Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Потенциал участия





Более 45% опрошенных готовы участвовать в деятельности общественных объединений, если:

- в стране будет развернута широкая пропаганда общественного движения (61%);

- действующие общественные объединения будут нацелены на результат, а не на процесс своей общественной деятельности (50,4%);

- государство и общество предоставят общественным объединениям больше прав и свобод (24,4%).

Таблица 4

Потенциал участия молодежи в деятельности общественных объединений

 

Потенциал участия Старшеклассники Студенты Работающая молодежь Безработные не учащиеся Всего
Широкая пропаганда деятельности общественных объединений 77,8 74,8 43,9 47,7  
Нацеленность на результат 47,9 50,2 51,6 52,2 50,4
Предоставление больших прав и свобод 25,6   23,3   24,4

Рисунок 5

Потенциал участия молодежи в деятельности общественных объединений

А – старшеклассники. В – студенты. С – работающие. D – неработающая, не учащаяся молодежь

 

Наибольшую заинтересованность в пропаганде позитивного опыта общественных объединений проявляют старшеклассники и студенты (77,8% и 74,8%). Наибольшую бесправность и несвободу отмечают старшеклассники (25,6%) и безработные (28%).

Таблица 6

Мотивы возможного участия детей и молодежи

в деятельности общественных объединений

 

Мотивы Старшеклассники Студенты Работающая молодежь Безработные не учащиеся Всего
Если увижу, что мне будет, чем заняться 34 (1) 36,2 (1) 21,7 (2) 21 (2) 28,2 (1)
Приятная компания 27,2 (2) 22,9 (3) 10,5 (4) 11 (4) 18 (3)
Бороться за правое дело 18,9 (3) 11,2 (4) 14,2 (3) 11 (4) 13,8 (4)
Вознаграждение 14 (4) 23,5 (2) 28 (1) 24 (1) 22,4 (2)
Если с друзьями 13,2 (5) 9,6 (5) 4,7 7,7 (6) 8,8 (7)
Если поручат 12,5 (6) 9,6 (5) 7,7 (5) 11 (4) 10 (6)
Если решаются мои проблемы 11,2 (7) 7,2 (6) 10,7 (4) 12,2 (3) 10,3 (5)
Если попросят 7,2 (8) 5,3 (8) 4,2 6,7 5,8
Если буду ответственным за что-то или кого-то 2,4 6 (7) 1,7    
Если это принесет популярность 3,4 6 (7) 6,9 (6) 7,9 (5) 6 (8)

Ведущие мотивы возможного участия в деятельности общественных объединений старшеклассников и студентов – удовольствие от процесса: интересное времяпрепровождение (34% и 36,2%), приятная компания (27,2% и 22,9%). Особенно ярко эту тенденцию демонстрируют 50% московских, пензенских и якутских старшеклассников, 65% пензенских, 45% московских и 45% марийских студентов.

Ведущие мотивы работающих и безработных – ориентация на результаты деятельности: морально-материальное вознаграждение (28% и 24%), а уже затем – интересное времяпрепровождение (21,7% и 21%). 55% саратовских, 45% пензенских студентов, 45% тамбовских, 45% московских работающих молодых людей, более 30% тамбовских и краснодарских безработных придут в общественную работу в случае существенного вознаграждения.

Таким образом, привлечение к общественной деятельности молодежи, старше 20 лет, возможно только при демонстрации конкретных достижений, результатов. В этой возрастной группе организаторам важно разработать конкретные задания, поручения, чтобы люди чувствовали ответственность за выделенный участок работы. Необходима систематическая работа по вовлечению молодых людей в процесс принятия решений, индивидуального планирования и проектирования. Должны быть продуманы индивидуальные критерии оценки достижений молодого человека. Необходим постоянный «обратный» контакт, продуманная система материальных и моральных вознаграждений.

Для 14-19-летних интересны форма, «обертка, этикетка» объединения. Молодые люди в этой возрастной группе нуждаются в межличностном взаимодействии, поэтому для них особенно актуальны психологические тренинги и упражнения, организация групповой деятельности. Организаторам необходимо продумать систему публичного вознаграждения за достигнутые результаты работы, стремиться обучить молодых людей основам жизненного и профессионального целеполагания.

Почти 14% опрошенных готовы к созданию правозащитных объединений (особенно силен «боевой дух» у 56% кировских и 40% тамбовских старшеклассников), 10% - к созданию объединений, где будут решаться их личные проблемы. С возрастом эта потребность усиливается.

Почти каждый пятый (19,8%) ожидает, что его попросят, пригласят, поручат заниматься общественным делом – то есть перекладывает с себя ответственность на посторонних людей, является безынициативным. Наиболее такому инфантилизму подвержены безработные и старшеклассники. Наименее – работающая молодежь. Региональная специфика: ждут приглашения 36,4% рязанских старшеклассников, 55% саратовских студентов.


26,8% непременным условием участия в общественной деятельности называют привлечение ближайшего окружения (друзей, компаньонов, родственников). С возрастом это желание не так важно. Работающие люди больше озабочены собственным процветанием, нежели ближайшего окружения. 16% не участвующих в общественном объединении имеют желания властвовать, командовать, распоряжаться другими людьми. Особенно к этому склонны безработные (18,9%) и старшеклассники (18,4%). Наименее – работающие (15%).

Таблица 7

Финансовое состояние

 

Состояние Старшеклассники Студенты Работающая молодежь Безработные не учащиеся Всего
Хорошее 46,2 43,8 34,5 31,5  
Ближе к хорошему   22,2 27,4    
Плохое 6,9 9,1 9,3 22,2  
Ближе к плохому 18,7     25,9  
Не ответили          

 

62% опрошенных считают свое материальное положение хорошим или ближе к хорошему. Наиболее оптимистичны – старшеклассники и студенты. 35% респондентов считают свое материальное положение плохим или ближе к плохому. Наиболее нуждающимися людьми себя посчитали почти половина безработных.

 

Таблица 8

Замещение общественной деятельности различными формами досуга

 

Хобби, увлечение Старшеклассники Студенты Работающая молодежь Безработные не учащиеся Всего
Спорт 43,7 (1) 42,4 (1) 24,8 (1) 34,3 (1) 36,3 (1)
Музыка 23 (2) 23 (2) 16 (2) 23 (2) 21,3 (2)
Книги 12,7 (5) 20,6 (3) 16,2 (2) 16 (3) 16,3 (3)
Никакого 16 (3) 14 (4) 13,4 (3) 15,7 (3) 14,7 (4)
Компьютер / Интернет 13,3 (4) 11, 5 (5) 9,7 (5) 13,2 (4) 12 (5)
Танцы 5,3 (6) 6 (6) 2,2 4 (6) 4,2 (6)
Рукоделие 4,7 (7) 3,5 (8) 10,3 (4) 7 (5) 4,2 (6)
Рисование   5,4 (7) 4,2 3,3 (7) 4,2 (6)
Телевидение 3,4 2,1 3,3 4 (6) 3,2
Туризм 1,4 - 5,2 - 1,7
Другое (всего 21 наименование)          

 

Утверждение о том, что молодежь большую часть времени проводит у телевизора и монитора компьютера – неверное. 36,3% респондентов увлечены спортом. На втором месте – музыка, на третьем – книги. С возрастом тяга к спорту уменьшается, к чтению и музыке – увеличивается. Большее время компьютеру уделяют старшеклассники и безработная молодежь (13%).

15% опрошенных не имеют никаких хобби и увлечений. Наиболее пассивны в этом плане старшеклассники и безработные. Таким образом, наибольший интерес не участвующая молодежь проявляет к общественным объединениям спортивно-оздоровительной, эстетической (музыка, танцы, книги), компьютерной (Интернет) направленности.

Таблица 9

Мнения молодежи об общественной работе в стране

 

Мнение Старшеклассники Студенты Работающая молодежь Безработные не учащиеся Всего
Положительное, удовлетворительное, хорошее, нормальное 29,9 25,8   20,7 24 (3)
Отрицательное, плохое, негативное, остается желать лучшего 33,8 42,2 28,6   35,6 (2)
Не знаю, никакого, равнодушное, прочерк 30,3 33,3 42,3   38 (1)
Другое         2,4

 


Рисунок 10

Мнения молодежи об общественной работе в стране

 

А – старшеклассники. В – студенты. С – работающие. D – неработающая, не учащаяся молодежь

 

38% не участвующих в деятельности общественных объединений – люди равнодушные, пассивные, не интересуются происходящими в обществе событиями или лишены (по их мнению) такой возможности. С возрастом количество равнодушных растет, достигая пика у 30-летних безработных (46%).

Отрицательное, негативное и даже агрессивное мнение об общественной деятельности у 35,6% опрошенных. Наиболее негативно по отношению к общественным объединениям настроены студенты (42,2%), наименее – работающая молодежь (28,6%). Региональная специфика: 55% саратовских, 25% кировских и александровских безработных, 35% марийских и кировских работающих, 25% александровских, московских, саратовских, якутских студентов, 30% тамбовских и марийских старшеклассников настроены по отношению к общественной деятельности отрицательно.

Каждый четвертый опрошенный (24%) позитивно настроен по отношению к общественным объединениям. Больше оптимизма у старшеклассников (30%), меньше всего – у работающих (20%). 55% работающих тамбовчан и 37% якутских старшеклассников высказали положительное мнение об общественной работе в стране.

40% безработных Пензы и Йошкар-Олы, 32% челябинских и марийских старшеклассников ничего не слышали об общественных объединениях. 30% студентов Пензы не имеют никакого мнения об общественной работе. 25% молодых москвичей и 20% рязанцев и тамбовчан считают, что общественные объединения создаются для рекламы их лидеров.

Эти данные позволяют представить «трехслойный пирог» позиций не участвующей молодежи, в котором верхний «корж» представляет интерес для организаторов общественного движения, два нижних – существенную опасность для власти и гражданского общества.

 

Рисунок 11

Отношение молодежи, не участвующей в деятельности общественных

объединений, к общественной работе

Результаты проведенного исследования позволили выявить реальные причины неучастия некоторых молодых людей в деятельности общественных объединений, увидеть скрытые и явные мотивы, позволяющие более эффективно и целенаправленно организовать процесс вовлечения детей и молодежи в строительство гражданского общества и демократического государства.


4.2. Отношение к социально значимой деятельности общественных объединений как показатель прогнозирования развития детского движения в России [1] (М.Е. Кульпединова, Ю.В. Ромашина)


 

В проведенном исследовании (2004-2005 гг.), целью которого было выявить отношение детей и взрослых к общественным объединениям, в качестве объектов изучения были выбраны подростки 12-16 лет, родители, педагоги и представители взрослых других профессий. Респондентам предлагаются ответы на вопросы, содержание которых было ориентированно на выявление их отношений к созданию детских общественных объединений, их воспитательному потенциалу, содержанию деятельности, состоянию детского движения в регионе.

В опросе приняло участие 4059 человек. Среди опрошенных 2369 подростков, 670 родителей, 640 педагогов, 380 взрослых. Исследование проводилось в 19 территориях России, в т.ч. в республиках Саха, Марий-Эл, Дагестан, городах Москва, С-Петербург, Александров, Ярославль, Курск, Тамбов, Киров, Вологда, Саратов, Серов, Энгельс, Ижевск, Пермь, Новосибирск, Тюмень, Чита.

Подростки об общественных объединениях.

В ходе анкетного опроса важным было получить, в первую очередь материалы, отражающие отношение детей (подростков) к общественным объединениям. С этой целью в анкету были внесены вопросы, направленные на выяснение понимания опрошенными необходимости общественных организаций, их сущности и потенциальных возможностей для развития личности.

Полученные данные показывают, что большинство (свыше 84%) подростков считают, что нужно создавать общественные объединения молодежи и детей. Около 7% полагают, что они не нужны, и остальные указали, что затрудняются дать однозначный ответ. При этом наблюдаются некоторые гендерные и возрастные различия в отношении к факту наличия общественных объединений. Так, если положительное отношение к ним девочек с возрастным характеризуется увеличением, то у мальчиков оно несколько снижается.

Таблица № 1

Ответы девочек и мальчиков на вопрос

«Нужно ли создавать общественные объединения детей и молодежи» (%)

 

Варианты ответа Девочки Мальчики
12-14 лет 14-16 лет 12-14 лет 14-16 лет
Да 83,3 94,3 87,1 72,6
Нет 9,1 2,1 6,8 7,6
Затрудняюсь ответить 12,6 3,8 4,1 9,7

 

Поскольку в реальной жизни подростки так или иначе входят в состав различных объединений, то в оценке их отношения к общественным формированиям особый интерес имеет различение ими объединений этого вида от других. Опрос предполагал специально выявить мнение ребят об этом. По полученным данным явно просматривается отнесение к числу общественных объединений общественной организации (более 50% подростков), клубов по интересам (30%), отрядов пионеров, скаутов (от 23 до 36 %). И в то же время только около 12 % отметили органы ученического самоуправления как общественные объединения. Одновременно с этим около 20% девочек и 13 % мальчиков ассоциируют школьный класс с общественным объединением. В целом же можно говорить (хотя и условно) о понимании большинством опрошенных особенностей общественного объединения.

В процессе изучения отношения подростков к общественным объединениям помимо указанных выше его показателей в исследовании в качестве специальной была поставлена задача выявления понимания и оценки ими воспитательных возможностей общественных структур. Учитывая цели и задачи сегодняшних общественных объединений, ориентированных на интересы детей, в ходе опроса предполагалось установить, насколько подростки представляют и осуществляют возможности их удовлетворения и развития в деятельности объединений. Включенный в анкету вопрос «В чем может помочь ребятам участие в деятельности общественного объединения» предлагал варианты ответов, которые отражали различные основания содержания деятельности общественного объединения и позволяли каждому определить приоритеты в своем выборе-ответе. Результаты анализа ответов свидетельствуют о следующем.

 

Отношение подростков к общественному объединению как пространству личностного развития.

Выше всего подростки оценивают возможности общественного объединения в развитии интересов и способностей ребят (в среднем на это указали до 60%); почти 40 % считают, что объединения поможет им «быть полезными другим людям», найти друзей, оказать содействие в осуществлении путешествий. В высоких оценках возможностей общественных объединений, прежде всего, проявились потребности ребят этого возраста, которые по сути своей нашли отражение и в других оценках, характеризующих их отношение к организованному детскому сообществу социальной направленности.

Результаты представлены в таблице № 2.

 

Таблица № 2

Отношение подростков к возможностям

общественных объединений для развития личности

№ п/п Варианты ответа Количество ответов в %
1. Развивать интересы и способности  
2. Чувствовать себя защищенными 15,7
3. Иметь возможность содержательного и доверительного общения 27,6
4. Воспитать характер 36,9
5. Проводить интересно и полезно свободное от уроков время 36,9
6. Получить навыки, которые пригодятся в будущей профессиональной деятельности 36,9
7. Найти друзей 47,9
8. Расширить кругозор 36,1
9. Научиться что-нибудь делать своими руками 26,9
10. Участвовать в соревнованиях 28,6

 

Как видно из приведенных в таблице данных, помимо указанных выше возможностей деятельности общественных объединений, практически третья часть опрошенных выразила положительное отношение к содержанию деятельности и общению в ходе нее, которые, по их мнению, могут оказать содействие в расширении кругозора, развитии необходимых навыков, самореализации ребят. Нельзя не отметить, что только около 16% выбрали вариант ответа «чувствовать себя защищенным».

Сравнительные данные по ответам мальчиков и девочек выявили некоторые различия в них. Так, девочки несколько чаще (46,6%) отметили возможности объединения в создании условий для содержательного проведения свободного времени (среди – мальчиков – 32,5%), для приобретения навыков, которые могут пригодиться в профессиональной деятельности – 42,3% (мальчики 31,5%). По остальным параметрам разность количества не превышает 10%.

Наряду с этим наблюдается и отдельные возрастные различия. Так, по мере взросления наблюдается рост количества тех, кто отмечает возможности организованного детского сообщества в обеспечении защищенности своих членов, интересного проведения свободного времени и одновременно снижение условий объединении для формирования умений, делать что-либо своими руками (см. таблицу №3).

Таблица № 3

Гендерные особенности в отношении подростков к возможностям общественного объединения для развития личности

 

№ п/п Вариант ответа Мальчики Девочки
1. Развивать интересы и способности 56,5 60,9
2. Чувствовать себя защищенными 16,7 14,8
3. Иметь возможность содержательного и доверительного общения 25,4 29,7
4. Воспитать характер 36,4 37,4
5. Проводить интересно и полезно свободное от уроков время 32,5 46,6
6. Получить навыки, которые пригодятся в будущей профессиональной деятельности 31,5 42,3
7. Найти друзей 38,2 57,6
8. Расширить кругозор 32,4 39,8
9. Научиться что-нибудь делать своими руками 22,9 30,7
10. Участвовать в соревнованиях 28,4 28,9

 







Date: 2015-05-23; view: 535; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.021 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию