Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Потенциал участия
Более 45% опрошенных готовы участвовать в деятельности общественных объединений, если: - в стране будет развернута широкая пропаганда общественного движения (61%); - действующие общественные объединения будут нацелены на результат, а не на процесс своей общественной деятельности (50,4%); - государство и общество предоставят общественным объединениям больше прав и свобод (24,4%). Таблица 4 Потенциал участия молодежи в деятельности общественных объединений
Рисунок 5 Потенциал участия молодежи в деятельности общественных объединений А – старшеклассники. В – студенты. С – работающие. D – неработающая, не учащаяся молодежь
Наибольшую заинтересованность в пропаганде позитивного опыта общественных объединений проявляют старшеклассники и студенты (77,8% и 74,8%). Наибольшую бесправность и несвободу отмечают старшеклассники (25,6%) и безработные (28%). Таблица 6 Мотивы возможного участия детей и молодежи в деятельности общественных объединений
Ведущие мотивы возможного участия в деятельности общественных объединений старшеклассников и студентов – удовольствие от процесса: интересное времяпрепровождение (34% и 36,2%), приятная компания (27,2% и 22,9%). Особенно ярко эту тенденцию демонстрируют 50% московских, пензенских и якутских старшеклассников, 65% пензенских, 45% московских и 45% марийских студентов. Ведущие мотивы работающих и безработных – ориентация на результаты деятельности: морально-материальное вознаграждение (28% и 24%), а уже затем – интересное времяпрепровождение (21,7% и 21%). 55% саратовских, 45% пензенских студентов, 45% тамбовских, 45% московских работающих молодых людей, более 30% тамбовских и краснодарских безработных придут в общественную работу в случае существенного вознаграждения. Таким образом, привлечение к общественной деятельности молодежи, старше 20 лет, возможно только при демонстрации конкретных достижений, результатов. В этой возрастной группе организаторам важно разработать конкретные задания, поручения, чтобы люди чувствовали ответственность за выделенный участок работы. Необходима систематическая работа по вовлечению молодых людей в процесс принятия решений, индивидуального планирования и проектирования. Должны быть продуманы индивидуальные критерии оценки достижений молодого человека. Необходим постоянный «обратный» контакт, продуманная система материальных и моральных вознаграждений. Для 14-19-летних интересны форма, «обертка, этикетка» объединения. Молодые люди в этой возрастной группе нуждаются в межличностном взаимодействии, поэтому для них особенно актуальны психологические тренинги и упражнения, организация групповой деятельности. Организаторам необходимо продумать систему публичного вознаграждения за достигнутые результаты работы, стремиться обучить молодых людей основам жизненного и профессионального целеполагания. Почти 14% опрошенных готовы к созданию правозащитных объединений (особенно силен «боевой дух» у 56% кировских и 40% тамбовских старшеклассников), 10% - к созданию объединений, где будут решаться их личные проблемы. С возрастом эта потребность усиливается. Почти каждый пятый (19,8%) ожидает, что его попросят, пригласят, поручат заниматься общественным делом – то есть перекладывает с себя ответственность на посторонних людей, является безынициативным. Наиболее такому инфантилизму подвержены безработные и старшеклассники. Наименее – работающая молодежь. Региональная специфика: ждут приглашения 36,4% рязанских старшеклассников, 55% саратовских студентов. 26,8% непременным условием участия в общественной деятельности называют привлечение ближайшего окружения (друзей, компаньонов, родственников). С возрастом это желание не так важно. Работающие люди больше озабочены собственным процветанием, нежели ближайшего окружения. 16% не участвующих в общественном объединении имеют желания властвовать, командовать, распоряжаться другими людьми. Особенно к этому склонны безработные (18,9%) и старшеклассники (18,4%). Наименее – работающие (15%). Таблица 7 Финансовое состояние
62% опрошенных считают свое материальное положение хорошим или ближе к хорошему. Наиболее оптимистичны – старшеклассники и студенты. 35% респондентов считают свое материальное положение плохим или ближе к плохому. Наиболее нуждающимися людьми себя посчитали почти половина безработных.
Таблица 8 Замещение общественной деятельности различными формами досуга
Утверждение о том, что молодежь большую часть времени проводит у телевизора и монитора компьютера – неверное. 36,3% респондентов увлечены спортом. На втором месте – музыка, на третьем – книги. С возрастом тяга к спорту уменьшается, к чтению и музыке – увеличивается. Большее время компьютеру уделяют старшеклассники и безработная молодежь (13%). 15% опрошенных не имеют никаких хобби и увлечений. Наиболее пассивны в этом плане старшеклассники и безработные. Таким образом, наибольший интерес не участвующая молодежь проявляет к общественным объединениям спортивно-оздоровительной, эстетической (музыка, танцы, книги), компьютерной (Интернет) направленности. Таблица 9 Мнения молодежи об общественной работе в стране
Рисунок 10 Мнения молодежи об общественной работе в стране
А – старшеклассники. В – студенты. С – работающие. D – неработающая, не учащаяся молодежь
38% не участвующих в деятельности общественных объединений – люди равнодушные, пассивные, не интересуются происходящими в обществе событиями или лишены (по их мнению) такой возможности. С возрастом количество равнодушных растет, достигая пика у 30-летних безработных (46%). Отрицательное, негативное и даже агрессивное мнение об общественной деятельности у 35,6% опрошенных. Наиболее негативно по отношению к общественным объединениям настроены студенты (42,2%), наименее – работающая молодежь (28,6%). Региональная специфика: 55% саратовских, 25% кировских и александровских безработных, 35% марийских и кировских работающих, 25% александровских, московских, саратовских, якутских студентов, 30% тамбовских и марийских старшеклассников настроены по отношению к общественной деятельности отрицательно. Каждый четвертый опрошенный (24%) позитивно настроен по отношению к общественным объединениям. Больше оптимизма у старшеклассников (30%), меньше всего – у работающих (20%). 55% работающих тамбовчан и 37% якутских старшеклассников высказали положительное мнение об общественной работе в стране. 40% безработных Пензы и Йошкар-Олы, 32% челябинских и марийских старшеклассников ничего не слышали об общественных объединениях. 30% студентов Пензы не имеют никакого мнения об общественной работе. 25% молодых москвичей и 20% рязанцев и тамбовчан считают, что общественные объединения создаются для рекламы их лидеров. Эти данные позволяют представить «трехслойный пирог» позиций не участвующей молодежи, в котором верхний «корж» представляет интерес для организаторов общественного движения, два нижних – существенную опасность для власти и гражданского общества.
Рисунок 11 Отношение молодежи, не участвующей в деятельности общественных объединений, к общественной работе
Результаты проведенного исследования позволили выявить реальные причины неучастия некоторых молодых людей в деятельности общественных объединений, увидеть скрытые и явные мотивы, позволяющие более эффективно и целенаправленно организовать процесс вовлечения детей и молодежи в строительство гражданского общества и демократического государства. 4.2. Отношение к социально значимой деятельности общественных объединений как показатель прогнозирования развития детского движения в России [1] (М.Е. Кульпединова, Ю.В. Ромашина)
В проведенном исследовании (2004-2005 гг.), целью которого было выявить отношение детей и взрослых к общественным объединениям, в качестве объектов изучения были выбраны подростки 12-16 лет, родители, педагоги и представители взрослых других профессий. Респондентам предлагаются ответы на вопросы, содержание которых было ориентированно на выявление их отношений к созданию детских общественных объединений, их воспитательному потенциалу, содержанию деятельности, состоянию детского движения в регионе. В опросе приняло участие 4059 человек. Среди опрошенных 2369 подростков, 670 родителей, 640 педагогов, 380 взрослых. Исследование проводилось в 19 территориях России, в т.ч. в республиках Саха, Марий-Эл, Дагестан, городах Москва, С-Петербург, Александров, Ярославль, Курск, Тамбов, Киров, Вологда, Саратов, Серов, Энгельс, Ижевск, Пермь, Новосибирск, Тюмень, Чита. Подростки об общественных объединениях. В ходе анкетного опроса важным было получить, в первую очередь материалы, отражающие отношение детей (подростков) к общественным объединениям. С этой целью в анкету были внесены вопросы, направленные на выяснение понимания опрошенными необходимости общественных организаций, их сущности и потенциальных возможностей для развития личности. Полученные данные показывают, что большинство (свыше 84%) подростков считают, что нужно создавать общественные объединения молодежи и детей. Около 7% полагают, что они не нужны, и остальные указали, что затрудняются дать однозначный ответ. При этом наблюдаются некоторые гендерные и возрастные различия в отношении к факту наличия общественных объединений. Так, если положительное отношение к ним девочек с возрастным характеризуется увеличением, то у мальчиков оно несколько снижается. Таблица № 1 Ответы девочек и мальчиков на вопрос «Нужно ли создавать общественные объединения детей и молодежи» (%)
Поскольку в реальной жизни подростки так или иначе входят в состав различных объединений, то в оценке их отношения к общественным формированиям особый интерес имеет различение ими объединений этого вида от других. Опрос предполагал специально выявить мнение ребят об этом. По полученным данным явно просматривается отнесение к числу общественных объединений общественной организации (более 50% подростков), клубов по интересам (30%), отрядов пионеров, скаутов (от 23 до 36 %). И в то же время только около 12 % отметили органы ученического самоуправления как общественные объединения. Одновременно с этим около 20% девочек и 13 % мальчиков ассоциируют школьный класс с общественным объединением. В целом же можно говорить (хотя и условно) о понимании большинством опрошенных особенностей общественного объединения. В процессе изучения отношения подростков к общественным объединениям помимо указанных выше его показателей в исследовании в качестве специальной была поставлена задача выявления понимания и оценки ими воспитательных возможностей общественных структур. Учитывая цели и задачи сегодняшних общественных объединений, ориентированных на интересы детей, в ходе опроса предполагалось установить, насколько подростки представляют и осуществляют возможности их удовлетворения и развития в деятельности объединений. Включенный в анкету вопрос «В чем может помочь ребятам участие в деятельности общественного объединения» предлагал варианты ответов, которые отражали различные основания содержания деятельности общественного объединения и позволяли каждому определить приоритеты в своем выборе-ответе. Результаты анализа ответов свидетельствуют о следующем.
Отношение подростков к общественному объединению как пространству личностного развития. Выше всего подростки оценивают возможности общественного объединения в развитии интересов и способностей ребят (в среднем на это указали до 60%); почти 40 % считают, что объединения поможет им «быть полезными другим людям», найти друзей, оказать содействие в осуществлении путешествий. В высоких оценках возможностей общественных объединений, прежде всего, проявились потребности ребят этого возраста, которые по сути своей нашли отражение и в других оценках, характеризующих их отношение к организованному детскому сообществу социальной направленности. Результаты представлены в таблице № 2.
Таблица № 2 Отношение подростков к возможностям общественных объединений для развития личности
Как видно из приведенных в таблице данных, помимо указанных выше возможностей деятельности общественных объединений, практически третья часть опрошенных выразила положительное отношение к содержанию деятельности и общению в ходе нее, которые, по их мнению, могут оказать содействие в расширении кругозора, развитии необходимых навыков, самореализации ребят. Нельзя не отметить, что только около 16% выбрали вариант ответа «чувствовать себя защищенным». Сравнительные данные по ответам мальчиков и девочек выявили некоторые различия в них. Так, девочки несколько чаще (46,6%) отметили возможности объединения в создании условий для содержательного проведения свободного времени (среди – мальчиков – 32,5%), для приобретения навыков, которые могут пригодиться в профессиональной деятельности – 42,3% (мальчики 31,5%). По остальным параметрам разность количества не превышает 10%. Наряду с этим наблюдается и отдельные возрастные различия. Так, по мере взросления наблюдается рост количества тех, кто отмечает возможности организованного детского сообщества в обеспечении защищенности своих членов, интересного проведения свободного времени и одновременно снижение условий объединении для формирования умений, делать что-либо своими руками (см. таблицу №3). Таблица № 3 Гендерные особенности в отношении подростков к возможностям общественного объединения для развития личности
Date: 2015-05-23; view: 535; Нарушение авторских прав |