Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
И нервно-психическое
РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА Моторная деятельность начинает развиваться уже во внутриутробном периоде, она составляет основу нормального внутриутробного развития плода и родов. Целый ряд двигательных рефлексов, формирующихся внутриутробно, оказывает большую помощь плоду и матери в критический для них период—в родах. В последующие возрастные периоды моторная деятельность ребенка наряду с органами чувств, внешними впечатлениями и эмоциями составляют совокупность факторов, под влиянием которых происходит дальнейшее развитие как ЦНС, и прежде всего головного мозга, так и всего организма в целом. Особенности моторной деятельности новорожденного: — рефлекторный гипертонус мышц конечностей; — хаотические спонтанные движения; — безусловные рефлексы (автоматизмы).
Моторика новорожденного носит рефлекторно-стереотипный характер, нецеленаправленна, что зависит от доминирования таламопаллидарной системы и недоразвития стриарного тела. Из хаотических спонтанных движений впоследствии будут отбираться целенаправленные произвольные движения. При рождении ребенка кора больших полушарий головного •мозга уже готова к выработке условных рефлексов, однако образование их в период новорожденности происходит в весьма ограниченном объеме, так как здоровый новорожденный находится в состоянии бодрствования лишь короткое время. Обычно внешние раздражители являются для коры больших полушарий новорожденного сверхсильными, вследствие чего центральная нервная система быстро утомляется, понижается возбудимость нервных центров, развивается торможение и ребенок погружается в физиологический сон. В конце 1-го и в начале 2-го месяца жизни у ребенка образуется целый ряд условных рефлексов со всех анализаторов. Появление этих ранних условных рефлексов свидетельствует о том, что мозг и его высшие отделы — кора больших полушарий — начинают выполнять свою функцию: установление связи организма с окружающей средой. Следовательно, развитие высшей нервной деятельности происходит у ребенка с первых дней жизни. Вначале условные рефлексы у ребенка простые, элементарные, но уже в конце 3-го месяца жизни и на 4-м месяце у него можно выработать довольно сложные, тонкие дифференцированные рефлексы, указывающие на развитие анализаторной функции коры головного мозга. Развитие высшей нервной деятельности, т. е. приобретение условных рефлексов, идет очень быстрыми темпами. Ребенок значительно легче, чем взрослый, образует условные связи с окружающей средой. Эти связи у него устойчивые и яркие. Это значит, что ребенок может сравнительно быстро приобрести определенные навыки поведения, привычки, которые потом остаются на длительное время, часто на всю жизнь. В то же время следует помнить, что вновь образованные рефлексы легко угасают при воздействии неблагоприятных и сильных раздражителей. Огромную роль в поведении ребенка играет речь —вторая сигнальная система. Становление детской речи происходит по законам образования условных рефлексов и проходит через несколько этапов. В 2—3 мес ребенок обычно «гулит»—это речевые шумы, зачаток будущих слов. Во 2-м полугодии начинает формироваться речь. Ребенок произносит отдельные слоги, а иногда повторяемые слоги принимают уже определенный смысл. К году дети обычно знают 5—10 слов. На 2—3-м году жизни особенно бурно и интенсивно идет развитие речи. К 2 годам словарный запас ребенка должен состоять примерно из 200 слов. Речь развивается путем подражания, поэтому особенно важно разговаривать с ребенком правильно. Речь, возникая на основе первой сигнальной системы и будучи тесно с ней связана, становится ведущим звеном формирующейся в дальнейшем нервной деятельности ребенка. С развитием речи познание ребенком окружающего мира идет необычайно быстро и бурно. Развитие речи. Наиболее важен момент развития речи, так как она больше всего связана с возникновением детского сознания и социальными отношениями ребенка. К 2—3 годам ребенок общителен, дружелюбен, легко вступает в контакт с незнакомыми, редко испытывает чувство страха. В годовалом возрасте речь ребенка понятна на 25%, в 2 года — на 50%, в 3 года — на 75%, в 4 года — на 100%. Если речь ребенка долгое время остается непонятной, следует подумать о более детальной оценке его речевых навыков. В понятие «здоровый ребенок» входит и оценка поведения ребенка, его эмоциональной настроенности и соответствия его умений возрасту. Определяющим и основным фактором развития высшей нервной деятельности ребенка является окружающая среда. Развитие и воспитание ребенка складываются из определенного распорядка жизни (режима), из привития ему необходимых навыков, из создания условий, которые обеспечили бы правильное развитие его движений, речи, а также бодрое Рефлекторная деятельность ребенка претерпевает изменения в связи с постепенным созреванием стриарной и корковой регуляции моторики (изменение движений в краниальных мышечных группах, исчезновение физиологического гипертонуса в верхних конечностях, затем — в нижних).
ОЦЕНКА НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ При характеристике нервной системы в педиатрии используются два определения-синонима: нервно-психическое развитие (НПР) и психомоторное развитие (ПМР). Критериями оценки НПР являются: — моторика; — статика; — условно рефлекторная деятельность (1 сигнальной системы); — язык (2 сигнальная система); — высшая нервная деятельность. Моторика (движение) — это целеустремленная, манипулятивная деятельность ребенка. Для здорового новорожденного в спокойном состоянии является характерным так называемый физиологичный мускульный гипертонус и на фоне этого изгибистая поза. Мускульный гипертонус симметрично выражен во всей позе: на животе, спине, в позах бокового и вертикального подвешивания. Руки согнута во всех суставах, приведены и прижаты к грудной клетке. Кисть согнута в кулак, большие пальцы приведены к ладони. Нога также согнута во всех суставах и несколько отведена в бедрах, в стопе преобладает тыльное сгибание Даже во время сна мышца не расслабляется. Движения новорожденного ограниченные, хаотические беспорядочные атетозоподобные = дрожжащие. Тремор и физиологичный мускульный гипертонус постепенно угасают у малыша после первого месяца жизни. В дальнейшем показатели моторики у здорового ребенка развиваются в следующем| порядке: 1) сначала координированным становится движение мышцы глаз (на 2-3 неделе), когда ребенок фиксирует свой взгляд на ярком предмете; 2) поворот головы следом за игрушкой указывает на развитие шейной мышцы; 3) мануальная деятельность руки развивается на 4 месяце жизни: ребенок приближает верхнюю конечность к глазам и рассматривает их, потирает пеленку, подушку. Движения становятся целеустремленными: малыш берет игрушку рукой (на втором полугодии может сам взять бутылку с молоком и выпить его и так далее); 4) на 4-5 месяцеразвивается координация движения мышцы спины, которая оказывается сначала переворачиванием из спины на живот, а на 5-6 месяце — из живота на спину; 5) когда до конца первого года жизни ребенок сам идет за интересным предметом в другой угол комнаты, то признаком моторики является не просто процесс ходьбы, а координированное целеустремленное движение всей мышцы в необходимом направлении. За постепенным своевременным развитием моторики у человека можно проследить|, наблюдая совершенствование движения пальцев от первого хватания карандаша ребенком первого года к|до| манипуляции у взрослых лиц|личности| — рисование|, игра на скрипке и пианино, лепка, вязание| и так далее Статика — это фиксация и поддержание определенной части туловища в необходимом положении. · Первый признак статики — поддержка головы — появляется на 2-3 месяце жизни, в 3 месяца ребенок должен хорошо держать голову в вертикальном положении.
· Второй признак — малыш сидит — развит в 6-7 месяцев. Кроме того, на 6-ом месяце малыш начинает ползать, на 7-ом — хорошо ползает.
· Третий признак — ребенок стоит — в 9-10 месяцев. · Четвертый признак — малыш ходит — до конца первого года жизни. Постепенное развитие моторики и статики —см|. рис. 31 и 31.1. Условно рефлекторная деятельность — это адекватная реакция ребенка на дразнящие факторы окружающей среды и собственной потребности. Главным рефлексом у новорожденного является пищевая доминанта. Подошло время кормления, ребенок проголодался, и он плачет — это хорошо. Пососал материнскую грудь|, поел — успокоился, заснула. В конце первого месяца через несколько минуты после начала кормления наступает небольшая пауза — ребенок внимательно рассматривает лицо матери, трогает грудь. На втором месяце формируется улыбка, на третьем — радостное движение конечностей при виде матери. Все это указывает на формирование условных рефлексов на внешние раздражители. При оценке ПМР нужно помнить, что признаки динамические по времени, то есть в каждом возрасте каждый критерий оказывается по-разному. Например 1. Если 5-месячной ребенку показать яркую игрушку, то он прекращает движения, широко открывает глаза, рот — это так называемое оральное внимание. При такой же ситуации на 8 месяце жизни ребенок должен не открыть рот, а потянуться за игрушкой рукой. Наличие орального внимания у ребенка на конце первого года жизни указывает на задержку НПР.
2. Приближение незнакомого человека, матери, папы, к ребенку 4-5 месяцев вызывает у ее комплекс оживления: радость на лице выраженная улыбка, малыш перебирает ручкой, ножкой. На 8-9 месяце жизни ребенок при появлении матери должен тянуться к ней рукой, а на чужого человека у малыша возникает реакция страха и негативизма. К признакам условно рефлекторной деятельности относятся слуховое и зрительное сосредоточение. На втором месяце жизни эти признаки проверяет невропатолог: 1. для оценки слуха врач плещет в ладони на расстоянии 30-40 см сбоку от ушей ребенка, который лежит на свивальном столе, можно хлопать по самому столу — при этом здоровый ребенок должен моргнуть. веками;
2. для выяснения наличия зрения врач проводит ярким предметом на высоте 30 см над глазами малыша с одной стороны к другому — при развитом зрении глаза ребенка должны следить за движением предмета. До конца первого года возникает сенсорный язык: понимание малышом отдельных слов, которые звучат со стороны. Это оказывается поворотом головы, потягиванием ручки и так далее Речь появляется у ребенка на 4—6 неделе, когда он начинает агукать. Произнесение первых звуков называется гуление (а, гу-у, е-е-е и т.д.- гул голосов). В 6 месяцев ребенок произносит отдельные составы (ба-ба-ба, ма-ма-ма и др.), не понимая их содержания, что называется лепет (=лепетание) До конца первого года жизни в лексиконе малыша уже 8-12 слов, содержание которых он понимает (дай, на, папа, мама, и|да| др.). Среди них есть звукоподражания (ам-ам| — есть|кушать|, гав-гав — собачка, тик-так — часы и тому подобное). В 2 года запас слов доходит до 300, появляются сжатые предложения. Постепенное развитие нервно-психического состояния|стана| в грудном возрасте|веке| в объединенном виде подано в таблице — см. Дополнение|добавление| 3. Высшая нервная деятельность. Этот критерий развивается на основании становления нервной системы, формирования всех предыдущих критериев, воспитания и развития ребенка. Он является признаком дозревания умственной способности и интеллекта человека. Окончательный вывод о состоянии высшей нервной деятельности можно сделать в 5-6 лет. Кроме рассмотренных критериев НПР, для оценки состояния нервной системы медсестра выясняет выясняет у новорожденного и ребенка грудного возраста выразительность безусловных рефлексов. Вывод. При нормальном нервно-психическом развитии ребенка безусловные рефлексы должны своевременно возникнуть и своевременно исчезнуть.
Трактовка нарушений развития: 1. отсутствие рефлексов в необходимом возрасте является признаком задержки нервно-психического развития; 2. рефлексы считаются патологическими, если они имеют место у ребенка в том возрасте, в котором должны быть отсутствующими. Медсестринская диагностика нервно-психического развития детей. Date: 2015-05-19; view: 499; Нарушение авторских прав |