Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
D D D…D D⇐ ПредыдущаяСтр 25 из 25
"Дисциплинарии"
ª Здесь символом D обозначены участники мыслительной коммуникации. Символы S.R. указывают на "субъективную рамку" мыслителя (его ценности, видение, понимание социально значимого действия). Нумерация стрелок задает последовательность чтения схемы и характер (тип) мыслительной работы. Стрелка 1 - работа, направленная на самого себя. Стрелка 2 - анализ дискурсов. Стрелка 3 - проблематизация. Стрелка 4 - построение диспозитива. Стрелка 5 - построение дискурсивной дисциплины. Стрелка 6 - использование при ее построении необходимых схем, понятий, теорий. Как я задавал возможный объект? Это право, рассмотренное в контексте культуры, как вид мышления и включенное в социальные практики. Другими словами, право я изучал и объяснял как культурный феномен, юридическое мышление и вид социальной практики, обращаясь для этого к культурологии и методологии. Берман, как мы помним, выражает новый подход к изучению не только права, но всех подобных популяционных сложных объектов – одновременное рассмотрение взаимосвязанных сторон этих объектов (политики, права, экономики, искусства и других). Второй принцип, провозглашаемый им, анализ традиции, которая представляет собой “нечто большее, чем историческая преемственность”, а именно - это “ смешение осознанных и неосознанных элементов ”. Но Берман, анализируя генезис права, не обсуждает специально свои понятия, возможно, и потому, что для этого нужно быть методологом, а также, вероятно, потому, что боялся подмять под теорию и понятия живой нащупываемый объект. Считая себя методологом, я так поступать не могу, кроме того, думаю, что можно справиться с диалектикой взаимотношений понятий и эмпирического материала, тем более, что опирался на такие предварительные замечательные исследования как те, которые провели в области права Э.Аннерс, Г.Берман, Давид Рене. Конкретно, для меня теоретическое пространство задают два подхода – методологический, в рамках которого осуществляется рефлексия, исследование и конституирование мышления, и культурологический.
Как правило, стратегии исследования в моих работах помимо анализа дискурсов, проблематизации, построения идельных конструкций (идеальных объектов, диспозитивов и прочее), их развертывания с целью объяснения проблем и фактов включают в себя и культурно-историческую реконструкцию. В отличие от приведенной здесь схемы исследования при анализе творчества и ряда других феноменонов я реализую стратегию исследования, включающую два разных плана – реконструкции поисков творческой личности и условий, определяющих этот поиск. Когда творчество характеризуют через новизну, естественно возникает вопрос, как понять, что это такое? Новое для самого “автора новизны” может не являться новым для других. Наоборот, автор может считать свою деятельность вполне обычной, но кто-то или идущее вослед время нередко объявляют ее творчеством. Другой способ раскрытия творчества - психологистическое описание процессов и механизмов творчества. Например, Г.Уоллес выделяет следующие стадии творческого процесса: подготовка, созревание, озарение, проверка. В.А.Коваленко анализирует шесть этапов: постановка проблемы, рождение замысла, атака, релаксация, инкубация (созревание) решения, инсайт (озарение истиной). С его точки зрения, основа творчества - психологические механизмы бессознательного и сознания. “Очень редко, - пишет Коваленко, - атака завершается решением проблемы. Рано или поздно захлебнувшись, она делает неизбежной после себя своего рода “релаксацию”, иначе говоря, “отбой”, прекращение сознательного наступления на проблему, и последующую “инкубацию”, т. е. непроизвольное вызревание в недрах подсознания подлинного ее решения. Запуск подсознания в работу совершается еще на стадии атаки. А возможности такой его работы по сравнению с деятельностью ясного сознания поистине грандиозны... по-видимому, работа подсознания состоит в переборе вариантов в проблемном поле с одновременным сокращением их числа... Рано или поздно подсознание в ходе инкубации находит решение проблемы. И теперь встает задача осознания найденного решения. Указанное превращение найденного подсознанием решения в факт ясного сознания автора часто носит характер “вспышки” (инсайта) как молниеносного озарения истиной”422. Подобных концепций творчества сегодня существует немало. При всей кажущейся убедительности психологистического анализа творчества, этот подход не выдерживает серьезной критики. Получается, что творчество было всегда, даже в Древнем мире, хотя известно, что установка на творчество и соответствующая практика сложились только в Новоевропейской культуре. Поскольку творчество характеризуется через механизмы бессознательного, интуицию, озарение и тому подобные феномены, подобный анализ творчества не менее бессознателен и интуитивен. Кроме того, нетрудно заметить, что разные исследователи творчества характеризуют его различно, исходя из разделяемых ими теорий и привлекаемого материала. Никому еще не удалось, так чтобы с этим согласились остальные, свести воедино многочисленные характеристики творчества. А на какие особенности творчества мы можем указать, исходя из нашего анализа? Прежде всего, можно заметить, что творческая личность действует не на пустом месте. Как правило, она продолжает определенную традицию, глубоко освоила достижения своего времени, владеет основными способами мышления и коммуникации. Не таков ли Платон и Галилей, Августин и Фуко? Но творец не был бы творцом, если бы он, действительно, не создавал нового, а следовательно, не выступал как новатор, преодолевающий традицию и сложившиеся способы мышления. Отсюда первая характеристика творчества - это особое соотношение традиции и новации. Не менее важна для характеристики творчества (и это очевидно) - личность творца. Как я старался показать в своих работах, творчество - это неотъемлемый момент жизненного пути и реализации личности творца. Личность, подобная Платону, Августину, Фуко или Щедровицкому, понимает свою жизнь именно как творчество, “как вынашивание духовных плодов”. Для такой личности не существует отдельно - творчества и собственной жизни, это одно и то же. Но творец, даже гений эзотеризма, реализует в творчестве не только самого себя, а свое время, он всей своей жизнью с полной ответственностью отвечает на вызовы современности. То же самое можно сказать иначе: через творчество и мышление такой личности реализуется время и современность. Таким образом, мы приходим ко второй характеристике творчества. Творчество - это совпадение личности и модернити, то есть творец это такая личность, через которую может реализоваться время и его вызовы. Я старался также показать, что новое складывается не само собой, а в коммуникации, именно там, вырабатываются основные критерии новизны. Например, основные идеи “Бесед” формировались в процессе коммуникации: Галилей преодолевал непонимание слушателей, учитывал их возможности и представления, разъяснял им исходные идеи нового понимания движения. То же самое мы видим в творчестве других мыслителей. Следовательно, третья характеристика творчества звучит так: контекстом творчества выступает коммуникация, в которой и устанавливаются критерии новизны, парадигмы и ориентированное на творца сообщество. А как быть с психологическими характеристиками творчества? Их можно получить, если, основываясь на указанных здесь особенностях творчества, принять определенную психологическую концепцию. Например, если мыслить в рамках разработанного автором учения о “психических реальностей”, то можно говорить о формировании у творческой личности особой “креативной реальности”. Она относится к “Я-реальности” и содержит события, удовлетворяющие рассмотренным трем признакам творчества: события креативной реальности - это события реализации личности и одновременно события модернити, это события, лежащие на пересечении традиции и нового, наконец, это события, удовлетворяющие требованиям коммуникации. Понятно, что столь сложная реальность не может сложиться сама собой, ее формирование предполагает как особую личность, так и огромную работу. В креативной реальности, действительно, можно различить два основных процесса: вхождение в реальность (озадачивание, проблематизация, погружение в ситуацию и тому подобные состояния и действия, характерные для начала творческого процесса), движение в реальности, проживание ее событий. Последний процесс п редполагает, с одной стороны, поиск, конструирование, выбор, поступок, рефлексию, изменение своих представлений и т. п., с другой - переживания, осознаваемые в культуре как катарсис, инсайт, изменение сознания и прочее. Но если опираться на другую психологическую теорию, объяснение творчества будет иное. Однако думаю, оно будет адекватным только в том случае, если в той или иной мере будет учитывать указанные нами сущностные признаки творчества. Выше я привел реконструкцию творчества Сведенборга, она выполнена в рамках указанной здесь стратегии. Приведу пример еще одного исследования, где реализуется подобная стратегия, то есть, с одной стороны, рассматривается эволюция личности, с другой – условия, обусловливающие ее. Становление «конституирующей инстанции» человека
