Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Самость и душа





В среду мы сделали перерыв на отдых. Я рассказал о своем визите к Шивапури Бабе год назад и показал фильм об этом удивительном, но уже слабом человеке, которому тогда было более 136 лет. На следующий день мы вернулись к обсуждению Духовной Психологии, и перешли сразу к самому центру человека, в котором он должен по-настоящему найти себя.

Дж. Г. Б. – Теперь нам надлежит приподнять "занавес сознательности", как говорит Шивапури Баба, и перейти к изучению Истинной Самости человека. Наше сознание не может выйти за пределы сознания, также как и мышление не может выйти за пределы мышления. Тем не менее, и сознательность и мышление, при помощи символов и образов, могут быть подведены разумом к некому прозрению или интуиции того, что для них недоступно.

Я счел для себя наиболее удобным разбирать эти вопросы с точки зрения энергий. Глубинные психологи, в свою очередь, пытались разгадать секреты самости при помощи косвенных проявлений. Сам Юнг считает, что нет доказательств существования "Самости", и называет ее психологической концепцией. Веды и Упанишады предлагают простое решение этой проблемы: самость человека – это Самость Всего – Атман есть Брахман. Однако такой подход оставляет без внимания вопрос о значении индивидуальной самости, в результате чего, сбил многих людей с пути позитивного делания. Суфии говорят: фана есть бака: исчезновение есть воскресение, из чего следует, что самость, умирающая для обособленности, восстает вновь в Единстве с Богом. Эта мистическая формула может иметь для нас грандиозное значение, но я сомневаюсь, что кто-либо способен понять ее, не имея соответствующего опыта.

Поэтому, я возвращаюсь к моему более "научному" подходу. Существуют различные космические энергии. Они являются материалом, на основе которого Бог воздвиг нашу удивительную вселенную. Эти энергии формируют иерархическую последовательность, начиная с бесформенной неопределенной энергии тепла, различных материальных энергий и энергии жизни. Высшей энергией жизни является чувствительная, и мы уже с вами обсуждали, каким образом она образует Реагирующую Самость. За энергией жизни следует энергия сознательности, формирующая Разделенную Самость, которая, в свою очередь, делает человека подвластным собственным желаниям и страстям. В связи с этим, появляется вопрос: что находится "внутри" сознательности? Ясно, что нельзя ответить на вопрос, заданный в таком виде. Давайте сформулируем его иначе и спросим себя, какая энергия способна контролировать желания? Теперь на этот вопрос довольно легко ответить. Хозяином желаний является сила, использующая желания и направляющая их на собственные нужды. Сама эта сила не должна зависеть от желаний. Невозможно представить себе, чтобы какая-нибудь бесцветная энергия, какая-нибудь пустая сознательность, имела бы власть над диким буйством желаний.

Для того чтобы контролировать желания нужно быть свободным и сильным. Это означает, что должен быть субстанциальный, устойчивый центр такого контроля. Тем не менее, нам пока еще рано говорить о нем. Сейчас я просто пытаюсь создать у вас представление о качестве, которое должно лежать в основе энергии, контролирующей все остальные энергии, образующие человека. Машина управляется энергией жизни. Жизнь, в свою очередь, определяется сознательной энергией, от которой исходят все наши желания, и которая лежит в основе характера. Что-то за рамками сознательности делает нас сознательными. Что-то заставляет нас желать и способно регулировать наши желания; что-то, что стоит за нашими желаниями.

Мы все, так или иначе, знаем о потребности жить, которая поддерживает нас на плаву, даже если жизнь ужасна. Когда эта потребность жить пропадает, человек умирает, и никто не знает, почему приходит эта "жажда смерти". Насколько можно судить, энергия истинной самости каким-то образом связана именно с этой потребностью жить, которая сильнее самой жизни. Мы не способны понять ее и даже не можем осознавать ее место в нашей природе.

Гурджиев говорил, что человек не может представить себе процесс собственной смерти. Постарайтесь почувствовать всю глубину этой мысли. Бытие и его конец – реальности более глубокие, чем сознательность, чувствительность и наша автоматическая деятельность.

Вероятнее всего, четвертый вид энергии несет в себе нечто от той колоссальной силы, которая привязывает нас к жизни. Хотя, конечно же, это всего лишь один из подходов к ситуации. Наряду с волей к жизни существует и своеволие, делающее нас самих и наши дела гораздо более важными для нас, чем все остальное. Таким образом, в качестве негативной стороны, мы можем говорить об энергии эгоизма. "Я должен жить. Я должен жить по-своему. Я – единственное важное существо в мире, и все должны признавать это. Я! Я! Я!" Этот голос звучит в каждом из нас, как бы мы ни пытались скрыть его. Есть ли что-нибудь сильнее этого? Разве даже самые сильные желания не отступают перед эгоизмом? Разве человек не пойдет на что угодно, на любые лишения, ради удовлетворения своего эгоизма?


Однако вряд ли все могло бы ограничиться эгоизмом. Не может быть, чтобы, проникнув в самый центр нашей природы, мы бы не нашли там ничего, кроме отвратительного эгоизма. Эгоизм – это лишь искаженный образ того, что действительно должно быть там, свободной воли, способной быть, как хозяином, так и слугой. Человек был наделен создателем особой природой, дающей ему возможность быть свободным и ответственным существом. С этой целью, ему была открыта четвертая энергия, позволяющая человеку создавать собственную судьбу и вносить свой независимый вклад в достижение Божественной Цели Великого Творения.

Однако для этого человек должен, прежде всего, стать собой, то есть, стать тем, кем ему предназначено быть. По-видимому, эта четвертая энергия, в особенности, связана с формированием самостей. До сих пор, наши рассуждения были более или менее безличными. Теперь и далее, мы уже не сможем отделять энергию от самости, через которую она действует. Воля к жизни и эгоизм с одной стороны, а также воля к свободе и творческая сила с другой, не могут быть представлены отдельно от самости, через которую и в которой они действуют.

В связи с этим, мы начнем сегодня с концепции Истинной Самости человека. Рассуждая о первых трех уровнях природы человека, я мог сначала познакомить вас с энергиями и качествами, и лишь затем показать, как на их основе формируется самость. Сегодня нам придется поступить иначе и начать с того, что в самом центре "я" находится "я сам". В этой точке "я" и "я" сам сходятся. Изучая далее внешние уровни, мы можем говорить о различной глубине "я", но здесь уже нет более внешних и более внутренних частей.

Это еще не все. До сегодняшнего дня я старательно избегал слова "Я", но вы, возможно, заметили, что, говоря об эгоизме, я использовал восклик "Я! Я! Я!". Здесь, в центре, Я и я сходятся. Это не означает, что между "собственно Я" и Истинной Самостью можно поставить знак равенства. Просто, место "собственно Я" в Истинной Самости.







Date: 2015-05-22; view: 400; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию