Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Смешанная экономика и ее модели. Приоритеты социально-экономической политики России в современный период
В настоящее время, смешанная экономика представляет собой «тип хозяйственного механизма, который сочетает в себе рыночные и плановые начала, частную и общественную собственность на факторы производства, капитализированный и социализированный сектора народнохозяйственного комплекса». Основным принципом смешанной экономики является, таким образом, оптимального сочетания экономической эффективности и социальной справедливости, реализуемый посредством функции социально справедливого распределения и перераспределения национального дохода государства. Общественные хозяйства наиболее развитых стран относят к смешанным. Любая экономическая система построена на разделении полномочий и прав принятия решений между государственными учреждениями и отдельными хозяйствующими субъектами. Смешанная экономика сочетает рыночные принципы свободной конкуренции и государственного регулирования, ее суть сводится к сосуществованию в ее рамках разных, конфликтующих и несовместимых институтов, принципов, отношений. Хозяйствование – это обеспечение результативного функционирования экономики (хозяйства) в целом или отдельной ее части (отрасли), предприятия, корпорации, фирмы, домашнего хозяйства, организации. Способ хозяйствования реализуется посредством используемых форм хозяйствования. Рассмотрим группы форм хозяйствования: экономические, организационно-правовые, институциональные, технологические. Экономические и институциональные формы хозяйствования. Каждый хозяйствующий субъект является сложной организационной системой, которой свойственны свои задачи, приемы и методы, определяющие способ хозяйствования. Форма собственности определяет принадлежность разнообразных объектов собственности субъекту хозяйствования. Современная смешанная экономика представляет собой единство взаимосвязанных и конкурирующих в соревновании за потребителя различных субъектов, действующих на разных уровнях экономики, преследующих различные цели и использующих специфические методы хозяйствования, подверженных особым формам координации и регулирования. Свидетельствами того, что экономическая система современной России является смешанной, являются неодинаковый уровень развития производительных сил в различных отраслях, сферах и производствах, наличие разноуровневых технологических укладов (реликтового, индустриального, постиндустриального), разный уровень обобществления – от личного подсобного крестьянского трудового хозяйства до крупных корпораций и финансово-промышленных групп. Смешанная экономика. В случае соединения и переплетения различных форм хозяйства, различных формационных образований, различных цивилизационных систем, а также более сложных сочетаний различных элементов системы можно говорить о смешанных экономических системах (смешанной экономике). Их отличительная особенность — гетерогенность (разнородность) входящих в них элементов. Смешанные системы существовали в различных исторических условиях. Например, в свое время такой системой был колонат, возникший на основе соединения рабовладельческих и феодальных отношений в Древнем Риме. Применительно к современным условиям смешанная экономика предстает в следующих укрупненных формах: — смешанная экономика развивающихся (особенно слаборазвитых) стран, в которых "смешение" вызывается низким уровнем развития и наличием отсталых экономических форм; — смешанная экономика развитых стран (развитая смешанная экономика). Идеи смешанной экономики, появившиеся на рубеже двух последних веков и получившие затем широкое распространение, отражали реальные изменения в социально-экономической жизни, особенно усилившиеся в послевоенный период. Эти изменения проявились в усложнении форм взаимодействия рынка и государственного регулирования экономики, частного предпринимательства и процесса социализации, а также во все более заметном проникновении в структуру общественных систем постиндустриальных (постэкономических) начал. Сам термин "смешанная экономика" не имеет однозначного толкования. Его первоначальная и наиболее распространенная трактовка делает упор на сочетании различных секторов экономики (частного и государственного), на разнообразии форм собственности. Вторая позиция, получившая импульс от кейнсианства, выдвигает на первый план проблему сочетания рынка, рыночного механизма и государственного регулирования. Третья позиция, инициированная разнообразными социал-реформистскими течениями, основывается на сочетании капитала частного предпринимательства и социальности, общественных социальных гарантий. Наконец, еще одна позиция, вытекающая из цивилизационного подхода, нацеливает на проблему соотношения экономических и неэкономических начал в структуре современного общества. Указанные трактовки смешанной экономики в современных условиях не противоречат друг другу: они лишь отражают наличие нескольких линий формообразования современного типа развитой экономики и их единство. Смешанная экономика представляет собой одновременное сочетание указанных параметров, а именно: сочетание частного и государственного секторов экономики, рынка и государственного регулирования, капиталистических тенденций и социализации жизни, экономических и неэкономических начал. Параметры смешанной экономики обладают относительной самостоятельностью. Однако, возможно превалирование того или иного параметра или одной из групп параметров в условиях различных стран. Смешанность экономики характеризует не только наличие разнообразных структурных элементов в ее составе, но и образование конкретных форм их сочетания в реальной экономике. Примером этого могут служить частно - государственные акционерные предприятия, контрактные соглашения государственных органов с частными фирмами, социальное партнерство и т. д. Сегодня смешанная экономика является целостной системой, выступающей адекватной формой современного развитого общества. Образующие ее элементы опираются на такой уровень производительных сил и на такие тенденции социально-экономического развития, которые объективно требуют дополнения рынка государственным регулированием, частно-хозяйственной инициативы — социальными гарантиями, а также включения в экономическую структуру общества постиндустриальных начал. Смешанная экономика не является конгломератом, хотя и уступает "чистым" системам в степени однородности составляющих ее элементов. Модели смешанной экономики. Общая линия на развитие смешанной системы не означает однообразия и стандартизации. Реально в разных странах и регионах складываются различные модели смешанной экономики. Они отличаются друг от друга своими "национальными коэффициентами смешения" разных форм собственности, рынка и государственного регулирования, капитала и социальности, экономической и постэкономической сторон. Эта особенность зависит от многих факторов: уровня и характера материально-технической базы, исторических и геополитических условий формирования общественного устройства, национальных и социокультурных особенностей страны, влияния тех или иных социально-политических сил и т.п. Более того, в смешанной экономике, как правило, может доминировать та или иная сторона параметров. Американская модель — это либеральная рыночно-капиталистическая модель, предполагающая приоритетную роль частной собственности, рыночно-конкурентного механизма, капиталистических мотиваций, высокий уровень социальной дифференциации. Германская модель — это модель социального рыночного хозяйства, которая расширение конкурентных начал увязывает с созданием особой социальной инфраструктуры, смягчающей недостатки рынка и капитала, с формированием многослойной институциональной структуры субъектов социальной политики. В германской экономической модели государство не устанавливает экономические цели - это лежит в плоскости индивидуальных рыночных решений, - а создаст надежные правовые и социальные рамочные условия для реализации экономической инициативы. Такие рамочные условия воплощаются в гражданском обществе и социальном равенстве индивидов (равенстве прав, стартовых возможностей и правовой защите). Они фактически состоят из двух основных частей: гражданского и хозяйственного права, с одной стороны, и системы мер по поддержанию конкурентной среды, с другой. Важнейшая задача государства - обеспечивать баланс между рыночной эффективностью и социальной справедливостью. Трактовка государства как источника и защитника правовых норм, регулирующих хозяйственную деятельность, и конкурентных условий не выходит за пределы западной экономической традиции. Но понимание государства в германской модели и, в целом, в концепции социальной рыночной экономики отличается от понимания государства в других рыночных моделях представлением о более активном вмешательстве государства в экономику. Германская модель, сочетающая рынок с высокой степенью государственного интервенционизма, характеризуется следующими чертами: -индивидуальная свобода как условие функционирования рыночных механизмов и децентрализованного принятия решений. В свою очередь, это условие обеспечивается активной государственной политикой поддержания конкуренции; -социальное равенство - рыночное распределение доходов обусловлено объемом вложенного капитала или количеством индивидуальных усилий, в то время как достижение относительного равенства требует энергичной социальной политики. Социальная политика опирается на поиск компромиссов между группами, имеющими противоположные интересы, а также на прямое участие государства в предоставлении социальных благ, например, в жилищном строительстве; -антициклическое регулирование; -стимулирование технологических и организационных инноваций; -проведение структурной политики; -защита и поощрение конкуренции. Перечисленные особенности германской модели есть производные от основополагающих принципов социальной рыночной экономики, первым из которых является органическое единство рынка и государства. Японская модель — это модель регулируемого корпоративного капитализма, в которой благоприятные возможности накопления капитала сопрягаются с активной ролью государственного регулирования в сферах программирования экономического развития, структурной, инвестиционной и внешнеэкономической политики и с особым социальным значением корпоративного начала. Шведская модель - это социал-демократическая модель, которая отводит государству место верховной социально-экономической силы. Демократически избранной государственной власти делегируются огромные полномочия по регулированию социально-экономической жизни. Однако нельзя не признать, что концептуальные различия между социальной рыночной экономикой и "скандинавским социализмом" на практике стираются. Таким образом, современные страны взяли курс на построение социально-регулируемой рыночной экономики, что лежит в основе понятия "смешанная система хозяйства". Характеристика смешанной системы хозяйства. Политико-экономическая концепция социально-рыночного хозяйства направлена на синтез гарантированной правовым государством свободы, экономической свободы (которая из-за неделимости свободы рассматривается как необходимая составляющая свободного порядка вообще) и идеалами социального государства, связанными с социальной защищенностью и социальной справедливостью. Это сочетание целей - свободы и справедливости - отражается в понятии "социальное рыночное хозяйство". Рыночное хозяйство олицетворяет хозяйственную свободу. Оно заключается в свободе потребителей покупать по своему выбору изделия (свобода потребления), в свободе производства и торговли, свободе соревнования. Расширение функций государства в современном обществе при сохранении рыночных свобод, институтов и механизмов в решающей степени обусловлено возросшей сложностью социально-экономического процесса. Многие фундаментальные проблемы сегодняшнего общества не могут быть эффективно решены при помощи только рыночных механизмов. Это прежде всего укрепление социальной сферы, которая стала одним из важнейших источников экономического роста. Так, уровень образования, квалификация рабочей силы и состояние научных исследований непосредственно влияют на темпы и качество экономического роста, что подтверждено эконометрическими расчетами. Огромное влияние на качество рабочей силы, на экономическое развитие в целом оказывают здравоохранение, социальное обеспечение и состояние окружающей среды. Рынок сам по себе не может создать мощной социальной сферы, хотя рыночным механизмам, особенно конкуренции, может быть присуща сильная социальная направленность. Термин "социальный" означает: 1). "что рыночное хозяйство в силу своей экономической эффективности, т.е. благодаря тому, что оно создает экономические предпосылки "благосостояния для всех", и представляет экономические свободы, ограничиваемые рамками неприкосновенности прав третьих лиц, носит социальный характер; 2). что рыночное хозяйство должно ограничиваться там, где оно привело бы к социально нежелательным результатам или же результаты свободного экономического процесса должны корректироваться, если они, согласно ценностным представлениям общества, не являются достаточно социальными". Поэтому социально-ориентированная рыночная экономика нацелена на выполнение как экономических, так и неэкономических целей, используя широкий диапазон инструментов экономической и социальной политики. В общем, виде эти цели можно сформулировать следующим образом: ·обеспечение экономического роста и экономической стабильности; ·социальная обеспеченность и социальная справедливость; ·содействие конкуренции; ·обеспечение политической стабильности. В смешанной экономике существенные изменения претерпевает хозяйственный механизм. Плановые методы хозяйствования получают дальнейшее развитие в рамках отдельных фирм в виде маркетинговой системы управления. В то же время на макроуровне развитие плановых методов связано с государственным регулированием экономики. Планомерность выступает как средство активного приспособления к требованиям рынка. В результате и ключевые задачи экономического развития получают новое решение. Так, вопрос об объеме и структуре производимой продукции решается на основе маркетинговых исследований в рамках фирм, а также анализа приоритетных направлений НТП, прогноза развития общественных потребностей на макроуровне. Прогноз рынка позволяет заблаговременно сокращать выпуск устаревающих товаров и переходить к качественно новым моделям и видам продукции. Маркетинговая система управления производством создает возможность еще до начала производства приводить индивидуальные затраты компаний, выпускающих основную массу товаров данного вида, в соответствие с общественно необходимыми затратами. Государственные отраслевые и общенациональные программы (планы) также оказывают существенное влияние на объем и структуру производимых товаров и услуг, обеспечивая их большее соответствие изменяющимся общественным потребностям. Задача использования ресурсов решается в рамках крупных компаний на основе стратегического планирования с учетом наиболее перспективных отраслей. В то же время перераспределение ресурсов на развитие новейших отраслей происходит за счет бюджетных ассигнований, государственных общенациональных и межгосударственных программ, проведения НИОКР в приоритетных направлениях НТР. Наконец, задача распределения созданного валового национального продукта решается не только на основе традиционно сложившихся форм, но и дополняется выделением все больших ресурсов как крупными компаниями, так и государством для вложений в развитие «человеческого фактора»: финансирование систем образования, в том числе переподготовки работников различной квалификации, совершенствование медицинского обслуживания населения, социальные нужды. На социальное обеспечение, реализацию многочисленных программ «борьбы с бедностью» в настоящее время направляется не менее 30—40% всех государственных бюджетных ассигнований в развитых странах с рыночной экономикой. Основные направления деятельности Минэкономразвития России 1.СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ 1.1.Формирование элементов системы государственного стратегического управления 1.2.Обеспечение достоверного прогнозирования социально-экономического развития 1.3.Обеспечение реализации государственных приоритетов через механизмы ФАИП (Федеральные адресные инвестиционные программы), (федеральные целевые программы) ФЦП и ВЦП (ведомственная целевая программа). 1.4.Предоставление полной, достоверной и своевременной статистической информации о социальном, экономическом, демографическом и экологическом положении Российской Федерации 2.СОДЕЙСТВИЕ ИННОВАЦИОННОМУ РАЗВИТИЮ ЭКОНОМИКИ, ЕЕ ДИВЕРСИФИКАЦИИ И ПРЕОДОЛЕНИЮ ИНФРАСТРУКТУРНЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ 2.1.Стимулирование инноваций и технологического развития и реализация кластерной политики 2.2.Развитие приоритетных отраслей экономики 2.3.Повышение эффективности функционирования естественных монополий 2.4.Экономическое стимулирование энергоэффективности 2.5.Совершенствование механизмов частно-государственного партнерства и обеспечение эффективного функционирования институтов 2.6.Обеспечение эффективного функционирования особых экономических зон 3.РАЗВИТИЕ КОНКУРЕНЦИИ НА ТОВАРНЫХ РЫНКАХ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 3.1.Развитие конкуренции на товарных рынках 3.2.Развитие корпоративного управления и финансовых рынков 3.3.Поддержка и развитие малого предпринимательства 3.4.Развитие оценочной деятельности 4.УЛУЧШЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА И «ИНВЕСТИЦИОННОГО ИМИДЖА» РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 4.1.Совершенствование системы государственного контроля (надзора) в сфере предпринимательской деятельности. 4.2.Экспертиза нормативных правовых актов в области налоговой политики. 4.3.Развитие инвестиционного климата России, привлечение и сопровождение прямых иностранных инвестиций 4.4.Обеспечение деятельности Консультативного совета по иностранным инвестициям в России (КСИИ) 5.РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА. 5.1.Модернизация и развитие отраслей социальной сферы и обеспечение эффективного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти по реализации приоритетных национальных проектов и программ 5.2.Формирование конкурентного рынка услуг в отраслях социальной сферы и развитие механизмов социального партнерства 5.3.Подготовка управленческих кадров и совершенствование экономической составляющей системы социально-трудовых отношений, пенсионной системы и отраслей социальной сферы 6.ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИНСТИТУТОВ 6.1.Обеспечение эффективного проведения реформ государственного управления 6.2.Совершенствование механизмов реализации заказов на поставку товаров (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд 6.3.Обеспечение эффективного управления государственной собственностью 6.4.Создание благоприятных условий для развития рынка земли и иной недвижимости 6.5.Организация картографического, геодезического обеспечения территории Российской Федерации и создания инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации 6.6.Обеспечение эффективности управления государственным материальным резервом и деятельности системы государственного материального резерва 7.РАЗВИТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА 7.1.Стратегическое управление внешнеэкономической деятельностью 7.2.Обеспечение эффективного таможенно-тарифного регулирования 7.3.Развитие двусторонних и многосторонних отношений 7.4.Развитие взаимодействия с международными экономическими организациями Минэкономразвития России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти была разработана Программа антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год. Программа была одобрена на заседании Правительства Российской Федерации от 9 апреля. и поддержана Государственной Думой Российской Федерации. Приоритетными направлениями реализации антикризисной программы в 2009 году стали:
В развитие Программы антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год Председателем Правительства Российской Федерации В. В. Путиным 19 июня. утвержден План действий по ее реализации (№ 2802п — П13), разработанный Минэкономразвития России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. В целях мониторинга исполнения Плана действий по реализации Программы антикризисных мер на 2009 год по поручению Правительства Российской Федерации Минэкономразвития России на основе анализа и обобщения информации, полученной от федеральных органов исполнительной власти, представляет ежемесячно в Правительство Российской Федерации доклад о ходе его выполнения. В соответствии со статьями 1 и 2 Федерального закона от 3 июня. № 102-ФЗ «Об отчете Правительства Российской Федерации и информации Центрального банка Российской Федерации о реализации мер по поддержке финансового рынка, банковской системы, рынка труда, отраслей экономики Российской Федерации, социальному обеспечению населения и других мер социальной политики» Минэкономразвития России ежеквартально представляет в Правительство Российской Федерации отчет, содержащий сведения и анализ использования средств федерального бюджета, направленных на реализацию мер по поддержке финансового рынка, банковской системы, рынка труда, отраслей экономики Российской Федерации, социальному обеспечению населения и других мер социальной политики. Основные направления антикризисных действий Правительства Российской Федерации на 2010 год, разработанные Минэкономразвития России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, были одобрены на заседании Правительства Российской Федерации 30 декабря Важнейшее отличие новой антикризисной программы от реализованной в 2009 году — это в первую очередь перенесение акцента со стабилизационных действий на приоритетные задачи социально-экономической модернизации. Date: 2015-04-23; view: 957; Нарушение авторских прав |