Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Я, Воля и человек
Последний день занятий в Летней Школе начался с более долгой беседы, чем обычно. Нам предстояло обсудить самый сложный вопрос за прошедшую неделю. Неудивительно, что прошло более сорока лет, прежде чем я пришел к своему сегодняшнему пониманию фразы "Я есть". Конечно же, я хотел поделиться своим пониманием со студентами, но без соответствующего опыта они не смогли бы понять меня. Поэтому я должен был подробно рассказать о понятиях "Я" и "Воля", чтобы прийти к общему знаменателю. Наконец, мы можем поговорить с вами о "Я", наличие которого является единственной неоспоримой причиной, которая позволяет мне называть себя человеком. В течение недели мы обсуждали различные части человека. Мы выделили несколько уровней "я" и изучали каждый из них по отдельности: сначала, механический, а затем реагирующий, разделенный и т. д. Мы обсудили различия между самостью и душой, чтобы показать, как одно переходит в другое. Мы назвали различия между Материей и Духом, надеясь, таким образом, отчетливее представить себе реальность духа. Мы выяснили, чем материальная сущность отличается от духовной, и, используя все эти выводы, назвали различия между Разумом и Интеллектом, что, конечно же, заслуживает большего внимания, чем мы уделили этому вопросу. Прежде чем продолжить нашу беседу, я должен со всей настойчивостью уверить вас в том, что человек не является просто набором всех этих отдельных частей, которые держатся друг за друга лишь для того, чтобы быть целостными. Человек – это человек, неделимое целое. Тело, душа и дух не являются корпорацией, каждый из членов которой может в один прекрасный момент выйти из общего дела и начать свой собственный бизнес. Единство человека гораздо важнее всех разделений, которые можно в нем обнаружить. В Систематике, единство рассматривается в качестве первостепенного условия существования системы как таковой; различия между членами системы, какими бы важными они не были, в данном случае, второстепенны. Единство человека определяется не способом совмещения его различных частей, а природой его сущности. Вы, возможно, ждете, что я назову "Я" в качестве объединяющего фактора, но это не так. Кроме того, было бы ошибкой утверждать, что человек един, потому что его воля едина. Напротив, воля едина только у трансформированного человека, с окончательно сформировавшейся душой. Все мы хорошо знаем, что наша психика является полем битвы между враждующими волями. Человек един в том смысле, что его тело едино: оно способно жить лишь при условии целостности его органов. Тем не менее, существует исключительно важная разница между человеком и его организмом. Организм появляется в результате естественного процесса, человек же становится реальным, благодаря процессу, выходящему за рамки его природы. Все мы являемся людьми, в том смысле, что все основные части – тело, душа и дух – присутствуют в нас, хотя и в неразвитом состоянии. Можно сравнить это с оплодотворенной яйцеклеткой, которая содержит в себе все необходимое для последующего развития, но еще не стала тем, чем должна стать. При этом оплодотворенная яйцеклетка в организме матери, безусловно, является полностью и исключительно человеческой, так как не может стать чем-либо, помимо человеческого организма. То же самое и с человеком: у нас есть все необходимое, для того чтобы стать настоящими Людьми, но это может произойти только в результате роста и развития. Существует, однако, одно обстоятельство, не учтенное в этом сравнении. Оно заключается в неестественном состоянии естественного человека. Он не может развиваться естественно и нормально, поскольку ряд оказываемых на него влияний не позволяют ему делать этого. Я говорю о влиянии Первородного Греха. Человека тянет наружу, к материальному миру, и это мешает ему воспринимать направляющие и указывающие путь влияния его собственной духовной сущности, о которой мы говорили вчера. Следовательно, для развития необходимо изменение направления влияний. Мы, христиане, верим в то, что это стало возможным для всех людей через Спасение. В то же время, никто не считает подобное изменение осуществимым, без принятия соответствующих условий. Я вовсе не имею в виду, что человек может перейти под покровительство собственной духовной сущности, только если крестится в Христианской Церкви. Мы верим, что все человечество всех времен было спасено единым актом, и что все люди, принявшие условия такого изменения, могут быть трансформированы, даже если никогда не слышали о Христе. Таким образом, для нас важно узнать, в чем же состоят эти условия, и это единственная услуга, которую может оказать нам "духовная психология". Остальное относится к богословской сфере. Вспомните о различиях между материальной самостью (которая практически соответствует характеру Разделенной Самости) и духовной сущностью (то есть, судьбой, которую мы можем реализовать за время своей жизни на Земле). Первое следствие переворота заключается в том, что человек должен стать более внимательным к потребностям своей духовной сущности, чем к желаниям материальной. Здесь нужно быть особенно осторожным. Из того, о чем мы с вами говорили до сегодняшнего дня, может сложиться впечатление, что есть две отделенные друг от друга "реальности", материя и дух, и мы должны сделать выбор между ними. Это не совсем так. Есть только одна реальность, поскольку дух и материя, на самом деле, не отделены друг от друга. Одна из наиболее важных и удачных особенностей нашего символа заключается в том, что он показывает относительность, как материи, так и духа. Кроме того, он показывает, что материя и дух сходятся и смешиваются друг с другом в центре нашей самости. Душа не является духовной или материальной, она духовно-материальна. Как я уже сказал, все факты материальны, а все ценности – духовны. Тем не менее, это не означает, что Факт можно отделить от Ценности, если, конечно мы не можем сделать этого мысленно. В опыте всегда присутствуют эти два элемента. Даже самая материальная ситуация, для того чтобы мы могли знать ее как факт, должна привлечь наше внимание. Для этого, она должна представлять определенную ценность, какой бы тривиальной она не была. Факт, совершенно лишенный ценности, был бы нам настолько неинтересен, что мы не смогли бы заметить его, и не нашли бы ему места в своем опыте. Мы каждый день проходим мимо бесчисленных фактов, не имеющих ценности, никак с ними не взаимодействуя. Не то, чтобы они вообще не имели ценности, такого не может быть, просто, их ценность для нас настолько малозначима, что не может привлечь нашего интереса. Из того упражнения, которое я дал вам днем раньше, должно быть ясно, что мы не способны воспринимать ценность без факта. В опыте всегда должен присутствовать материальный элемент, пусть даже и в форме ментального образа. То, о чем я говорю сейчас, конечно же, не относится к Интеллекту, или Высшему Интеллектуальному Центру, который способен воспринимать чисто духовные ценности. Я говорю все это, для того чтобы вы поняли, что хотя дух и материя коренным образом отличаются друг от друга, они всегда вместе. Объединять их должен третий элемент, который не является ни материей, ни духом, но способен удерживать их вместе, превращая во что-то отдельное. Не растекаясь мыслью по древу, скажу, что этим третьим элементом является Воля, а тем новым, что в результате образуется – Реальность. Иными словами, воля действует на материю и дух, реализуя их. Таким образом, она "одухотворяет материю" и "актуализирует дух". Поскольку это обстоятельство исключительно важно для понимания всего того, над чем мы работали всю эту неделю, я изложу его еще одним способом. В Драматической Вселенной я использовал слово "Гармония" для обозначения места встречи Факта и Ценности. Для того чтобы обрести ценность, фактическая ситуация должна прийти к гармонии с соответствующими качествами. Для того чтобы реализоваться, ценность должна быть "облачена в факт". Я приведу иллюстрацию. Допустим, художник решил написать портрет. Он хочет написать картину, а не сделать фотографию; ему недостаточно показать, что он видит, он хочет изобразить, кого он видит. Но "человек, сидящий перед ним", скрыт. Художник может отобразить черты его характера: рот может выражать злость, хитрость, благородство, чувствительность, решимость и дюжину других "зверей из джунглей". Предположим, художник не удовлетворяется этим и хочет изобразить личность, стоящую за характером. Другими словами, его интересует духовная сущность. Но ее нельзя увидеть, или даже представить себе мысленно. Художнику приходится как-то вытаскивать ее из духовного мира и сочетать с материальной, внешней формой тела, чувствительностью, желаниями и, возможно, даже с внутренним состоянием самости. Если художнику это более или менее удается, он создает подлинное произведение искусства. Он может быть Рембрандтом или Микеланджело, Ренуаром или Пикассо; его стиль и школа, в данном случае, не имеют значения. Если он настоящий художник, он совершил творческий акт. После того, как творческий акт совершился, факт не может быть отделен от ценности. Портрет представляет собой работу искусства, творение, результат акта. Как таковой, он не является ни фактом, ни ценностью. Смотря на краску на холсте, мы видим перед собой паттерн фактов. Когда же мы заостряем свое внимание на качествах, то воспринимаем паттерн ценностей. В то же время, и в том, и в другом случае, мы уходим от самого акта. "Пот и кровь, слезы и труд" неотделимы от реальности произведения. Мы говорим, что перед нами работа, и эта работа отображает свойство, за счет которого произведение было создано. Сила работы в акте, не в факте, и даже не в том, что эта работа стремится передать. Не следует уподоблять объединение духа и материи смешиванию масла с уксусом; оно больше похоже на химическую реакцию, посредством которой кислота и щелочь образуют соль. Соль – это результат, но ее вкус определяется актом, благодаря которому произошли химические изменения. Человеческая природа насквозь и полностью охвачена этим внутренним взаимопроникновением различных элементов. Душа является результатом объединения самости и духа, и при этом совершенно отличается от исходных элементов. Все, что образуется таким образом, может быть только результатом акта. Теперь мы можем перейти ко второму вопросу: "Кто есть Я?" Существует множество философских ответов на этот вопрос, то есть, ответов, удовлетворяющих нашему Разуму, но которые, сами по себе, не обеспечивают такую уверенность, когда мы можем сказать: "Я понял. Да это так, потому что я вижу, что это так". Надеюсь, что нам удастся приблизиться к такой уверенности, прежде чем наша сегодняшняя беседа подойдет к концу. Во-первых, мы можем сказать: Я есть действие, Я есть мой акт. Своим актом я охватываю Реальность, которая одновременно является и источником, и подтверждением "Я". Кроме того, можно сказать: Я есть видящий, Я есть делающий, Я тот, кто испытывает мой опыт. Я не зрение и не зримое, я то, что объединяет зрение и зримое. Или иначе: Я есть внутреннее. Нет ничего внутри "Я". Я внутри всего. А можно сказать и так: Я есть Воля. Я то, что я волю. То, что я волю, есть Я. Наконец, Гурджиев говорил: Я могу – Я желаю – Я есть. Я могу желать. Я есть могу. Я уверен, вы понимаете, что все эти фразы указывают на одно и то же. Тем не менее, они не дают нам возможности сказать, что мы увидели и поняли, что означает "Я" по отношению к "я". Давайте теперь вернемся к нашему символу и начнем с того, что подобающим местом "Я" является центральная точка. Тем не менее, было бы ошибкой полагать, что "Я" представляет собой "неподвижную точку вращающегося мира". "Я" никогда не стоит на месте; сейчас оно в моих мыслях, через мгновение оно в моих глазах или руках, еще через секунду оно среди моих симпатий и антипатий. Через некоторое время, Я попадаю в сети какой-нибудь животной страсти, желания или стремления самоутвердиться. Что бы ни угрожало моему центру, "Я" встает на защиту эгоизма. Если Я иногда возношусь в духовный мир и созерцаю безвременные реальности, то не могу сказать ни как Я туда попал, ни что меня оттуда вытащит вновь. Кроме того, я вынужден признать, что нет таких подлых и отвратительных мыслей, за которыми бы "Я" не могло