Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Н. Макиавелли (1469 - 1527 гг.)
Бурные события, сотрясавшие Флоренцию в последней декаде XV в. и вынудившие Макиавелли отправиться в изгнание, во многом определили его стремление к познанию истинной природы человека, подлинных основ общественного устройства, действительных форм правления. Он постоянно об этом думал: и в те годы, когда был на службе республиканского правительства Флоренции (1489 - 1512 гг.), и в годы опалы, наступившей после возвращения к власти Медичи (1512 - 1527 гг.). Плодом этих изысканий стали такие труды, как "Государь" (1513), "Рассуждения о первой декаде Тита Ливия" (1513 - 1516), "О военном искусстве" (1519 - 1520), "Рассуждение о способах упорядочения дел во Флоренции после смерти герцога Лоренцо" (1520), "Описание событий в городе Лукке" (1520), "Жизнь Каструччо Кастракани" (1520), "История Флоренции" (1520 - 1525). В этих книгах Макиавелли широко использовал приемы сравнительного правоведения, оценивая и сопоставляя правопорядок государств, существовавших не только в его время, но и в далеком прошлом. Обращение к истории не было случайным, поскольку "во всех государствах и у всех народов всегда бытовали и бытуют одни и те же желания и одни и те же настроения" <1>. Более того, Макиавелли полагал, "что мир всегда был устроен одинаково и всегда в нем было столько же хорошего, сколько и плохого", хотя эта картина и менялась в зависимости от многих обстоятельств <2>. -------------------------------- <1> Макиавелли Н. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия. С. 94. <2> Там же. С. 137, 138.
Он раскрывал тайны истории, политики и права, чтобы передать их другим. "Ведь долг каждого честного человека - учить других тому доброму, которое из-за тяжелых времен и коварства судьбы ему не удалось осуществить в жизни, с надеждой на то, что они будут более способными к этому" <1>. -------------------------------- <1> Цит. по: Рутенбург. Жизнь и творчество Макьявелли. С. 359, 360.
Была еще одна причина. Познав историю, можно было не только понять настоящее, но и заглянуть в будущее. "Желающий предвидеть будущее, - писал Макиавелли, - должен обратиться к прошлому, потому что все события в мире во всякое время могут быть сопоставлены с подобными же им в старину. Происходит это от того, что действуют в них люди, и прежде и ныне обуреваемые одними и теми же страстями, и это с необходимостью приводит к одинаковым результатам" <1>. -------------------------------- <1> Макиавелли Н. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия. С. 289.
Описывая современные ему города-государства Италии - Флоренцию, Милан, Венецию, Сиену, Геную и другие, он отмечал, что одной из самых больших бед стало правление порочных властителей, "которые занимались больше грабежом, нежели исправлением своих подданных, и не столько объединяли их, сколько сеяли семена раздора" <1>. -------------------------------- <1> Макиавелли Н. Государь. М., 2002. С. 377.
Такие же семена раздора сеяла и церковь, оставляя страну "разобщенной" <1>, "раздробленной и бессильной" <2>. -------------------------------- <1> Макиавелли Н. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия. С. 45. <2> Макьявелли Н. История Флоренции. М., 1987. С. 22.
Второй бедой была порочность самого народа. В нем, по мнению Макиавелли, объединилось все, "что может быть испорчено и что может заразить порчей других": молодежь бездельничала, старики развратничали, мужчины и женщины в любом возрасте предавались дурным привычкам. Даже самые лучшие законы были бессильны воспрепятствовать этому, потому что их губило дурное применение. Такое общество порождало во всех гражданах "жадность... и стремление не к подлинной славе, а к недостойным почестям - источнику всякой ненависти, вражды, раздоров" <1>. -------------------------------- <1> Там же. С. 106.
Порокам своей эпохи Макиавелли противопоставил добродетели Древнего Рима. Он рассказывал о мужестве, честности, справедливости его народа: "Римский народ... пока республики не коснулось разложение, никогда не был ни смиренным рабом, ни чванливым господином, а, напротив, он с достоинством нес свое звание, подчиняясь собственным постановлениям и должностным лицам" <1>. -------------------------------- <1> Макиавелли Н. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия. С. 130.
По мнению Макиавелли, для преодоления пороков общества требовался "великий переворот, на который могли решиться немногие" <1>. Но преодолеть распад общества иным образом было нельзя. -------------------------------- <1> Там же. С. 57.
Здесь средства права были бессильны. "Не существует законов и предписаний, способных остановить всеобщее разложение. Ведь чтобы сохранить добрые нравы, необходимы законы, а для соблюдения законов нужны добрые нравы" <1>. -------------------------------- <1> Там же.
Подтверждая это суждение, он вновь обращался к опыту древнего мира: "По мере распространения испорченности среди граждан издавались разные законы, ограничивающие действия граждан, как, например, закон о прелюбодеяниях, закон против роскоши, против властолюбия и так далее. Но так как государственные устои, уже непригодные при всеобщем разложении, оставались незыблемыми, новые законы не могли поддержать добронравие в людях" <1>. -------------------------------- <1> Там же. С. 58.