Вспоминаю сон, приснившийся во время войны под Куйбышевым, когда мне было лет пять-шесть. Моя мама день и ночь работала на авиационном заводе и лишь изредка урывала несколько часов в месяц, чтобы навестить меня и брата в детском саду. Но почти всегда она приносила что-то вкусное - какао в термосе, или шоколад или что-нибудь еще. И вот мне упорно начал сниться сон с мамой и вкусными вещами в придачу. Понятно, как я огорчался, когда просыпался: нет ни мамы, ни какао. Наконец, чтобы не обманываться и не огорчаться понапрасну, я решил проверять себя: щипать за ухо, если больно - не сплю, если не больно – сплю. И в ту же ночь мне приснился очередной сон. Приезжает мама, я дергаю себя за ухо, убеждаюсь, что не сплю, пью какао и затем... просыпаюсь. Дальше все ясно. Сила огорчения прочно отпечатала этот сон в моей памяти. Таким образом, уже в детстве я подобно другим людям научился различать разные свои состояния, прежде всего явь и сновидения, потом обычные переживания и собственные фантазии, а также состояния в искусстве. К трем-четырем годам я уже не пытался взять в руки нарисованное яблоко (что часто делают совсем маленькие дети), не путал события, приснившиеся во время сна, с обычными сюжетами в бодрствовании, понимал, что мои фантазии не совпадают с реальностью. Наблюдения показывают, есть два необходимые условия, обеспечивающие нормальное формирования этих способностей. Во-первых, человек должен научиться запоминать свои состояния (во сне, переживая произведения искусств, фантазируя). Во-вторых, у него должна сформироваться особая инстанция, назовем ее «конституирующей», позволяющая все эти различные состояния нашего «Я» осмыслять на предмет их существования и реальности. Например, по отношению к приснившемуся сну, я должен был решить, что – это только сон, а на самом деле нет ни мамы, ни вкусных вещей. Сравнение филогенетического развития с онтогенетическим показывает, что конституирущая инстанция, где человек придает (приписывает) реальность своим разным состояниям, в норме обусловлена социальными отношениями. В первом случае здесь последнее слово за коллективом, во втором за семьей. Действительно, рассмотрим, как еще в самой первой, архаической культуре, человек научается различать и главное общезначимо конституировать свои разные состояния. Где-то на рубеже 100-50 тыс. лет до н. э. архаический человек столкнулся с тем, что не понимает, как действовать в случаях заболевания своих соплеменников, их смерти, когда он видит сны или изображения животных или людей, которые он сам же и создавал. Антропологические исследования показывают, что все эти различные состояния человек смог различить на основе изобретенного им представления о душе. В соответствии с архаическими представлениями душа - это легкое, подвижное, неуничтожимое, неумирающее существо (самое главное в человеке, животном, растении - суть живого). Она обитает в собственном жилище (теле), но может и менять свой дом, переходя из одного места в другое. С точки зрения анимистических представлений древний человек осмысляет широкий круг явлений. Например, смерть это ситуация, когда душа навсегда покидает собственное тело, уходит из него. Обморок - временный выход души из тела, затем, когда душа возвращается, человек приходит в себя. Сновидения - появление в теле человека чужой души или путешествие своей души во время сна. Создание "произведений искусства" - способ вызвать душу, чтобы вступить с ней в общение и т. д. Важно, что подобные представления подсказывают, что нужно делать в каждом отдельном случае: мертвого будить бесполезно, зато душу умершего нужно провожать в другую жизнь (место), то есть хоронить; в то же время потерявшего сознание можно будить, чужую душу можно прогнать, а свою привлечь назад, если она вышла на время (так архаические люди понимали болезнь), сновидения нуждаются в толковании и т. д.
«Отношение к видениям, - пишет классик культурологии Э.Тэйлор, - соответствует отношению к снам, поскольку с ними связаны первобытные теории о душе, и эти два разряда явлений дополняют и подкрепляют друг друга. Даже бодрствующий и вполне здоровый дикарь не обладает способностью делать того строгого различения между субъективным и объективным, воображаемым и действительным, которое дается научным воспитанием, тем более, если дикарь расстроен физически и умственно. Видя вокруг себя призраки человеческих форм, он не может не верить свидетельству своих органов чувств. Таким образом, на низкой ступени культуры (или самых ранних этапах развития ребенка. – В.Р.) люди всегда верят чрезвычайно живо и твердо в объективность человеческих призрачных образов (неважно, каков их источник – сон, изображения в искусстве или собственные фантазии. – В.Р.), являющихся им в болезни или при утомлении, под влиянием умственного возбуждения и при употреблении наркотических средств»423.
Для нашей темы важно обратить внимание на такой момент. Различение разных состояний человека в архаической культуре предполагало становление особой психической инстанции, берущей на себя функцию целого и осмысления (придания состояниям человека реальности), причем, что существенно, осмысления социально значимого. Если в архаической культуре главную роль при формировании этой конституирующей инстанции играли семья и племя (в последующих культурах и другие социальные институты, например, педагог и детский сад), то в онтогенезе – это, конечно, семья и родители. Иначе происходит развитие человека при нарушении условий социализации. В книге Дэниела Киза («Множественные умы Билли Миллигана») описана история множественной личности, с ярко выраженными нарушениями ранней социализации (его отец покончил жизнь самоубийством, отчим был садист, мать «ради мира в семье» не защищала Билли). Миллигана арестовали в конце октября 1977 года за изнасилование и ограбление трех женщин, и признали на суде невиновным по причине психического расстройства подсудимого в форме множественности его личности (это был первый подобный прецедент в истории США). Для поведения Билли в целом были характерны следующие три момента: 1) частичная амнезия (переход от одной личности к другой происходил у Миллигана через механизм засыпания; одна личность засыпала, а другая появлялась ), 2) асоциальное поведение и 3) «несовместимая множественность» (то есть наличие форм поведения, каждая из которых воспринималась, как принадлежащая отдельной самостоятельной личности). Но подобные же три момента в той или иной степени можно наблюдать у определенной категории преступников, у алкоголиков (начиная со второй стадии заболевания) и наркоманов, у шизофреников и истериков, наконец, у вполне нормальных людей в отдельных кризисных ситуациях. Например, алкоголик (наркоман) в периоды сильного опьянения (приема и действия дозы), как правило, ничего не помнит, часто ведет себя необычно, нередко нарушает общественные нормы и законы. Для истерика характерны резкие смены настроения и немотивированные (иногда асоциальные) поступки, о которых он быстро забывает. Многие преступления совершаются в состоянии сильного аффекта, сопровождающегося беспамятством. Наконец, а разве мы с вами сами не забываем то, что очень хотим забыть, не ловим себя часто на поведении, несовместимым с нашими убеждениями, не нарушаем во многих случаях законы, ну, пусть, не законы, а социальные нормы? У Билли Миллигана в развитии были нарушения двоякого рода: с одной стороны, его сны и галлюцинации становились программами управления поведением в бодрственном состоянии, с другой – семья не создавала условия для формирования социально значимой конституирующей инстанции. Билли и его личности, вероятно, различали сон, явь и произведения искусства, ведь, например, две его личности Аллен и Томми хорошо рисовали. Но при этом Миллиган часто принимал галлюцинации за явь, а также настаивал, что его личности – это настоящие люди, члены семьи.
«Доктор Джордж объяснил этот метод Аллену (одна из личностей Миллигана. – В.Р.) во время сеанса терапии (метод состоял в том, что, когда Билли отрицал какие-то свои действия, ему приводили в опровержение свидетельства наблюдавших за ним медсестер. – В.Р.), указав, что других пациентов смущает, когда они слышат разные имена его личностей. - Некоторые люди называют себя Наполеоном или Иисусом, - возразил Аллен. - Но совсем другое дело, когда я и другие сотрудники вынуждены сегодня называть тебя Дэнни, а завтра – Артуром, Рейдженом, Томми или Алленом. Я предлагаю, чтобы для персонала и других пациентов все твои личности отзывались на имя Билли, а во время… - Они не «личности» доктор Джордж. Они люди. - Почему ты на этом настаиваешь? - Когда вы называете их личностями, получается, что вы не считаете их живыми людьми»424.
Каков вообще механизм попадания Миллигана в ту или иную личность? Думаю, примерно следующий. Если развитие человека происходит нормально, основная роль сновидений – обеспечивать реализацию неосуществленных (блокированных) желаний, кристаллизовавшихся в период бодрствования днем или в предшествующие дни. Сновидение – это, собственно говоря, подсмотренные во сне (при неполностью выключенном сознании) события, конструирование и проживание которых образует реализацию блокированных желаний425. Только в редких случаях, так называемых «вещих сновидений» запомнившийся сон может выступить в качестве программы (схемы) обычного восприятия и поведения426. При этом, как я показываю, психика трансформирует воспринимаемую ситуацию (опускает лишние элементы и достраивает в форме галлюцинаций нехватающие) как будто желает, чтобы эта ситуация оказалась именно той, которая была подсмотрена во сне. На самом деле никакой телеологии здесь нет, узнавание ситуации происходит автоматически в силу действия механизма идентификации. Дело в том, что обработка информации и осмысление реальности идет на основе определенных семиотических схем, а здесь подвертывается удобная схема - сновидение (удобная в том смысле, что она хорошо описывает воспринимаемую ситуацию).
Дэниел Киз рассказывает, что первоначально маленький Миллиган видит сложную галлюцинацию – мальчика, который с ним играет. Это типичное «сноподобное состояние», то есть реализация сновидения в период бодрствования. Но затем на основе сноподобного состояния с особым сюжетом (Билли снится он сам, как другой человек) складывается первая личность (Шон). Чтобы понять возможность такого развития событий, вспомните какой-нибудь сон, где вы делаете что-то необычное. Например, мне в молодости часто снилось, что я летаю. Билли же вполне мог присниться сон, где он вместо себя, разбившего горшок (так появляется первая личность, Шон) оказывается другим мальчиком, не причастным к происшедшему. Если этот сон выходит на поверхность, в бодрствование, и если к тому же психика Билли достраивает воспринимаемую ситуацию так, чтобы она не противоречила сюжету сновидения (Билли не узнает свою мать; он видит, что какая-то незнакомая женщина трясет его и кричит), то вот вам и Шон. По сходной логике возникают и ряд других личности Миллигана. Если анализировать случай появления Шона, то можно предположить, что личности Миллигана появляются в ответ на функциональные требования; нужно избежать наказания – пожалуйста, вот вам Шон. И действительно, ряд личностей Миллигана явно имеют «функциональное происхождение». Такова самая первая личность – Кристин (3 года, светлые волосы до плеч, голубые глаза, «ребенок для угла»), как видно из имени Кристин, она вместо Миллигана всегда стоит в углу. Таков Дэвид (8 лет, очень чувствительный, но рассеянный, «хранитель боли»), берущий на себя боль и страдание всех личностей Миллигана. Такова вторая после Артура личность Рейджена (23 года, югослав, говорит по-английски с заметным славянским акцентом, читает, пишет и говорит на сербскохорватском, владеет оружием, обладает исключительной силой); его назначение - защищать, правда избранно, личности Миллигана. Таков, Томми. Таковы Марк (16 лет), Стив (21 год), Джейсон (13 лет). Но если судить по случаю с Артуром, то речь скорее должна идти о культурном сюжете. Артур – это интеллектуальный Миллиган 22 лет, самостоятельно выучил физику и химию, бегло читает и пишет по-арабски. Он руководит остальными личностями Миллигана. Появляется он как своеобразная реинкарнация Шерлок Хомса, доктора Ватсона и других английских литературных персонажей (перед его появлением Миллиган насмотрелся сериалов по произведениям Конан Дойля). Например, он «твердый консерватор, считает себя капиталистом, тем не менее, открыто высказывает атеистические взгляды». К этой же группе личностей Миллигана можно отнести лесбиянку Адалану (19 лет), городских преступников Филипа и Кевина (20 лет), охотника Уолтера (22 года), еврея Сэмюэля («вечный жид», единственный из всех личностей верящий в Бога), фантазера и мечтателя Роберта (17 лет), сноба и хвастуна Мартина (19 лет), клоуна и комика Ли (20 лет). Получается, что личности Миллигана – это созданные им самим схемы и программы его поведения? Не совсем так, да Билли, действительно, создает эти схемы и программы, но сюжеты и структура этих схем, как видно из материала книги, заимствованы из культуры. А откуда еще Билли мог их взять? Не случайно, что личности Миллигана отражают основные ценности массовой американской культуры. Если Аллен, Кристина, Адалана и Сэмюэль (частично Томми) олицетворяют собой искусство (они хорошо рисуют, сочиняют стихи, играют на музыкальных инструментах, режут по дереву), то Артур, Томми и Рейджен больше склонны к занятиям наукой и техникой. Адалана манифестировала себя как лесбиянку, а остальные личности Миллигана придерживаются обычной сексуальной ориентации. Артур считает себя капиталистом и атеистом, Рейджен – коммунистом, а Сэмюэль – ортодоксальным евреем, верящим в Бога. «Хорошие» личности Миллигана получают доступ к его телу и сознанию и, следовательно, к свету, а «нежелательные» большую часть жизни должны пребывать в бессознательном состоянии и темноте (правда, это только в теории, практически же они захватывают плацдарм, не спрашивая «главного менеджера», или как Адалана крадут время жизни у других)427.
Иными словами, развитие Билли Миллигана представляло собой создание внутренней среды (множества личностей), соответствующей внешней социальной среде массовой американской культуры, конечно, как она являлась человеку определенного типа. Обстоятельства жизни и уровень развития Билли делали его типичным представителем американского дна и отчасти криминальной среды. Одновременно Билли был исключительно способным человеком и поэтому относительно долго мог жить как нормальный человек. Тем не менее, поскольку общий тренд эволюции Билли был направлен в криминальную сторону, рано или поздно он должен был нарушить закон. Что реально и произошло. Он начал систематически грабить людей (в лице Рейджена) и кончил изнасилованием (это сделала Адалана). Теперь подумаем, могла ли у Билли сложиться конституирующая инстанция. На первый взгляд, она сложилась в лице одной из главных его личностей Артура, пытавшегося установить для других личностей Миллигана правила общественного поведения. Однако можно высказать сомнения по поводу происхождения этих правил: не являются ли они более поздними фантазиями Билли, возникшими в ответ на стремление психотерапевтов и адвокатов собрать его личность и сделать ее приемлемой для общества? Кроме того, из книги видно, что периодически и чем дальше, тем больше Артур теряет контроль над другими личностями: то он сам куда-то исчезает и часто надолго, то его власть перехватывают другие личности, например, как Адалана, которая «крадет время», или Филлип и Кевин, когда им нужно позарез реализовать свои преступные намерения. Вывод очевидный – Артур пытается стать конституирующей инстанцией, но ничего из этого не получается. Да и не могло получиться, по сути. Кто такой Артур? Одна из программ и культурных сценариев Миллигана, а именно концепция интеллекта в варианте Шерлока Хомса. Эта программа, во-первых, никак не соотнесена (не согласована) с другими программами и сценариями Билли, во-вторых, не скорректирована в социальном отношении, поскольку семья Миллигана и его жизненный опыт сами были асоциальными. Наконец, формированию конституирующей инстанции не способствовала и амнезия. Если человек не запоминает свои различные состояния (а Билли их и не мог запомнить, ведь переключение его личностей происходило через механизм засыпания без сновидений), то, как он мог обогащать и расширять свой жизненный опыт, без чего невозможно ни нормальное развитие человека, ни формирование у него конституирующей инстанции. Личность, как и всякий другой человек, живет не на Луне или на острове, а среди людей, в обществе. Ее поступки и действия затрагивают других людей и часто болезненно. В ответ общество реагирует не менее сильно. В связи с этим опять можно вспомнить Сократа, занимавшего разоблачением своих сограждан, доказывавшего им, что хотя они считают себя мудрыми, на самом деле этого нет. Поэтому, говорит Сократ «многие из присутствующих возненавидели меня». Реакция Афин была известна – суд над Сократом, который, тем не менее, упорно твердил свое.
«Желать вам всякого добра – я желаю, о мужи афиняне, и люблю вас, а слушать буду скорее бога, чем вас, и, пока есть во мне дыхание и способность, не перестану философствовать, уговаривать и убеждать всякого из вас, кого только встречу, говоря то самое, что собственно говорю: о лучший из мужей, гражданин города Афин, величайшего из городов и больше всех прославленного за мудрость и силу, не стыдно ли тебе, что ты больше заботишься о деньгах, чтобы их у тебя было как можно больше, о славе и почестях, а о разумности, об истине и душе своей, чтобы она была как можно лучше, не заботишься и не помышляешь?»428
Но конфликт личности и общества (одной личности с другой), ведущий, как писал Платон, к «войне всех против всех» - не единственная проблема. Не менее существенным является вопрос об адекватном в социальном отношении поведении. Дело в том, что социум и общество не обязаны заботиться и поддерживать личность (новоевропейская культура, поставившая в центр благополучие личности, в этом смысле исключение); уж если человек стал вести себя и жить не как все, он автоматически лишается поддержки со стороны других и общества. Таким образом, нетрудно предположить, что для нормальной жизни, с одной стороны, в социуме должны сложиться определенные условия (выше я показал, что это были «личностно ориентированные практики»), с другой - личность должна создать собственные условия жизни, выработать ориентиры и правила, позволяющие ей действовать эффективно в социальном отношении. Исследования показывают, что, действительно, личность такие ориентиры и правила вырабатывает. К их числу относятся, прежде всего, сама установка на самостоятельное поведение, затем, личностно ориентированная картина реальности, представление личности о самой себе, личная история человека, наконец, работа, направленная на изменение самого себя 429. Случай Миллигана интересен и сам по себе и тем, что его анализ вскрывает серьезную ситуацию и проблему, характерные для нашей жизни и времени. Конечно, в истории европейской культуры встречаются периоды, когда можно наблюдать явления, сходные с рассмотренными. Например, таким было, если верить Ю.Л.Бессмертному, раннее средневековье430. Тем не менее, каждая эпоха уникальна. Наше время породило не только совершенно новые масштабы отклоняющегося поведения человека, но и новое качество такого поведения. Не забудем, что киллерство и массовое бесчувствие разного рода насильников и душевно больных выросло на почве христианства (точнее того, что от него осталось), с его десятью заповедями, в лоне проекта модерна, основывающегося, в частности, на идеях Просвещения. Почему же не срабатывают по отношению ко многим людям призывы Христа и просветителей, апеллирующих к Богу и разуму? Считается, человек мало что может сделать, что он захвачен историческим потоком. Однако не сами ли мы выбирает «колеи» и строим свою жизнь, отдавая своих детей в сады и школу, посвящая все свое время работе, творчеству, реализации своих желаний и комфорту? А потом, вдруг, обнаруживаем, что наши дети и мы сами погибаем. К сожалению, приходится согласиться с тем, что Миллиган и Дита – продукты нашего времени, результат нашего собственного выбора. Не пора ли все-таки приостановиться и задуматься, взглянуть на себя критически и, главное, совершить, наконец, поступок, от которого зависит наше будущее и будущее наших детей? Еще мне хотелось показать, как непросто в наше время понять, что же было на самом деле. С одной стороны, мы должны доверять свидетелям, рассказывающим о своих или чужих состояниях и поступках (например, как Билли рассказывал о своих «людях», а Дэниэл Киз об истории Билли), с другой – не принимать на веру все, что они говорят, а критически осмысливать их воспоминания или утверждения. Тогда можно понять более глубокие вещи, скажем, то, что Миллиган в ответ на требования юристов, психиатров и писателя выдавал им очередную свою псевдоличность, или что Дэниэл Киз для написания своей книги создал личный миф Миллигана, которую Билли в лице Учителя тут же отыграл обратно Кизу, но уже как собственную историю жизни. При этом нужно учитывать и позицию самого исследователя (в данном случае мою). «На самом деле» - это результат обоснованной реконструкции, а не созерцания того, что было или выражено в тексте. Помимо рассмотренных здесь стратегий исследования можно говорить и о свободном методологическом дискурсе.
1 Гайденко. П. Прорыв к трансцендентному. Новая онтология ХХ века. М., 1997. Стр. 7 2 Хёсле В. Философия техники М.Хайдеггера // Философия Мартина Хайдеггера и современностьМ., 1991. Стр. 143, 144 3 Пико делла Мирондола Д. Речь о достоинстве человека // История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. Т. 1. М., 1962. Стр. 4 Там же. Стр. 507, 509, 512 5 Кузанский Н. Собр. соч. в 2-х т. Т. 2. М., 1980. Стр. 101 6 Там же. Т.. Стр. 435 7 Тамм же. Т.. Стр. 64, 65 8 Галилей Г. Диалог о двух главнейших системах мира. - М., 1948. Стр. 61 9 Кузанский Н. Цит. соч. Стр. 392, 399 10 Там же. Т.. Стр. 403 11 Там же. Стр. 415 12 Там же. Стр. 388-389, 400-401 13 Косарева Л.М. Методологические проблемы исследования развития науки: Галилей и становление экспериментального естествознания // Методологические принципы современных исследований развития науки, Р.С. М., 1989. Стр. 26 14 Там же. Стр. 27 15 Галилей Г. Беседы и математические доказательства, касающиеся двух новых отраслей науки, относящихся к механике и местному движению. Сочинения. Т. 1, М.-Л., 1934. Стр. 37 16 Бэкон Ф. Великое восстановление наук // Бэкон Ф. Сочинения в двух томах. Т.1. М., 1971. Стр. 71 17 Бэкон Ф. Новый органон. М., 1935. Стр. 95, 147 18 Там же. Стр. 192-193, 200 19 Косарева Л. Цит. соч. Стр. 30 20 Декарт Р. Избранные произведения. - М., 1950. Стр. 80-81 21 Там же. Стр. 260 22 Там же. Стр. 476 23 Там же. Стр. 429, 344 24 Там же. Стр. 446 25 Там же. Стр. 124, 125 26 Мамардашвили М.К. Картезианские размышления М., 1993. Стр. 117, 160, 171-172 27 Там же. Стр. 52, 187 28 Декарт. Цит. соч. Стр. 380 29 Там же. Стр. 462-463 30 Бэкон Ф. Новый органон. Стр. 191-192 11 Длугач Т.Б. Просвещение // Новая философская энциклопедия. М., 2001 12 Огурцов А.П. Философия науки эпохи Просвещения. ИФ РАН. М., 1993. Стр. 45 13 Там же. Стр. 149, 152 14 Кант И. Критика чистого разума. Соч. в 6-ти т. Т. 3. М., 1964. Стр. 174-175 16 Кант И. Критика чистого разума. Стр. 75-76, 91-92 25 Там же. Стр. 84-85, 88 26 Там же. Стр. 93 27 Там же. Стр. 135 28 Там же. Стр. 187-188 29 Там же. Стр. 592, 684 30 Гайденко П. Прорыв к трансцендентальному. Стр. 81 31 Кант И. Критика чистого разума. Стр. 220-221 32 Там же. Стр. 221 33 Там же. Стр. 223-224 34 Гайденко П. Прорыв к трансцендентальному. Стр. 85, 88. Поскольку, замечает П.Гайденко, разум направляет рассудок, он «пусть косвенным образом, оберегает этически нейтральную красоту от служения дурным безнравственным целям. Но, как и в случае с наукой, кантовский разум не имеет положительного непосредственного отношения к красоте. Он лишь служит гарантией того, чтобы в качестве цели науке и искусству не была поставлена антиразумная цель, и в то же время оставляет их совершенно свободными в смысле положительного определения, свободными от нравственной цели» (там же, стр. 91). 37 Там же. Стр. 353-354 38 Там же. Стр. 173 39 Там же. Стр. 344, 358 40 Там же. Стр. 342, 555 41 Там же. Стр. 174, 342, 348-349 42 Там же. Стр. 305, 310 43 Там же. Стр. 192, 193 44 Там же. Стр. 193 45 Там же. Стр. 572 46 Там же. Стр. 346, 365 47 Там же. Стр. 366 48 Там же. Стр. 581-582, 586-588 49 Там же. Стр. 321 50 Там же. Стр. 338-339 17 «Познание, - пишет П.П.Гайденко, - рассматривается Кантом не как созерцание предмета, а как его конструирование…Если чувственность дает материю познания, то рассудок вносит принцип формы. Он синтезирует первоначальное хаотическое многообразие, отливая его в некоторые единства в соответствии с априорными правилами синтеза – категориями…В отличие от рассудка, дающего правила синтезирования чувственного материала – категории, разум дает принципы для деятельности самого рассудка, ставит перед рассудком цели, указывающие направления его деятельности и тем самым стимулирующие последнюю» (П.П. Гайденко. Прорыв к трансцендентному. Новая онтология ХХ века. М., 1997. Стр. 80-82). 20 Кант И. Критика чистого разума. Стр. 210 51 Там же. Стр. 95-96, 99 52 Апресян Р.Г. Свобода // Новая философская энциклопедия. Т.3. М., 2001. Стр. 502 53 Кант И. Критика практического разума. Собр. соч.: в 6 т. Т. 3. М., 1997. Стр. 509-511 54 Там же. Стр. 729, 731, 733 55 Гайденко П. Прорыв к трансцендентному. Стр. 156 56 Кант И. Критика чистого разума. Стр. 57 Гайденко. Цит. соч. Стр. 26 58 Там же. Стр. 210 59 Там же. Стр. 11 60 Там же. Стр. 208 61 Гегель Г.Ф. Соч., М.-Л., 1929-1958. IV. Стр. 3 62 Цит. по Гайденко П. Философия Фихте и современность. М., 1979. Стр. 34 63 Гегель Г. Цит. соч. VII, 268 64 Гайденко П. Философия Фихте и современность. Стр. 34 65 Цит. по Гайденко П. Прорыв к трансцендентному. Стр. 210 66 Там же. Стр. 233-234 67 «По поводу этого человеческого всемогущества Г.Гейне иронически замечает: «Я был молод и высокомерен, и моей гордыне очень польстило, когда я узнал о Гегеля, что вовсе не тот Господь Бог, который, как считала моя бабушка, пребывает на небесах, а что я сам здесь, на земле, и есть Господь Бог» (Гайденко П. Прорыв к трансцендентному. Стр. 6) 67 В сфере философии искусства эта позиция, показывает Фр.Шлегель, выражается представлением об иронии. «Существуют, - писал он, - древние и новые произведения поэзии, во всем существе своем проникнутые духом иронии. В них живет дух подлинной трансцендентальной буффонады. Внутри их царит настроение, которое с высоты оглядывает все вещи, бесконечно возвышаясь над всем обусловленным, включая сюда и собственное свое искусство, и добродетель, и гениальность» (там же, стр. 213) 68 Хотя Фихте, отмечает П.Гайденко, «как теоретик разрушал кантовские абсолюты, но как нравственная личность был убежден в их незыблемости. В результате Фихте впервые в истории вынужден был создать некую новую форму диалектики, где соединилась революционная и разрушающая сила диалектического метода как метода разложения всякого нерефлектированного убеждения, всякого непосредственного верования (именно такова была диалектика Сократа и Платона) с твердой верой в конечное торжество разума и добра…Все идеалы разрушались, чтобы был достигнут высший идеал, который не будет разрушен. Потому и освещается вся прежняя история, потому и принимаются все прежние «нарушения табу», что они увенчиваются в конце концов «высшим табу» - нравственным законом, которому следует свободный дух» (там же, стр. 219-220) 69 Там же. Стр. 15 70 Там же. Стр. 16 71 Там же. Стр. 144 72 Там же, Стр. 138-140 73 Там же. Стр. 140 74 Там же. Стр. 152-153 75 Там же. Стр. 154 76 Там же. Стр. 176, 185, 190, 194, 201, 206 77 Зиммель Г. Социальная дифференциация // Зиммель. Избранное. В 2-х т. М., 1996 78 Там же. Стр. 305-306, 308, 310 79 Там же. Стр. 314, 323, 346, 370-371 80 Там же. Стр. 147 81 Зиммель Г. Как возможно общество? // Избранное. Стр. 511, 520-521 82 Бахтин М. Проблемы творчества Достоевского. Киев, 1994. Стр. 473 83 Бахтин М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. Стр. 281, 283, 285, 287. «…существует абстрактная позиция третьего, которая отождествляется с «объективной позицией» как таковой, с позицией всякого «научного познания»…В жизни как предмете мысли (отвлеченной) существует человек вообще, существует третий, но в самой живой переживаемой жизни существуем только Я, ТЫ, ОН, и только в ней раскрываются (существуют) такие первичные реальности, как мое слово и чужое слово, и вообще те первичные реальности, которые пока еще не поддаются познанию (отвлеченному, обобщающему), а поэтому не замечаются им» (там же. Стр. 348-349) 84 Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. Стр. 58-59 85 Бахтин М. Эстетика слвестного творчества. Стр. 296 86 Там же. Стр. 240 87 Неретина С., Огурцов А. Время культуры. Стр. 252 88 Библер В.С. Образ простеца и идея личности в культуре средних веков // Человек и культура. М., 1990. Стр. 122 89 Неретина С., Огурцов А. Время культуры. Стр. 258-261 90 Гайденко П. Прорыв к трансцендентному. Стр. 218 91 Там же. Стр. 212, 214-215, 217, 218-219 92 Маркс К. Капитал. Т.1. М., 1978. Стр. 10 93 Там же. Стр. 772, 773 93 Там же. Стр. 246 94 Огурцов А.П., Платонов В.В. Образы образования. Западная философия образования. ХХ век. Санкт-Петербург, 2004. Стр.105-106, 111 95 Розин В.М. Типы и дискурсы научного мышления. Стр. 77-92; Психология: наука и практика. М., 2005. Стр. 37-61, 221-243 96 Бахтин М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. Стр. 349 97 Там же. Стр. 285 98 Гальперин П.Я. Введение в психологию. - М., 1976. Стр. 9-10 99 Розин В. Психология: наука и практика. М., 2005. Стр. 143-169 100 Филиппов А.Ф. Обоснование теоретической философии: Введение в концепцию Георга Зиммеля // Зиммель Г. Избранное. Стр. 583 101 Гайденко П. Прорыв к трансцендентному. Стр. 396-398 102 Огурцов А.П., Платонов В.В. Образы образования…Стр. 109, 132 103 158. Goethes Naturwissenschaftliche Schrifen, hrsg. Von. R. Steiner. Dornach, 1982, Bd 5. Стр. 376 104 Idid, Bd 2. Стр. 31 105 Флоренский П.А. Столп и утверждение истины (I). Т. 1. М., 1990. Стр. 74, 62-63 106 Аристотель. Аналитики. М., 1954. Стр. 10; Метафизика. М., 1934. Стр. 78 107 Аристотель. Аналитики. Стр. 108 Кант. Цит. соч. Стр. 123-124 109 Там же. Стр. 221 110 Там же. Стр. 223-224 111 Гайденко. Прорыв к трансцендентальному. Стр. 261 112 Там же. Стр. 265 113 Там же. 114 Heidegger M. Kant und das Problem der Metaphysik. Frankfurt a. M., 1951. Стр. 121 115 Husserl E. Ideen zu einer reinen Phanomenologie und phanomenologiscen Philosophie. Bd. 1. Halle, 1922. Стр. 168 116 Гайденко. Прорыв…Стр. 404 117 Там же. Стр. 363-364 118 Там же. Стр. 404-405 119 Там же. Стр. 404 120 Сравни. Рудольф Штейнер, например, пишет следующее. «Может возникнуть возражение: как можно знать, что в то время, когда мы думаем, что получаем духовное восприятие, мы имеем дело с реальностями, а не простым воображением (видениями, галлюцинациями и т. д.)?…Кто путем правильного обучения достиг описанной ступени, тот может отличить свое собственное представление от духовной действительности, подобно тому, как человек со здоровым рассудком может отличить представление о куске раскаленного железа от действительного присутствия куска железа, который он трогает рукой. Различие дается именно здоровым переживанием и ничем иным. Так и духовном мире пробным камнем служит сама жизнь. Как в чувственном мире воображаемый кусок железа, каким бы раскаленным его себе ни представлять, не обжигает пальцев, так и прошедший школу духовный ученик знает, переживает ли он духовный факт только в своем воображении, или же на его пробужденные органы духовного восприятия воздействуют действительные факты и существа». Не так прямолинейно проблему существования реальности эзотерического мира решает Карлос Кастанеда. На вопрос своего ученика Карлоса Кастанеды, летал ли он как птица, или это ему только казалось в необычном состоянии, вызванном приемом “травы дьявола”, дон Хуан отвечал, что конечно летал. Тогда Карлос Кастанеда, думая, что его полет - это физическая реальность, задает вопрос, на который, как он думает, дон Хуан уже не ответит. Он говорит: “Давай я скажу это по-другому, дон Хуан. Если я привяжу себя к скале тяжелой цепью, то стану летать точно так же, потому что мое тело не участвует в моем полете? Дон Хуан взглянул на меня недоверчиво. - Если ты привяжешь себя к скале, - сказал он, - то я боюсь, что тебе придется летать, держа скалу с ее тяжелой цепью”. Похоже, что для дона Хуана, как и для многих эзотериков, нет деления на объективную реальность и субъективные представления, точнее последние для него совпадают с объективной реальностью. В этом случае понятно, почему эзотерики часто пишут, что познание подлинного мира неотделимо от познания и преобразования себя. На первый взгляд, Р.Штейнер отвечает очень наивно, ведь духовному ученику может только казаться, что он не спит, не галлюцинирует, а воспринимает реальный духовный мир. Но может быть, дорогой читатель, Вы тоже сейчас спите, и вам снится сон, в котором Вадим Розин размышляет на тему научно-духовного постижения мира? Как Вы можете удостовериться, что не спите? Если мы во сне, то уверены, что воспринимаем реальные события. Правда, потом мы или проснемся или будем продолжать находиться во сне или в настоящем мире. Но может быть, мы еще просто не проснулись? Кроме того, как быть в случае таких вещей как вера в Бога или в эзотерическую реальность. Это же не кусок железа, может быть у нас, в отличие от опыта ожога, просто нет соответствующего религиозного или эзотерического опыта. Начиная со средних веков, когда речь заходила о подобных «трансцендентальных» вещах, мыслитель вынужден был не только предъявлять реальность, в которую он верит, но и объяснять, каким образом о ней было получено знание. Например, вот как св. Августин разъясняет, почему представление о Боге и самом себе – это знание и любовь, а не иллюзия. "И сами мы, - пишет Августин, - в себе узнаем образ Бога, то есть сей высочайшей Троицы... Ибо и мы существуем, и знаем, что существуем, и любим это наше бытие и знание. Относительно этих трех вещей мы не опасаемся обмануться какою-нибудь ложью, имеющей вид правдоподобия... Без всяких фантазий и без всякой игры призраков для меня в высшей степени достоверно, что я существую, что я это знаю, что я люблю. Я не боюсь никаких возражений относительно этих истин со стороны академиков, которые могли бы сказать: «А что если ты обманываешься?» Если я обманываюсь, то поэтому уже существую. Ибо кто не существует, тот не может, конечно, и обманываться". Сходные проблемы обсуждает и Декарт. Откуда мы знаем, спрашивает он, "что приходящие во сне мысли более обманчивы, чем другие, тем более что зачастую они бывают не менее живыми и отчетливыми? И сколько бы это ни изучали лучшие умы, не думаю, чтобы они могли привести какой-либо довод, достаточный для устранения этого сомнения, если не допустят существование бога. Ибо, только что принятое мною правило - считать, что вещи, которые мы воспринимаем весьма ясно и отчетливо, все истинные, - убедительно только потому, что бог есть или существует, что он есть существо совершенное и что все, чем мы обладаем, происходит от него".
Августин и Декарт сравнивают явь и сновидения и апеллируют к Богу, потому, что их оппоненты, мысля вполне логично, утверждали, что мир устроен совершенно иначе и, возможно, их противникам только кажется (как во сне), что нечто существует, на самом же деле существует другое. Именно особый тип коммуникации, в котором каждый настаивает на существование своей реальности (как в настоящее время в постмодернизме), заставляет объяснять, как человек пришел к реальности. 121 Гайденко Прорыв…Стр. 355-356 122 Там же. Стр. 356-357 123 Husserl E. Ideen zu einer reinen Phanomenologie und phanomenologiscen Philosophie. Halle, 1913. Стр. 62-63 124 Гайденко. Прорыв…Стр. 405 125 Там же. Стр. 357. Heidegger M. Sein und Zeit. Tubingen, 1960. Стр. 27 126 Гайденко. Прорыв…Стр. 359, 362, 368-369, 370-371, 373-374, 377-381 127 Там же. Стр. 345-346. Позиция Хайдеггера, замечает У.Рей «колеблется между почти мессианским сознанием своего высшего предназначения и тайным беспокойством, которое проявляется в постоянной готовности защищаться от упреков в произволе» (там же, стр. 347) 128 «Истинно абсолютным является пра-сознание, которое лежит глубже интенциональности и есть, по Гуссерлю, самоконституирующееся имманентное время. Оно конституирует и саму интенциональную жизнь сознания, осуществляя функцию последнего единства всех переживаний сознания (ср. с гносеологическим субъектом Канта. – В.Р.)… Как и поздний Фихте, Гуссерль именует эту последнюю реальность «абсолютной жизнью» (там же, стр. 378). 129 Хайдеггер М. Вопрос о технике // Мартин Хайдеггер Время и бытие: Статьи и выступления. М., 1993 130 Хесле В.Философия техники М.Хайдеггера // Философия Мартина Хайдеггера и современность. М., 1991. Стр. 144 131 Там же. Стр. 143 132 Хайдеггер М. Вопрос о технике. Стр. 234 133 Там же. Стр. 253 134 Там же. Стр. 254 135 Хесле В.Философия техники М.Хайдеггера. Стр. 148-149, 152 136 Жюльен Ф. О «времени». Элементы философии «жить». М., 2005. Стр. 62, 80, 156, 182, 210, 215-216, 84, 153-154 137 Там же. Стр. 256-257 138 Платон. Апология Сократа. Собр. соч.: В 4 т. Т. 1. М., 1994. Стр. 95, 96 139 Платон. Послезаконие. Собр. соч.: В 4 т. Т. 4. М., 1994. Стр. 458 140 Платон. Апология Сократа. Стр. 93 141 Аристотель. Никомахова этика. Собр. соч. в 4. т. Т. 4. М., 1983. Стр. 55 142 Жюльен Ф. О «времени»…Стр. 33-34, 71, 119, 120, 204-205, 218 143 Там же. Стр. 50-51 144 Там же. Стр. 73-74 145 Там же. Стр. 84, 175 146 Там же. Стр. 28 147 Там же. Стр. 85 148 Хайдеггер М. «Вопрос о технике»; «Время картины мира». 149 Жюльен Ф. О «времени»…Стр. 17, 153, 154-155 150 Там же. Стр. 97-98 151 Там же. Стр. 124-125 152 Предпосылки и особенности античной культуры. М., 2004; Античная культура. Этюды исследования. Москва-Воронеж, 2005 153 Апулей. Апология, или Речь в защиту самого себя от обвинений в магии // Апология. Метаморфозы. Флориды. М., 1960. Стр. 28 154 Платон. Парменид. Собр. соч.: В 4 т. Т. 2. М., 1993. Стр. 375 155 Гайденко П.П. Время // Новая философская энциклопедия. В 4-х т. Т. 1. М., 2000. Стр. 452 156 Там же. Стр. 451 157 Аристотель. Физика. М., 1936. Стр. 86 158 Аристотель. Метафизика. М.,- Л., 1934. Стр. 211 159 Жюльен Ф. О «времени»…Стр. 46, 74 160 Августин. Исповедь // Августин Аврелий. Исповедь. Петр Абеляр. История моих бедствий. М., 1992. Стр. 173, 174, 176 161 Гайденко П.П. Время. Стр. 452 162 Гайденко П.П. Эволюция понятия наука. М., 1980. Стр. 408-409 163 Там же. Стр. 409 164 Гайденко. Эволюция понятия науки. Стр. 418-419 165 Августин. Исповедь. Стр. 174 166 Там же. Стр. 174 167 Гайденко. Время. 168 Розин В. М. Философия техники. От египетских пирамид до виртуальных реальностей. М., 2001; Понятие и современные концепции техники. М., 2006 169 Дильтей В. Типы мировоззрения и обнаружение их в метафизических системах // Культурология. ХХ век. Антология. М., 1995. Стр. 213 170 Гуссерль Э. Кризис европейского человечества и философия // Общество. Культура. Философия. М., 1983. Стр. 41-42 171 Кнабе Г.С. Путь к дьяволу // Когнитивно-коммуникативные стратегии современного научного познания. М., 2004. Стр. 211-212 172 Розин В.М. Философия техники. 173 Швырев В.С. Методология. Новая философская энциклопедия в 4-х т. Т.2. М., 2001. Стр. 554 174 Щедровицкий Г.П. Организационнно-деятельностная игра как новая форма организации и метод развития коллективной мыследеятельности // Г.П. Щедровицкий. Избранные труды. М., 1995. Стр. 118 175 Щедровицкий Г.П. Методологический смысл оппозиции натуралистического и системодеятельностного подходов // Там же. Стр. 152 176 Огурцов А.П. Методология // Новая философская энциклопедия в 4-х т. Т.2. М., 2001. Стр. 556 177 Огурцов А.П. История методологии науки: реальные и виртуальные трудности // Методология науки: проблемы и история. М., 2003. Стр. 222-223 178 Швырев В.С. Методология. Стр. 553 179 Щедровицкий Г.П. Методологический смысл оппозиции натуралистического и системодеятельностного подходов. Стр. 151 180 Щедровицкий Г.П. Принципы и общая схема методологической организации системно-структурных исследований и разработок // Избранные труды. Стр. 95-99 181 Огурцов А.П. Методология. Стр. 556 182 Платон. Федр // Платон. Собр. соч. в 4-х т. Т.2. М., 1993. Стр. 176 183 Декарт Р. Избранные произведения. - М., 1950. Стр. 89, 95 184 Швырев В.С. Методология. Стр. 553 185 Аристотель. Физика. М., 1936. Стр. 107 186 Огурцов А.П. История методологии науки: реальные и виртуальные трудности. Стр. 227 187 Щедровицкий Г.П. Философия. Наука. Методология. М., 1997. Стр. 419, 446 188 Огурцов А.П. История методологии науки: реальные и виртуальные трудности. Стр. 228, 240 189 Бэкон Ф. Сочинения в 2-х т. Т. 1. М. 1971. Стр. 76, 293 190 Там же. Стр. 343 191 Кузанский Н. Сочинения. Т.1, М., 1979, Т.2 1980. Стр. 388-389, 400-401 192 Косырева Л.М. Методологические проблемы исследования развития науки: Галилей и становление экспериментального естествознания // Методологические принципы современных исследований развития науки, Р.С. М., 1989. Стр. 30 193 Бэкон Ф. Сочинения в 2-х т. Т. 1. Стр. 68-69 194 Там же. Стр. 74-76 195 Щедровицкий Г.П. О различии исходных понятий “формальной” и “содержательной” логик // Избранные труды. Стр. 196 Щедровицкий Г.П. Языковое мышление” и его анализ // Избранные труды. 197 Щедровицкий Г.П. Принципы и общая схема методологической организации системо-структурных исследований и разработок // Там же. Стр. 96 198 Щедровицкий Г.П. Схема мыследеятельности – системо-структурное строение, смысл и содержание // Там же. Стр. 282 199 Щедровицкий Г.П. Исходные представления и категориальные средства теории деятельности // Там же. Стр. 271 200 Там же. Стр. 242 201 Щедровицкий Г.П. Методологический смысл оппозиции натуралистического и деятельностного подходов // Там же. Стр. 149 202 Методология в биологии: новые идеи (синергетика, семиотика, коэволюция). М., 2001 203 Щедровицкий Г.П. Исходные представления и категориальные средства теории деятельности // Избранные труды. Стр. 154 204 Щедровицкий Г.П. Схема мыследеятельности – системо-структурное строение, смысл и содержание // Там же. Стр. 297-298 205 Щедровицкий Г.П. Методологический смысл оппозиции натуралистического и деятельностного подходов. Стр. 152 206 Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса. // Собр. соч.: в 6 т. М., 1982. Т.1. Стр. 370 207 Там же. Стр. 308 208 Там же. Стр. 373 209 Там же, Стр. 381 210 Брушлинский А.В. «Культурно-историческая» теория мышления // Исследование мышления в советской психологии. М., 1966. 421, 435 (?) 211 Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса. Стр. 387, 389, 390 212 Там же. Стр. 436 213 Там же. Стр. 310 214 Там же. Стр. 310, 312 215 Там же. Стр. 300 216 Сосланд А. И. Фундаментальная структура психотерапевтического метода или как создать свою школу в психотерапии. М., 1999. Стр. 106, 107 217 Розин В.М. Психология: наука и практика. М., 2005. Стр. 71-80 218 Декарт Р. Избранные произведения. - М., 1950. Стр. 80 219 Франк С.Л. Очерк методологии общественных наук // Вопросы методологии. 1991. N2. Стр. 88 220 Там же. Стр. 90-91 221 Там же. Стр. 89 222 Там же. Стр. 90 223 Щедровицкий Г.П. О различии исходных понятий “формальной” и “содержательной” логик // Избранные труды. 224 Рац М. В. Методология: младшая сестра науки или ее мать? // НГ Наука. N 3(76) от 11 февраля 2004. Стр. 14 225 Щедровицкий Г.П. О методе семиотического исследования знаковых систем // Семиотика и восточные языки. М., 1967. Стр. 21, 22 226 Там же. Стр. 22-23 227 Щедровицкий Г.П. Заметки о мышлении по схемам двойного знания // Избранные труды. М., 1995 228 Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории. М., 1974. Стр. 18 229 Там же. Стр. 15, 16-17 230 Там же. Стр. 17 231 Там же. Стр. 370 232 Щедровицкий Г.П. Дизайн и его наука: “художественное конструирование” - сегодня, что дальше? // Избранные труды. М., 1995. Стр. 337 233 Щедровицкий Г.П. Принципы и общая схема методологической организации системно-структурных исследований и разработок // Там же. Стр. 96 234 Зинченко В.П. Культурно-историческая психология и психологическая теория деятельности: живые противоречия и точки роста // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 1993. N 255. Стр. 44 235 Лекторский В.А. Деятельностный подход: смерть или возрождение // Вопросы философии N 2, 2001. Стр. 56 236 Лазарев В.С. Кризис «деятельностного подхода» в психологии и возможные пути его преодоления // Вопросы философии N 3, 2001. Стр. 33 237 Щедровицкий Г.П. Методологическая организация сферы психологии // Вопросы методологии. 1997. N1-2. Стр. 125-126 238 Платон. Пир. Собр. соч. в 4 т. Т. 2. Стр. 124 239 Там же. Стр. 134 240 Там же. Стр. 120 241 Там же. Стр. 119-120 242 Там же. Стр. 142-143 243 Щедровицкий Г.П. Исходные представления и категориальные средства теории деятельности // Избранные труды. М., 1995. Стр. 273 244 Там же. Стр. 241 245 Щедровицкий Г.П. Системное движение и перспективы развития системно-структурной методологии // Цит. соч. Стр. 81, 114 246 Кант. Критика чистого разума. Стр. 553-554 247 Розин В.М. Типы и дискурсы научного мышления. М., 2000 248 Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории. Стр. 414-415, 440 249 Там же. Стр. 20 250 Там же. Стр. 194, 262, 264, 298, 299 251 Розин В.М. Семиотические исследования. М., 2001 252 Розин В.М. Методология: предпосылки, становление, современное состояние. М., 2005 253 Гайденко. Прорыв…Стр. 382 254 Цит. по Гайденко. Прорыв…Стр. 382 255 Там же. Стр. 393-394, 400 256 Там же. Стр. 397 257 Там же. Стр. 399 258 Неретина С.С., Огурцов А.П. Время культуры. СПб., 2000. Стр. 235 259 Бахтин М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. Стр. 312, 318, 334 260 Гайденко. Прорыв… Стр. 407-409 261 Там же. Стр. 410 262 См. подробнее Розин В.М. Мышление и творчество. М., 2006 263 Выготский Л.С. История развития высших психических функций. Собр. Соч. в 6 т. Т. 3. М., 1983. Стр. 16 264 Там же. Стр. 82-83 265 Выготский Л.С. История развития высших психических функций. Стр. 82-83 266 Там же. Стр. 85 267 Там же. Стр. 41 268 Там же. Стр. 279 269 Большаков А.О. “Человек и его Двойник”. Санкт-Петербург, 2001. Стр. 37-38 270 Там же. Стр. 24-34, 26 271 Хюбнер К. Истина мифа. М., 1996. Стр. 125 272 Цит. по Гайденко П.П. Категория времени в буржуазной европейской философии истории ХХ века // Философские проблемы исторической науки. М., 1969. Стр. 247-248 273 Розин В.М. Культурология. М., 1998-2004 274 Эртель М.А. Древний Восток // Очерки всеобщей истории. Книгоиздательство “Польза”. М., 1910. Стр. 15-16 275 Шеркова Т. Выхождение в день // Архетип. 1996 N 1. Стр. 66 276 Хюбнер К. Истина мифа. Стр. 211, 213 277 Клочков И. Духовная культура Вавилонии: человек, судьба, время. М., 1983. Стр. 38 278 Большаков А.О. Человек и его двойник. Стр. 132-133 279 Там же. Стр. 86, 87 280 Леон-Портилья М. Философия нагуа. М., 1961. Стр. 159 281 Платон Послезаконие. Собр. соч. в 4 т. Т. 4. М., 1994. Стр. 458-459 282 Большаков. Цит. соч. Стр. 231 282 Там же. Стр. 234-236 283 Там же. Стр. 214, 220-221 284 Розин В.М. Теория культуры. М., 2005. Стр. 290-293 285 Бахтин М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. Стр. 116 286 Пушкин А.С. Полное собрание сочинений. М., 1941. Переписка. Т. 13, 14 287 Бурсов Б. Судьба Пушкина // Звезда. N 6. 1974. Стр. 123 288 Там же. Стр. 134 289 Там же. Стр. 120 290 Бахтин М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. Стр. 116 291 Бурсов Б. Судьба Пушкина. Стр. 130 292 Ачкасова Л. Гносеологическая проблема в концепции Паустовского - гуманиста. // Романтический метод и романтические тенденции в русской и зарубежной литературе. Казань. 1975. Стр. 132 293 Бурсов. Цит. соч. Стр. 125 294 Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (ХVIII- начало ХIХ века). Санкт-Петербург, 1997. Стр. 198-199 295 Там же. Стр. 344 296 Там же. Стр. 154-155 297 Бурсов. Цит. соч. Стр. 134 298 Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре…Стр. 105-106 176 Бурсов. Личность Пушкина. Стр. 134-135 299 Пушкин. Цит. соч. Т. 14. Стр. 44, 394 300 Лотман. Беседы…Стр. 359-360 301 Там же. Стр. 66 302 Там же. Стр. 71 303 Бахтин М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. Стр. 157 304 Гордин Я. Годы борьбы. // Звезда. N 6. Стр. 33-34 305 Там же. Стр. 46 306 Там же. Стр. 58 307 Лотман Ю. Сотворение Карамзина. М., 1987. Стр. 16 308 Там же. Стр. 15 309 Там же. Стр. 16 310 Там же. Стр. 293 311 Там же. Стр. 309 312 Цветаева М. Мой Пушкин // Наука и жизнь. 1967, N 2. Стр. 122 313 Розин В.М. Типы и дискурсы научного мышления. М., 2000; Наука: происхождение, развитие, типология, новая концептуализация. Москва- Воронеж, 2008 314 Щедровицкий Г.П. О различии исходных понятий “формальной” и “содержательной” логик. Избранные труды. М., 1995, Стр. 44, 49 315 Розин В.М. Теоретическая и прикладная культурология. М., 2007 316 Тейлор Э. Первобытная культура. М., 1939. Стр. 1, 2 317 Там же. Стр. 299-300 318 Орлова Э.А. Динамика культуры и целеполагающая активность человека. // Морфология культуры. Структура и динамика. М., 1994. Стр. 21-56 319 Орлова Э.А. Культурная антропология в ХХ веке: объяснение униформности и многообразия культурных феноменов. // Культура: теории и проблемы. Стр. 116-117 320 Берман Дж. Западная традиция права: эпоха формирования». М., 1998. Стр.521 321 Розин В.М. Теория культуры. М., 2005. Стр. 220-226 322 Там же. Стр. 233-237 323 Малиновский Б. Научная теория культуры. М., 1999. Стр. 44 324 Аристотель. Метафизика. Стр. 211 325 Ионин Л.Г. Социология культуры. М., 1996. Стр. 27 326 Орлова Э. Динамика культуры и целеполагающая активность человека. Стр. 17 327 Асмолов А. Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа. М., 2001. Стр. 112, 135, 138, 140, 156, 160, 188, 195, 340 328 Там же. Стр. 310 329 Ахутин А. В. Открытие сознания // Человек и культура. М., 1990. Стр. 20-21 330 Платон Апология Сократа. Собр. соч. в 4 т. Т. 1. М., 1994. Стр. 85-86 331 Розин В.М. Методология: становление и современное состояние. Учебное пособие. М., 2005. Стр. 99-125 332 Аристотель. Метафизика. Стр. 217 333 Розин. Античная культура. 334 Аристотель. Политика // Соч. в 4 т. Т. 4. Стр. 410 335 Аристотель. Политика // Соч. в 4 т. Т. 4 336 Апулей. Метаморфозы в XI книгах. М., 1960. Стр. 150-151 337 Августин Аврелий. Исповедь. М., 1992. Стр. 104, 107, 108, 109 338 Гегель Г.В.Ф. Философия истории. М.- Л., 1935. Стр. 29-30 339 Гадамер Х.С Date: 2015-05-19; view: 405; Нарушение авторских прав |