волочиться. В связи с этим, у меня возникает сомнение, не является ли этот венец славы человечества, самой низкой и ничтожной моей частью. Иногда, в отчаянных поисках себя, я вспоминаю, что "Я есть воля", и что "Я могу, и, значит, Я есть". Тогда я понимаю, что должно быть и другое состояние "Я", которое отличается от беспомощного участия во всех калейдоскопических изменениях, явно относящихся к "я". Тогда я понимаю, что "Я" не должно барахтаться в потоке происходящего. Я вспоминаю стихотворение Джорджа Мередита, оказавшее на меня огромное впечатление, когда я был ребенком: Quot; … и говорит мне лес: Не знаю надежды я, не знаю страха; принимаю все, что грядет. Взгляд мой стремится к пейзажам прекрасным, Уродливый мерзок мне вид. Мил как Рай мне воздух ясный, А Рай - словно лучик блестит". Если природа может стремиться к красоте и отвергать уродство, что она и делает столь чудесно и постоянно, разве не могу и я поступать так же? Разве я не могу стремиться к прекрасным духовным образам, и поворачиваться спиной к омерзительным? Конечно же, я могу делать это, и, поступая так, я снова становлюсь уверенным в том, что Я есть воля. Долгие годы я шел по этому пути, желая использовать все свои силы на поиск духовных реальностей, или, как говорил Гурджиев, на самовоспоминание. Снова и снова меня преодолевало разочарование. "Я" казался себе слабым и беспомощным как никогда, но затем появлялось что-то, что заставляло меня пытаться снова и снова. В конце концов, я убедился в том, что "Я" – это действительно воля, и должен быть способ сделать "Я" хозяином моего собственного дома. Позже я понял, и, на самом деле, убедился в том, что этого невозможно добиться собственными усилиями. Трансформация, к которой я стремился, происходит совершенно иначе, чем я представлял себе. Наш символ поможет вам разобраться в том, что я говорю. На сей раз я кое-что к нему добавил. Из двух совмещенных треугольников, символ превратился теперь в некую разновидность креста. Мы можем теперь выделить в нем пять различных элементов: 1. Тело. Сюда относятся три низших самости: материальная, реагирующая и разделенная. Каждая из них представляет собой "организованную энергию", которая связана с физическим телом, хотя и может существовать отдельно от него. 2. Дух. Сюда, прежде всего, относится духовная сущность человека. Думаю, хотя и не уверен, что сюда также следует отнести и Ангела Хранителя. 3. Душа. Это Истинная Самость человека. Пока эгоизм удерживает свои позиции в человеке, душа поделена между духовными и материальными влияниями. Она представляет собой поле битвы противоборствующих воздействий. Это также вместилище, хранящее мои материальные и духовные потенциальности как целостного человека. И, наконец, это также мостик, который должен быть возведен между двумя мирами. ДУХ
ТЕЛО Рис. 9. Человек как Целое 4. Утверждающая Воля. Это, как раз, тот аспект "Я", о котором мы говорили. Я могу, и, значит, Я есть. Можно также назвать это "мужской" волей. 5. Воспринимающая Воля. На эту разновидность воли я только что намекнул. Это воля, которая подчиняется и принимает. Это скорее воля получать помощь, чем действовать. Я есть хотение. Можно назвать этот вид воли "женской" волей, которая есть во всех нас. Вероятно, у вас есть много вопросов по поводу этого символа. Прежде всего, где "Я"? Вернее всего будет сказать, что "Я" входит по двум каналам, слева и справа. Я может быть где угодно, и там, где оно находится в данный момент, располагается и центр тяжести человека. "Я" определяет центр моего бытия в данный момент. Я должен стремиться к тому, чтобы "Я" постоянно пребывало в центре моей души, и я мог бы выполнять первостепенную задачу моего существования, то есть, служить связью между духом и материей. Каким же образом я должен исполнять свое предназначение? Я буду вынужден возложить нелегкий груз на свои плечи; я должен быть сильным. Сила "Я" отражена в словах "Я могу". Каким образом "Я" набирается сил? В результате действия. Если мое "Я" не способно действовать, душа становится слабой и жалкой, когда же Я действует, душа крепнет. Сильная душа привлекает к себе "Я". Я должен хотеть. Каким же образом я хочу? Я хочу, потому что вижу. Сознательность позволяет мне хотеть. Я вижу, что такое материя, я вижу, что такое дух. Я вижу значение количества в материальном мире и качества – в мире духа. Я хочу гармонии и единства между ними. Это желание привлекает "Я". Я могу видеть, только если правильно выбран угол зрения; можно видеть все вокруг, только если стоишь на вершине горы. Лучшей обозревательной площадкой является центр, и именно там должно пребывать "Я". Когда "Я" вовлечено в материальную самость, оно не различает качества. То, что относится к качеству, здесь сводится к "какую ценность это имеет?" Ценность, в данном случае, рассматривается с материальной точки зрения. На чувствительном уровне ценность трактуется с позиции симпатий и антипатий. То, что мне нравится, имеет определенную ценность, то, что мне не нравится, можно убрать с глаз долой. Виденье подменяется реагированием. Здесь нет ценностей, только симпатии и антипатии: Я есть "нравится" или Я есть "не нравится". В Разделенной Самости сосредоточены все мои желания, амбиции, страхи и потребности. Ценность здесь принимает вид моих "вожделений". Здесь нет того, что "Я хочу". Далее, в центре, нас подстерегает серьезная опасность: я могу отвергать любую волю, помимо своей собственной, и погружаться в эгоизм. Тогда на поверхность выходят "Я требую", "Это мое право", "Все создано для меня" и т. п. Это происходит, когда "Я" заперто в центре. Когда же центр самости начинает раскрываться, у "Я" появляются широкие желания. Это уже не самолюбивые желания, но желания, которые принимают и получают. Только когда "хочу" и "могу" приходят к гармонии, Я ЕСТЬ. В этом случае, происходит объединение мужского и женского начал с нашей собственной природой. С этой точки зрения, можно сказать, что Я есть союз Я могу и Я хочу. Безусловно, этот союз возможен для любого человека, который обладает возможностью желать и мочь. На рисунке 9 все изображено в одной плоскости. На самом же деле, следует представлять себе этот символ в трех измерениях. Штриховые линии должны располагаться вертикально на другом плане, по отношению к материи и духу. Можно разместить четыре основных элемента в форме тетрады (см. рис. 10). Таким образом, тетрада отображает дух и материю как "поле деятельности" Воли, сбалансированной, как и должно быть, между утверждающим мужским и воспринимающим женским началами. Это предполагает, что на завершенном символе, состояние "Я" не связано с местом или уровнем. Очень важно понять это. Как я уже говорил, очень редко человеку удается стать по-настоящему духовным; то есть достичь объединения пятого уровня с самостью. Духовные люди, или святые, встречаются очень редко. Однако еще реже появляются пророки и посланники, чья духовная сущность вообще приходит со внеземного уровня. Может показаться, что мы обделены собственной судьбой, что если нам не суждено стать святыми, то мы очень ограничены по своим возможностям, и вообще не способны стать полезными людьми. Это действительно так, если рассматривать человеческую судьбу исключительно с точки зрения материального и духовного поля действия. В то же время, ситуация выглядит совершенно по-другому, если взглянуть на нее с позиции "Я" и воли. В этом смысле, маленькое и большое перестают иметь значение; каждый человек способен создавать реальность. В общей Гармонии Творения маленький акт настолько же реален, как и большой. Именно из маленьких актов строится Реальность, цель всего творения. Каждый поступок, каждый акт, действительно объединяющий духовное с материальным, является реальным. Каждый человек способен на подобный акт. Какими бы маленькими не были эти акты, их значение бесконечно, по сравнению с простой деятельностью, когда не происходит объединения духа и материи. Я говорю "бесконечно" отнюдь не в фигуральном значении этого слова. Подобно тому, как трехмерное тело бесконечно грандиознее двухмерной поверхности, реальный акт бесконечно весомее простой актуализации. Date: 2015-05-22; view: 487; Нарушение авторских прав |