Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 184





(6821—6865)

Бхарадваджа сказал:

1. Те пять основных жидкостей (дхату), что некогда произвел Брама,

Которыми этот мир окутан, как великие сути (махабхуты) известны;

2. Но раз тысячи существ произвел тот премудрый,

То как (всего лишь) пять сутей существуют?

Бхригу сказал:.

3. (Только) для безмерных подходит слово «великий»

(маха) — из их, существа (бхуты) возникли;

4. Ветер — это движенье; акаша — пространство\, жар —

(это) огонь, а вода — текучесть;

Земля — это плотность; из пяти сутей (состоит) тело.

5. Так всё недвижное и подвижное образовано соединением пяти сутей.

Познавательные индрии: слух, запах, вкус, осязание,

зрение\ — соответствуют пяти сутям.

Бхарадваджа сказал:

6. Если недвижное, (как и) подвижное, происходит

от сочетания пяти сутей (бхутов),

То отчего же в теле недвижных (всех) пяти влаг (дхату) не видно?

7. Лишены теплоты, движенья, а только действительно плотны

Деревья: в их теле не досчитываются (всех) пяти дхату.

8. Они не слышат, не видят, не познают ни запаха, ни вкуса.

Не ощущают прикосновенья; как же они состоят из (всех) пяти дхату?

9. Текучести, огненности, земельности, воздушности лишены деревья

Они не способны измерять пространство, (значит) в них нет пятисутей.

Бхригу сказал:

10. Деревья, будучи плотными, обладают

пространственностью, в этом нет сомненья\;

Их цветы и плоды постоянно,; проявляться (в пространстве) способны.

11. Лист, кора, плод и цветок вянут от зноя;

Увянув, они отпадают: значит, им осязанье присуще.

12. От шума ветра, огня\ и грома лопаются плоды и листья;

А звук воспринимается слухом, значит, (и) слух присущ растениям.

13. Расходятся во все стороны, обвив дерево, лианы,

Но без зрения (не найти) дороги: значит, корненогие видят.

14. С хорошими и дурными запахами, с различной смолою\

Цветут и оздоровляются корненогие: значит, им обоняние присуще.

15. Корнями они пьют воду и от этого, видимо, заболевают,

Но противостоят болезни\: значит, есть вкус у деревьев.

16. Так как лотос ртом насасывает и вверх подаёт воду,

Корнями растенье пьёт: то значит, в нём есть воздух,

17. Срезанное, оно вновь вырастает, принимая счастье—несчастье

(Поэтому) я вижу душу (дживу) в деревьях:

бессознательного не бывает\.

18. Впитанная растением вода переваривается огнём и ветром;

От переработанной пищи происходит рост, маслянистость.

19. В теле всех подвижных есть пять дхату;

Наглядно различимые, они движут тело.

20. Кожа, мясо, кости, слизь, жир — пятый;

Таково это земляное сочетанье здесь в теле.

21. Огонь есть блеск (красоты), гнев, теплота, также око,

Огонь переваривает (пищу); таковы пять огней (тела).

22. Ухо, нос, рот, кишки, сердце — Эти пять сутей\ в теле живых от пространства.

23. Слизь, желчь, пот, жир, кровь также —

Так всегда пятикратно в теле живых вода пребывает.

24. (Живительная) прана живит живого\, вьяна его укрепляет;

Вниз стремится апана; самана пребывает в сердце.

25. Посредством уданы (человек) возносит (дыхание\) и говорит, распределяя (праны).

Так эти пять ветров здесь воплощенного движут.

26. От земли воплощенный, познаёт свойство запаха, а от воды—вкуса;

Глазом он познаёт образ, (свойство) света и от ветра (познает) касанье.

27. Запах, касание, вкус, образ, звук здесь свойствами (земли) считают;

Из них сначала о свойствах запаха расскажу подробно.

28. Приятный и неприятный запах, медвяный, острый,

Затхлый, вонючий, нежный, раздражающий, чистый —

29. Такие девять видов различных запахов земли следует ведать.

Свет видят глазами; касание познается через ветер.

30. Звук, касание, образ и вкус свойствами (воды) считают.

О знании вкуса скажу; что поведаю об этом — слушай.

31. Многообразным считают вкус знаменитые риши:

Сладкий, солёный, горький, терпкий, жгучий, кислый —

32. Таково шестиричное распределение вкуса; водным его считают.

Звук, касание, образ называют тремя свойствами света.

33. Свет\ видит образы; образов насчитывают много:

Короткий, длинный, толстый, четырехугольный, круглый,

34. Светлый, тёмный, красный, золотистый, синий, жёлтый,

Острый, гладкий, упругий, скользкий, мягкий, жесткий —

35. Бот шестнадцатиричное распределение множества световых образов;

(так) считают.

У воздуха есть два свойства: звук и касанье\.

36. Воздуха свойство — касанье; насчитывается много касаний:

Горячее, холодное, приятное, неприятное, влажное,чистое (касанье),


37. Затем легкое, тяжёлое, пронзительное, жёсткое, мягкое, сухое.

Вот свойств воздуха названо одиннадцать\ видов,

38. Теперь: одно свойство пространства — звук, так считают.

Этого звука я назову подробно разнообразные свойства:

39. Шадджа, ришабха, гандхара, мадхьяма, дхайвата,

Пангама и, наконец, нишадава; это, следует знать, семь звуков (лада).

40. Так названо семивидное качество, возникающее от акаши;

Владычественное, оно везде пребывает: в литаврах и прочих (музыкальных приладьях).

41. Бубна, барабана, раковины, грома, колесницы —

Какой бы ни слышался звук, живого иль неживого,

42. Областью всех их именуется пространство (акаша);

Вот многообразные причины (там) возникающего звука.

43. О звуке, рожденном в пространстве, сказано, что

(он познается) вместе с качествами ветра

Или когда они недвижимы, а когда противодействуют — не познаётся\.

44. Но (вообще) постоянно подкрепляются сутями (дхату) сути:

Движутся постоянно в телах вода, огонь, воздух;

45. Они — корень тела, и, пребывая там, они проникают в праны.

Так в святой «Махабхарате», в книге «Умиротворение», в книге «Основа Освобождения» гласит 184 глава Беседа бхригу и бхарадваджи







Date: 2015-05-22; view: 379; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию