Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глава 184
(6821—6865) Бхарадваджа сказал: 1. Те пять основных жидкостей (дхату), что некогда произвел Брама, Которыми этот мир окутан, как великие сути (махабхуты) известны; 2. Но раз тысячи существ произвел тот премудрый, То как (всего лишь) пять сутей существуют? Бхригу сказал:. 3. (Только) для безмерных подходит слово «великий» (маха) — из их, существа (бхуты) возникли; 4. Ветер — это движенье; акаша — пространство\, жар — (это) огонь, а вода — текучесть; Земля — это плотность; из пяти сутей (состоит) тело. 5. Так всё недвижное и подвижное образовано соединением пяти сутей. Познавательные индрии: слух, запах, вкус, осязание, зрение\ — соответствуют пяти сутям. Бхарадваджа сказал: 6. Если недвижное, (как и) подвижное, происходит от сочетания пяти сутей (бхутов), То отчего же в теле недвижных (всех) пяти влаг (дхату) не видно? 7. Лишены теплоты, движенья, а только действительно плотны Деревья: в их теле не досчитываются (всех) пяти дхату. 8. Они не слышат, не видят, не познают ни запаха, ни вкуса. Не ощущают прикосновенья; как же они состоят из (всех) пяти дхату? 9. Текучести, огненности, земельности, воздушности лишены деревья Они не способны измерять пространство, (значит) в них нет пятисутей. Бхригу сказал: 10. Деревья, будучи плотными, обладают пространственностью, в этом нет сомненья\; Их цветы и плоды постоянно,; проявляться (в пространстве) способны. 11. Лист, кора, плод и цветок вянут от зноя; Увянув, они отпадают: значит, им осязанье присуще. 12. От шума ветра, огня\ и грома лопаются плоды и листья; А звук воспринимается слухом, значит, (и) слух присущ растениям. 13. Расходятся во все стороны, обвив дерево, лианы, Но без зрения (не найти) дороги: значит, корненогие видят. 14. С хорошими и дурными запахами, с различной смолою\ Цветут и оздоровляются корненогие: значит, им обоняние присуще. 15. Корнями они пьют воду и от этого, видимо, заболевают, Но противостоят болезни\: значит, есть вкус у деревьев. 16. Так как лотос ртом насасывает и вверх подаёт воду, Корнями растенье пьёт: то значит, в нём есть воздух, 17. Срезанное, оно вновь вырастает, принимая счастье—несчастье (Поэтому) я вижу душу (дживу) в деревьях: бессознательного не бывает\. 18. Впитанная растением вода переваривается огнём и ветром; От переработанной пищи происходит рост, маслянистость. 19. В теле всех подвижных есть пять дхату; Наглядно различимые, они движут тело. 20. Кожа, мясо, кости, слизь, жир — пятый; Таково это земляное сочетанье здесь в теле. 21. Огонь есть блеск (красоты), гнев, теплота, также око, Огонь переваривает (пищу); таковы пять огней (тела). 22. Ухо, нос, рот, кишки, сердце — Эти пять сутей\ в теле живых от пространства. 23. Слизь, желчь, пот, жир, кровь также — Так всегда пятикратно в теле живых вода пребывает. 24. (Живительная) прана живит живого\, вьяна его укрепляет; Вниз стремится апана; самана пребывает в сердце. 25. Посредством уданы (человек) возносит (дыхание\) и говорит, распределяя (праны). Так эти пять ветров здесь воплощенного движут. 26. От земли воплощенный, познаёт свойство запаха, а от воды—вкуса; Глазом он познаёт образ, (свойство) света и от ветра (познает) касанье. 27. Запах, касание, вкус, образ, звук здесь свойствами (земли) считают; Из них сначала о свойствах запаха расскажу подробно. 28. Приятный и неприятный запах, медвяный, острый, Затхлый, вонючий, нежный, раздражающий, чистый — 29. Такие девять видов различных запахов земли следует ведать. Свет видят глазами; касание познается через ветер. 30. Звук, касание, образ и вкус свойствами (воды) считают. О знании вкуса скажу; что поведаю об этом — слушай. 31. Многообразным считают вкус знаменитые риши: Сладкий, солёный, горький, терпкий, жгучий, кислый — 32. Таково шестиричное распределение вкуса; водным его считают. Звук, касание, образ называют тремя свойствами света. 33. Свет\ видит образы; образов насчитывают много: Короткий, длинный, толстый, четырехугольный, круглый, 34. Светлый, тёмный, красный, золотистый, синий, жёлтый, Острый, гладкий, упругий, скользкий, мягкий, жесткий — 35. Бот шестнадцатиричное распределение множества световых образов; (так) считают. У воздуха есть два свойства: звук и касанье\. 36. Воздуха свойство — касанье; насчитывается много касаний: Горячее, холодное, приятное, неприятное, влажное,чистое (касанье), 37. Затем легкое, тяжёлое, пронзительное, жёсткое, мягкое, сухое. Вот свойств воздуха названо одиннадцать\ видов, 38. Теперь: одно свойство пространства — звук, так считают. Этого звука я назову подробно разнообразные свойства: 39. Шадджа, ришабха, гандхара, мадхьяма, дхайвата, Пангама и, наконец, нишадава; это, следует знать, семь звуков (лада). 40. Так названо семивидное качество, возникающее от акаши; Владычественное, оно везде пребывает: в литаврах и прочих (музыкальных приладьях). 41. Бубна, барабана, раковины, грома, колесницы — Какой бы ни слышался звук, живого иль неживого, 42. Областью всех их именуется пространство (акаша); Вот многообразные причины (там) возникающего звука. 43. О звуке, рожденном в пространстве, сказано, что (он познается) вместе с качествами ветра Или когда они недвижимы, а когда противодействуют — не познаётся\. 44. Но (вообще) постоянно подкрепляются сутями (дхату) сути: Движутся постоянно в телах вода, огонь, воздух; 45. Они — корень тела, и, пребывая там, они проникают в праны. Так в святой «Махабхарате», в книге «Умиротворение», в книге «Основа Освобождения» гласит 184 глава Беседа бхригу и бхарадваджи Date: 2015-05-22; view: 379; Нарушение авторских прав |