Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ф. Савиньи (1779 - 1861 гг.)





Огромный вклад в становление сравнительного правоведения внес великий немецкий юрист, основатель исторической школы права Фридрих Карл фон Савиньи. В опубликованной в 1814 г. работе "О призвании нашей эпохи в законодательстве и юриспруденции" Ф. Савиньи провел сравнительный анализ трех гражданских кодификаций - Франции, Пруссии и Австрии и, по сути, впервые определил природу и особенности романо-германской системы права.

Одна из главных идей его книги - право должно основываться на изучении его истории.

"История даже младенчества народа, - писал он, - остается всегда благородной учительницей, а в такой век, как наш, у нее появляется еще одна и более святая функция, которую она должна исполнить. Ведь только она сохраняет живую связь с первоначальным состоянием народа; с утратой этой связи любой народ теряет лучшую часть своей духовной жизни" <1>.

--------------------------------

<1> Frederick Charles von Savigny. The Vocation of Our Age for Legislation and Jurisprudence. Birmingham. 1986. P. 136.

 

Чтобы сохранить неприкосновенной "духовную жизнь" народа, Савиньи призывал изучать обычаи и древние законы отдельных земель, выявлять через них "корни" существующих правовых систем и активно использовать в действующем праве, поскольку они непосредственно исходят от народа <1>.

--------------------------------

<1> Ibid. P. 137.

 

В его учении право предстало как живой организм, который "рос вместе с народом и обретал силу по мере его усиления, и, наконец, умирал, когда народ терял свою государственность" <1>. Он развивался "благодаря внутренним и бесшумно действующим силам, а не произвольной воле законодателя" <2>. Поэтому в нем все имело значение. Даже давно бездействующие нормы, утверждал Савиньи, могут быть возрождены - "если не в их буквальном значении, то в соответствии с их духом" <3>, отражающим "особенности народа, его язык, нравы и учреждения" <4>.

--------------------------------

<1> Ibid. P. 27.

<2> Ibid. P. 30.

<3> Frederick Charles von Savigny. Op. cit. P. 138.

<4> Ibid. P. 24.

 

К такому восприятию права он призывал не только ученых-юристов, но и законодателей и судей, убеждая их осуществлять свою деятельность на научных началах <1>.

--------------------------------

<1> Ibid. P. 150.

 

Бережное отношение к истории права исключало необдуманные и поспешные правовые реформы, "слепую страсть к совершенствованию законов" <1>, учило воспринимать историю права как "наше богатство" и как основу "подлинного национального права" <2>.

--------------------------------

<1> Ibid. P. 20.

<2> Ibid. P. 154, 155.

 

Сказанное объясняет, почему Савиньи выступал решительным противником рецепции Гражданского кодекса Наполеона 1804 г., хотя и признавал достоинства этого акта как "очень талантливой работы" <1>. Более того, он противопоставлял его сводам гражданского законодательства Пруссии и Австрии. Последние, по его мнению, намного более бережно хранили древние обычаи и нормы и могли в дальнейшем послужить основой более совершенной кодификации.

--------------------------------

<1> Ibid. P. 71.

 

Впрочем, Савиньи призывал не торопиться с ее проведением, поскольку для этого не было необходимых предпосылок <1>; "создание права еще не стало делом нации в целом" <2>. Но он верил, что это время скоро придет, поскольку "нет прусского или баварского языка и литературы, но есть немецкий язык и литература, и точно также дело обстоит и с древними источниками наших законов в их историческом познании" <3>.

--------------------------------

<1> Ibid. P. 65.

<2> Ibid. P. 173.

<3> Ibid. P. 174.

 

При разработке будущего гражданского кодекса объединенной Германии особое значение следовало придать не только сохранению преемственной связи с ранее действовавшим правом, отражению в его тексте "совокупности существующего права" <1>, но и языку этого акта.

--------------------------------

<1> Ibid. P. 35.

 

Его нормы, "весомые и выразительные" <1>, должны были влиять на сознание людей с разными характерами и разными способностями, и вместе с тем создавать в их сознании "волшебный образ Христа". Образцом такого "простого, по-настоящему народного стиля" могли служить древние хроники. Освоив такой язык права, можно было создать истинно "народный кодекс" <2>.

--------------------------------

<1> Ibid. P. 69. Примером в этом могли служить Уголовные ордонансы Карла V.

<2> Frederick Charles von Savigny. Op. cit. P. 181, 182.

 

§ 3. Школы сравнительного правоведения

 

К середине XIX в. формируются несколько школ сравнительного правоведения, сперва во Франции и в Германии, несколько позже в Великобритании, США, Италии и России. В первой половине XX в. национальные школы сравнительного правоведения появляются практически во многих государствах мира.

Date: 2016-02-19; view: 918; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию