Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Т. Гоббс (1588 - 1679 гг.)
Приемы сравнительного правоведения широко использовались и английским философом Т. Гоббсом. Он отмечал, что первые законодатели государств в стремлении удержать народ в повиновении и мире внушали ему, что законы "продиктованы каким-нибудь богом или духом". Так появились законы у римлян во время правления Нумы Помпилия, в Перу - при становлении государства инков, у арабов - во времена Магомета <1>. -------------------------------- <1> См.: Томас Гоббс. Левиафан. М., 2001. С. 80, 81.
Изучая опыт древних и современных ему народов, Т. Гоббс определял общее и особенное в развитии государства и права. Он отмечал, что "законодателем во всех государствах является лишь суверен, будь то один человек, как в монархии, или собрание людей, как в демократии или аристократии". При этом он полагал, что только государство может предписывать "соблюдение тех правил, которые мы называем законом" <1>. -------------------------------- <1> Там же. С. 182.
Развивая этот тезис, философ утверждал, что "законодателем является не тот, чьей властью закон впервые издан, а тот, чьей волей он продолжает оставаться законом". Поэтому там, где в пределах одного государства имеются разные провинции и эти провинции имеют разные законы, такие законы сохраняют свое действие не потому, что они освещены временем, а потому что их признает государство <1>. -------------------------------- <1> Там же. С. 184.
Только государство может придать закону правовую силу <1> и только ему принадлежит право его толкования <2>. -------------------------------- <1> Там же. С. 188. <2> Там же. С. 189.
Вместе с тем воля государства не была абсолютной. Ее ограничивали Божественные законы. "Государи, - писал он, - сменяют друг друга, и один судья уходит, а другой приходит; мало того, небо и земля могут исчезнуть, но ни один пункт естественного закона не исчезнет, ибо это вечный божественный закон" <1>. Поэтому он требовал, чтобы судьи имели "ясное понимание" основного естественного закона - справедливости <2>, и не признавал законами несправедливые акты <3>. -------------------------------- <1> Там же. С. 191. <2> Там же. С. 194. <3> Там же. С. 238.
Законы могли быть облечены в разные формы. Так, Кодекс Юстиниана содержал нормы семи видов "гражданских законов", многие из которых имели аналоги в английском праве <1>. Продолжая исследование источников права, Т. Гоббс высказал суждение о том, что в государстве помимо обычных есть основные законы, т.е. такие акты, по упразднении которых "государство, подобно зданию, у которого разрушен фундамент, должно рухнуть и окончательно распасться" <2>. -------------------------------- <1> Там же. С. 194, 195. <2> Томас Гоббс. Левиафан. М., 2001. С. 198.
Впрочем, он был убежден в том, что такова судьба всех существующих государств, потому что они отклонились от истинного пути. Этот путь был открыт перед народом Израиля, когда он заключил завет с Богом - договор, в котором определялись основные начала его государственности и права <1>. -------------------------------- <1> Там же. С. 82.
Таким же путем должен был пойти и христианский мир, созидая Царство Божие - "государство, установленное с согласия тех, кто должен стать его подданными, в целях гражданского управления ими и для регулирования их поведения не только по отношению к их Царю - Богу, но и по отношению друг к другу согласно правилам справедливости, а также по отношению к другим народам во время мира и войны" <1>. -------------------------------- <1> Там же. С. 280.
Только такое государство, доказывал он, может называться государством. Любое другое есть ни что иное, как Левиафан - библейское чудовище, которое грозит уничтожением миру. Date: 2016-02-19; view: 506; Нарушение авторских прав |