Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Отношение подростков к возможностям общественного объединения как фактору их гражданского становления





Данные, полученные на анкетный вопрос, позволяют рассмотреть еще одну группу отношений подростков к объединениям. Условно в рамках исследования мы ее называем отношение к детским общественным объединениям как средству (фактору), обеспечивающему вхождения (адаптацию) в широкую социальную практику. Именно отношение ребят к общественному объединению как фактору их гражданского становления отражает осознание специфических особенностей этого социального института воспитания и социализации.

Таблица № 4

Отношение подростков к возможностям общественного объединения как фактору их гражданского становления

№ п/п Вариант ответа Количество указаний
1. Приобщиться к политической жизни 15,0
2. Реализовать свои права 30,4
3. Научиться организовывать полезные дела 43,8
4. Участвовать в решении проблем детей 29,3
5. Быть полезным другим людям 49,7
6. Приобрести опыт взаимодействия с людьми 34,1
7. Приобщиться к решению проблем экологии, обеспечению правопорядка, охране памятников истории и культуры 36,1
8. Научиться защищать свои права и права других людей 29,6
9. Побывать в других городах странах 41,1
10. Вместе с другими проводить каникулы 32,2

Приведенные в таблице данные показывают, что наиболее привлекательными для подростков в деятельности объединения являются возможности «быть полезным другим людям» (49,7%), научиться организовывать полезные дела (43,8%), побывать в других городах, странах (41,1%). Это еще раз указывает на актуальную потребность изученной возрастной группы «быть кому-то нужным», «познать мир и себя в этом мире». При этом показательно, что они понимают специфическую направленность деятельность общественного формирования на пользу общества, о чем свидетельствует и достаточно высокий процент тех, кто связывает деятельность объединения с реализацией и защитой гражданских прав детей, с участием в решении важных социальных проблем. 15% дали указание на возможности приобщиться к политической жизни. С одной стороны, это отражает неполитический характер современных детских общественных объединений, но, с другой, обращает внимание на преломление в детской среде отношения к политике.

Сопоставление данных по признакам возраста и пола показывает, что если по таким параметрам возможностей объединений, как «приобщение к политической жизни» и «приобрести опыт взаимодействия с людьми» наблюдается с возрастом общий рост указаний как у мальчиков, так и у девочек, то по другим параметрам их предпочтения различаются. Так, с возрастом увеличивается с 23,6% до 32,5% число мальчиков, положительно оценивающих возможности в объединении реализовать свои права, а число девочек, выбравших этот вариант ответа, уменьшается с 34,0% до 29,3%. И если снижается с возрастом количество мальчиков, с 46,7% до 32,3%, отметивших объединение для формирования организаторских умений, то соответствующее число девочек увеличивается с 44,8 % до 54,2%. В целом возрастные и гендерные различия в отношении к рассматриваемой группе возможностей объединения представлены в таблице № 5.

 

Таблица № 5

Возрастные и гендерные различия в отношении подростков

к социальным возможностям объединений (%)

 

№ п/п Варианты ответа мальчики девочки
12-14 лет 14-16 лет 12-14 лет 14-16 лет
1. Приобщиться к политической жизни 9,4 19,9 14,6 16,1
2. Реализовать свои права 23,6 32,5 34,0 29,3
3. Научиться организовывать полезные дела 46,7 32,3 44,8 54,2
4. Участвовать в решении проблем детей 26,3 39,5 27,1 24,3
5. Быть полезным другим людям 49,1 37,0 55,3 57,2
6. Приобрести опыт взаимодействия с людьми 24,6 31,2 37,3 43,1
7. Приобщиться к решению проблем экологии, обеспечению правопорядка, охране памятников истории и культуры 24,6 18,8 26,6 27,4
8. Научиться защищать свои права и права других людей 35,5 31,0 10,0 31,0
9. Побывать в других городах странах 27,2 40,9 51,5 44,8
10. Вместе с другими проводить каникулы 17,3 27,0 53,0 35,5

 

В целом данные, суммирующие ответы подростков на вопрос, позволяют считать общественные объединения важными институтами развития личности юных граждан.

Но действительное активное отношение к деятельности общественного объединения проявляет факт реального участия в его деятельности.

Для более полной характеристики отношения подростков к общественным объединениям в анкете был сформирован вопрос «Являешься ли ты членом общественного объединения?» Утвердительно на него ответили 54% респондентов, «нет» - указали 37,4% и 7% затруднились дать однозначный ответ. Таким образом, большинство опрошенных являются членами (с их точки зрения) общественных объединений, и вследствие этого их отношение к деятельности такого вида объединений можно считать в определенной мере осознанным.

 

Детские общественные объединения: отношение взрослых.

В исследовании отношения взрослых к общественным объединениям детей специально был выделен аспект, раскрывающий позиции родителей подростков относительно организационной социальной активности детей. При этом представился сравнение ответов детей и родителей на одни и те же вопросы.

На вопрос «нужна ли детям общественная организация (объединение)» 84,9 % опрошенных родителей ответили «да», 1,1 % - «нет», 8,4 % - затруднились ответить. По этому показателю отношения детей и педагогов практически совпадают. Ответы на вопрос «Если вы считаете, что организация нужна, то в чем она, по Вашему мнению, может помочь ребенку», также близки. Родители, прежде всего, выделяют помощь в развитии интересов и способностей детей (58,9%), проведении свободного времени интересно и полезно (55,4%), в приобретении умений организовать полезные дела (46,9%), найти друзей (43,8%). Незначительное, как и среди детей, количество родителей выбрали вариант ответа «приобщиться к политической жизни» (11,8%), несколько меньше по сравнению с подростками указаний на возможную помощь объединения в реализации прав детей (24,2%), стать человеком, полезным другим людям (37,7%), в проведении каникул совместно с друзьями (24,4%). В ответах подростков данные варианты соответственно отметили 30,4%, 49,7% и 41,1%.

В то же время среди родителей немного больше, по сравнению с подростками, тех, кто полагает, что в объединении можно научиться взаимодействию с людьми (36,0%, среди подростков 34,1%), ощущать себя значимым (19,8%, по сравнению с 15,7% подростков). Интересным и важным для развития детского движения является указания 48,5% родителей на членство их детей в составе общественного объединения, и 23,8% на то, что ребенок, не будучи в объединении, хотел бы быть членом какого-либо из них.

В исследовании были выявлены предпочтения родителями направленности деятельности общественных объединений. Анализ ответов на вопрос, стать членом какого объединения посоветовали ребенку родители, показывает, что наиболее привлекательными с их точки зрения, являются объединения по интересам (51,1%), экологические (28,8%), пионерские (23,4%), военно-патриотические (19,2%), поисково-краеведческие (15,2%), добровольческие (волонтерские) (12,3%). Значительное число не снижают возможности участия детей во взрослых общественных объединениях (2,5%), движениях (0,2%), партиях (0,4%). Указание на возможность национальной организации детей дали 0,9% родителей, проживающих в гг.Тюмени, Новосибирске, Энгельсе.

 

Отношение родителей к участию в деятельности общественных объединений.

В сегодняшней практике детского движения немало фактов успешного взаимодействия общественных объединений с семьями ребят, состоящих в нем. Поэтому в ходе изучения отношения родителей к объединениям специально выделяется вопрос об их отношении к непосредственному участию в делах организации и ведению в этом своих функций. Полученные на него ответы свидетельствуют, что около половины (46,8%) согласны с мнением, что родители должны участвовать в деятельности общественных объединений и видят их в роли, представленной в таблице № 6.

 

Таблица № 6

 

Ответы на вопрос «Если Вы считаете, что родители должны участвовать в деятельности общественного объединения, то в какой роли?» (%)

 

№ п/п Варианты ответов Число указаний
1. Руководитель 50,8
2. Рядовой член 60,8
3. Организатор какого-либо дела 17,2
4. Консультант 17,8
5. Спонсор 16,1
6. Участник отдельных дел 20,9
7. Советник 20,6
8. Старший друг, помощник 34,8

 

Как следует из приведенных в таблице данных, родители выделяют в первую очередь роли рядового члена, руководителя, старшего друга и помощника, что отчасти отвечает возможностям большинства из них. Другие варианты ответов также набрали достаточное количество выборов, родителей позволяет говорить о широком спектре возможного участия родителей в деятельности общественных объединений детей.

Для рассмотрения полученной в исследовании характеристики отношения родителей как одного из показателей прогнозирования детского движения необходимо учитывать, что 68,9% участвующих в опросе были в детстве членами общественной организации; 18,2% в настоящее время являются членами общественных объединений, 57,2% - не являются, 24,6% не дали ответа на этот вопрос.

 

Детские общественные объединения: отношение педагогов.

В отечественной традиции детского движения его функционирование и развитие сопровождалось стабильной педагогической поддержкой. 90-е годы XX века значительная часть педагогического корпуса резко оборвала эту традицию, по сути отказав детям в своем участии, которое преимущественно выражалось в представлении детской организации базы деятельности, методической и кадровой поддержки деятельности, а также финансовой – со стороны органов управления образованием. Эта новая ситуация во взаимодействии образования и детского движения уже достаточно ярко проявила себя, как никогда обострив проблемы воспитания, обучения, занятости детей в свободное время и другие. За прошедшие годы и теми, и другими сделаны определенные выводы. Главный из них – и детское движение, и система образования испытывают объективную потребность друг в друге.

Исходя из понимания всей значимости для развития детского движения отношения к нему системы образования, самостоятельная часть исследования была посвящена вопросу «детские общественные объединения и педагоги».

В анкету педагогов помимо вопроса, который задавался всем категориям опрашиваемых «Нужна ли детям общественная организация», были включены еще два, рассчитанные на выявление их отношения к воспитательному потенциалу детских объединений.

 

Отношение педагогов к воспитательному потенциалу детских объединений.

Считая, что детям нужны общественные организации (86,3%), 90,9% педагогов поддерживают утверждения о его большом воспитательном потенциале. При этом 49,9% считают, что он не в должной мере востребован обществом, 37,2% семьей, 32,7% - системой образования, 16,6% - детьми. Полученные данные еще раз подтверждают наличие в современных условиях противоречия между возможностями общественных объединений и мерой востребованности.

 

Отношение к взаимодействию образовательного учреждения с детскими общественными объединениями.

Участвующие в опросе педагоги (61,5%) имеют контакты с обучающимися, которые являются членами общественных объединений. 83,7 % опрошенных полагают, что образовательное учреждение должно взаимодействовать с объединениями детей. При этом, по мнению педагогов, оно должно осуществлять это взаимодействие на основе сотрудничества в процессе организации совместных мероприятий (54,4%) в рамках совместных программ (53,8 %), в ходе защиты интересов детей (44,8%), решении школьных проблем (40,6%). Показательно, что только 7,3% видят основу взаимодействия в «подчинении деятельности объединения интересам учреждения», и, к сожалению, лишь 4,5% признают договорную основу.

Понимая значимость и необходимость взаимодействия этих двух социальных институтов воспитания, 77% педагогов высказались за целесообразность создания на базе образовательного учреждения общественных объединений обучающихся, 15,9% - не смогли дать определенный ответ.

 

Отношение педагогов к деятельности общественных объединений детей.

Как уже отмечалось ранее, показателем активности отношения к детским общественным объединениям может служить готовность к участию в их деятельности. На вопрос «Если бы Вам предложили создать в вашем учреждении объединение детей, то Вы ответили бы…» 71,6 % - выбрали «да», 22,2 % - затруднились ответить. Остальные ответили «нет». В качестве основного направления своего объединения отвечающие «да» выбрали бы следующее (см. таблицу № 7)

Таблица № 7

Ответы педагогов на вопрос «В качестве основного направления деятельности объединения Вы бы выбрали…» (в %)

 

№ п/п Варианты ответа Число указаний
1. Охрана окружающей среды 23,9
2. Краеведение 24,8
3. Забота и помощь людям 33,7
4. Благоустройство и обеспечение порядка в микрорайоне 25,9
5. Реализация досуговых программ 37,8
6. Организация отдыха 3,6
7. Защита прав и интересов и детей 27,4
8. Предпринимательство 8,1
9. Поиск талантов 32,9
10. Приобщение к религии 6,6
11. Защита интересов учащихся 19,0
12. Приобщение к национальной культуре 24,4
13. Развитие интересов 34,1
14. Профориентация 24,7
15. Приобщение к политике 4,7

 

Судя по приведенным в таблице данным, педагоги отдают предпочтение деятельности, направленной на организацию досуга детей (37,8%), развитие их интересов (34,1%), поиск талантов (32,9%), заботу и помощь людям (33,7%). То есть, выбор педагогов близок к желанию детей и предпочтениям родителей. Заметим, что педагоги, так же, как подросток, и родители в большинстве своем не считают возможным в качестве основного направления деятельности объединений приобщение к религии и политике, на них указали соответственно 6,6 % и 4,7% опрошенных.

Эффективность создания, а затем и функционирование общественных объединений во многом определяется тем, что берется за исходное основание их формирования. Поэтому специально ставилась задача выявления этих оснований в суждениях педагогов. В случае, если педагог не смог бы создать объединение указанной выше направленности, то 16,7% создали бы первичное объединение пионерской, 21,7% - добровольческой, 15,5% - патриотической, 8,1% - скаутской организаций.

Таблица № 8

Ответы педагогов на вопрос «Что, с Вашей точки зрения, лежит в основе «выбора направления деятельности объединения» (в %)

 

№ п/п Варианты ответа Очень важно Важно Трудно сказать Неважно Совсем неважно
1. Потребности и интересы детей 34,3 19,7 2,7 2,9 0,2
2. Возможности руководителя 30,4 44,7 9,8 3,8 0,3
3. Желание родителей 18,1 41,8 16,9 9,7 0,4
4. Рекомендации руководителя учреждения 9,4 43,5 18,3 7,4 3,2
5. Решение вышестоящих органов управления образованием 10,0 30,3 18,9 13,6 6,0
6. Готовые программы 17,6 32,4 19,6 9,1 1,3
7. Наличие соответствующей информации 21,5 44,0 9,8 4,4 0,3
8. Традиции 26,3 39,1 11,5 5,7 0,9
9. Необходимость для учреждения, ближайшего социального окружения 26,1 37,6 14,1 4,1 1,9
10. Наличие подобных объединений в регионе 15,3 36,2 14,9 14,1 1,6
11. Реклама на ТВ, в Интернете 11,6 28,9 16,9 15,3 4,6

 

Данные таблицы показывают, что, по мнению педагогов, первостепенное значение при выборе направления деятельности объединения должны иметь возможности руководителя, интересы детей, наличие традиций.

При этом важным считают учет желаний родителей, рекомендации руководителей учреждений, наличие соответствующей информации и подобных объединений в регионе. Небезынтересно, что, по мнению 19,6%, для создания общественных объединений не важно принятие решений органами управления образованием.

Отличительная черта общественных объединений детей от других общественных структур обусловлена, прежде всего, социальным статусом и возрастом значительной части их состава. Это предопределяет зависимость такого рода объединений от той позиции, которую занимают относительно них взрослая часть населения страны, о чем ярко свидетельствует современный этап развития отечественного детского и молодежного движения. Поэтому отношения взрослых к созданию, функционированию и поддержке общественных объединений детей в исследовании рассматривались как показатели прогнозирования их развития. Выявление такого отношения было целью опроса разных категорий взрослых, в том числе руководителей общественных объединений, работников органов власти, СМИ, социальной сферы, науки и культуры (380 чел.).

В качестве параметров изучения отношения были выделены: понимание необходимости детских объединений; интерес к их состоянию; участие в поддержке деятельности формирований; наличие контактов с конкретными общественными структурами детей.

 

Отношение взрослых к созданию детских объединений.

Прежде всего, интерес представляли ответы на адресованный взрослым вопрос об их отношении к детским общественным объединениям, функционирующим в сегодняшних реалиях жизни нашей страны. Полученные результаты проявили в целом положительную оценку. 91,2% отражают их мнение о том, что детские общественные объединения необходимы для становления личности, их надо всемерно поддерживать. Более того, 67% указали на свой личный интерес к состоянию детского движения по месту своего проживания.

 

Мнения об изменениях в состоянии детского движения (в городе, селе, районе, регионе).

Для содержательной характеристики отношения к общественному движению детей в ходе опроса был подготовлен специальный вопрос относительно тех изменений, которые, с точки зрения респондентов, произошли в состоянии детского движения за последние годы. При этом среди вариантов ответов предлагались количественные и качественные параметры, характеризующие деятельность объединений, показатели ее поддержки со стороны взрослого сообщества.

Результаты опросов показывают, что наиболее распространенным является мнение о том, что произошли позитивные изменения в количественном составе общественных объединений (63,4%), общественной активности детей (54,9%), общественной значимости результатов деятельности объединений (54,2%). В определенной мере это можно рассматривать как следствие положительных изменений, которые произошли в масштабности деятельности объединений (42,4%), реализации многообразных проектов (64,6%), в общественном мнении о детском движении (49,4%).

В то же время, по мнению 27,3%, состояние детского движения в их регионах осталось без изменения. Более всего это относится к таким параметрам, как взаимодействие детских объединений с органами власти и социальными институтами (37,4%), масштаб деятельности детских общественных объединений (37,1%), объем и периодичность их государственной поддержки (35,8%).

Наряду с положительными изменениями состояния детского движения наблюдаются и негативные. Среди них респонденты в первую очередь отмечают отсутствие государственной поддержки (19,6%), общественной активности детей (15,0%), взаимодействия детских объединений с другими объединениями и учреждениями (12,8%).

Таким образом, различные параметры состояние детского движения характеризуются различной степенью происходящих в них изменений.

 

Участие в поддержке деятельности детских общественных объединений.

О непосредственном участии взрослых в поддержке деятельности общественных объединений, проявляемой в различных формах. В этой связи в ходе исследования предпринята попытка более детального изучения этого аспекта. С этой целью в анкету для взрослых был включен вопрос, предусматривающий однозначный ответ, мотивированный различными суждениями. Полученные ответы в большинстве своем (62,9%) отвергают их утвердительный характер.

Таблица №9

Положительные ответы на вопрос «Прилагаете ли Вы усилия к тому, чтобы поддержать развитие детского общественного движения в Вашем городе

(районе селе, области)» (%)

 

№ п/п Формы поддержки Количество указаний
1. Осуществляю координацию деятельности детских общественных объединений 16,9
2. Разрабатываю рекомендации в адрес детских общественных объединений 14,5
3. Участвую в организации лагерей детских общественных объединений 23,2
4. Провожу конкурсы программ детских общественных объединений 15,9
5. Спонсирую программы детских общественных объединений 6,4
6. Обеспечиваю взаимодействие детских общественных объединений с учреждениями и организациями города 14,4
7. Участвую в подготовке и обучении кадров детских общественных объединений 22,8
8. Готовлю теле и радиопередачи о деятельности детских общественных объединений 9,6
9. Даю информацию в прессе о деятельности детских общественных объединений 20,1
10. Осуществляю подготовку решений органов власти по поддержке развития детского движения 6,3
11. Предоставляю базу для деятельности детских общественных объединений 10,7
12. Поддерживаю материально детские общественные объединения 7,2
13. Провожу научные исследования по проблемам деятельности детских общественных объединений 5,0

 

Из приведенных в таблице данных следует, что наиболее распространенными формами поддержки взрослыми детского движения в среднем по регионам являются: организация лагерей общественных объединений, подготовка и обучение кадров для них, предоставление прессе информации о детских организациях. В большей по сравнению с другими регионами мере они получили развитие в Курске, Якутске, С-Петербурге. Заметим, что эти формы отражают реальные потребности современных общественных формирований. Вместе с тем актуальны сегодня и такие формы поддержки как спонсорство, подготовка соответствующих решений органов власти, проведение научных исследований в области детского движения, которые оказались наименее задействованными. Их неразвитость, судя по данным, более всего присуща поддержке, оказываемой детскому движению в гг. С-Петербург, Салехард, Александров Владимирской области.

Не меньший интерес для характеристики поддержки взрослыми детских объединений представляют ответы тех, кто указал свое неучастие в ней. Таких оказалось почти треть (33,1%). Мотивы их отношения к поддержке представлены в таблице №10.

Таблица № 10

Ответы не участвующих в поддержке развития детского движения (%)

 

№ п/п Содержание ответа Количество указаний
1. Нет ответа 4,4
2. Не считаю нужным 10,1
3. Считаю это функцией образовательных учреждений 11,0
4. Хотелось бы, но не хватает времени 6,9
5. Не знаю, что для этого нужно 0,7

 

Насколько позволяют судить результаты опроса, потенциальными сторонниками поддержки детского движения могут быть респонденты, «не знающие, что для этого нужно», и те, у кого «не хватает для нее времени». Особого внимания эта категория требует в Энгельсе (16,0%), Москве (15,2%), Новосибирске (14,3%).

Показателем активного отношения к детским объединения является наличие контактов с ними взрослых. Около половины участвующих в опросе (48,4%) ответили на вопрос «Имеете ли Вы реальные контакты с какими-либо детскими общественными объединениями» утвердительно. Количество таких людей существенно различается по регионам.

Некоторые выводы.

Первоначальный анализ полученных данных позволяет сделать ряд выводов.

Детские общественные объединения признаются всеми опрошенными как необходимый социальный институт воспитания, обладающий специфическими возможностями для реализации целей гражданского становления юных россиян.

Подтверждено наличие не преодолеваемого в течение последних лет противоречия между значительным воспитательным потенциалом общественных объединений и его востребованностью детьми, обществом и государством.

В последние два года наблюдаются позитивные изменения в состоянии детского движения. Обозначился рост количества детских общественных объединений и их численного состава, общественной активности детей, общественной значимости результатов деятельности объединений. В лучшую сторону произошли изменения во взаимодействии детских общественных объединений с другими социальными институтами и органами власти.

В положительную сторону изменилось отношение взрослых к общественным объединениям детей. В целом они считают необходимым их создание и поддержку деятельности. Получают развитие, хотя и не в полной мере, разные формы участия взрослых в поддержке детского движения.

Наблюдается положительная тенденция сближения интересов детского движения и системы образования, подтвержденная положительным отношением значительной части педагогов к созданию на базе образовательных учреждений общественных объединения детей.

Ресурсом развития детского движения можно считать пока не задействованные положительные отношения педагогов и родителей к личному участию в создании и деятельности общественных объединений (такое отношение проявила половина опрошенных родителей и педагогов).

При общем признании подростками значимости деятельности общественных объединений существуют гендерные и возрастные различия в их отношении к ее возможностям, которые необходимо изучать и учитывать.

Выявленное непонимание частью подростков сущности общественного объединения может сдерживать развитие их социальной активности, включенности в социально значимую деятельность.

Общие позиции подростков, родителей и педагогов в отношении к возможностям детских объединений в развитии личности могут стать основой в проектировании деятельности объединений на ближайшую перспективу.

Исследование охватило лишь небольшой круг вопросов, характеризующих прямо или косвенно состояние детского движения. За его границами остались проблемы повышения эффективности деятельности общественных объединений, их социального статуса, создания оптимальных условий для развития личностного и социального потенциала состоящих в них подростков и взрослых; и др.

Определение перспектив развития детского движения тесно сопряжено с мониторингом его состояния по параметрам «личность», «общественное объединение», «общество», «государство».


 

4.3. Лидеры детских общественных объединений о значимости для них общественных объединений (А.В. Волохов, И.И. Фришман, Т.А. Лубова)

В контексте проводимых опросов, наблюдений, исследований о значимости для подростков деятельности детских общественных объединений необходимо было выяснить, какие причины и аргументы необходимости существования детских общественных объединений могут быть сформулированы подростками самостоятельно. Для этого было организовано специальное анкетирование, в котором приняло участие более 600 подростков из Воронежской, Самарской, Московской областей. Анкетирование было проведено в 2003-2004 гг. Полученные результаты были обобщены следующим образом (таблица №1). Выявлены три группы причин, связанных с мотивами выбора подростками участия в деятельности детских общественных объединений.

Таблица № 1

Причины необходимости детских объединений государству и обществу

 

Группы причин Аргументы %
Приобретение детьми жизненного опыта 1. В организациях подростки приобретают жизненный опыт общественных отношений.  
2. В организациях подростки проходят важную школу жизни.  
Овладение навыками в различных видах деятельности 1. Организации формируют у подростков навыки общественной деятельности.  
2. Организации могут способствовать профессиональной ориентации подростков.  
Значимость детских объединений в социальном взаимодействии 1. Организации играют важную роль в решении общественно значимых проблем.  
2. Результат деятельности детских организаций может быть полезен гражданскому обществу и государству.  

 

В период 2003-2004 гг. было проведено два (пилотажный и итоговый) крупномасштабных опроса, целью которых было выявление каналов и источников информации о деятельности детских объединений и оценка приоритетов в определении жизненной стратегии подрастающего поколения (в т.ч. причины изменений в отношениях к общественной деятельности).

В качестве объекта исследования была выделена возрастная группа 10 – 16 лет, состоящая из трех условных подгрупп: учащиеся младших классов, с 3 по 4, среднее звено – 5-8 кл., старшие классы – 9-11 кл. (все учащиеся общеобразова

 

 

тельных школ). Отдельно изучались группы родителей (возраст опрошенных – от 35 до 55 лет) и педагогов (возраст – 25-60 лет).

Обработка данных осуществлялась по методикам программы «Да – системы», разработчик С.В. Чесноков.

Основным инструментом опроса явилась анкета, которая включала три блока вопросов:

- блок, выявляющий место в структуре жизнедеятельности, значимых для подростков форм деятельности детских общественных объединений;

- блок, выявляющий круг тем, интересующих подростков, родителей, педагогов, и место острых гражданско-правовых проблем в круге основных интересов;

- блок вспомогательных вопросов.

Результаты анкетирования позволили описать особенности жизнедеятельности детского объединения (в спонтанном, неосознаваемом получении информации о видах деятельности, в создаваемых социально-педагогических ситуациях), увидеть роль в осознанном осмыслении получаемых знаний о своих правах, понять значение оказания помощи по определенному кругу проблем гражданской направленности.

Вспомогательные вопросы позволили оценить адекватность выбираемых педагогами форм сопровождения программ развития детских объединений, степень открытости взрослых и детей, умение детей ориентироваться в непростых социальных ситуациях.

В ходе пилотажного исследования (2003 – 2004) была отработана технология проведения самих опросов, выработаны инструкции по их проведению в учреждениях образования.

Дополнительный материал для анализа дали результаты проведенных ранее опросов в ходе исследования 2002 – 2003 годов. Эти исследования носили более широкий характер, затрагивая круг вопросов ценностного, мировоззренческого плана. Каждое из них содержало блок «проблемных вопросов», что позволило в рамках изучения проблемы построить динамические ряды сравнительных данных, полученный в ходе исследования.

В период «Конгресса юных граждан» (2004 г.) участникам была предложена анкета акции ЮНИСЕФ «Скажем детям – да». В анкетах, предложенных участникам акции, необходимо было определить три наиболее важные задачи для улучшения положения детей в стране. Социологической службой опрошено: вожатых – 239, детей – 2261 из 38 регионов РФ.

На первом этапе анкетирования, связанного с вопросом о знании Конвенции ООН о правах ребенка, 76% опрошенных указали, что знают Конвенцию, 24% затруднились ответить на этот вопрос. После проведения обучающих занятий, консультирования участников специально созданного временного детского объединения «детская социологическая служба» участникам эксперимента было предложено стать инициаторами данной акции. Организаторами акции стали 50 подростков, 15% из них ранее не принимали активного участия в подобной деятельности.

По итогам анкетирования представлены следующие результаты:

 

· Не оставлять без внимания ни одного ребенка – 54 взрослых (22,59%) и 591 ребенок (26,14%).

· Думать прежде всего о благе детей – 80 взрослых (34,55%) и 353 ребенка (15,59%).

· Заботиться о каждом ребенке – 44 взрослых (18,4%) и 428 детей (18,94%).

· Бороться против ВИЧ/СПИДа – 75 взрослых (31,38%) и 1069 детей (47,28%).

· Прекратить причинение вреда детям и их эксплуатацию – 38 взрослых (15,90%) и 606 детей (26,79%).

· Прислушиваться к мнению детей – 85 взрослых (39,06%) и 532 ребенка (23,54%).

· Дать образование каждому ребенку – 147 взрослых (61,5%) и 830 детей (38,98%).

· Защитить детей от войны – 97 взрослых (49,59%) и 672 ребенка (37,93%).

· Сберечь Землю для детей – 65 взрослых (27,20%) и 672 ребенка (29,74%).

· Бороться с нищетой: вкладывать средства в развитие детей – 140 взрослых (58,58%) и 833 ребенка (41,28%).

После получения результатов социологической службы были подведены итоги об изменениях, произошедших в ходе реализации проектной деятельности. Участники были удовлетворены своей деятельностью, высказывали предложения о проведении подобной работы в своих детских объединениях.

Результаты анкетирования свидетельствуют о достаточно высоком уровне осознания участниками детских общественных объединений различных гражданско-правовых проблем, от региональных до международных, и об их включенности в проектную деятельность детских общественных объединений. Следовательно, возможно сделать вывод о том, что включенность подростков в проектную деятельность детских общественных объединений позволяет развивать у них демократические ценностные ориентации, формирует умения и навыки анализа причин общественных проблем и способов нахождения их разрешения.

При анализе материалов опросов приняты во внимание данные специальных знаний, связанных с содержанием деятельности детских объединений, при этом организаторы опросов ограничились рассмотрением только тех ответов, частота которых составила не менее 3%.

Расчет структуры выборки размером свыше 500 человек по указанным критериям был произведен на основе статистических данных, представленных Госкомстатом Российской Федерации в книге «Демографический ежегодник России». После проведения массового опроса выборочную совокупность (определенное число опрошенных, отобранных строго по заданным правилам) составили 955 человек, после отбраковки – 903 человека.

Репрезентация осуществлялась по четырем параметрам: пол, возрастные когорты (10-11, 12-14, 15-16 лет), отдельно (25-35, 40-60 лет), региональное распределение (Центр России, Север России, Юг России, Большое Поволжье, Урал, Сибирь, Дальний Восток). Отклонение распределения от статистического на генеральной совокупности составило:

- по полу – 0,4%;

- в возрастных кагортах детей – 0,6%;

- по макрорегионам России – до 3,9%.

В целом было задействовано 40 населенных пунктов (городских и сельских) в 25 субъектах Российской Федерации. Описанные распределения иллюстрирует таблица №2.

Таблица № 2

Date: 2015-05-23; view: 692; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию