Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Принципиальные управленческие особенности сложных организационно-экономических объектов
Среди множества объектов, в том числе объектов управления, выделяются так называемые экономические объекты. К числу экономических объектов относятся: - хозяйствующие субъекты – объекты, состояние которых полностью или частично связано с сознательным потреблением стоимостных ресурсов в процессе их функционирования и развития – осуществления ими мотивированной производственно-хозяйственной деятельности, состоящей в производстве конечной продукции, востребуемой потребителями. Эта конечная продукция, как правило, является товарной, т.е. обладает потребительной стоимостью и стоимостью, является объектом спроса и предложения; - товарные объекты, которые пользуются спросом на рынке и в отношении которых могут быть с определенным выгодополучением, как правило, возмездно и с образованием прибавочной стоимости, переуступлены права собственности, т.е. в число их свойств входит цена спроса. Таким образом, это объекты собственности, вовлеченные в хозяйственный оборот. Экономические объекты в виде хозяйствующих субъектов, за малым исключением, имеют собственную целевую направленность, связанную с их финансово-экономическими результатами и/или финансово-экономическим состоянием. То есть в типовом варианте экономические объекты этого вида являются одновременно и субъектами управления, в том числе – субъектами самоуправления. Соответственно они могут иметь характер физических лиц, юридических лиц (их некорректно, но очень часто именуют предприятиями) и лиц с особенным статусом, а также разного рода корпоративных систем, образованных введением связей среди этих лиц. Предложенное правило причисления объектов к категории экономических объектов может быть истолковано достаточно широко, т.е. преобладающее большинство доступных людям объектов можно счесть экономическими. Поэтому правомерно более строгое разграничение объектов на экономические и неэкономические. Соответственно целесообразно объект считать экономическим, если имеется хотя бы одна оперирующая сторона, хотя бы одно из свойств состояния которой, зависящее от состояния объекта, имеет стоимостной характер. Можно и еще сильнее ограничить множество объектов, относимых к экономическим. В рамках такого подхода объект считается экономическим, если он, во-первых, является объектом управления, и, во-вторых, хотя бы одна цель хотя бы одного из субъектов его управления носит стоимостной характер. При таком, наиболее часто практикуемом подходе, объект приобретает исключительно целевой экономический характер и привязку к конкретному субъекту. При этом один и тот же объект может быть экономическим для одних условий и одного субъекта управления, в то же время будучи неэкономическим в других условиях для другого субъекта управления. В самом деле, например, коммерческая организация является безусловно экономическим объектом для ее участников. В то же время, например, для экологических активистов, экологической милиции и т.п. оперирующих сторон это предприятие является неэкономическим объектом, если проигнорировать аспект штрафных санкций в отношении него за несоблюдение природоохранных норм. Среди свойств экономических объектов, определяющих их состояние, в обязательном порядке наличествуют те, которые имеют финансово-экономический характер. Экономические объекты могут содержать неэкономические подобъекты, однако наличие в пределах объекта экономического подобъекта в обязательном порядке придает этому объекту экономический характер. Все экономические объекты являются объектами управления в силу их влияния на состояние некоторых лиц, наблюдаемости и управляемости, а также наличия, по крайней мере, одного субъекта, связывающего с состоянием экономического объекта некоторые собственные цели. Экономические объекты управления можно классифицировать различными способами, по различным признакам, в том числе по тем признакам, которые рассматривались выше для всех объектов вообще (по динамичности, детерминированности и т.д.). Однако наиболее важные особенные классификационные разграничения для экономических объектов типа хозяйствующих субъектов выглядят следующим образом: - по основной нацеленности – предпринимательски или непредпринимательски ориентированные, в зависимости от того, имеют ли они основной целью систематическое извлечение прибыли и ее последующее распределение среди участников или же нет; - по наличию внутри них самодеятельных субъектов хозяйствования в качестве подобъектов - моносубъектные и корпоративные; - по исключительности или заведомому преобладанию производства того или иного вида товарной продукции - монопродуктовые и диверсифицированные; - по отраслевой, видовой или продуктовой специализации; - по наличию значимых или доминирующих по влиянию параметров управления случайной природы – на рисковые (венчурные) и обычные; - по размеру – большие, средние и малые. Разграничение размеров, например, предприятий предполагает введение некоторого правила классификации. Такие правила чаще всего связывают с величинами объемов производства или объемов реализации товарной продукции, оценками цены имущественных активов, численностью занятых, размерами землеотвода и т.д. Все экономические объекты типа хозяйствующих субъектов являются активными, т.к. они представляют собой системы управления, а экономические объекты типа товарной продукции носят характер пассивных объектов управления. Экономические объекты управления, как правило, являются сложными. Объект управления признается сложным, если: - в отношении него преследуется несколько (две и более) целей, которые не могут быть одновременно достигнуты и/или движение в направлении их одновременного достижения неосуществимо; - имеется группа (перечень, совокупность, множество) управленческих решений и соответственно управленческих воздействий, которые не могут быть сведены друг к другу; - связь управленческих воздействий и изменения степени достижения целей является нетривиальной. Связь признается нетривиальной, если выполняется хотя бы одно из трех следующих условий: - эта связь является динамической, т.е. изменяющейся во времени; - эта связь является недетерминированной (стохастической или неопределенностной); - эта связь является перекрестной. Связь признается перекрестной, если выполняется хотя бы одно из двух следующих условий: - хотя бы одно управленческое воздействие изменяет степень достижения хотя бы двух целей управления; - степень достижения хотя бы одной цели управления зависит от реализации комплекса по крайней мере двух управленческих воздействий. Date: 2015-05-23; view: 570; Нарушение авторских прав |