Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Основные показатели крови у детей разного возраста
Количество лейкоцитов в среднем составляет 10— 11-109/л. В лейкоцитарной формуле сохраняется характерный лимфоцитоз. Число тромбоцитов колеблется от 200 • 109/л до 300 • 109/л крови. У детей старше 1 года характерно нарастание количества гемоглобина и эритроцитов. Уровень гемоглобина постепенно повышается в среднем до 126—156 г/л, эритроцитов — до 4,9 • 109/л — 5 • 109/л крови. Анизоцитоз и полихромазия не обнаруживаются, ретикулоцитов от 20 до 8%0. Цветной показатель 0,85 — 0,95; СОЭ 4—10 мм/ч. Количество лейкоцитов постепенно уменьшается, к 6 годам составляет 6 • 109/л — 8 • 109/л крови. В лейкоцитарной формуле количество лимфоцитов постепенно уменьшается, а количество нейтрофильных гранулоцитов увеличивается, к 4—5 годам число их уравнивается, т. е. происходит 2-й перекрест. Число тромбоцитов у детей старшего возраста в среднем равно 200 • 103 —300 • 103. К 14—16 годам состав крови постепенно приближается к составу крови взрослых. К важнейшим кроветворным органам относятся лимфатические узлы - мягкие розоватого цвета образования округлой, овоидной или бобовидной формы (размером от просяного зерна до миндального ореха), расположенные по ходу лимфатических сосудов. Они имеют мезенхимальное происхождение и закладываются по ходу лимфатических сосудов с 3-го месяца внутриутробной жизни, достигают окончательного развития после рождения ребенка. У новорожденного лимфатические узлы по величине относительно больше, чем у взрослых. Соединительнотканная капсула тонкая и нежная, трабекулы — внутридольковые перемычки почти отсутствуют. Морфологическая дифференцировка лимфатических узлов происходит постепенно и завершается к 12—13 годам. Лимфатические узлы — важнейшие органы лимфопоэза. Средние и малые лимфоциты образуются частью вследствие митотического деления и дифференцировки больших лимфоцитов. Лимфоциты возникают также из обособляющихся малодифференцированных клеток, т. е. синцития. Лимфа обогащается лимфоцитами в ходе своего перемещения по ткани лимфатического узла. Лимфатические узлы выполняют защитную функцию, в них обезвреживаются проникающие сюда бактерии, их токсины и инородные тела. Третья важная функция лимфатических узлов — выработка антител, осуществляемая плазматическими клетками. У здоровых детей пальпируются заглоточные, шейные, подмышечные, подпаховые лимфатические узлы, мелкие, безболезненные, не спаянные между собой и окружающими тканями. Селезенка — наиболее сложный по строению кроветворный орган человека. Кроветворение в селезенке начинается с 4-го месяца развития плода. В селезенке происходят образование лимфоцитов, разрушение эритроцитов и тромбоцитов, накопление железа, синтез иммуноглобулинов. В функции селезенки входит также депонирование крови. Строма селезенки представлена ретикулярной тканью, паренхима — кроветворными клетками. К 3-му месяцу жизни ребенка заканчивается строение детской селезенки (ограничение и увеличение размеров лимфатических фолликулов селезенки), с возрастом увеличивается количество соединительной ткани. Масса селезенки удваивается к 5 мес, утраивается к 1 году, увеличивается в 10 раз к 10—12 годам. Вилочковая железа к моменту рождения ребенка хорошо развита, богата лимфоцитами. В вилочковой железе образуются лимфоциты, участвующие в клеточных реакциях иммунитета. Первые признаки инволюции вилочковой железы появляются уже в детском возрасте. Система макрофагов (ретикулоэндотелиальная система) является местом образования моноцитов. Систему макрофагов составляют эндотелий кровеносных и лимфатических сосудов, соединительнотканные клетки — фиброциты, клетки пульпы селезенки и лимфатических сосудов, эндотелий лимфатических фолликулов селезенки и капилляров костного мозга, надпочечников, гипофиза. Для кроветворения (гемопоэза) ребенка характерны лабильность, легкая ранимость, возможность возврата к эмбриональному типу кроветворения и вместе с тем склонность к процессам регенерации. Эти свойства объясняются большим содержанием недифференцированных мезенхимных клеток, которые под влиянием самых различных раздражений дифференцируются так же, как и в период эмбрионального развития. Постоянный состав периферической крови обусловлен взаимодействием процессов распада эритроцитов, кроветворения, кровораспределения. Регуляция этих процессов осуществляется под влиянием нервных и гуморальных факторов. В организме ребенка вырабатываются специфические вещества - гемопоэтины, стимулирующие кроветворение. Различают эритро-, лейко- и тромбопоэтины. Значительная роль в регуляции кроветворения принадлежит нервной системе. Железы внутренней секреции (гипофиз, корковое вещество надпочечников, щитовидная железа) также оказывают влияние на кроветворение. В регуляции кроветворения принимают участие и витамины; цианокобаламин (витамин В12), фолиевая (витамин М) и аскорбиновая кислота (витамин С) обладают выраженными стимулирующими свойствами. Особое значение в регуляции имеет селезенка, влияющая на все стадии созревания эритроцитов. Разнообразные эндогенные и экзогенные факторы заболевания, неправильное питание, недостаточное пребывание на воздухе, негигиенические условия жизни могут вызывать развитие анемии (малокровия) у детей. Свертывание крови представляет собой сложный ферментативный процесс, в котором участвуют 13 плазменных и 12 тромбоцитарных факторов. Согласно современной теории свертывания («теории каскада»), каждый из плазменных факторов активируется предшествующим фактором и в свою очередь активирует последующий, создавая своего рода «цепную реакцию».
Процесс свертывания протекает в 3 фазы: 1-я фаза начинается при соприкосновении крови с местом повреждения сосуда и заканчивается образованием фактора 3 тромбоцитов (тромбопластина кровяного) из VIII фактора (антигемофильный глобулин) в присутствии ионов кальция; 2-я фаза — имеющийся в крови фактор II (протромбин), образующийся в печени при участии филлохинонов (витамин К), под влиянием фактора III (тромбопластина тканевого), факторов VI и VII превращается в активный тромбин. 3-я фаза — под действием тромбина находящийся в крови фактор I (фибриноген) превращается в фибрин, вследствие чего образуется кровяной сгусток. Нити фибрина укорачиваются, вызывая сокращение и уплотнение сгустка, что способствует остановке кровотечения. Обратный процесс — растворение сгустка — осуществляется сложной системой ферментов, во многом построенной аналогично свертывающей системе крови. Ряд особенностей отличает свертывающую систему крови новорожденных и детей 1-го года жизни от таковой у взрослых. В период новорожденное™ свертываемость замедлена, что обусловлено снижением активности компонентов протромбинового комплекса: факторов II, V и VII. Основной причиной являются недостаток филлохинонов вследствие бедности бактериальной флоры кишечника, вырабатывающей этот витамин, а также функциональная неполноценность печени, в которой образуется фактор II. У детей 1-го года жизни также отмечается замедленное образование тромбопластина. В первые дни жизни снижена активность X м IX факторов. В период новорожденности отмечается и некоторое уменьшение количества фактора I. Активности фибринолитической системы у детей чаще повышена. В дальнейшем, по мере созревания печени, активность факторов свертывания становится достаточной и обеспечивает равновесие сложной системы гомеостаза.
Медсестринское обследование. Date: 2015-05-19; view: 454; Нарушение авторских прав |