Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Методы и приемы изучения новых слов1 ЭТАП Работа над словом начинается с установления его ЛЗ (реализация принципа понимания языковых значений как основы усвоения родного языка). М.Т. Баранов: «Тот или иной звукокомплекс (материальная оболочка слова) становится для человека двусторонней единицей – словом, после того как этот звукокомплекс соединяется в его сознании с реалией (предметом, признаком, действием, количеством), приобретая при этом ЛЗ (смысл). В процессе овладения языком происходит постоянное сближение, соединение незнакомого звукокомплекса и реалии, которые приводят к увеличению словарного запаса человека, в т.ч. ученика. Превращение незнакомого звукокомплекса в слово-знак, которое производит учитель с помощью специальных методических средств, есть его семантизация. Семантизация незнакомых слов является одной из задач обогащения словарного запаса учащихся. С нее начинается этот процесс на уроках по всем школьным дисциплинам, в т.ч. на уроках РЯ. Семантизация слова методически выражается в разъяснении (толковании) учителем лексического значения, закрепленного в языке за тем или иным звукокомплексом»[4]. Не путать методические понятия «прием толкования» и «источник толкования» (обращение к словарю не является приемом семантизации). Разграничить понятия «способ толкования» (метод) и «прием толкования». Объяснение значения может идти двояко: – от плана содержания к плану выражения, от понятия к слову – оносемасиологический способ толкования; – от плана выражения к плану содержания, от слова с известным значением к значению нового слова – семантический способ. За основу выделения двух способов (методов) толкования и отнесения к нему того или иного приема берется то средство, «орудие», которым мы оперируем, чтобы истолковать значение незнакомого детям слова. Оносемасиологический способ толкования предполагает обращение к внеязыковым реалиям, реализуется в следующих приемах (см. таблицу). Этот способ толкования широко применяется в уже в начальных классах, что обусловлено особенностями наглядно-образного мышления младших школьников. Роль иллюстраций в словарях. Ситуация может быть представлена не только вербально, но и с помощью аудиовидеосредств, однако данные приемы все равно остаются в рамках оносемасиологического способа.
Комбинирование способов толкования способствует более глубокому осознанию значения слова.
2 ЭТАП Чтение и запись слова (работа над орфоэпией и орфографией).
3 ЭТАП Работа с образцами употребления слова (готовыми словосочетаниями и предложениями). Цель иллюстративных упражнений – продемонстрировать учащимся образцы употребления слова. Задания: повторить вслух или записать образцы словосочетаний и предложений с новым словом. При этом ребенок усваивает значение слова в контексте, овладевает синтагматическими связями данной лексической единицы, постигает грамматику слова.
4 ЭТАП Работа над усвоением слова в единстве лексических и грамматических значений (работа с синонимами, антонимами, словообразовательные и логические упражнения).
5 ЭТАП Упражнения в самостоятельном употреблении слова (использование слова в собственном тексте определенной тематики.
Типы заданий по разделу «Лексика и фразеология»
Виды заданий по разделу «Лексика и фразеология» Распределите данные задания по типам, придумайте свои задания или воспользуйтесь учебниками.
Жаль, что близкие иногда бывают недалекими. Дети – цветы жизни, не давайте им только распускаться.
Маленькие елочки окружили старый пень и таинственно … с ним. Слова для справок: шепчутся, разговаривают, говорят.
Мы лениво относимся к нашему языку. Не подбираем нужных тонных слов. Хватаем первое попавшееся и заменяем им множество понятий. Например, слово «нормально». Оно заполонило нашу разговорную речь. На вопрос «Как здоровье?» отвечаем: «Нормально». «Как живешь?» - «Нормально». (Л. Алешина)
Творческие задания.
«Снежный ком». Называется слово, к которому надо подобрать синоним, например большой. Второй играющий называет предложенное слово и синоним к нему: большой – огромный. Следующий играющий добавляет еще одно слово: большой – огромный – гигантский. Также можно работать и с паронимами. «Угадай слово». Омонимы благодаря контексту легко дифференцируются. Для развития внимания и сообразительности можно играть в слова-омонимы. Для этого можно задавать ребенку вопросы, содержащие каламбуры: Какой это овощ, если он еще и оружие? (Лук) На бал кони ходят? Ел старик хлеб с ухой. Откуда же кости? Со сна садиться в ванну? Фрукт и камни-самоцветы, одно названье – разные предметы. (Гранат) В бою рубят, а после развлекают (Шашки)
|