Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глава 6. Алгоритм признания поведения общественно опасным
Общественная опасность – это не застывшая категория, она изменяется в зависимости от требований уголовной политики, от социально-политической, экономической ситуации в стране, а ныне еще – и от международной уголовной политики. Общественная опасность, на наш взгляд, выступает критерием криминализации и декриминализации деяний. Критерии общественной опасности могут изменяться со временем. Государство, исходя их своих интересов и законных интересов граждан, юридических лиц, чьи права оно защищает, выявляет, насколько то или иное деяние является общественно опасным. Следствием такого анализа служит криминализация или декриминализация деяний. В идеале общественная опасность должна быть объективным признаком, но на практике криминализация и декриминализация деяний иногда продиктована субъективными интересами граждан, политических партий, общественных объединений, экономическими причинами. Общественная опасность объективно-субъективная категория, зависящая от требований времени. Ее содержание не может не сказываться на понятии преступления и не придавать ему те же самые «требования времени», вырабатываемые государство. Уголовно-правовая политика позволяет связать воедино понятия преступления, общественной опасности, криминализации и декриминализации деяний и другие, придав им современное содержание. Нами выработан алгоритм, позволяющий признавать деяние общественно опасным, кримиализовать его и причислять к разряду преступлений. В алгоритме мы указали, от каких факторов зависит признание явления преступным: а) от понимания того, что деяние наносит значительный вред личности, обществу, государству; б) от соотношения политических сил в обществе; в) от международных обязательств России; г) от религиозных канонов, которых придерживается большинство проживающего на территории России населения; д) от сложившихся норм обычаев, морали, нравственности, традиций и обычаев; е) от социально-экономической доктрины и исторической концепции развития России; ж) от статистических данных, свидетельствующих о том, что появилось деяние, приносящее вред человеку, обществу, государству, органам власти и местного самоуправления, не закрепленных в УК РФ как преступления; з) от данных социологических опросов о необходимости криминализации отдельных деяний; к) от наличия научных исследований о деянии. Аморальный проступок – это самое емкое понятие, вобравшее в себя все преступления и непреступные правонарушения. Преступления составляют наименьшую группу проявления аморального поведения по сравнению с непреступными правонарушениями и отличаются повышенной общественной опасностью. Аморальные проступки подвержены влиянию курса уголовно – правовой политики, через ее методы – криминализацию и декриминализацию деяний (при определенной уголовно-правовой политике велик риск перехода аморальных проступков в связи с увеличением степени их общественной опасности в разряд административных правонарушений или преступлений). Таким образом, негативная моральная оценка, возникшая в обществе, тех или иных деяний является одним из поводов их криминализации. Именно поэтому в авторском алгоритме мы указали на мораль как на составляющий в череде факторов, дающих возможность признать деяние преступлением. Право и мораль взаимосвязаны и основаны на существующей идеологии. Уголовно - правовая политика, как часть государственной политики, основана на идеологии, она вбирает в себя концепции правовых установок. Проводимая государством уголовно-правовая политика может в числе прочего отражать и моральные принципы Мораль, не зафиксированная в праве, все же оказывает на него большое влияние. Право без морали лишает себя идеологического основания. Право не может отказаться от морали в силу их общего источника, общих корней и общих интересов, которые лежат в общественной идеологии и психологии и которые отражают историческую реальность. Действительно в большинстве случаев возникают ситуации, когда отношение к противоправному деянию полностью соответствует религиозным канонам и моральным запретам, укоренившимся в общественном сознании, например, отношение к убийству. Но иногда существуют значительные расхождения между моралью и правом. Право может воздерживаться от преследования отдельных аморальных явлений, например, отказ от уголовно-правового запрета проституции, и не следовать моральным принципам. Одной из причин такого явления служит переход от норм морали в чистом виде к более гуманитарному подходу. Значительная часть сферы действия раннего уголовного права с его жесткими наказаниями за незначительные проступки и постепенный переход к более гуманной петенциарной системе отражают взаимоотношение права и господствующих в обществе настроений и постепенное совершенствование как моральных, так и правовых принципов находящих отражение друг в друге. В подобных ситуациях, на наш взгляд, возникает политическая воля, обоснованная социально-политической, экономической обстановкой в стране. Например, в ходе Французской буржуазной революции в законодательстве были закреплены естественные права, о которых ранее ничего не знало ни законодательство, ни мораль. Однако благодаря их опосредованию правом, образовались новые нормы права и морали, теперь уже незыблемые, которые повлекли распространение более гуманных отношений между людьми и к повышению требований этических и моральных стандартов. Именно так политика, в частности уголовная, может оказывать влияние на моральные каноны. Государственная политика влияет и на наполняемость норм уголовного права. Правовая теория находится в постоянном развитии и материал для этого берется в некоторой части из огромного количества нравственных постулатов. Именно идеология, существующая в обществе, помогает отобрать те моральные постулаты, которые являются социально значимыми в условиях той или иной ситуации в стране. В авторском алгоритме мы предложили учесть среди прочих составляющих наличие политической воли на отнесение деяния к общественно опасному. Нормы морали складывались в тесной взаимосвязи с религиозными канонами. Поэтому все, что не поощрялось религиозными предписаниями считалось аморальным, а иногда даже на уровне уголовного законодательства - преступным. В авторском алгоритме мы предложили при определении поведения как общественно опасного учесть среди прочих критериев отношение религии, исповедуемой большинством проживающего населения на территории страны, к деянию. Однако, мораль, нормы религии, политическая воля это не полный перечень составляющих, который позволит определить общественную опасность деяний, исходя из предложенного нами алгоритма. Date: 2015-05-22; view: 544; Нарушение авторских прав |