры, но покровительствовать каждому в свободном исповедании религии, если он не нарушил общественного спокойствия и не оскорбил общественной нравственности. Король должен следить за тем, чтобы суд над каждым осуществлялся только по закону и только тем судьей, под юрисдикцией которого находится его дело".

В этих строчках ст. 16 Конституции отчетливо прослеживается стремление обеспечить ответственность короля не только перед обществом в целом, но и перед каждым подданным.

Другая особенность конституционной регламентации - закрепление механизмов согласования решений. В подтверждение приведу несколько норм:

"Члены Государственного совета, которые принимают участие в его заседаниях, безусловно обязаны, неся ответственность за свои заключения, высказывать и разъяснять свои мнения, которые будут записаны в протоколах ведения дел, но при этом право принятия решений во всех случаях принадлежит одному королю. Если вопреки ожидаемому случится так, что решение короля явно будет противоречить Конституции Королевства или общему законодательству, то долг членов Государственного совета состоит в том, чтобы они выступили против этого решения с настоятельными возражениями..." (ст. 8, 9).

"Когда король захочет объявить войну или заключить мир, он созовет всех членов Государственного совета на чрезвычайное заседание, изложит им те мотивы и те обстоятельства, которые должны быть приняты во внимание, и потребует заключений, которые они должны дать каждый по отдельности..." (ст. 13).

Следующая черта Конституции Швеции - укрепление правового порядка:

"Королевские и все другие суды будут судить в соответствии с законами и изданными на основе законов статутами; административные коллегии Королевства, провинциальные и иные управления, а также высшие и низшие должностные лица будут вести свои служебные дела в соответствии с теми инструкциями, распоряжениями и предписаниями, которые уже изданы или могут быть изданы впоследствии; они будут повиноваться повелениям и приказам короля и взаимно помогать друг другу в их исполнении, а также во всем том, что может потребовать благо государства, оставаясь вместе с тем ответственными по закону перед королем за свое бездействие, или за свои упущения, или незаконные действия" (ст. 47).

В вышеприведенных нормах Конституции Швеции отражены особые черты ее системы "сдержек и противовесов": ответственность органов власти за свои действия и вместе с тем их единение во благо Королевства, что, несомненно, придало не только устойчивость, но и действенность механизму власти и в конечном счете Конституции в целом.

Конституция 1809 г., наряду с другим конституционным актом - Актом о Риксдаге, действовала с изменениями и дополнениями более полутора столетий. И только в 1974 г. она утратила силу в связи с принятием новых конституционных законов - Формы правления (27 февраля 1974 г.) и Акта о Риксдаге (28 февраля 1974 г.).

Следующий яркий документ той эпохи - Конституция Норвегии 1814 г. Долгое время Норвегия находилась под владычеством Дании, что обрекало ее на нищее существование. Бесправие населения, непосильное налоговое бремя, вывоз и истощение экономических ресурсов - таковы были те причины, которые вызвали мощное национально-освободительное движение.

10 апреля 1814 г. в местечке Эйдсволл было созвано Государственное собрание, в котором были представлены практически все сословия страны. Оно тут же приступило к разработке конституции на основе принципов национальной независимости, народовластия, разделения властей, свободы печати и религии. Окончательный текст Конституции был утвержден 17 мая 1814 г.

Конституцией были учреждены три разделенные ветви власти. Исполнительная вверялась королю; законодательная - Стортингу, состоящему из двух палат: Лагтинга и Одельстинга; судебная - Верховному и нижестоящим судам.

В полном согласии с принципом народовластия наиболее широкие полномочия были предоставлены Стортингу. Он имел право принимать и отменять законы, устанавливать налоги, таможенные пошлины и другие повинности, делать займы от имени государства, осуществлять контроль за внешней политикой, расходованием финансов, ведением дел в органах исполнительной власти.

Власть короля была ограничена. Все его указы и официальные письма подлежали контрасигнации соответствующим членом Государственного совета (правительства). Без этого условия они не имели юридической силы. Стортинг не только утверждал цивильный лист (бюджет) королевской семьи, но и расходование денежных средств.

Конституция содержала много других ограничений королевской власти. Так, § 19 Конституции устанавливал следующее требование: "Король должен следить за тем, чтобы управление государственными имениями и расходование сборов с таких имений осуществлялись согласно предписаниям Стортинга и с наибольшей пользой для общества".

Конституция Норвегии была одним из самых демократических документов той эпохи. Это качество она сохраняла в течение многих десятилетий. Даже в 1857 г. К. Маркс выделял ее как "самую демократическую в современной Европе конституцию" <1>.

--------------------------------

<1> Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 14. С. 169.

 

Многие демократические нормы Конституции Норвегии берут свое начало в традициях и институтах далекого прошлого. Из прошлых веков была заимствована и та форма, в которую были облечены конституционные нормы.

Как отмечают многие источники, текст Конституции Норвегии был переработан "в духе приближения его к стилю старых норвежских законов" <1>. При этом использовались приемы народной поэтической традиции с ее ясным и четким языком, краткими и вместе с тем созвучными строками.

--------------------------------

<1> История Норвегии. М., 1980. С. 258.

 

Приведу лишь несколько статей Конституции Норвегии, которые помогут более полно представить особенности стилистического ее оформления.

"§ 1. Норвежское Королевство является свободным, независимым и неделимым государством. Его форма правления - ограниченная и наследственная монархия.

§ 3. Исполнительная власть принадлежит королю.

§ 4. Король должен всегда исповедовать Евангелическо-лютеранскую религию, поддерживать ее и покровительствовать ей.

§ 5. Личность короля священна, он не может подвергаться осуждению или обвинению. Ответственность возлагается на его Совет.

§ 17. Король может принимать и отменять указы по вопросам торговли, налогов, промышленности и полиции; но они не должны противоречить ни Конституции, ни законам, принятым Стортингом. Они остаются временно в силе до ближайшей сессии Стортинга.

§ 49. Народ осуществляет законодательную власть через посредство Стортинга, состоящего из двух отделений: Лагтинга и Одельстинга.

§ 85. Тот, кто исполняет приказ, нарушающий свободу и безопасность Стортинга, признается виновным в государственной измене.

§ 96. Никто не может быть осужден иначе как по закону или наказан иначе как по суду. При допросе пытки никогда не должны применяться.

§ 99. Никто не может быть заключен в тюрьму иначе как в случаях, установленных законом, и в предписанном законом порядке. За необоснованный арест или незаконное задержание виновное лицо несет ответственность перед пострадавшим" <1>.

--------------------------------

<1> Constitution for Kongeriget Norge. Historisk Institut, UiB, 1996; Конституции буржуазных стран. Т. 2. М., 1936. С. 566 - 583; Конституции государств Европы. Т. 2. М., 2001. С. 658 - 672.

 

Конституция Норвегии сочетала в себе достоинства демократического документа и своеобразного литературного произведения, что, несомненно, способствовало становлению и укреплению основ конституционного строя.

Со временем в ее текст было внесено большое число изменений и дополнений. Менялись содержание, приемы оформления конституционных норм. Но неизменным оставалось одно: общий отпечаток прежней поэтической традиции, напоминающий о том, что Конституция Норвегии остается второй, после американской, древнейшей конституцией мира.

Конституция Норвегии послужила образцом и для Конституции Дании, принятой в 1849 г. на волне нового революционного движения, охватившего страны Западной Европы. Абсолютистская форма правления была преобразована в конституционную монархию, в которой власть короля была ограничена выборным парламентом. Была сформирована независимая судебная власть и подтверждены многие свободы, в том числе свободы слова, прессы, вероисповедания и объединений.

С середины XIX в. усиливается влияние германского права, что объяснялось рядом причин: прежде всего расширением экономических связей Скандинавских стран с Германией, а также близостью их языков, что обусловливало общность не только терминологии, но и образов права.

Но преувеличивать это влияние не стоит. Во многом оно было поверхностным и не затрагивало основ скандинавского права. Даже такой величественный памятник права, как Гражданское уложение Германии 1900 г., не был воспринят ни в одной из трех Скандинавских стран. Швеция, Норвегия и Дания ограничились только частичной кодификацией частного права, используя в основном собственные правовые модели. В дальнейшем, после обретения независимости, по тому же пути пошли такие Скандинавские страны, как Финляндия и Исландия.

Была сохранена также стилистика оформления правовых норм - лаконичная и вместе с тем ясная. Правовые нормы в основном не требовали комментариев и могли применяться населением непосредственно, без помощи профессиональных юристов, в отличие от той же Германии, где юристам была отведена кастовая роль служителей права.

Влияние других правовых систем проявлялось в основном в восприятии (в отдельных случаях - заимствовании) правовых моделей других Скандинавских государств. Прежде всего это касалось Норвегии и Швеции, связанных узами личной унии с 1814 по 1905 гг.

 

§ 3. Развитие скандинавского права на новом этапе

региональной интеграции

 

К концу XIX в. семья скандинавского права практически оформилась. Ее отличительными чертами стали отказ от кодификации как инструмента систематизации законодательства; ясный, "народный" стиль оформления правовых норм; взаимовлияние родственных правовых систем.

Последний фактор приобретает все большее значение по мере усиления интеграции Скандинавских стран. В 1870 г. была созвана первая конференция по нордическому праву, которая впоследствии созывалась каждые три года. Ее основной целью стало объединение усилий скандинавских юристов по сближению правовых систем региона. В 1880 г. Швеция, Дания и Норвегия принимают первый единообразный правовой акт - Закон об оборотных документах, призванный облегчить формирование общескандинавского рынка.

С той же целью в 1875 г. Швеция, Дания и Норвегия создали Скандинавский валютный союз, который действовал до 1924 г. и впоследствии послужил моделью для создания общеевропейского валютного союза.

В 1919 г. указанные страны образовали Союз Нордических стран, к которому в 1922 г. присоединилась Исландия, а в 1924 г. - Финляндия. В 1945 г. социал-демократические партии и профсоюзные движения Скандинавских стран создали Объединенный комитет Нордического социал-демократического рабочего движения, который выдвинул программу углубления интеграционных процессов в регионе. С этой целью была выработана программа согласования действий правительств в различных сферах политической, социально-экономической и правовой жизни.

Новый этап в интеграции Скандинавских стран наступил в 1952 г., когда по инициативе министров юстиции Дании, Норвегии и Швеции был образован Нордический совет, в который помимо указанных стран вошла Исландия. В 1955 г. к нему присоединилась Финляндия. Одной из основных его целей стало формирование единого рынка труда.

Контуры нового регионального объединения были оформлены Хельсинкским договором 1962 г. Его целью, как было отмечено в преамбуле Договора, стало содействие в углублении сотрудничества нордических стран в культурной, правовой и социальной жизни, а также их сближение посредством ряда согласованных мер, в том числе посредством единообразных норм законодательства <1>. В Договоре особо отмечалась необходимость обеспечения равных прав и свобод (ст. 2) и единообразного регулирования в сферах частного права (ст. 4), уголовных наказаний (ст. 5), в иных областях, которые будут определены участниками Договора (ст. 6).

--------------------------------

<1> Traite de cooperation entre le Danemark, la Finland, l'Islande, la Norvege et la Suede (Helsinki, 23 mars 1962).

 

Реализация этих целей была возложена на Нордический совет, в состав которого в настоящее время входят 87 членов, избираемых национальными парламентами государств - участников Договора. В работе Совета участвуют также представители автономных образований - Гренландии, Фарерских и Аландских островов. В качестве наблюдателей приглашаются делегации саамов и трех балтийских государств - Эстонии, Латвии, Литвы. Совет не наделен правом принятия обязывающих решений, но согласно Договору его рекомендации должны приниматься парламентами.

В 1971 г. был сформирован еще один постоянно действующий орган - Нордический совет министров, что существенно расширило возможности для обеспечения интеграции в таких сферах, как культура и средства массовой информации, экономика и бизнес, образование и научные исследования, окружающая среда, законодательство и правосудие, благосостояние, Нордический регион и окружающий мир <1>. Совет принимает программы сотрудничества, которые конкретизируются в ежегодных планах действий соответствующих министров государств - участников Договора (в общей сложности в настоящее время такие планы формируются по 11 направлениям), а также комитетов старших должностных лиц министерств.

--------------------------------

<1> Указанные сферы деятельности приведены на официальном сайте Нордического совета и Нордического совета министров.

 

В ряду программ сотрудничества можно указать Программу обеспечения гендерного равноправия (2005 г.) <1>, Стратегическую программу Нордического Атлантического сотрудничества на 2005 - 2010 годы <2> и т.д.

--------------------------------

<1> См.: <http://www.gender-budgets.org/uploads/user-S/Nordic%20Council>.

<2> См.: <http://www.nora.fo/en/index.php?pid=210>.

 

Многие из них находят воплощение в унифицированных законодательных актах. В настоящее время практически полностью гармонизировано законодательство по вопросам заключения и исполнения коммерческих договоров, транспортным перевозкам, авторскому и патентному праву, брачно-семейным отношениям, оборотным документам, торговым знакам, торговым реестрам и т.д.

Основные их цели - формирование единого экономического пространства, повышение конкурентоспособности коммерческих предприятий и организаций Скандинавских стран. Тем же целям служит и Нордический инвестиционный банк, учрежденный в середине 1970-х гг. и в настоящее время включающий в себя не только Данию, Швецию, Финляндию, Норвегию и Исландию, но и Эстонию, Латвию и Литву (с 2005 г.).

В целом необходимо отметить очень высокий уровень интеграции в сфере права Скандинавских стран. Обращаясь к этой теме, А.Х. Саидов выделял следующие факторы: "В Скандинавских странах существовали особенно благоприятные условия для достижения если не единства, то высокого уровня гармонизации права. Историческое развитие и языки Скандинавских стран весьма схожи, культурные связи этих стран очень тесны, между ними не существовало серьезных политических различий, их население, географическое положение и экономический уровень развития были приблизительно одинаковыми. Все эти обстоятельства, а также то, что право в этих странах исторически развивалось параллельными путями, значительно облегчили юридическое сотрудничество. В настоящее время скандинавский опыт рассматривается как модель для соответствующего сотрудничества на общеевропейском уровне" <1>.

--------------------------------

<1> Саидов А.Х. Сравнительное правоведение. М., 2007. С. 278.

 

Со второй половины XX в. все более отчетливо проявляется еще одна характерная черта скандинавского права - четкая социальная направленность законодательства и правоприменительной практики. В результате сложилась особая скандинавская модель социального государства - государства всеобщего благоденствия, основанного на началах рыночной экономики, социальном партнерстве, государственном регулировании различных сторон экономической и социальной жизни. Его создание, как отмечал С. Стремхолм, стало "целью жизнедеятельности всего общества" <1>.

--------------------------------

<1> Стремхолм С. Введение // Введение в шведское право. М., 1986. С. 30.

 

Такой вывод вполне обоснован, если учесть, что основным содержанием законодательных реформ на протяжении по меньшей мере полувека (1930 - 1970 гг.) были социальные преобразования, направленные на существенное облегчение условий труда, поддержку наиболее обездоленных слоев населения, совершенствование форм социального обеспечения, укрепление институтов гражданского общества, развитие научных и образовательных учреждений, на оздоровление экономики и общества в целом.

Долгое время скандинавская модель рассматривалась как альтернатива, с одной стороны, социалистическому, с другой стороны, капиталистическому пути развития <1>.

--------------------------------

<1> Эта идея обосновывалась во многих работах. См., в частности: Howe F. Denmark: A Cooperative Commonwealth (1921); Child M. Sweden: The Middle Way (1936); Galenson W. Labor in Norway (1949); Strode H. Sweden: Model for a World (1949); Einhorn E.S., Longue J. Modern Welfare States: Politics and Policies in Social Democratic Scandinavia (1989).

 

Начиная с 1980-х гг. скандинавская модель государства всеобщего благоденствия подвергается существенным изменениям в целях приспособления экономики к решению новых задач. Основным стержнем новой политики стали меры по развитию образования и науки, созданию новых рабочих мест, совершенствованию пенсионного обеспечения, финансовому оздоровлению. Скандинавские страны вновь берут на себя роль своеобразной лаборатории, в которой кристаллизуется новая модель социального государства.

Уже сейчас достаточно четко определяются ее основные черты. Прежде всего это ориентация на полное раскрытие потенциала нации. Этой цели служит все законодательство в целом. Особое значение в ее реализации отводится усилению роли институтов гражданского общества <1>, укреплению форм государственно-частного партнерства, преодолению разрыва между самыми бедными и богатыми <2>, внедрению научных основ организации экономической, социальной и политической жизни <3>.

--------------------------------

<1> В этом отношении наиболее показательны данные о развитии профсоюзного движения. В состав профсоюзов в Финляндии входят 78%, в Швеции - 86%, в Дании - 90% работающих лиц. По этому показателю Скандинавские страны примерно в 2 раза опережают другие европейские государства. Еще один показатель: в среднем каждый датчанин является членом 3,1, а каждый швед - членом 3,2 общественных объединений (см. подробнее: Einhorn E., Logue J. Economic and Social Security in Scandinavia: A Model for the Baltic Area? // <http://www.weforum.org/pdf/GCR08/GCR08.pdf>).

<2> Эта задача решается посредством повышения минимальных заработков, пенсий, иных социальных пособий, увеличения налогового бремени на крупный капитал.

<3> Как правило, все проекты законодательных актов и политических документов, экономических, социальных и политических решений разрабатываются после тщательной научной проработки и экспертизы. О научных основах экономической политики см., в частности: Лафитский В.И., Нарышкин С.Е. Зарубежный опыт стимулирования инвестиционной деятельности в промышленности // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2006. Вып. 3.

 

Результатом такой политики стало стремительное экономическое развитие региона.

Скандинавские страны начинают опережать другие страны по многим показателям. Показательным в этом отношении стало исследование Института Всемирного банка, в котором по индексу экономики знаний в 2008 г. из первых пяти мест четыре принадлежат Скандинавским странам: Дании (1), Швеции (2), Финляндии (3) и Норвегии (5). Они заметно опережают такие страны, как США, Германия и Россия (соответственно 8-е, 9-е и 53-е место в мире) <1>.

--------------------------------

<1> См.: World Bank Institute. Measuring Knowledge in the World's Economies // <http://siteresources.worldbank.org/INTUNIKAM/Resources/KAM_v4.pdf>.

 

Приведем еще один показатель: по индексу конкурентоспособности, который ежегодно публикуется Всемирным экономическим форумом, пять Скандинавских стран входят в первую двадцатку стран: Дания (3), Швеция (4), Финляндия (6), Норвегия (15), Исландия (20) <1>.

--------------------------------

<1> См.: World Economic Forum. The Global Competiveness Report. 2008 - 2009 // <http://www.weforum.org/pdf/GCR08/GCR08.pdf>.

 

Скандинавская модель социального государства обусловливает позитивные сдвиги не только в экономической и социальной жизни. Она предопределяет устойчивость политических и правовых систем региона.

Это подтверждают многие индикаторы. Так, согласно данным "Евробарометра" (социологическим исследованиям, проводимым под эгидой Комиссии Европейского союза), в 2009 г. своим национальным правительствам доверяли 68% респондентов в Финляндии, 60% - в Дании; 56% - в Швеции. В среднем по 27 странам Европейского союза этот показатель составил только 34%. Еще более показательны данные об уровне доверия к региональным и местным властям. Первые три строчки занимают Скандинавские государства, входящие в состав Евросоюза: Финляндия (72%), Дания (70%), Швеция (68%). В среднем по Союзу уровень доверия к региональным и местным властям составляет 50% <1>.

--------------------------------

<1> См.: Special Eurobarometer.307. The Role and Impact of Local and Regional Authorities within the European Union // <http://ec.europa.eu/public_opinion/archives/ebs/ebs_307_en.pdf>.

 

В Скандинавии существенно более высоким остается уровень доверия и к другим государственным и общественным институтам: полиции, политическим партиям, профсоюзам и т.д. <1>.

--------------------------------

<1> См. подробнее о данных "Евробарометра" 2005 г.: Einhorn E., Logue J. Economic and Social Security in Scandinavia: A Model for the Baltic Area? // <http://www.weforum.org/pdf/GCR08/GCR08.pdf>.

 

В заключение отметим, что устойчивость институтов власти, доверие к ним со стороны населения объясняются не только взвешенным политическим курсом, преемственностью в его осуществлении, но и такими чертами скандинавского права, как стабильность правового регулирования, доступность актов для восприятия населения и, что самое главное, его нацеленностью на решение социальных проблем.

 

Date: 2016-02-19; view: 1381; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию