Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Цели и задачи мерчандайзингаСтр 1 из 36Следующая ⇒
В.В. Панюкова СЕРВИС В ТОРГОВЛЕ В трех книгах Книга вторая.
ИСКУССТВО ТОРГОВАТЬ ИЛИ СЕКРЕТЫ МЕРЧАНДАИЗИНГА Учебное пособие 2-е издание, переработанное и дополненное Допущено Учебно-методическим объединением по образованию В области коммерции в качестве учебного пособия Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 080301 (351300) «Коммерция (торговое дело)»
Москва «Дело и Сервис» Глава 1. Мерчандайзинг. Основные понятия Работа по созданию и продвижению на рынке товара достаточно сложна и многообразна; кроме того, объективно существует фактор времени. Сначала товар разрабатывается производителем с учетом потребностей рынка и запросов целевых потребителей, позиционируется в соответствии с критерием «цена/качество». Затем изготавливается продуманный вариант упаковки, разрабатываются методы коммуникации с потребителем для создания необходимого спроса и осуществляются мероприятия по продвижению товара на рынке. При этом остается последняя возможность выделить свой товар и тем самым обеспечить ему успешную реализацию: грамотно организовать процесс продвижения торговых марок в розничной сети. Товар должен иметь конкурентные преимущества, он должен выделяться среди существующего многообразия схожих, подобных себе товаров, что позволяет сделать его успешным с позиции востребованности потребителями. Это перспективное направление коммерческой деятельности называется мерчандайзингом и является неотъемлемой составной частью коммерческой работы розничных торговцев в современных условиях хозяйствования. Необходимость использования мероприятий по мерчандайзингу обусловлена, прежде всего, стремительными темпами роста различных внемагазинных форм торговли, особенно электронной коммерции. Инновации в сфере розничной торговли стимулируют владельцев магазинов и производителей повышать эффективность усилий по завоеванию и удержанию покупателей, в том числе посредством изобретения и применения разнообразных методов и приемов в местах продаж. Мерчандайзинг представляет собой специфическую маркетинговую технологию, реализуемую на уровне розничных торговых предприятий, конечной целью которой является максимизация объемов продаж товаров конечным потребителям. В качестве одной из промежуточных целей мерчандайзинга следует рассматривать стимулирование посредников в продвижении конкретных торговых марок в местах продажи. При этом активными инструментами мерчандайзинга являются все элементы маркетинг-микс (товар, цена, сбыт, маркетинговые коммуникации). Как прикладная наука мерчандайзинг сочетает в себе знания о методах торговли и рекламы, логистики, психологии и социологии, принципах композиции и дизайна. Мерчандайзинг является эффективным инструментом продвижения товара в точке продажи путем создания в магазине атмосферы, способствующей покупкам. Мерчандайзинг — это организация продаж товара и управление ими. Использование принципов мерчандайзинга необходимо учитывать при: ♦ создании атмосферы магазина и формировании микроклимата продаж; ♦ проектировании торговых площадей; ♦ расположении торговых отделов в магазине; ♦ размещении товаров в торговом зале магазина; ♦ оформлении витрин и тематических экспозиций; ♦ рекламном оформлении мест продажи, размещении указателей и других носителей информации в магазине. Мерчандайзинг, как комплекс мероприятий, направленный на максимальное увеличение объемов продаж в розничной торговле, включает следующие основные направления: ♦ оптимальную планировку магазина и торгового зала, в частности: — выявление конструктивных особенностей торгового оборудования и принципов его расположения в торговом зале; — разработку тактики размещения товара на торговом оборудовании и на площади торгового зала;
♦ формирование внешнего вида места продажи товара; ♦ привлекательную и удобную упаковку товара; ♦ рекламное оформление места продажи; ♦ контроль за своевременным пополнением товарных запасов и за наличием товара в торговом зале; ♦ качество обслуживания покупателей и учет их мнения на всех этапах осуществления покупки; ♦ рациональные подходы к ценообразованию реализуемых товаров; ♦ разработку методов стимулирования продаж товаров конкретных торговых марок. Как показывает практика, примерно 65-70% решений о покупке принимается посетителями непосредственно в магазине, а в кассовой зоне незапланированные покупки могут составлять до 89%. В связи с этим у продавцов возникает естественное желание положительно повлиять на покупательское поведение непосредственно в местах продажи. Поэтому мерчандайзинг в розничной торговле является целесообразным, способствует увеличению числа приверженцев конкретной торговой марки за счет стимулирования желания конечного потребителя выбрать и купить продвигаемый товар, а также за счет выделения продукции относительно конкурентов. Мерчандайзинг, не являясь точной наукой, реализуется через посредство мероприятий, проводимых в рамках торгового маркетинга, и всегда ориентирован на конкретный результат: стимулирование желания конечного потребителя выбрать и купить продвигаемый товар. Его основной целью является увеличение объемов продаж через сети розничной торговли и привлечение новых покупателей. Кроме того, мерчандайзинг имеет целью: ♦ создать конкурентное преимущество магазина и отдельных марок; ♦ эффективно представить товары на рынке; ♦ обеспечить покупателей необходимой информацией; ♦ сформировать приверженность к магазину и отдельным торговым маркам, увеличить число лояльных покупателей и завоевать новых; ♦ привлечь внимание покупателя к товарам, обращать внимание на новые продукты и специальные предложения; ♦ закрепить в сознании покупателей отличительные черты марок; ♦ оказывать влияние на поведение потребителей, соблюдая при этом социальную законность и этические нормы; ♦ повысить уровень принятия решений покупателем непосредственно в точке продажи, увеличить время пребывания покупателя в магазине и число совершаемых им покупок. Способствуя повышению культуры обслуживания, мерчандайзинг, в числе прочих мероприятий, обеспечивает повышение конкурентоспособности фирмы и формирование ее благоприятного имиджа на целевых рынках. Задачи мерчандайзинга можно разделить на два основных блока: внешние и внутренние. К блоку внешних задач относятся следующие: ♦ организация эффективного товарного запаса, позволяющего обеспечить своевременное пополнение товара в торговом зале; ♦ расположение торговых марок на оборудовании и относительно движения покупательского потока; ♦ оформление товара, предназначенного к реализации; ♦ разработка эффективных механизмов продвижения товара по каналам распределения. К блоку внутренних задач следует отнести: ♦ разработку концепции мерчандайзинга и ее внедрение; ♦ формирование структуры (подразделения), ответственной за реализацию мероприятий по мерчандайзингу; ♦ обучение персонала методам и приемам мерчандайзинга.
Задачи мерчандайзинга производителя и розничных торговцев различаются (таблица 1.1), однако их статус, определяемый участием в каналах товародвижения, предоставляет возможность нахождения эффективных способов взаимодействия в рамках стратегических решений. Таблица 1.1. Цели и задачи мерчандайзинга
В целом в организации мерчандайзинга должны принимать активное участие все традиционные субъекты каналов распределения: производители, дистрибьюторы и иные посредники, розничные торговцы. Их объединенные усилия способны обеспечить эффективное продвижение конкретных торговых марок от производственной фирмы до конечного потребителя. Действия этих участников направлены на повышение качества обслуживания потребителей и обязаны учитывать их нужды при совершении покупки и дальнейшем потреблении. Такая система взаимных связей называется горизонтальным маркетингом торговых каналов (рис. 1.1). В данной системе взаимоотношений производитель создает и продвигает марочный товар, совершенствует ассортимент и упаковку, формирует положительный имидж и стимулирует предпочтения потребителя. Он обеспечивает логистическое обслуживание розничных торговцев, оказывает поддержку процессу продаж на всех ступенях канала товародвижения. Основная задача дистри- Рис. 1.1. Горизонтальный маркетинг торговых каналов бьютора — обеспечивать постоянное присутствие необходимого количества товаров в розничной торговой сети. Розничный торговец организует непосредственную продажу потребителю продвигаемых по каналам товаров, при этом совместно с производителем или оптовой фирмой (либо самостоятельно) осуществляет выкладку товаров и оформляет точки размещения торговых марок таким образом, чтобы привлечь дополнительное внимание конечных покупателей и побудить их к совершению покупки. Реализация этих мер дает очевидные преимущества участникам рынка: растут продажи, увеличивается товарооборот. Таким образом, комплекс мероприятий, именуемый мерчандайзингом, является эффективным и целесообразным для всех участников процесса товародвижения в условиях конкурентного рынка искусством продавать. В целях поддержания эффективного мерчандайзинга необходимо всем сторонам договориться о единой контролируемой системе продаж по всем трем звеньям этой цепочки (производитель — дистрибьютор — магазин) и создать единую команду мерчандайзеров, которая будет эффективно работать не на одного участника, а на всю программу в целом. Такое решение поможет снизить совокупные затраты по продвижению товаров в торговую сеть, что позитивно скажется на конечной розничной цене товара. От этого выиграют как продавец, так и покупатель. Рассмотрим кратко основные принципы работы этой системы продаж. В частности, создается база данных, в которой каждое действие мерчандайзера или оценка им ситуации в магазине способствует определенному коду. Мерчандайзер по ситуациям отправляет закодированную информацию на пейджер (или собственному оператору). Затем это сообщение в виде файла электронной почты поступает на почтовый сервер. Специальная программа расшифровывает и размещает данные на Web-сайте. Сюда же стекается информация от производителя и дистрибьютора, предназначенная для магазина. Каждый из участников программы имеет свой пароль и свою зону доступа к информации. С момента телефонного звонка мерчандайзера до размещения информации на сайте проходит не более минуты, т. е. за ходом программы можно наблюдать в режиме реального времени и оперативно реагировать на все изменения. По запросу можно получать необходимую информацию и тут же передавать поручения своим представителям на торговых точках. При соблюдении данной схемы работы магазин получает возможность: участвовать в интегрированных кампаниях по мерчандайзингу, организуемых различными производителями; эффективнее формировать и поддерживать группу наиболее доходных позиций своего ассортимента; пользоваться поддержкой производителей, которые обычно организовывают программы по мерчандайзингу в рамках своих рекламных акций и др. Идеалом мерчандайзинга в сфере торгового бизнеса является такое состояние торговых предприятий, когда во всех магазинах цепной розничной сети будет однозначная организация торговых комплексов и подкомплексов, товарных групп и состава товаров внутри товарных подгрупп, с поправкой лишь на площадь и форму торгового зала магазина. К примеру, одна и та же торговая марка кофе должна располагаться в интуитивно предполагаемом месте полки торгового оборудования. Это даст покупателям возможность узнавать и понимать фирменный стиль торговой сети; философию и концепцию отдельных торговых предприятий, их позиционирование на рынке. От этого зависят не только уровень продаж, но и уровень культуры торгового обслуживания, организация торгово-технологического процесса и управление сбытом. Управление продажей/сбытом — где, сколько, каким способом представляются те или иные товары/услуги и какими профессиональными навыками должен обладать обслуживающий персонал магазина. Понимание основных принципов и правил мерчандайзинга закладывает фундамент для успешной торговли. Поскольку это имеет большое значение для торгового бизнеса, определим основные правила/стандарты мерчандайзинга. Первая группа правил относится к эффективному запасу товаров, которая включает: ♦ правило ассортимента; ♦ правило торгового запаса; ♦ правило присутствия; ♦ правило сроков хранения и ротации товара на полке (FIFO). Вторая группа правил связана с эффективным расположением товара и включает следующие правила: ♦ порядка представления; ♦ представления «лицом к покупателю»; ♦ определения места на полке и в торговом зале; ♦ приоритетных мест. Третья группа правил определяет эффективность презентации товара и включает: ♦ правило подхода к рекламе и стимулированию сбыта; ♦ правило соблюдения принципа оптимальности; ♦ правило помощи покупателю; ♦ правило размещения ценников; ♦ правило размещения внутри магазинных рекламных материалов. Четвертая группа правил в основном связана с эффективной организацией мест продажи и включает следующие правила: ♦ комфорта восприятия; ♦ чистоты и аккуратности; ♦ товарного соседства санитарии и гигиены. Первая группа правил мерчандайзинга связана с формированием эффективного запаса товаров: Date: 2015-05-22; view: 1590; Нарушение авторских прав |