Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дж. Вико (1668 - 1744 гг.)





Новые подходы к разработке проблем сравнительного правоведения с использованием методов исторического, философского и лингвистического анализа были предложены итальянским юристом Дж. Вико.

Историю развития народов он рассматривал как "поступательное движение", свидетельствующее о "единообразном постоянстве" сменяющих друг друга фаз: сперва был век Богов, затем ему на смену пришел век Героев, а вслед за ним - век Людей. И каждому из них соответствовал определенный вид права и государства <1> с четко детерминированными внутренними связями. Как писал Вико, "правления должны соответствовать природе управляемых людей... законы должны устанавливаться соответственно правлению, а по этой причине и истолковывать законы следует в соответствии с формой правлений" <2>.

--------------------------------

<1> См.: Вико Дж. Основания новой науки об общей природе наций. М., 1994. С. 377.

<2> Там же. С. 388.

 

Первым видом права было право Божественное. Ему соответствовал свой вид "юриспруденции" - мистическая теология или наука о языке Богов, которую люди познавали через Божественные откровения. "Эта юриспруденция, - писал Вико, - считала справедливым только то, что сопровождалось торжественными обрядами божественных церемоний; здесь - корни суеверного отношения римлян к торжественным юридическим актам" <1>.

--------------------------------

<1> Вико Дж. Основания новой науки об общей природе наций. М., 1994. С. 383.

 

В этом праве все определялось волей Богов, и только Богов "простые и грубые люди" призывали в свидетели своего права <1>. Одним из проявлений такого Божественного суда был судебный поединок, сохранявшийся в течение многих тысячелетий.

--------------------------------

<1> Там же. С. 390, 391.

 

Вико одним из первых ученых обратил внимание на то, что первые законы у всех народов были составлены в стихах <1>. Объясняя этот феномен, Вико отмечал, что поскольку людям были непонятны абстрактные формы, они "воображали вместо них телесные формы, причем они воображали их соответственно своей природе одушевленными. Соответственно такой природе людей древняя юриспруденция была насквозь поэтической. Она представляла себе совершившееся несовершившимся и несовершившееся совершившимся, рожденных - еще не рожденными, живых - мертвыми, а мертвых - живущими в их наследстве. Она ввела множество масок без субъектов, так называемые jura imagineria, т.е. созданные фантазией права; и всю свою славу она полагала в том, чтобы найти такие мифы, которые сохраняли за законами их важность, а для фактов указывали бы право" <2>.

--------------------------------

<1> Там же. С. 182. Об этом феномене права см.: Лафитский В.И. Поэзия права: страницы правотворчества от древности до наших дней. М., 2003.

<2> Там же. С. 431.

 

В поэтическом праве нормы составлялись в виде изображений, образов, уподоблений, сравнений, метафор, фраз, объясняющих вещи их естественными свойствами, описаний самых ничтожных или особенно заметных явлений, а также нередко "излишних" добавлений <1>.

--------------------------------

<1> Там же. С. 176.

 

В познании древнего поэтического права Вико призывал использовать методы сравнительной лингвистики, утверждая, что "простонародные языки" являются "наиболее важными свидетелями древних народных обычаев" <1>.

--------------------------------

<1> Там же. С. 77.

 

Так, он отмечал, что латинское слово reges (цари) произошло от глагола regere, что значит в собственном смысле "поддерживать" и "направлять" <1> и что именно такое значение определяло суть правления первых царей. Из той посылки, что греческое слово "номос" означало и "закон", и "пастбище", Вико делал вывод о том, что первые законы регулировали вопросы пользования пастбищными угодиями <2>. Он проводил параллели между правовыми терминами разных языков, утверждая, что они во многом имеют один источник. Например, в римской юриспруденции слово nomen значит "право". В похожих звуках у греков это слово означало "закон" <3>.

--------------------------------

<1> Вико Дж. Основания новой науки об общей природе наций. М., 1994. С. 241.

<2> Там же. С. 444.


<3> Там же. С. 160.

 

Веку героическому соответствовало героическое право. Это было право силы, которое сдерживалось только религией. Она ограничивала силу там, где не было человеческих законов. В эту эпоху появляются новые суды, которые "вследствие своего недавнего происхождения от Судов Божественных" были совершенно упорядоченными. В них "с наивысшей педантичностью обращали внимание на слова", поскольку в Божественных вещах "не может быть изменена даже самая незначительная буква" <1>.

--------------------------------

<1> Там же. С. 395.

 

О том, каким было право в героический век, можно судить по поведению Улисса (Одиссея) Гомера, который говорил хитро, преследуя собственную пользу и "всегда сохраняя буквальное значение своих слов". Так же поступали и древние римские юристы, которые славились своим умением составлять сделки и давать разъяснения правовых норм.

В этот век формируется также новый вид понимания права - государственный смысл, - называемый римлянами civilis aequitas (гражданской справедливостью. - В.Л.) и, который, как отмечал Ульпиан, от природы известен не каждому, "но лишь немногим опытным правителям, которые умеют усмотреть то, что необходимо для сохранения рода человеческого" <1>. В Древнем Риме гражданская справедливость "заключалась в щепетильном отношении к словам, выражающим законы; суеверно соблюдая слово законов, римляне прямолинейно применяли их ко всем фактам, даже там, где они оказывались суровыми, жестокими и тяжкими" <2>.

--------------------------------

<1> Там же. С. 386.

<2> Там же. С. 387.

 

Третьим видом права стало человеческое право, продиктованное "развитым человеческим разумом" <1>. Воля законодателя, выражаемая в его законе, называется jus (право). Это - "воля граждан, объединенных в представлении об общей разумной гражданской пользе" <2>. В этом праве действуют "совершенно упорядоченные" суды, в которых "господствует истинность фактов" и в которых "под диктовку совести, везде, где встретится нужда, на помощь им приходят милостивые законы во всем том, чего требует равная для всех полезность причин" <3>.

--------------------------------

<1> Там же. С. 379.

<2> Вико Дж. Основания новой науки об общей природе наций. М., 1994. С. 432.

<3> Там же. С. 399.

 

Новое понимание права, по мнению Вико, стало следствием новых условий, а также измененного восприятия жизни: "стремление к удобству, нежность к детям, любовь к женщинам и жажда жизни... ныне люди по природе склонны заботиться о мельчайших фактических обстоятельствах, уравнивающих их личную пользу: это - aequm bonum (совершенная справедливость. - В.Л.)... юристы зовут его aequitas naturalis (естественной справедливостью); только его и способно уразуметь большинство, так как последнее рассматривает наиболее внешние, относящиеся к нему мотивы справедливости, которые проявляются в отдельных видах фактических обстоятельств <1>.

--------------------------------

<1> Там же. С. 388.

 

Такую перемену в праве Вико объяснял тем, что законодательство должно рассматривать человека таким, каким он является в действительности, "чтобы извлечь для этого пользу для человеческого общества" <1>.

--------------------------------

<1> Там же. С. 75.

 

Но на смену этому виду государства и права, утверждал Вико, должен был прийти новый, четвертый вид, в котором "люди честные и хорошие" будут верховными господами. О таком государстве когда-то писал Платон, и именно такое государство "Провидение наметило ввести с самого начала зарождения наций" <1>.

--------------------------------

<1> Там же. С. 463.

 







Date: 2016-02-19; view: 630; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию