Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Седьмой доклад





16 апреля 1909 г.

 

В начале сегодняшнего доклада мне хотелось бы сделать одно небольшое замечание, связанное с окончанием вчерашнего доклада. Я убедился в том, что некоторые из уважаемых слушателей придали определенное значение тому - и, разумеется, абсолютно возможно задаться такой мыслью - что в той эскизной схеме, которую я представил вам, все отдельные планеты поставлены в один ряд с Солнцем, и показано некоего рода общее, как говорят, соединение, конъюнкция, но я категорически заявляю, что подобное не имеет места в том, о чем идет речь. Все это понадобится нам в будущем. Очень важно, чтобы у нас не создавалось никаких ложных представлений.

Согласно Коперниканской системе, мы сначала отмечаем Солнце, затем то, что в наше время называется Меркурием, а в эзотерическом плане - Венерой; затем - Венеру, которая соответствует Меркурию в эзотерическом смысле. Затем, согласно коперникаской системе, следует Земля со своей Луной; далее расположены орбита Марса, орбита Юпитера и, наконец, орбита Сатурна. Такова Коперниканская система мироздания. А теперь, как я уже говорил, мне хотелось бы поведать вам об этом так, как это преподавали в школе Заратустры. Не следует думать, что Заратустра всегда сам излагал свое учение; это - элементарные истины, которые изучались в школах Заратустры.

Представим себе, что перед нами - созвездие Близнецов. Необходимо отметить те точки, которые просто расположены на этой линии между И и Солнцем. А теперь - независимо от того, существует ли в действительности такое соединение или нет - соедините одной линией Солнце с созвездием Близнецов. Здесь речь идет не о том, где в данном случае находится Сатурн, Юпитер, Марс, я нарисовал это здесь лишь для того, чтобы обозначить орбиты. Они являются в первую очередь пограничными знаками отдельных иерархий.

А теперь, если мы хотим, например, обозначить область Сатурна, мы должны нарисовать в качестве центра не Солнце, а Землю и начертить вокруг нее окружность - на самом деле это отнюдь не окружность - или своеобразный яйцевидный эллипс, так, чтобы Земля была в центре. Точно так же мы должны поступить и с другими небесными телами. Итак, я прошу не считать второстепенное на этом рисунке главным. Главное же состоит в том, что соответствующие фигуры используются для показа сфер влияния соответствующих иерархий.

Сегодня же давайте более подробно займемся рассмотрением сущности тех членов высших иерархий, которые стоят непосредственно выше человека. Прежде чем перейти к изучению этих иерархий, было бы неплохо начать с человека. Ибо только путем полного прояснения того, что мы уже говорили о сущности человека и его развитии, можем мы подняться к постижению сущности членов высших иерархий.

Мы уже знаем, что человек в том виде, в каком он появился на Земле и в дальнейшем развивался на ней, в основном состоит из четырех членов. Этими четырьмя членами являются его физическое тело, эфирное тело, астральное тело и "Я". Давайте сегодня еще раз схематически рассмотрим, как мы это уже не раз делали, эти четыре элемента человеческого существа. Прежде всего, отметим физическое тело человека в виде круга, точно так эфирное и астральное тела, а также "Я", изобразив его в виде маленького кружочка. Вы уже знакомы с тем, как происходит развитие человека. Человек начинает в течение своего земного развития преобразовывать, исходя из "Я", астральное тело. Мы можем, в сущности, сказать: в какой мере человек посредством своего "Я" преобразовал астральное тело -таким образом, что это преображенная часть перешла во власть "Я" - в такой же мере это можно называть Манасом, или Самодухом, так что, собственно, Манас, или Самодух, как мы уже говорили, следует рассматривать не как нечто прилетевшее откуда-то извне, а просто как преображенный продукт астрального тела человека. Следует отметить, что все сказанное здесь касается человека. Важно, чтобы мы ничего не обобщали, а поняли бы, что существа мира очень сильно отличаются друг от друга.

А теперь изобразим пятый элемент преображенного астрального тела, или, иначе, Манас, в виде отдельной окружности; собственно, он должен быть нарисован в пределах астрального тела. Точно таким же образом мы можем изобразить здесь и преображенное эфирное тело, ибо преображенное эфирное тело мы называем Буддхи, или Жизнедухом. Если же это эфирное тело полностью преображено, оно является полностью Буддхи. Точно так же физическое тело преображается в Атма, если мы будем рассматривать человека в том совершенстве, которого он сможет достигнуть, проходя в своем развитии этапы Юпитера, Венеры и Вулкана. Когда человек на этапе развития Вулкана достигнет высшего совершенства, тогда мы сможем схематически изобразить его следующим образом: мы должны сказать, что у него есть свое Атма, Буддхи, Манас, "Я", астральное тело, эфирное тело и физическое тело. И мы должны в качестве самого характерного на этой схеме рассматривать то, что человек со своими семью принципами является одним целым, что все эти семь принципов пронизывают друг друга. Это самое существенное.


Ибо если мы теперь перейдем к существам следующей иерархии, мы убедимся, что к ним это не относится. Мы можем применять эту схему по отношению к человеку, но не к какому-либо ангельскому существу. Относительно последнего мы должны сказать следующее: этот Ангел уже развил физическое (1), эфирное (2) и астральное (3) тела, и благодаря этому они в известном отношении составляют единое целое. Но теперь мы должны отдельно от них обозначить "Я" (4), Манас (5), Буддхи (6) и Атма (7).

Если же вы хотите уяснить себе природу Ангела, вы должны ясно представлять себе, что те высшие члены, которыми он обладает и до которых может развиться - в действительности у него полностью развит лишь Манас, а два других элемента он разовьет только впоследствии - все эти элементы, так сказать, парят в духовном мире над физическим телом Ангела. И если мы хотим изучить и постичь природу Ангелов, мы должны будем сказать себе: Ангел на Земле не имеет такого, как у человека, "Я", заключенного непосредственно в телесную оболочку. Кроме того, на сегодняшней стадии своего развития на Земле он также не развивает свой Манас. Поэтому те его элементы, которые пребывают на Земле, выглядят совсем не так, как если бы они принадлежали духовному существу. Встречая человека, вы видите: он несет свои основы в себе, и все они органически соотнесены в нем друг с другом. Если же вы хотите изучать Ангела, вы должны иметь в виду, что его физическая оболочка есть лишь отражение его духовных основ, которые можно созерцать лишь в духовной сфере. В воде, текущей, струящейся, восходящей к облакам в виде испарений и далее, в ветрах в воздушном пространстве, в молниях, пронизывающих воздух, и т. п., - во всем этом и следует искать физические тела ангельских существ. И трудности заключаются для человека прежде всего в том, что он полагает, будто тело должно иметь определенные пространственные очертания. Человеку весьма сложно сказать себе: Передо мной - поднимающийся и оседающий туман, взметнувшаяся волна, меня овевает бушующий ветер; я вижу в тучах вспышки молний и сознаю, что это - проявления Ангелов. И за этим физическим телом, не имеющим таких четких границ, как человеческое тело, я вижу духовную сущность.

Все свои основы человек должен развивать изолированно от всех внутри себя. Поэтому он не может представить себе, что физическое тело способно витать и парить, что оно вообще даже может не отличаться соответствующим образом от других тел. Вы должны помнить о том, что, скажем, восемьдесят Ангелов могут быть взаимосвязаны друг с другом, и что некая часть той или иной водной поверхности представляет собой наиболее плотную часть их физического тела. Вообще физическое тело Ангела не нужно представлять себе как нечто ограниченное, имеющее четкие очертания. Ему может принадлежать частица воды здесь и частица воды еще где-нибудь очень далеко. Короче говоря, мы видим, что мы должны все, что нас окружает на Земле в виде воды, воздуха и огня, воспринимать как тела следующей иерархии, стоящей на одну ступень выше человека. Необходимо ясновидческим взором заглянуть в астральный мир, чтобы воочию увидеть "Я" и Манас Ангелов, которые предстают нам в высшем мире. И та область в солнечной системе, которую мы должны исследовать, если хотим изучать ангельские существа, простирается до Луны. Что касается изучения Ангелов, то дело здесь обстоит относительно просто, ибо, если мы, например, имеем дело с физическим телом Ангела, пребывающим в массе воды или в чем-либо подобном, и ясновидческим оком рассматриваем эту водную поверхность или, скажем, ветер, мы сможем увидеть в них и эфирное, и астральное тела. Поэтому все эти три элемента на нашем рисунке показаны соединенными друг с другом. Разумеется, все то, что дышит в ветре, струится и разливается в воде, представляет собой не только материальное отображение, которое способен видеть наш грубый разум, но в самой разнообразной форме в воде, воздухе и огне живет эфирное и астральное существо Ангелов, стоящих на следующей, более высокой, чем человек, ступени развития. Если же вы хотите попытаться исследовать духовно-душевное существо этих Ангелов, вам необходимо будет обратиться к исследованию астральной области или сферы, в которую вы можете заглянуть ясновидческим взором.


Если же мы хотим изобразить и рассмотреть следующую ступень иерархии - Архангелов, то в этом случае дело обстоит совсем иначе. У Архангелов то, что мы обозначаем здесь как "астральное тело", совершенно не связано с физическим и эфирным телами. И то, что можно обнаружить в качестве их низших членов, мы должны обозначить следующим образом: физическое и эфирное тела (1), (2), которые у них, так сказать, пребывают отдельно, и все их высшие члены находятся в высшем мире. И поэтому мы сможем получить полный образ Архангелов лишь тогда, когда будем стремиться отыскать их сразу в двух планах, когда скажем себе: у Архангелов все обстоит иначе, чем у человека, у которого все объединено в одном едином существе. У Архангелов духовная сущность пребывает в высшем мире, и отражается в низшем. Их физическое и эфирное тело могут соединиться друг с другом лишь в том случае, если это физическое тело состоит из воздуха и огня. Таким образом, вы не смогли бы ощутить присутствие физического тела Архангелов в какой-нибудь бурной массе воды. Вы можете воспринимать его лишь в ветре и огне, и духовное подобие этого бушующего ветра и этого огня вы должны ясновидчески искать в духовном мире. Это подобие не связано ни со своим физическим телом, ни со своим эфирным телом.


И, наконец, мы подходим к изучению тех существ, которых мы обозначаем понятием Архаи, Начала, или Духи Личности. В данном случае мы можем рассматривать только их физическое тело, так как все прочее пребывает в духовном мире. И это их физическое тело может жить лишь в огне. И поэтому физическое тело Начал вы можете воспринимать лишь в огне. Когда вы видите сверкающее пламя молнии, вы всякий раз можете сказать себе: там есть нечто от тела Начал, но наверху, в духовном мире, я могу ясновидчески отыскать духовное подобие, которое в этом случае разделено от физического тела. Архаи, Начала, или Духи Личности являются сравнительно доступными для созерцания ясновидческим взором. При этом не забывайте о том, что эти Духи Личности пребывают в той сфере, которая простирается до астрономического Меркурия, то есть, согласно мистериям, до Венеры. Допустим, кто-то дошел до того, что может наблюдать то, что развивается там наверху, на Меркурии. Тогда он сможет воспринимать этих высоко развитых существ, Духов Личности. И если он обратит свой ясновидческий взор на Венеру, чтобы созерцать там собрание Духов Личности, и увидит вспышку молнии, пронизавшую тучи, то в этой вспышке молнии он сможет увидеть отражение Духов Личности, ибо в этом пребывает их физическое тело.

Затем мы поднимаемся к высшим духовным существам, достигающим Солнца. Эти существа, Власти, или Эксузиаи, интересуют нас сегодня несколько меньше. Необходимо лишь отметить тот факт, что их, так сказать, исполнительными органами, являются существа Венеры и существа Меркурия; причем существа Венеры имеют свое физическое тело в огне, а существа Меркурия - в огне и в ветре. Переводя это на обычный язык, вы можете сказать, что те существа, которые обитают на Солнце, превращают в свои подчиненные органы духов Венеры, пребывающих в пламени, и духов Меркурия, обитающих в дыхании ветра. "И сделал Господь языки пламени своими слугами, а ветры - своими посланниками". Прочтите это, ибо такие вещи в религиозных источниках почерпнуты их духовных фактов, и соответствуют ясновидческой способности наблюдения.

Итак, мы убедились в том, что с нашим собственным бытием прежде всего тесно связаны эти три иерархии, стоящие выше нас. Человек представляет собой существо, ставшее таким, каким оно есть, благодаря тому, что оно восприняло в себя нечто от твердой субстанции, от Земли. Это разделяет его от всех других существ, это делает его существом, состоящим из взаимосвязанных друг с другом отдельных членов. На Луне человек еще был таким же существом, как и прочие, но тогда он претерпевал изменения подобно массе воды, которая образует постоянно изменяющееся тело. И лишь на Земле человек был впервые, так сказать, заключен и облечен в свою кожу, и образовал особое, изолированное существо, так что мы можем теперь сказать: человек состоит из физического тела, эфирного тела, астрального тела и "Я". Эта изолированность или замкнутость, в сущности, появилась не слишком давно. Если мы возвратимся в древнюю атлантическую эру, мы еще в первую атлантическую эпоху встретим человека, который еще далеко не полностью ощущал в себе это "Я", который лишь ожидал возможности такого полного восприятия "Я". Если же мы заглянем еще дальше назад, на более ранний этап развития на Земле, мы должны будем сказать: та часть человеческого существа, которую мы имеем на Земле, состоит из физического, эфирного и астрального тел. А если вы отступите еще дальше, в лемурийскую эру, вы встретите на Земле человека, который в некотором роде имеет внизу физическое тело, эфирное тело и астральное тело подобно тому, как это имеют Ангелы. Начиная с этого времени на протяжении всей атлантической эпохи благодаря становлению "Я" человека происходит соединение. В лемурийский период на Земле бродили люди, имеющие лишь физическое, эфирное и астральное тела, но это не были люди, способные мыслить и по-человечески развиваться в современном смысле.

И в это время на нашей Земле происходит нечто знаменательное. Эти люди, которые в лемурийский период бродили по Земле, имея лишь физическое, эфирное и астральное тела, не могли сами себе помочь, они ничего не знали о Земле, не знали того, что им предстоит совершить на Земле. К этим существам с небес спустились в первую очередь жители Венеры, которые, благодаря тому, что они имеют определенное отношение к физическому телу, могли пронизывать и одушевлять физическое тело первых жителей Земли. Итак, среди этих людей лемурийского периода были отдельные существа, которые среди всей огромной массы людей находились совершенно особенным образом, и имели иное, чем все остальные, физическое тело. Такой особо одаренный человек имел не простое обычное физическое тело; он обладал телом, которое было пронизано и одушевлено одним из Духов Венеры, Духов Личности. Вследствие того, что такой человек древнего лемурийского времени нес в своем физическом теле Духа Венеры, он оказывал громадное влияние на все свое окружение. Такие лемурийцы внешне ничем особенным не отличались от своих товарищей, но так как в их физическом теле вместо них пребывал Дух Личности, эти избранные люди оказывали на окружающих в высшем смысле этого слова суггестивное (подчиняющее) влияние. Уважение, благоговение и послушание, с которым относились к ним, не имеют себе равных в наше время. Все осуществлявшиеся тогда переселения на Земле, предпринимавшиеся для того, чтобы заселить отдельные районы Земли, возглавлялись этими существами, в которых пребывали Духи Личности. Тогда не было необходимости в языке, и его в те времена и не существовало, не было необходимости ни в каких знаках, ибо достаточно было одного присутствия такой личности. И когда такая личность считала необходимым переселить огромные массы людей с одного места на другой, за ней незамедлительно и без каких-либо размышлений следовали все эти массы людей. Способности мыслить тогда еще не существовало, она развилась значительно позднее.

Таким образом, Духи Личности в образе Духов Венеры спустились на Землю в древнее лемурийское время. Поэтому мы можем сказать, что эти Духи Венеры, принимавшие на Земле человеческий облик, - насколько в те времена вообще могла идти речь о человеческом облике, - значили нечто совершенно иное во всей системе мироздания. Если рассматривать их космическое значение, то оно простиралось до Венеры, и их деяния имели значение для всей космической системы мироздания. Они могли вести за собой людей с одного места на другое, ибо они познали это исходя из той взаимосвязи, которую можно уяснить себе, если знать также и то, что окружает Землю, а не только одну лишь Землю.

Между тем развитие человечества продолжалось. И вот возникла необходимость того, чтобы в развитии приняли участие Архангелы, Духи Меркурия; они должны были одушевить и оживить все то, что тогда уже существовало на Земле. Все это происходило преимущественно во времена Атлантиды. Тогда Архангелы, или Духи Меркурия, снизошли на Землю. Они были способны оживлять и одухотворять физические и эфирные тела определенных людей. Так среди атлантического населения вновь появились такие люди, которые внешне ничем особенно не отличались от остальных, но которые в своих физическом и эфирном телах были одушевлены Архангелом. И если вы припомните, что мы говорили вчера о том, что Архангелы имели задание управлять целыми народами, вы сможете понять, что такой человек, носивший в себе Архангела, действительно мог давать всему племени, населявшему Атлантиду, соответствующие законы, прочитанные на небесах.

Итак, в древнее лемурийское время, когда еще было необходимо действовать в широких масштабах, великие вожди были пронизаны Духами Венеры. Тех, кто в атлантическое время должны были руководить меньшими народными массами, пронизывали Архангелы. Те, кого называют жрецами-царями эпохи Атлантиды, представляют собой Майю: они были совсем не тем, чем казались по наружности. В их физическом и эфирном теле обитал Архангел, который, собственно, и был действующей силой. Возвратившись назад в это атлантическое время, мы сможем найти сокровенные места пребывания этих вождей человечества. Они действовали непосредственно из этих сокровенных центров Атлантиды, там они изучали тайны мироздания. Все то, что в те времена изучалось и исследовалось в древних сокровенных центрах Атлантиды, можно обозначить именем Оракула, хотя это слово и имеет более позднее происхождение. Название "местопребывание Оракула" очень хорошо подходит для обозначения именно мест обучения и управления тех людей атлантического времени, которые несли в себе Архангела. Именно оттуда они действовали в качестве великих учителей, привлекая к себе других людей, которых они делали служителями и жрецами в тех же самых местах пребывания оракула атлантов.

Очень важно сознавать, что в древней Атлантиде существовали люди, бывшие, в сущности, Архангелами, которые в своем физическом и эфирном теле несли воплощенного Архангела. Если бы ясновидческий взор встретил такого человека, он на самом деле увидел бы физического человека и поднимающийся за ним величественный образ, стремящийся в беспредельные сферы и теряющийся в них - образ Архангела, инспирирующего его. Такая личность имела две природы, как если бы за спиной физического человека, вырастая из неопределенного и беспредельного пространства, пребывал инспирирующий его Архангел. Когда эти люди умирали, их физическое тело, согласно законам Атлантиды, распадалось и гибло. Оно, это физическое тело, растворялось, хотя Архангел инспирировал также и его, тогда как эфирное тело не растворялось. Существует некая спиритуальная экономия, требующая исключений в том, что в общих случаях должно приниматься как духовнонаучная истина. Мы говорим - ив общем смысле это совершенно справедливо - что, человек, умирая, сбрасывает свое физическое тело, а через некоторое время и свое эфирное тело. И это эфирное тело также распадается, за исключением некой квинтэссенции. Однако так обстоит дело лишь в общих случаях. Существует огромная разница между таким эфирным телом, которым обладали посвященные атлантического оракула, заключавшие в себе Архангела, и обыкновенным эфирным телом. Такое ценное эфирное тело не исчезает и не растворяется, оно сохраняется в духовном мире. И вначале, благодаря усилиям величайшего вождя атлантического Оракула, были сохранены семь ценнейших эфирных тел семи великих вождей этого оракула. Первоначально эти эфирные тела были сотканы в результате того, что в них пребывали Архангелы, которые после смерти, разумеется, возвращались в высшие миры. Такое тело сохраняется, разумеется, не в кладовых или тайниках, а в соответствии с спиритуальными законами.

Атлантический посвященный солнечного оракула был не кто иной, как тот, кого часто называют Ману, кто увел в Азию остатки населения Атлантиды, чтобы основать новые культуры послеатлантической эпохи. Он собрал свое маленькое племя и увел его в Азию. На протяжении жизни целого ряда поколений он направлял людей, и когда были подготовлены семь избранных посвященных, он поселил в их собственные эфирные тела семь сохраненных эфирных тел, которые были сотканы в древней Атлантиде благодаря Архангелам. Эти семеро были посланы великим вождем, чтобы основать первые культуры послеатлантического времени. Они и есть те семь святых Риши культуры Индии; они несли в себе эфирные тела великих вождей атлантического времени, которые получили эти эфирные тела непосредственно от самих Архангелов. Так совместно действовали прошлое, настоящее и будущее. В этих семи людях, которых называют святыми Риши, вы увидели бы обыкновенных людей, астральное тело и "Я" которых не достигало той высоты, на которой стояло их эфирное тело. В эфирном теле были заключены их возможности, к тому же у них имелось определенное время, когда в их эфирном теле действовала инспирация. Тогда они говорили такие вещи, к постижению которых они не могли бы прийти самостоятельно; и тогда с их уст исходило все то, что инспирировалось в них посредством их эфирного тела. Когда они бывали предоставлены своим собственным суждением, они проявляли себя как простые люди. Когда же наступало время инспирации и начинало активно действовать эфирное тело, они изрекали величайшие тайны как о нашей Солнечной системы, так и вообще о всей Вселенной.

В послеатлантическую эпоху человечество еще не продвинулось в своем развитии настолько, чтобы человек более не нуждался в помощи свыше, чтобы отпала необходимость в высшем водительстве, но также и тогда еще существовал некий особый род водительства свыше. Мы уже видели, как такое водительство лемурийского населения происходило в результате того, что в физическое тело воплощались Духи Личности. В атлантический период физическое и эфирное тела пронизывали Архангелы; и дальше, в великих вождей человечества послеатлантической эпохи воплощались Ангелы, пронизывая их физическое, эфирное и астральное тела. Великие вожди первого послеатлантического времени не просто обладали человеческим физическим, эфирным и астральным телом, в них также пребывал Ангел. Благодаря этому эти великие вожди могли созерцать свои прежние инкарнации. Обыкновенный человек не может сделать этого, так как он в своем развитии не достиг ступени Манаса; он должен сначала сам стать Ангелом. Такие вожди, рождавшиеся из среды простого народа, несли в своем физическом, эфирном и астральном телах ангельское существо, одушевлявшее и пронизывающее их. Итак, это вновь была Майя, это были вновь существа, которые были другими, нежели то, чем они казались на Земле. И великие вожди времен седой древности были также чем-то совершенно отличным от того, чем они казались внешне. Это были личности, в которых пребывал Ангел, дававший им все, в чем они испытывали необходимость для того, чтобы быть учителями и вождями человечества. Великие основатели религий и религиозные вожди были именно такими людьми, в которых обитал Ангел. Их устами говорили Ангелы.

Хотя и мировые явления необходимо описывать в строго упорядоченной последовательности, но процессы развития всегда тесно переплетаются друг с другом. И то, что мы изображаем в строгой последовательности, не происходило на самом деле в такой последовательности. Разумеется, в основном такая последовательность соблюдалась, так что в лемурийский период посредством человеческих существ говорили и действовали Духи Личности, в атлантическое время - Архангелы, а в послеатлантическое время - Ангелы. Однако до послеатлантического времени сохранились и присутствовали также такие существа, которые были вплоть до их физического тела пронизаны Духами Личности. Таким образом, эти существа, несмотря на то, что они обитали в послеатлантическое время, находились, в сущности, в том же положении, в каком когда-то находились существа лемурийского времени, через которых говорили Духи Личности. Итак, и в послеатлантическое время могли существовать люди, которые обладали всеми характерными признаками обычных людей, присущими целым народам, и, кроме того, заключавшие в себе - поскольку человечеству требовались великие вожди - Духов Личности, и бывшие, так сказать, внешним воплощением таких духов. Кроме того, в послеатлантическое время существовали люди, которые несли в себе Архангела, то есть Духа Меркурия, одушевлявшего их физическое и в особенности эфирное тело. И, наконец, существовал третий тип людей, которых в их физическом, эфирном и астральном телах пронизывало и инспирировало ангелоподобное существо, через которых, таким образом, говорил Ангел.

В соответствии с духом восточного учения такие человеческие индивидуальности вновь получали совершенно особые имена. Так, человеческая личность, которая хотя и была по наружности человеком нашего послеатлантического времени, но заключала в себе собственно Духа Личности, которая вплоть до ее физического тела было полностью пронизана этим духом Личности, согласно восточному учению именовалась Дхьяни-Буддой. Дхьяни-Будда представляет собой как бы общее название для всех человеческих индивидуальностей, которые вплоть до своего физического тела пронизаны Духом Личности. Те индивидуальности, которые в послеатлантическое время пронизаны вплоть до эфирного тела Архангелом и несут в себе Архангела, именуются Бодхисаттвами. Тех же, кто несет в себе Ангела, а значит, пронизаны им в своих физических, эфирных и астральных телах, называют человеческим воплощением Будды. Итак, мы имеем три ступени: Дхьяни-Будда, Бодхисаттва, и человеческие воплощения Будды. В этом и состоит истинное учение Будды, повествующее о классах и категориях Будды, которое мы рассматриваем здесь во взаимосвязи с разнообразными способами, которыми изживают себя иерархии.

Самое удивительное в том, что предстает нам, когда мы обращаем взор в прошлое, на древних, неразвитых людей, это то, что мы находим среди них таких людей, через которых из космоса обращались к планете, в сущности, великие иерархии, и что постепенно эти Духи высших Иерархий, действовавшие еще до возникновения нашей Земли, покидали людей, живших здесь внизу, то есть людей планеты, в той мере, в какой они становились зрелыми. В этом мы усматриваем глубочайшую мудрость. И чрезвычайно важно, чтобы мы рассматривали эту мудрость именно в том смысле, в каком ее изучали в древнейшие времена, когда человечество постигало древнюю мудрость мира.

Таким образом, когда вы слышите о Буддах - а в восточных учениях говорится не об одном Будде, а о многих, среди которых, естественно, встречаются различные степени совершенства - то имейте в виду следующее: Будда приходит на Землю, а за ним, так сказать, следует Бодхисаттва или даже Дхьяни-Будда. Но дело может обстоять и так, что Дхьяни-Будда и Бодхисаттва, например, не спустятся вплоть до воплощения в физическом теле, а что Бодхисаттва спустится лишь до воплощения в эфирном теле, так что вы можете предположить такое существо, которое не доходит до того, чтобы пронизывать и инспирировать также физическое тело человека, а пронизывает лишь эфирное тело. При этом может случиться так, что такой Бодхисаттва, который физически совершенно невидим - ибо, если он является в одном лишь эфирном теле, он, естественно, остается физически невидимым, и такие Бодхисаттвы, физически невидимые, действительно существовали - такой Бодхисаттва в особенности способен инспирировать человеческое воплощение Будды, будучи существом высшего плана. В этом случае мы имеем человеческое воплощение Будды, которое уже инспирируется ангельским существом, а в эфирном теле, кроме того, инспирируется Архангелом.

Это самое существенное из того, что мы видим в удивительном по своей сложности человеческом существе. И мы, в сущности, лишь тогда поймем большинство индивидуальностей, живших в древние времена, когда мы их рассмотрим в качестве средоточия разных существ, изживающих себя и возвещающих о себе посредством человека. Ибо многим векам поистине не хватало великих и выдающихся людей, которые инспирировались бы и одухотворялись Духами, которые должны были действовать в них. Иногда одна единственная личность пронизывалась и одухотворялась самыми различными индивидуальностями высших иерархий. И часто, когда перед нами возникает такая личность, в ней и через нее с нами говорит, так сказать, не только население Меркурия, но Меркурия и Венеры вместе. Таким образом, вы видите, это все суть понятия, которые ведут нас к пониманию сущности человеческого развития, и поэтому мы познаем истинный облик личностей, в то время как они, представая перед нами как физические люди, являются, в сущности, лишь иллюзией.

Завтра мы начнем наш доклад с рассмотрения особенностей возникновения отдельных физических планет, которые мы до сих пор рассматривали лишь в качестве пограничных знаков, чтобы суметь увидеть в них места обитания соответствующих духовных существ.








Date: 2015-05-22; view: 447; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.013 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию