Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






ШЕСТОЙ ДОКЛАД





Доверь свою работу кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

15 апреля 1909 г.

 

Вчера мы уже говорили о том, как из духовной жизни существ, стоящих на более высокой, чем человек, ступени развития, проистекают основные события космоса. Особенно это относится к тому событию, которое мы рассмотрели вчера в завершение нашего доклада, к небесной битве, оставившей, так сказать, на поле сражения, раскинувшемся между Юпитером и Марсом, столько трупов, что современная физика и естествознание открывают их во все большем и большем количестве в виде планетоидов, ибо это событие имеет для нас особо важное значение. Ко всему этому мы еще вернемся; мы рассмотрим, каким образом это событие небесного плана отразилось в определенных процессах земного развития, и в самом начале Бхагавадгиты найдем земное отражение этой небесной битвы.

Сегодня мы хотим продолжить наше рассмотрение таким образом, чтобы сначала еще раз бегло обрисовать других существ духовных иерархий, на которых мы хотя и указали вчера, но не остановились на их описании. Это те существа, которые, собственно, стоят ближе всего к человеку, если мы будем восходить, начиная от человека; эти существа в христианской эзотерике принято называть Ангелами, Архангелами и Началами, или Ангелои (Angeloi), Архангелои (Archangeloi) и Архаи (Archai). Архангелов, в соответствии с антропософской литературой, можно называть также Духами Огня, а Начала - Духами Личности.

Эти существа, стоящие, так сказать, между человеком и теми духовными существами, о которых мы говорили вчера, показав, как они достигли состояния Юпитера, Марса и так далее, естественно, находятся в наиболее близком отношении к человеку на самой Земле. Прежде всего, следует упомянуть Ангелов, или Ангелои. Они прошли свою ступень развития в качестве человечества во время развития древней Луны. Они, в принципе, во время нашего развития на Земле достигли того же уровня, которого человек сможет достичь в процессе своего развития на Юпитере. Ангелы стоят на одну ступень выше Человека. В чем же, собственно, состоит задача этих духовных существ? Эту задачу мы сможем лучше уяснить себе, если обратимся к рассмотрению развития человека на Земле.

Человек развивается от воплощения к воплощению. Если мы рассмотрим сегодня развитие человечества как бы в обратном порядке, мы должны будем вернуться в древнюю атлантическую эпоху, пройти через лемурийскую эпоху и достичь древнего периода лемурийской эпохи, когда это развитие, собственно, и началось. И это развитие посредством инкарнаций будет продолжаться еще достаточно долгое время, вплоть до завершения земного этапа развития, когда возникнут другие формы человеческого развития. Вам уже известно, что то, что мы, собственно, называем вечной сущностью человека, его индивидуальность, переходит от инкарнации к инкарнации. Но вам известно и то, что у подавляющего большинства людей не сохраняется воспоминание о жизни в своем предшествующем воплощении, что люди сегодня не способны вспомнить о том, что происходило с ними в прежних инкарнациях. И лишь те, кто сумел в своем духовном развитии достичь- в большей или меньшей степени - ясновидения, способны заглянуть в прошлое, в свои прежние инкарнации.

Какая же существовала бы взаимосвязь между земными инкарнациями человека, который не помнит своих прежних воплощений, если бы не существовало тех самых известных существ, которые, так сказать, соединяют отдельные инкарнации и наблюдают за дальнейшим развитием от одной инкарнации к другой? Применительно к каждому человеку мы должны предположить наличие существа, которое, вследствие того, что оно стоит на одну ступень выше человека, направляет его индивидуальность от одной инкарнации к другой. При этом необходимо заметить, что это не те существа, которые определяют карму, и к которым мы еще вернемся; это просто бдительные существа, которые, так сказать, сохраняют память от одной инкарнации к другой до тех пор, пока человек не сможет делать это самостоятельно. Этими существами являются Ангелы. Таким образом, мы можем сказать: Каждый человек в каждом из своих воплощений является личностью, однако над каждым человеком бодрствует некое существо, обладающее сознанием, сохраняющимся от воплощения к воплощению. Благодаря этому человек, находящийся на известной низшей ступени посвящения и сам ничего не знающий о своих предыдущих воплощениях, получает возможность спрашивать об этом своего Ангела. Это вполне возможно на определенной достаточно низкой ступени инициации. Поэтому мы с полным правом можем сказать: существа, являющиеся Ангелами и стоящие на одну ступень выше человека, должны охранять ту нить человеческого существа, которая связывает отдельную индивидуальность от воплощения к воплощению.

А теперь поднимемся к следующей группе существ - к Архангелам, или Духам Огня, как мы их называем. Эти существа занимаются уже не отдельным человеком и не отдельной индивидуальностью, а имеют более обширную задачу: они приводят в гармонию жизнь отдельного человека и жизнь крупных человеческих сообществ, таких, например, как народы, расы и т. д. На стадии нашего земного развития перед Архангелами стоит задача обеспечить, так сказать, взаимосвязь между душой отдельной личности и тем, что мы обычно называем душой народа, душой расы. Ибо для того, кто стремится вникнуть в духовной знание, понятия "душа народа" и "душа расы" несут в себе нечто совершенно иное, чем для абстрактного мышления современного естествознания или современного образования вообще. На какой-либо территории, скажем, в Германии, или Франции, или Италии, проживает определенное количество людей, и так как физические глаза видят в качестве внешних образов определенное число людей, то человек, оперирующий абстрактными категориями, способен представить себе то, что мы называем душой народа или духом народа, лишь как понятийную совокупность людей, составляющих народ. Для них истинной реальностью является лишь отдельно взятый человек, а отнюдь не народная душа или народный дух. Между тем для тех, кто видит истинные движущие силы духовной жизни, подлинной реальностью является как раз то, что мы называем народной душой или духом народа. В душе народа обитает и действует именно то, что мы именуем Духом Огня, или Архангелом. Именно Архангел регулирует отношение отдельного человека к совокупности данного народа или расы.



Теперь перейдем к тем существам, которых мы обозначаем как Духов Личности, или Начал. Это - существа еще более высокого плана, имевшие применительно к человечеству еще более высокую задачу. В принципе, они регулируют земные условия всего человеческого рода; и жизнь их протекает так, что они в волнах времен, от эпохи к эпохе претерпевают в совершенно определенное время заметные изменения, принимая, так сказать, другое духовное тело. Вам всем хорошо известно то, что для людей, мыслящих абстрактными категориями и причастных к нашему современному образованию, является пустым понятием, тогда как для тех, кто способен видеть духовную действительность, является реальностью: это как раз то, что, пользуясь отвратительным выражением нашего времени, можно назвать Духом Времени. Они, эти Духи Времени, заняты тем, что составляет смысл и миссию данной эпохи человечества. Поразмышляйте над тем, что мы можем описать как смысл и миссию, например, первых тысячелетий, последовавших непосредственно после атлантической катастрофы. Именно эти Духи, Духи Времени, воспринимают нечто, выходящее за рамки отдельно взятого народа, отдельно взятой расы. Дух одной эпохи не ограничивается тем или иным народом, он переходит через народные границы. То, что в действительности именуют Духом Времени, Духом Эпохи, является духовным телом Архаев, Начал или Духов Личности. Именно этим Духам Личности следует, например, приписать тот факт, что в определенные эпохи на земном шаре появляются определенные человеческие индивидуальности. Не правда ли, вы уже знаете о том, что земные задачи должны решаться земными личностями. В определенную эпоху должна появиться та или иная личность, создающая и творящая эпоху. Какая неразбериха возникла бы в развитии человечества на Земле, если бы все было предоставлено игре случая, и Лютер или, скажем, Карл Великий появились бы в какую-либо другую эпоху. Все это должно быть осмыслено во взаимосвязи со всем ходом развития человечества на Земле; в определенную эпоху на Земле должна появиться именно та душа, которая в эту эпоху необходима, так сказать, исходя из смысла развития всего человечества в целом. Именно этим управляют Духи Личности, Архаи или Начала.

Переходя к следующей, более высокой, чем Начала, ступени иерархии, мы встретимся с теми существами, о которых мы уже говорили вчера: с так называемыми Властями, Эксузиаями, которых мы именуем также Духами Формы. Теперь мы уже имеем дело с задачами, выходящими за пределы земного плана. В ходе развития человечества мы различаем этапы развития Сатурна, Солнца, Луны, Земли, Юпитера, Венеры и Вулкана. Всем тем, что происходит внутри земного плана, как мы уже видели, управляют: применительно к отдельному человеку - Ангелы, к взаимосвязи отдельно взятых людей с большими человеческими массами - Архангелы; применительно ко всему, взятому в целом, развитию человечества от лемурийской эпохи и вплоть до времени, когда человек вновь станет одухотворенным настолько, что уже почти не будет принадлежать Земле, - Духи Личности. Однако теперь необходимо управлять и иными вещами: необходимо вести человечество от одного планетарного состояния к другому. Должны существовать такие духовные существа, которые в ходе всего развития в земном плане заботились бы о том, чтобы тогда, когда развитие Земли закончится, человечество могло оптимальным образом пройти через Пралайю и найти дорогу к следующей своей цели - к Юпитеру. Такими существами являются Власти, или Духи Формы. Вчера мы уже охарактеризовали задачи этих иерархий по нисходящей линии, теперь же мы дадим характеристику этих задач, наоборот, по восходящей линии. Духи, заботящиеся о том, чтобы вести, так сказать, все человечество от одного планетарного состояния к другому, - это Власти, Эксузиаи или Духи Формы.

Теперь мы должны составить себе определенное представление о месте, которое занимают эти существа во Вселенной. В духовной науке, в том, что должно сегодня продолжаться как антропософия, то есть, в сущности, в мудрости мистерий, всегда говорили об этих различных существах духовных иерархий, причем именно таким образом, как это сейчас делается перед вами. Итак, вчера мы убедились, что современный Сатурн представляет собой рубеж, до которого простирается действие Престолов; современный Юпитер - рубеж, до которого простирается действие Господств, а Марс является границей влияния Сил, или Динамисов, или Виртутов.

А теперь мы хотели бы еще раз соответственным образом охарактеризовать то, как в нашей солнечной системе располагаются, так сказать, в пространственном плане сферы господства тех самых существ, о которых мы сегодня говорили. При этом нам придется затронуть одну тему, которая даже у вас, людей, уже в известной степени подготовленных, может вызвать некоторое удивление, и которая, тем не менее, полностью согласуется с истиной. Видите ли, во время современных школьных занятий учащимся рассказывают, что некогда во времена седой древности, задолго до Коперника, существовала особая система представлений о Вселенной и нашей солнечной системе, известная под названием Птолемеевой системы мироздания. В те отдаленные времена верили, что Земля находится в центре нашей солнечной системы, и в соответствии с тем, как это представляется физическому глазу, планеты вращаются вокруг Земли. Но со времени Коперника, говорят нам, люди наконец-то узнали то, что раньше оставалось для них неизвестным, а именно: что Солнце находится в центре, а планеты вращаются вокруг него по соответствующим окружностям или эллипсам. Превосходно! Но то, что при таком описании нашей солнечной системы должно быть точно и четко разъяснено людям, если уж честно и объективно рассматривать это в современном смысле, представляет собой нечто совсем иное. Необходимо признать: до Коперника люд ям были известны только определенные формы движения в космическом пространстве, и люди вычисляли по ним, какой могла быть наша Солнечная система. То, что совершил Коперник, заключалось вовсе не в том, что он, так сказать, сел в кресло и перенесся в космическое пространство, чтобы узнать и посмотреть, как именно стоит Солнце в той или иной точке окружности или эллипса, и каким образом вращаются планеты. Отнюдь нет; Коперник произвел вычисления, которые позволяют дать еще более простое объяснение всему видимому на небесах, чем это имело место при прежних вычислениях. Коперниканская система мироздания есть не что иное, как результат размышлений.

Давайте попытаемся отказаться от предположений Птолемея. Произведем расчеты таким образом, чтобы Солнце находилось в центре, вычислим местоположения для отдельных планет, и посмотрим, согласуется ли это с опытными данными. Разумеется, с чисто физическими наблюдениями эти опыты поначалу согласуются достаточно неплохо. На этом, естественно, построили затем всяческие системы мироздания, например, систему Канта-Лапласа. Но затем столкнулись с данными последующих открытий, которые, в сущности, более не могут считаться честными с научной точки зрения, так как позднее появились для чисто чувственного наблюдения еще две планеты; до сих пор мы не упоминали о них, так как намереваемся в дальнейшем показать, какое значение для нашей солнечной системы имеют Уран и Нептун. Вообще, описывая нашу солнечную систему, необходимо обращать внимание слушателей на то, что обе эти планеты, Уран и Нептун, очень сильно опрокинули все расчеты.

Если хотят принять систему мироздания Канта-Лапласа, то следует отметить, что с ее точки зрения Уран и Нептун должны были бы вместе со своими спутниками двигаться точно так же, как, например, другие спутники вращаются вокруг своих планет. Однако они этого не делают; напротив, даже среди этих внешних планет, которые были впоследствии открыты, существует одна, которая ведет себя достаточно странным образом. Для этой планеты, собственно, - если Кантовско-Лапласовская система мироздания истинна, - некто должен был бы после разделения планет повернуть ось таким образом, чтобы она развернулась на девяносто градусов, ибо эта планета движется по совершенно иной орбите, чем остальные планеты. Обе эти планеты весьма существенно отличаются от всех остальных планет нашей Солнечной системы. Впоследствии мы увидим, как обстоит дело с этими планетами; а теперь нам хотелось бы обратить внимание на то, что система Коперника основана лишь на расчетах, и исходит из гипотетических предпосылок, выдвинутых в те времена, когда человечество совершенно отошло от познания духовных взаимосвязей, от наблюдения того, что является духовной основой внешних событий. Однако древняя Птолемеева система мироздания представляет собой не просто чисто физическую систему; это система, которая обращается к такому духовному наблюдению, которая сохранила знание о том, что планеты представляют собой рубежи, определяющие конкретные сферы влияния высших существ. И если эти сферы влияния хотят охарактеризовать соответствующим образом, то вся картина нашей солнечной системы должна выглядеть совершенно иначе. Я обрисую вам эту солнечную систему так, как она изложена в мистериях Заратустры. Мы могли бы с полным основанием вспомнить и о других мистериях, но мы решили рассмотреть именно эту систему, чтобы дать характеристику нашей Солнечной системы со всеми ее планетами во взаимосвязи с теми духовными существами, которые действуют внутри этой системы.

В системе Заратустры учитывалось именно то, что отличает ее от того, что является нашими астро-комическими наблюдениями. Вы уже знаете о том, что в течение длительного периода времени можно наблюдать известное - назовите его кажущимся, мнимым, или как-либо еще - прохождение Солнца через Зодиакальный круг. Обычно утверждают - и это совершенно справедливо - что, начиная примерно с восьмого века до нашей Зры Солнце весной в день весеннего солнцестояния восходит в знаке Овна; однако каждый год Солнце смещается чуть-чуть дальше, и за достаточно длительный период времени оно в своей точке восхода прошло через весь знак Овна. До 800 г. до н. э. Солнце всходило не в знаке Овна, а в знаке Тельца, и притом оно восходило в знаке Тельца приблизительно 2200 лет, то есть проходило в своей весенней точке солнцестояния через весь зодиакальный знак Тельца. Еще раньше солнце восходило в знаке Близнецов. Близнецы были весенним созвездием Зодиака во времена, отстоящие он нашей эры на 800 плюс 2200 лет. Таким образом, если мы заглянем в четвертое и пятое тысячелетие до Рождества Христова, нам придется переместить точку весеннего солнцестояния в зодиакальный знак Близнецов. Это и было временем расцвета мистерий Заратустры. Они процветали во времена седой древности и, когда речь заходила о тех или иных явлениях на небесах, все это принимали в расчет в связи с созвездием Близнецов. И поэтому если бы мы изобразили зодиакальный круг, вчера уже охарактеризованный нами, то сверху нам необходимо было бы поместить знак созвездия Близнецов.

А непосредственно около этого зодиакального круга мы нарисовали бы то, что ограничивает область господства Престолов, то, для чего Сатурн является рубежом. Далее нам придется провести границу влияния тех духовных существ, о которых мы говорили вчера, и которые носят названия Господств или Духов Мудрости; внешней границей сферы их влияния является Юпитер. Затем мы должны будем показать границу сферы влияния Сил, именуемых также Духами Движения; рубежом сферы влияния которых служит Марс. Как мы уже видели, между этими знаками располагалось поле битвы, на котором происходило сражение на небесах. А теперь, если мы хотим правильно разделить сферы влияния, мы должны охарактеризовать то, для чего рубежом является Солнце. Итак, подобно тому, как мы поместили Марс в качестве границы, до которой простирается сфера влияния Сил, мы должны изобразить Солнце, как рубеж, ограничивающий сферу влияния Властей, или Духов Формы. Теперь мы приходим к границе, которую мы должны очертить областью Венеры. До Венеры простирается сфера влияния Духов Личности, или Архаев. Затем перед нами открывается сфера влияния, помеченная знаком Меркурия. Таким образом, сфера влияния Духов Личности достигает Венеры. До пределов Меркурия простирается сфера влияния тех существ, которых мы называем Архангелами, или Духами Огня. Теперь нам предстоит обозначить ту сферу влияния, границей которой является Луна, а затем еще одну - Землю.

Итак, Землю следует считать исходной точкой, вокруг которой простирается сфера влияния, ограничиваемая Луной; далее располагается сфера влияния, достигающая Меркурия; за ней находится сфера, простирающаяся до Венеры; далее лежит сфера, границей которой является Солнце. Та последовательность расположения планет, которую я привел вам, может вызвать у вас удивление. Если Солнце находится здесь, а Земля - здесь, то вы могли подумать, что Меркурий я должен был бы поместить вот здесь, около Солнца, а здесь - Венеру. Однако это неверно, так как названия этих планет были перепутаны астрономией позднейшего времени. Планета, которая сегодня называется Меркурием, во всех древних учениях именовалась Венерой, а планету, которую мы называем Венерой, называлась во всех древних учениях Меркурием. Кроме того, следует особо отметить, что невозможно правильно понять древние писания и древние учения, если все то, что говорится в них о Венере или Меркурии, относить к тем планетам, которые обычно имеются в виду под этими названиями сегодня. Все то, что сказано в этих учениях о Венере, следует относить к современному Меркурию, а то, что говорится в них о Меркурии, относится к современной Венере, так как эти названия впоследствии были перепутаны. Когда систему мироздания изменили, и Земля лишилась своего центрального положения, то это повлекло за собой не только простое изменение перспективы, но Меркурий и Венера были перепутаны и как бы поменялись местами относительно прежней схемы своего расположения.

А теперь для вас не составит затруднения привести все нарисованное здесь в соответствие с физической системой мироздания. Представьте себе лишь, что (круг с точкой посередине) означает Солнце, вокруг него вращается Венера, далее следует Меркурий, за ним - Земля с Луной; далее находятся орбиты Марса, Юпитера и Сатурна. Вы должны представлять себе физическое движение таким образом, что каждая планета вращается вокруг Солнца. Однако вы можете представить себе такое расположение планет, при котором Земля находится здесь, а остальные планеты обращаются таким образом, что во время своего движения по орбитам они оказываются позади Солнца. Если бы эту картину нарисовал я, она выглядела бы вот так: вот наша обычная физическая Солнечная система. А теперь в одном ее центре расположим Солнце, и пусть другие планеты: Венера, Меркурий и Земля со своей Луной вращаются вокруг него. Вот Земля, Меркурий, Венера, по старой схеме; за ними следует Марс, затем, после пояса планетоидов, Юпитер, и, наконец, Сатурн.

Теперь представьте себе, что внизу находится Земля, затем располагаются Меркурий и Венера, выше них находится Марс, далее - Юпитер, и т. д. Теперь же перед нами Солнце, Меркурий и современная Венера. Не правда ли, так как эти планеты занимают всевозможные положения друг относительно друга, они вполне могут располагаться и так. Это также вполне допустимо; просто мы таким образом изобразили современную физическую Солнечную систему. Это расположение возникает тогда, когда Земля, Меркурий и Венера располагаются по одну сторону Солнца, а другие планеты - Марс, Юпитер и Сатурн - по другую. Именно это здесь и изображено, ничего более. Вот Земля, Меркурий, Венера, а по другую сторону Солнца - Марс, Юпитер, Сатурн. Таким образом, все дело в изменении перспективы. Эта система вполне мыслима и возможна, но лишь при таком расположении планет. Именно такое расположение и существовало в ту эпоху, когда Близнецы находились над Сатурном. В те времена, благодаря ясновидению, можно было особенно ясно созерцать расположение сфер влияния духовных иерархий. Тогда было совершенно ясно, что вокруг Земли расположена простирающаяся до Луны сфера влияния Ангелов. И действительно, если в основании положить не физическую систему, а это своеобразное расположение планет, то тогда вокруг Земли и вплоть до Луны будет находиться сфера Ангелов, затем, вплоть до Меркурия, - сфера Архангелов, далее, до Венеры - сфера Духов Личности; далее, до Солнца - сначала сфера Властей, или Эксузиаев, или Духов Формы; затем располагается сфера, о которой я говорил вам вчера - сфера Сил, или Виртутов; далее - сфера Господств, и еще - сфера Престолов.

Итак, если речь идет о коперниканской и птолемеевой системах мироздания, все сводится к тому, что необходимо иметь в виду, что в птолемеевой системе еще сохранилось некое напоминание о расположении могущественных Духов, и что за исходную точку перспективы необходимо брать Землю. В будущем настанет время, когда эта система мироздания будет вновь считаться правильной, ибо человек вновь сможет приобрести знание о духовном мире. Хотелось бы надеяться, что тогда люди не будут столь фанатичными, как в наши дни. Современность говорит: люди, жившие до Коперника, изрекали сплошную бессмыслицу и располагали примитивной системой мироздания. Со времени Коперника мы, наконец, узнали истину, и все прочее попросту ложно. И так будет вечно, и даже когда пройдут миллионы лет, система Коперника, разумеется, останется справедливой и истинной, и это будет признано всеми. - Примерно так мыслят и говорят современные люди. Вряд ли когда-нибудь на Земле существовал столь суеверный народ, как современные астрономы-теоретики, и вряд ли когда-либо имел место столь упорный фанатизм, чем тот, что царит именно в этой области. Хотелось бы надеяться, что будущие поколения будут более терпимыми и смогут сказать: начиная с пятнадцатого и шестнадцатого веков, люди перестали сознавать, что существует духовный мир, и что в этом духовном мире существуют и действуют иные перспективы, и небесные тела должны в нем располагаться иначе, чем это представляется при чисто физическом созерцании. Прежде это сознание существовало, но затем пришло время, когда люди наблюдали расположение небесных тел лишь в физическом плане. Прекрасно, - скажут люди в будущем, - для некоторого периода, начиная с шестнадцатого века, это соответствовало истине. Люди должны были хотя бы немного отойти от всего, что происходит в духовном мире, но затем им придется вновь задуматься о том, что духовный мир действительно существует, и тогда они смогут вернуться к первозданной духовной перспективе. Люди будущего, надо надеяться, сумеют понять, что возможны не только другие мифологии, но и астрономическая мифология, и потому не будут смотреть на наше время с таким же пренебрежением, с каким современные люди, держась за свои суеверия, взирают на своих предков.

Итак, мы видим, что Коперниканская система мироздания представляет собой совершенно иную систему именно потому, что она основана на чисто физических воззрениях. До этой системы, в птолемеевой системе мироздания еще сохранялись слабые остатки духовных воззрений. Но составить себе представление о бытии и действиях этих духовных существ в пределах нашей солнечной планетарной системы можно лишь в том случае, если мы рассмотрим эту иную систему мироздания. Мы придерживаемся физических связей, говоря: действие Ангелов простирается до Луны, Архангелов - до Меркурия, Духов Личности - до Венеры, Власти действуют вплоть до Солнца, Силы - до Марса. Далее идут существа, которых мы называем Господствами, а еще далее - существа, именуемые Престолами. Нам достаточно лишь начертить в физической системе другие линии, и мы получим между ними разграниченные сферы влияния различных иерархий. Для духовной деятельности центром нашей системы является не Солнце, а Земля. Поэтому во все времена, когда человечество считало наиважнейшим духовное развитие, говорили: разумеется, Солнце является более совершенным небесным телом, на нем развились существа, стоящие выше человека, но все-таки средоточием развития является человек, живущий на Земле. И если Солнце и отделилось, то это произошло именно для того, чтобы человек мог правильным образом развиваться. Если бы Солнце оставалось единым целым с Землей, человек никогда не смог бы продвигаться в своем развитии с необходимой скоростью. Это было возможно лишь в результате того, что Солнце отделилось и ушло вместе со всеми теми существами, которые могли выдержать совершенно иные условия. Оно покинуло Землю, предоставив ее, так сказать, самой себе, с тем, чтобы человек мог сам установить скорость своего дальнейшего развития.

Система мироздания будет такой или иной, в зависимости от того, какая исходная точка и перспектива будут для нее выбраны. Если в рамках нашей солнечной системы задать вопрос о том, где находится ее физический центр применительно к той ее части, которую можно видеть посредством чисто физических органов чувств, то, безусловно, ответить на этот вопрос сможет система Коперника! Если же задать вопрос о строении нашей Солнечной системы, которое произошло из распределения областей и сфер влияния различных духовных иерархий, то мы всегда должны поставить в центре системы мироздания Землю, получив совершенно иные очертания границ, а именно рубежи, отмечающие границы сфер влияния каждой отдельной духовной иерархии.

Итак, теперь вам будет очень легко все то, что сказано выше о пространственном распределении сфер влияния отдельных иерархий, привести в соответствие с тем, что говорилось прежде о задаче и миссии отдельных существ. Те существа, которые находятся ближе всех остальных к Земле, так сказать, проявляют свою деятельность в непосредственной близости от Земли во всей сфере вплоть до Луны, суть Ангелы. Из этой сферы они управляют жизнью отдельной личности, сопровождая ее при переходе от инкарнации к инкарнации. Но необходимо нечто гораздо большее для того, чтобы соответствующим образом распределить на Земле целые массы народа и указать им их миссии. То, что здесь проявляется воздействие космического пространства, подтвердит вам даже простое размышление. Не правда ли, та или иная черта в характере народа на самом деле зависит не от чисто земных, а от космических условий. Подумайте о том, что и в том, что одна раса отличается от другой, скажем, цветом волос и кожи, проявляется воздействие космических факторов, то есть таких факторов, которые управляются непосредственно из небесного пространства. Это происходит из сферы влияния, которое простирается вплоть до Меркурия, до границы действия Архангелов. И затем, если человечество в том, как оно развивается на Земле, должно управляться и руководиться, то это должно происходить из еще более отдаленной области мирового пространства, из той части пространства, границы которой достигают Венеры. Что же касается руководства и управления задачей самой Земли, то оно должно исходить из центральной точки всей системы.

Я уже говорил Вам: наше человечество в своем развитии проходит через этапы Сатурна, Солнца, Луны, Земли, Юпитера, Венеры и Вулкана. Власти, или Духи Формы, представляют собой тех существ духовной иерархии, которые управляют миссией человечества от одной планеты к другой. Они должны занимать самое важное место, и они действительно занимают те сферы, которые простираются до Солнца. Солнце ведь уже существовало рядом с древней Луной как особое тело: оно и теперь существует возле Земли, будет существовать и около Юпитера. Сфера его влияния выходит за рамки отдельной планеты. Поэтому бытие Солнца должно быть связано с теми духовными существами, сфера влияния которых также выходит за рамки отдельной планеты. Таким образом, в этом отношении Солнце действительно является совершеннейшим телом, и вплоть до него простирается та сфера влияния, которая выходит за пределы отдельных планет. Итак, вы видите, что внешний космический круг, внешняя сфера обитания духовных иерархий находится не столько на отдельных планетах, сколько в сферах, ограниченных планетами. И если вы представите себе всю сферу, простирающуюся от Земли до Луны, то вы должны помнить о том, что она вся заполнена деятельностью Ангелов, а сфера от Земли до Меркурия -деятельностью Архангелов, и т. д.

Итак, мы имеем дело с определенными космическими сферами, и планеты представляют собой рубежи, разграничивающие сферы деятельности высших существ. Мы видим также, что, так сказать, линию совершенства следует вести наверх, начиная с человека. Сам человек прикован к Земле; между тем все то в нем, что является вечным и переходит от одной инкарнации к другой, связано с деятельностью существ, которые связаны не только с Землей, но и с воздушной сферой, сферой, находящейся над Землей и простирающейся вплоть до Луны, и еще далее ввысь.

С древнейших времен человек развивается на нашей Земле, и в отношении всего развития человека происходит то же самое, что происходит между маленьким ребенком и взрослым, то есть последний учит ребенка. Именно так обстоит дело и с иерархиями, пребывающими во Вселенной. Человек, будучи прикован к Земле, сначала может возвыситься до познания, которое необходимо для него, до тех способностей и навыков, которые действительно необходимы ему на Земле. При этом высшие существа должны руководить его действиями. Что должно служить для этой цели? В начале земного бытия существа, не связанные, собственно, с Землей, должны были нисходить на Землю из высших сфер. И это действительно происходит! Существа, которые обычно должны были провести жизнь лишь вокруг Земли, должны были спуститься вниз, чтобы сообщить человеку все то, что они уже знали как старшие, более совершенные члены иерархий. Они должны были воплощаться в человеческих телах - не для своего собственного развития, ибо в нем они не нуждались, - подобно тому, как взрослый человек использует азбуку не для своего дальнейшего развития, а для обучения детей. Таким образом, мы обращаем свой взгляд в прошлое, в атлантическую, в лемурийскую эпоху, когда из окружения Земли на нее спускались существа, принадлежавшие этому окружению, и, воплотившись в человеческие тела, становились учителями человечества. Это были существа, принадлежавшие к высшим иерархиям, к сферам Венеры и Меркурия: сыны Венеры и Меркурия нисходили на Землю и становились учителями юного человечества. Таким образом, в юном человечестве существовали люди, которые, собственно, лишь казались людьми в своем пребывании на Земле. Такие люди действительно существовали. Скажем еще раз, чтобы дать им еще более ясное определение: иногда нормально развитый человек лемурийской эпохи встречал такого человека. Внешне он ничем не отличался от всех остальных людей, но в нем пребывал дух, сфера которого простиралась до Меркурия или до Венеры. Таким образом, внешний облик такого человека представлял собой, собственно, майю, чистую иллюзию. Он лишь выглядел, как другие люди, а по существу представлял собой нечто совершенно иное - сына Меркурия или Венеры. Такие явления полностью имели место на заре развития человечества. Сыны Меркурия и Венеры нисходили на Землю и, скитаясь среди людей, во внутреннем плане обладали тем же характером, что и существа, пребывавшие на Меркурии или Венере. Мы уже говорили о том, что существа Венеры являются Духами Личности. Такие существа странствовали в человеческом облике по Земле и являлись внешне конкретными человеческими личностями, которые, однако, благодаря своей могущественной силе управляли человечеством. В лемурийскую эру были такие обстоятельства воздействия на реальность, когда сыны Венеры руководили всем человечеством. Сыны же Меркурия управляли отдельными частями человечества; они были столь же могущественны, как те существа, которых мы сегодня называли Духами народов или рас.

Майя, или иллюзия, существует в мире не только в общем плане, но и в отношении человека. Человек, стоящий перед нами, может выглядеть так, что его внешний облик истинен, и его внешность точно соответствует его душе, или, напротив, может представлять собой майю, ибо его задача может в действительности соответствовать задаче сыновей Меркурия или Венеры. Именно это имеют в виду, когда говорят о том, что, в сущности, ведущие индивидуальности древних времен, такие, какими они странствовали по Земле, своими обычными именами представляли лишь Майю. Как раз это и имела в виду Е.П. Блаватская, утверждая, что Будды также представляют собой майю. Вы сами можете отыскать это выражение в "Тайной доктрине". Эти вещи полностью происходят из учений священных мистерий, и их необходимо лишь правильно понимать.

Осталось только спросить: Каким же образом сын Венеры нисходит на Землю? Как Бодхисаттва вообще может жить на Земле? Сущность Бодхисаттвы, сущность сынов Меркурия и Венеры является важнейшей темой в развитии нашей Земли во взаимосвязи ее с самим Космосом. Для этого завтра мы рассмотрим природу этих сынов Меркурия и Венеры - Бодхисаттв, или Дхьяни-Будд (Dhyani-Buddhas).








Date: 2015-05-22; view: 468; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2022 year. (0.024 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию