Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Индивидуальная техника работы на одинарной веревке
Техника движения по одинарной веревке определяется стилем навески и имеет две неравные по численности группы последователей. Североамериканская IRT использует спуск на традиционных рэппл-рэках, хорошо адаптированных к длинным пролетам, и подъем способом "роуп-уолкер" - зажимы на стопе и колене плюс ограничитель отбрасывания на грудной обвязке (см. Рис.13,21,22). Советским спелеологам старой школы и сегодня приятно будет заглянуть на сайты американской школы по подготовке новичков, где хорошо угадываются знакомые всем нам черты техники, ушедшей в прошлое с появлением европейской SRT.
Однако большинство спелеологов мира используют французскую школу индивидуальной техники движения по одинарной веревке - спуск на бобинах и подъем способом "Дэд"(см. Рис.26,42), безусловно, эффективную, но вместе с тем несущую в себе несколько непреодолимых в ее рамках потенциальных "мин", связанных с техникой спуска, ежегодно вызывающих потери в наших рядах. Меня удивляет, что сами французы, похоже, или не осознают, или не предпринимают мер, чтобы устранить эти тонкие места. Во всяком случае, за истекшие десятилетия сдвигов в плюс не наблюдаю.
5.1. Использование "десандьора"
Недостатки этого спускового устройства мной уже перечислены. И, тем не менее, боббина "Сингл" (см. Рис.17-2, 52) и ее коварный аналог "Стоп" (см. Рис.49, 50, 52) до сих пор наиболее популярные ФСУ в технике одинарной веревки, а в классической французской школе - вообще главные, чему я по-прежнему удивляюсь. Более того, вся техническая сторона работы на одинарной веревке разработана именно в расчете на боббину - от первых шагов на вертикали, до соло-транспортировки. В этом можно убедиться, заглянув в последнее французское руководство по АСТ - "Alpine Caving Techniques" by Georges Marbach and Bernard Tourte, 2000 год. И это понятно - различные типы ФСУ накладывают отпечаток на технику и требуют некоторой адаптации приемов. Но почему боббина? Хорошо, традиции, исторически все понятно, но ведь время идет, и осмысление тоже должно как-то продвигаться?
В свое время, в эпоху ВВТ и ТВТ каждый, наверно, попробовал на вкус боббину, и практически никто из нас не остановил на ней свой окончательный выбор. Конечно, решетку согнуть и напилить было легче, но и "десандьор" изготовить было не сложно. Причина была и остается однозначной - "несет", и практически не регулируется усилие торможения, если не подкрепить его дополнительным карабином. Само его использование уже говорит о глубоком несовершенстве спускового устройства, которому нужна палочка для нормальной ходьбы. Все эти рекомендации в серьезной спелеолитературе - французской, английской, австралийской, использовать для дополнительного торможения оборот веревки вокруг карабина (single twist) и даже "итальянский" узел (Italian Hitch), он же "пожарник", неспроста. Надо же как-то притормаживать... Но что происходит с SRT-навеской в результате такого торможения? Правильно - аномальный износ веревки и жуткая скрутка рапели с бородой у первого же нижнего закрепления. Смысл?
Почувствовав эту неприятную слабость боббины, мы в Союзе нашли выход. Появились каталки с тормозными рогами, типа "Треугольника МГРИ" (Рис.58), решившие все проблемы, в том числе и фиксацию.
В то время как "сингл" и тот же стоп без дополнительного карабина и зафиксировать толком сложно - только используя трудоемкий метод по типу фиксации "восьмерки" - с протаскиванием рапели через карабин ФСУ и вязкой петель и рифовых узлов... Что мы потеряли? Только одно - оснащенные рожками каталки стали скручивать веревку, и, следовательно, оказались неприменимы в SRT. Но еще раньше многие, очень многие перешли на "решетки" как альтернативный вид ФСУ - с одной стороны равный "синглу" или "стопу" в плане "не скручивания" рапели, а с другой гораздо более вариативный по регулировке тормозящего усилия. И практически никто не вернулся к боббине.
Рис.58 Модификация боббины - "Треугольник МГРИ" 1,2 - из коллекции А.Шелепина (фото с сайта "Снежная") 3 - фото Влада Еремеева, Москва.
До того самого момента, как в середине 90-х на постсоветское спелео-пространство половодьем ворвалась техника одинарной веревки в сочетании с лавинообразным нарастанием международных контактов, выездов в другие страны и погружением в европейское спелео-информационное поле.
Свое информационное поле, к сожалению, оказалось гораздо более скромным и менее доступным для соотечественников. Несмотря на все усилия - самоизданные на машинке и в фотографиях SRT-разработки нашего клуба, достигшие многих спелеоколлективов страны (Рис.59), не могли равняться с многотиражной классической французской литературой, по которой учились и мы. Но учились творчески, критически осмысливая, принимая плюсы и пытаясь нейтрализовать минусы.
Рис.59 Кадры из учебных слайд-фильмов по технике SRT снятых нами в клубе "Сумган" в 1986-88 годах. 1 - Алина Гаузштейн и Ержан Аюпов в слайд-фильме "Защита навески SRT". 2 - самодельные титры к слайд-фильмам 3 - Марина Агафонова в слайд-фильме "Техника маневрирования SRT"
С другой стороны известное изречение "Нет пророка в своем отечестве" особенно справедливо для нашей страны. Мало кто помнит, что в царские времена те же французы могли претендовать разве что на роль прислуги и учителей французского языка в обеспеченных семьях. Усилиями большевиков иностранцы превратились для большинства из нас в непререкаемый авторитет просто потому, что они иностранцы. Невольно вспоминаю, как в том же 1986 году на Снежную впервые приехали две группы, чтобы пройти эту супер-пещеру техникой SRT: мы, из какого-то Казахстана, и приглашенные старо-оскольцами болгары из Софии (Рис.60). Догадайтесь, кто пользовался основным интересом многочисленных собратьев, собравшихся тем летом на поляне Сувенир?
Конечно, мы были менее опытны в SRT, чем наши болгарские коллеги, с кем с помощью Володи Резвана мы в итоге объединились и помогали друг другу, а потом еще не раз встречались и работали вместе. Но и у нас в активе уже была тысячная пещера, пробитая и пройденная техникой SRT, и в Снежной мы делали аналогичную работу, параллельно болгарам ведя SRT-навеску по вертикальной части пещеры.
Рис.60 Вторая в СССР и по случаю Первая международная SRT-экспедиция "Снежная-1986". 1 - Камен Бонев и Розалин демонстрируют технику SRT на поляне Сувенир. 2 - руководитель болгарской пятерки Орлин Атанасов, София. 3 - болгарский лагерь в Логове, слева направо - Константин Серафимов, Камен Бонев, Филип Филиппов и добрый болгарский коньяк. 4 - Константин Серафимов в болгарском снаряжении на спуске в Снежную. 5 - флаг клуба "Сумган" в облаках под Хипстой.
И все же главным было то, что мы - свои, а потому второстепенны. И так, наверно, будет еще долго. А жаль. Потому что именно нам в последствии удалось решить многое из того, с чем до сих пор не справились французы. Но об этом далее.
Итог: Могу констатировать, что десандьор на коне и число его отчаянных поклонников убывает весьма медленно. Слишком сильны довлеющие авторитеты.
Date: 2015-05-23; view: 674; Нарушение авторских прав |