Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Теоретический материал
Решение — предмет и продукт управленческого труда. Принятие решения — сознательный выбор имеющихся альтернатив (вариантов) направления движения по сокращению разрыва между настоящим и требуемым состоянием развития организации. В организации выделяют два основных уровня решений: индивидуальный и организационный. В первом случае менеджера интересует сам процесс выбора решения, его внутренняя логика. Во втором — интерес сдвигается в сторону создания соответствующей среды вокруг этого процесса. Решение — это сгусток информации, собранной, переработанной и проанализированной органом управления. Решение представляет собой синтез информации о настоящем состоянии системы с информацией о ее будущем, предполагаемом состоянии, выраженном в цели, которая поставлена перед системой. Этот синтез обычно находит свое выражение в том, что решение состоит из двух частей — констатирующей и резолютивной. Первая часть содержит информацию о состоянии решаемой проблемы, о положении дел, а вторая — предписывающую, нормативную информацию. Решение разрабатывается на практике в двух разных ситуациях: в первой — исходным пунктом является сама возникшая проблема (ситуация новой проблемы); во второй — исходным пунктом выступает новая возможность, найденная в непрерывной связи с данным кругом проблем (ситуация новой возможности). Ситуация новой проблемы характеризуется тем, что актуальность самой проблемы достаточно ясна, необходимо лишь правильно ее поставить и сформулировать. Ситуация новой возможности означает наличие новых научных открытии, новых машин, а также новой разработанной технологии, наиболее рациональной организации труда и управления и т.д. Реализация новых возможностей требует поиска проблем, нуждающихся в открытии возможностей предприятия. Процесс принятия и реализации управленческих решений можно логически разделить на последовательные этапы. Ситуация 6.1. Руководителям часто приходится работать совместно с подчиненными и коллегами, чтобы найти решение проблемы. Известна практика западного менеджмента: а) при принятии решений допустимы прямые контакты с подчиненными, статус которых в иерархической лестнице ниже не более чем на один уровень; б) до обращения к высшему руководству целесообразно максимально использовать непосредственные (прямые) горизонтальные связи работников одного уровня среди партнеров, поставщиков и контролирующих организаций. Поиск решения проблемы может осуществляться в различных формах, таких как создание целевых межфункциональных групп на временной основе, проведение собраний, совещаний, семинаров, консультирование персонала, мозговой «штурм» или «атака» и т.д. Успех решения зависит не только от правильного выбора формы подготовки решения, но и от многих других факторов. Техника творческого решения проблем требует от руководителя особых навыков, а именно, знания алгоритма решения. Постановка задачи. 1. Согласны ли вы с утверждением, что следует учитывать статус специалистов, привлекаемых к подготовке и принятию решений, или это не так важно? 2.Назовите существующие формы выработки управленческого решения в организациях. 3.Назовите существующие стадии решения проблем. 4.В чем суть процедуры «мозгового штурма» при выработке решения? Ситуация 6.2. При проведении опроса руководителей о стилях принятия решений были высказаны четыре основных мнения: • Некоторые решения я готовлю с привлечением высших руководителей управленческой команды, но большинство единолично и всю ответственность принимаю на себя. • Проблема рассматривается коллективно: всеми на всех уровнях иерархии управления, предложения идут по вертикали снизу вверх. Решение принимается на общем собрании трудового коллектива, и коллектив несет ответственность за его результаты. • Любое решение готовим групповым методом — целевой рабочей группой или методом «мозговой атаки». Ответственность за решение лежит на всей группе. • У меня нет определенного стиля выработки и принятия решений. Мой стиль можно назвать смешанным: в зависимости от сложности и специфичности проблемы применяю либо единоличный, либо коллективный, а чаще групповой. Постановка задачи. 1. Какой стиль принятия решений вам импонирует в большей степени? 2. Какой стиль принятия решений наиболее адекватен современному этапу развития рыночных отношений и более эффективен?
Ситуация 6.3 Вы — менеджер по маркетингу фирмы, выпускающей бытовую технику. Фирма путем дорогостоящих исследований попыталась усовершенствовать один из выпускаемых товаров, а именно — пылесос. Пылесос по-прежнему не ионизирует воздух, хотя именно к этому результату пытались прийти в результате исследований. Поэтому новый пылесос не стал по-настоящему усовершенствованной новинкой. Но вы знаете, что появление надписи «Усовершенствованная новинка» на упаковке и в рекламе средств массовой информации повысит значительно сбыт такого товара. Постановка задачи. Какое решение вы примете? Сделайте такую надпись или нет? Почему? Ситуация 6.4 Вы — менеджер по производству фирмы, выпускающей холодильники. Недавно вы узнали, что конкурирующая фирма придала своим холодильникам свойство, которого в ваших холодильниках нет, но которое окажет большое влияние на сбыт. Например, в холодильниках «NO FROST» теперь можно хранить продукты не только в вакуумной упаковке, но и обычные, не боясь их усыхания. На ежегодной специализированной выставке фирмы-конкурента планируется открыть офис для гостей, и на одном из приемов для дилеров глава фирмы расскажет им об этом новом свойстве холодильника и о том, каким образом это было достигнуто. Вы можете послать своего сотрудника на этот прием под видом нового дилера, чтобы узнать о нововведении. Постановка задачи. Пойдете ли вы на такой шаг? Почему? Ситуация 6.5 Вы — главный менеджер известной фирмы, изо всех сил стараетесь добиться заключения выгодного контракта с одной компанией на большую сумму продаж. В ходе переговоров узнаете, что представитель покупателя подыскивает себе более выгодную работу. У вас нет желания брать его к себе на работу, но если вы намекнете ему об этой возможности, он скорее всего передаст заказ именно вам. Постановка задачи. Пойдете вы на такой шаг? Почему? Ситуация 6.6 Вы — менеджер по маркетингу и хотите сделать выборочный опрос потребителей об их реакции на товар конкурента. Для этого вы должны провести опрос от лица несуществующего Института маркетинга и конъюнктуры рынка. Вы посещаете коммерческие фирмы — конкуренты и представляетесь сотрудником вымышленного института или проводите опрос без представления. Постановка задачи. Как поступите вы? Пойдете ли вы на обман потребителей? Почему? Ситуация 6.7 Вы — менеджер по персоналу. В вашу фирму пришла молодая способная женщина, желающая стать торговым агентом. Уровень ее квалификации значительно выше, чем у претендентов-мужчин на эту должность. Но прием ее на работу неизбежно вызовет отрицательную реакцию со стороны ряда ваших торговых агентов, среди которых женщин нет, а также может раздосадовать некоторых важных клиентов фирмы, которые в основном — женщины. Постановка задачи. Возьмете ли вы эту женщину на работу? Почему?
Контрольные вопросы 1.Связан ли выбор определенной модели принятия решения с уровнями управления в организации? 2.Что общего и различного в принятии решения на уровне индивида, группы и организации в целом? 3.Какие этапы процесса принятия решений представляют для вас наибольшую сложность с точки зрения практического применения? Почему? 4.Назовите некоторые решения, в принятии которых вы использовали интуицию.
Date: 2015-04-23; view: 1875; Нарушение авторских прав |