Более того, в извращенном обществе даже самые лучшие законы становились орудием зла. В пример он приводил Древний Рим, где каждый мог предложить народу принятие закона, и каждый мог высказываться как в пользу, так и против него. Такой обычай служил общему благу до тех пор, пока народ был добродетельным. Но как только "нравы испортились, дурным стал и обычай" <1>. -------------------------------- <1> Макиавелли Н. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия. С. 9.
По мнению Макиавелли, государство в своем развитии проходит те же стадии, что и любой живой организм. Оно растет, стареет и умирает, чтобы воскреснуть вновь. Этот процесс он описывал так: "Переживая беспрерывные превращения, все государства обычно из состояния упорядоченности переходят к беспорядку, а затем от беспорядка к новому порядку". Такой круговорот, был неизбежным. Его не мог остановить даже полный распад государства, поскольку оно, находясь в состоянии полного упадка, не может пасть еще ниже и по необходимости должно идти на подъем <1>. -------------------------------- <1> Макьявелли Н. История Флоренции. С. 181.
С такой же закономерностью чередовались формы правления. Виды правительств, - утверждал Макиавелли, - "легко сменяют друг друга: принципат может быстро стать тиранией, правление оптиматов - сосредоточить власть в руках меньшинства, народное правление без труда переходит в произвол" <1>. -------------------------------- <1> Макиавелли Н. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия. С. 15.
Остановить такой круговорот сложно. Редко, отмечал Макиавелли, появлялись законодатели, которые могли объяснить народу, "в чем состоит зло и в чем заключается истинное благо" <1> и создать законы, которые могли удовлетворить интересы как народа, так и знати и, наряду с этим, лишить их возможности совершать зло. -------------------------------- <1> Там же. С. 119.
Все события в политике и праве он оценивал в преломленном свете одной идеи - спасения Италии. Ради нее он был готов на все. "Когда на весы положено спасение родины, - писал Макиавелли, - его не перевесят никакие соображения справедливости или несправедливости, милосердия или жестокости, похвального или позорного. Наоборот, предпочтение во всем надо отдать тому образу действий, который спасет ее жизнь и свободу" <1>. -------------------------------- <1> Там же. С. 344.
И он обращался к правителям Италии, наставляя их в искусстве управления, следуя "настоящей, а не воображаемой правде вещей" <1>. -------------------------------- <1> Макиавелли Н. Государь. С. 403.
Многие его наставления, обобщившие опыт правителей, были страшными: "Государь... бывает часто вынужден во имя спасения государства действовать против веры, против милосердия, против человечности, против религии" <1>. -------------------------------- <1> Там же. С. 411.
"Можно вести борьбу двумя способами: опираясь на закон или с помощью насилия. Первый способ применяется людьми, а второй - дикими животными, но, поскольку первого часто бывает недостаточно, требуется прибегать ко второму. Поэтому государь должен уметь подражать и зверю, и человеку" <1>. -------------------------------- <1> Макиавелли Н. Государь. С. 409.
Вместе с тем Макиавелли подчеркивал необходимость осторожности и умеренности в правлении: "Следует действовать умеренно, сохраняя благоразумие и человечность, чтобы излишняя доверчивость не обратилась в неосторожность, а чрезмерная подозрительность не сделала правление невыносимым" <1>. -------------------------------- <1> Там же. С. 407.
Главное - не вызывать ненависти народа. "Лучшая крепость - отмечал Макиавелли, - это не быть ненавистным народу; ибо если народ тебя ненавидит, крепости не спасут" <1>. -------------------------------- <1> Там же. С. 424.
Продолжая наставления, Макиавелли доказывал, что государь должен проявлять заботу о своих подданных, показывая себя покровителем доблести на всех поприщах и поощряя лиц, отличившихся в искусстве. Кроме того, он должен был внушать гражданам, что они могут спокойно заниматься своими делами: "торговлей, земледелием и прочими предприятиями, дабы сельский житель мог украшать свое имение, не опасаясь, что оно будет отнято, а купец перевозить товары, не страшась налогов. Желающих поступать так и всех, кто собирается приумножить владения и богатства государства, правитель должен вознаграждать" <1>. -------------------------------- <1> Там же. С. 427.
Следующий совет правителям - опираться на право. Гораздо легче подчинить людей законам, чем навязывать им свои прихоти <1>. Более того, власть начинает уходить у них из рук, как только они усваивают "привычку нарушать законы, а также древние нравы и обычаи, которыми люди руководствовались на протяжении долгого времени" <2>. -------------------------------- <1> См.: Макиавелли Н. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия. С. 245. <2> Там же.
Вместе с тем правители должны были постоянно заботиться об исполнении законов и применять при необходимости силу. "Нужно быть готовым силой заставить верить тех, кто потерял веру", - писал Макиавелли. "Моисей, Кир, Тезей и Ромул недолго могли бы поддерживать соблюдение своих законов, если бы были безоружными" <1>. -------------------------------- <1> Макиавелли Н. Государь. С. 373.
Date: 2016-02-19; view: 528; Нарушение авторских прав |