Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы и приемы изучения новых слов





1 ЭТАП

Работа над словом начинается с установления его ЛЗ (реализация принципа понимания языковых значений как основы усвоения родного языка).

М.Т. Баранов: «Тот или иной звукокомплекс (материальная оболочка слова) становится для человека двусторонней единицей – словом, после того как этот звукокомплекс соединяется в его сознании с реалией (предметом, признаком, действием, количеством), приобретая при этом ЛЗ (смысл). В процессе овладения языком происходит постоянное сближение, соединение незнакомого звукокомплекса и реалии, которые приводят к увеличению словарного запаса человека, в т.ч. ученика. Превращение незнакомого звукокомплекса в слово-знак, которое производит учитель с помощью специальных методических средств, есть его семантизация. Семантизация незнакомых слов является одной из задач обогащения словарного запаса учащихся. С нее начинается этот процесс на уроках по всем школьным дисциплинам, в т.ч. на уроках РЯ. Семантизация слова методически выражается в разъяснении (толковании) учителем лексического значения, закрепленного в языке за тем или иным звукокомплексом»[4].

Не путать методические понятия «прием толкования» и «источник толкования» (обращение к словарю не является приемом семантизации).

Разграничить понятия «способ толкования» (метод) и «прием толкования».

Объяснение значения может идти двояко:

– от плана содержания к плану выражения, от понятия к слову – оносемасиологический способ толкования;

– от плана выражения к плану содержания, от слова с известным значением к значению нового слова – семантический способ.

За основу выделения двух способов (методов) толкования и отнесения к нему того или иного приема берется то средство, «орудие», которым мы оперируем, чтобы истолковать значение незнакомого детям слова.

Оносемасиологический способ толкования предполагает обращение к внеязыковым реалиям, реализуется в следующих приемах (см. таблицу). Этот способ толкования широко применяется в уже в начальных классах, что обусловлено особенностями наглядно-образного мышления младших школьников. Роль иллюстраций в словарях. Ситуация может быть представлена не только вербально, но и с помощью аудиовидеосредств, однако данные приемы все равно остаются в рамках оносемасиологического способа.



Метод Приемы Примеры
Оносемасиологический (оносемантический[5]) Наглядный Показ предмета или его изображения
Контекстуальный Обращение к контексту, ситуации, из которых становится ясно значение слова.
Семантический Подбор синонима (сопоставление незнакомого слова с уже известным ученику)   Робость – несмелость, нерешительность.
Подбор антонима (сопоставление незнакомого слова с уже известным ученику)   Искренность – отсутствие лживости
Использование родовидовых понятий Робость – качество характера несмелого человека
Словесное описание (использование описательного оборота) Робость – качество характера человека, который с трудом решается на поступок.
Структурно-семантический: а) словообразовательный; б) этимологический. а) использование родственных слов: «Правдивость – качество человека, который всегда говорит правду»
б) Азбука – порядок букв, который когда-то начинался с букв Аз и Буки.

 

Комбинирование способов толкования способствует более глубокому осознанию значения слова.

 

2 ЭТАП

Чтение и запись слова (работа над орфоэпией и орфографией).

 

3 ЭТАП

Работа с образцами употребления слова (готовыми словосочетаниями и предложениями). Цель иллюстративных упражнений – продемонстрировать учащимся образцы употребления слова.

Задания: повторить вслух или записать образцы словосочетаний и предложений с новым словом.

При этом ребенок усваивает значение слова в контексте, овладевает синтагматическими связями данной лексической единицы, постигает грамматику слова.

 

4 ЭТАП

Работа над усвоением слова в единстве лексических и грамматических значений (работа с синонимами, антонимами, словообразовательные и логические упражнения).

 

5 ЭТАП

Упражнения в самостоятельном употреблении слова (использование слова в собственном тексте определенной тематики.

 

Типы заданий по разделу «Лексика и фразеология»

  1. Найти изучаемое лингвистическое явление в списке слов, предложении или тексте, определить его функцию.
  2. Подобрать примеры (выбрать из текста, словаря, придумать), иллюстрирующие изучаемое лингвистическое явление.
  3. Сгруппировать слова или фразеологизмы по заданному основанию.
  4. Найти и исправить лексические ошибки.
  5. Использовать словари различных типов: найти необходимое слово, разобраться в сопровождающих его пометах.
  6. Составить словарную статью хорошо знакомого слова.
  7. Решить кроссворд.

 

Виды заданий по разделу «Лексика и фразеология»

Распределите данные задания по типам, придумайте свои задания или воспользуйтесь учебниками.

  • Укажите в списке (найдите в словаре) многозначные слова, составьте словосочетания, которые бы ясно показывали, в каком значении употреблено слово.
  • В чем секрет шутки? На каких многозначных словах построены шутки?

Жаль, что близкие иногда бывают недалекими.



Дети – цветы жизни, не давайте им только распускаться.

  • Назовите в тексте диалектизмы/профессионализмы. Дайте их толкование.
  • Определите по контексту значение, в котором употреблено подчеркнутое слово.
  • Выберите из синонимического ряда наиболее подходящее и вставьте в данное предложение:

Маленькие елочки окружили старый пень и таинственно … с ним.

Слова для справок: шепчутся, разговаривают, говорят.

  • Найдите фразеологический оборот в предложении/тексте. Попробуйте по контексту определить его значение. Проверьте себя по словарю фразеологизмов.
  • Замените слово синонимичным фразеологизмом.
  • Замените фразеологизм одним словом (на сопоставление фразеологизма и слова).
  • Сравните предложения. В каком из них есть фразеологизм? Денег куры не клюют. Куры не клюют корм.
  • Подберите синонимы/антонимы к данному слову
  • Найдите и исправьте лексическую/фразеологическую ошибку (с использованием словаря, сборниками пословиц, поговорок и афоризмов).
  • Замените повторяющееся слово синонимом, пользуясь словарем синонимов.

Мы лениво относимся к нашему языку. Не подбираем нужных тонных слов. Хватаем первое попавшееся и заменяем им множество понятий. Например, слово «нормально». Оно заполонило нашу разговорную речь. На вопрос «Как здоровье?» отвечаем: «Нормально». «Как живешь?» - «Нормально». (Л. Алешина)

  • Составьте словарную статью данного слова с учетом контекста.
  • Поставьте ударение в выражении гордиев узел. Объясните его значение. Укажите точные названия словарей, где можно найти ответы на эти вопросы.
  • Объясните значение слова/фразеологизма, пользуясь толковым словарем.
  • Определите происхождение слов провозглашать, вуаль, брифинг по характерным признакам. Назовите эти признаки. Объясните значение подчеркнутого слова. Укажите словари, в которых можно найти ответы на эти вопросы.
  • Пользуясь словарем иностранных слов, подберите русский синоним к следующим словам: маклер, отель, эксклюзивный, презентация, легитимный.
  • Найдите в тексте иностранные слова, замените их русскими эквивалентами, где это возможно. Объясните. (Из книги М.Н. Аникиной «В Россию с любовью»).

Творческие задания.

  • Составить словосочетания/предложения со словами-омонимами, чтобы была понятна разница в их значении.
  • Придумать вопросы-каламбуры, загадки на различение омонимов.
  • Заимствованное слово стагнация произошло от латинского stagnum – «стоячая вода, болото». Выясните по словарю иностранных слов значение слова стагнация, подберите к нему русский синоним.
  • Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что общего у латинского слова стагнация и русского слова застой?
  • Игры

«Снежный ком». Называется слово, к которому надо подобрать синоним, например большой. Второй играющий называет предложенное слово и синоним к нему: большой – огромный. Следующий играющий добавляет еще одно слово: большой – огромный – гигантский.

Также можно работать и с паронимами.

«Угадай слово». Омонимы благодаря контексту легко дифференцируются. Для развития внимания и сообразительности можно играть в слова-омонимы. Для этого можно задавать ребенку вопросы, содержащие каламбуры:

Какой это овощ, если он еще и оружие? (Лук)

На бал кони ходят?

Ел старик хлеб с ухой. Откуда же кости?

Со сна садиться в ванну?

Фрукт и камни-самоцветы, одно названье – разные предметы. (Гранат)

В бою рубят, а после развлекают (Шашки)

 

 






Date: 2015-05-22; view: 773; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2019 year. (0.024 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию