Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предпосылки и становление современного философского мышления 18 page





Начиная с середины 60-х гг. я все больше убеждался, что теория деятельности и концепция развития мышления как деятельности – главные идеи Щедровицкого, не способны объяснить те резкие трансформации в развитии, которые наблюдаются при переходе от древнего мира к античности, от древних счислений и алгоритмов к «Началам Евклида». Эта теория и концепция плохо работали также в гуманитарной области познания, когда я пытался понять сущность искусства, сновидений или личности – темы, все больше меня интересовавшие. Нужен был какой-то другой подход и методы изучения.

Все это заставило меня продумать основания и методологию работы своего учителя. Этот анализ позволил мне понять, что Щедровицкий в своей работе реализует естественно-научный подход (одновременно, правда, критикуя его) и трактует действительность в духе марксизма (деятельность, социальная инженерия, понимание личности как субстрата мышления, а мышления как вида деятельности). Рефлексируя и конституируя свои симпатии и ценности, я постепенно (примерно к концу 70-х) пришел к другим идеям: культуры, гуманитарного подхода, личности, культуросообразного социального действия и значительно позднее (конец 90-х) к концепции «методологии с ограниченной ответственностью».

Первоначально, объясняя, что такое культура, я реализовал семиотический и деятельностный подход, развитый в ММК, а также представления школы «культурно-исторических типов», где каждая культура наделялась специфическим видением действительности и противопоставлялась другим культурам. Позднее, в конце 90-х годов, не отказываясь от данной трактовки, я стал рассматривать культуру как форму социальной жизни. Этот подход, назовем его «социовитальным», позволял, используя метафоры «жизни», «рождения», «развития» и «смерти», объяснить устойчивость отдельных культур и переход от одних культур к другим, а также включить в анализ такие социальные образования как хозяйство, власть, общество, сообщества, личность и другие. В рамках социовитального подхода конкретные культуры (архаическая, культуры древних царств, античная, средневековая, нового времени, российская и т. д.) удалось представить как социальные организмы. Отдельные культуры складываются в определенных исторических и социальных условиях, взаимодействуют с другими культурами, развиваются и усложняются, затем распадаются, уступая место другим культурам. Анализируя генезис и особенности трех основных культур – античной, средневековой и нового времени, я смог уяснить как природу рассматриваемых в данной работе социальных явлений, так и взаимосвязи между ними. При этом я ориентировался, во-первых, на проблемы, стоящие сегодня по поводу этих явлений, во-вторых, на гипотезы и результаты исследования культуры, в-третьих, на гипотезы и результаты исследований права, власти, гражданского общества и некоторых других социальных явлений.

В последней книге, посвященной анализу культуры, кроме указанных здесь смыслов (культура как семиозис, как деятельность, как культурное видение, противопоставленное другим «культуровидениям», как социальный организм) я рассмотрел еще четыре ее основные смысла: культура как традиция, как уникальное творение (произведение), как целое в трех разных ее истолкованиях (биологическом, психологическом и социальном), наконец, культура как множество культур, находящихся между собой во взаимодействии и общении 315.

Что дает генезис, в основание которого кладется идея культуры и культурологический подход? Во-первых, преодолевается идея развития, предполагающая, что изучается одно целое (например, мышление или деятельность, или язык), которое только усложняется и трансформируется. Переход от одной культуры к другой – это не следующая стадия развитие некой «пракультуры», а смена целого; следующая культура – это новообразование, и она так и должна быть объяснена. Примером первой точки зрения, которая преодолевалась, выступает эволюционная концепция культуры, примером второй – концепция «культурно-исторических типов».

 

"С одной стороны, - пишет Эдуард Тейлор, один из создателей эволюционной концепции - однообразие, так широко проявляющееся в цивилизации, в значительной мере может быть приписано однообразному действию однообразных причин. С другой стороны, различные ступени культуры могут считаться стадиями постепенного развития, из которых каждая является продуктом прошлого и в свою очередь играет известную роль в формировании будущего... Люди вообще еще слишком мало подготовлены к тому, чтобы считать изучение человеческой жизни отраслью естествознания и применять в широком смысле указание поэта: "объяснять нравственные явления так же, как явления природы"316.

 

Нетрудно заметить, что развитие культуры Тейлор понимает по аналогии с развитием природных явлений, например, биологических видов. А вот уже конкретное размышление Тейлора об эволюции в культуре представлений о душе.

 

"Бросим теперь беглый взгляд на общее отношение учения о душе у диких племен к учению о том же у варваров и цивилизованных народов. У дикарей общее понятие о душах выработано с замечательной широтой и последовательностью. Души признаются у животных вследствие естественного расширения учения о душе человека. Души деревьев и растений следуют по особому и несколько неопределенному пути. Наконец, души неодушевленных предметов доводят всю теорию до крайних пределов. Отсюда, исследуя развитие человеческой мысли от состояния дикаря до жизни варвара и цивилизованного человека, мы находим эту теорию более согласованной с положительным знанием, но обособленной и менее полной и последовательной... Анимизм в самом деле, повидимому, покидает свои аванпосты и сосредоточивается в первоначальной и главной позиции - в учении о человеческой душе. Последнее подвергалось чрезвычайно разнообразным видоизменениям в ходе развития культуры. Оно пережило почти полную утрату одного из наиболее важных своих аргументов - веру в объективную реальность привидений и духов, видимых во сне и наяву... Очевидно, впрочем, что, несмотря на эти глубокие изменения, понятие о человеческой душе по существу сохранилось неизменным от философии дикарей-мыслителей до учения современных профессоров богословия: во все времена она определялась как оживляющая, отделимая и бессмертная сущность, как причина индивидуального существования"317.

 

Последнее замечание Тейлора исключительно интересно. Чтобы описывать развитие культуры, ему приходится выделять инварианты развития (универсалии культуры), в данном случае Тейлор утверждает, что существует сквозное понимание души, которое и развивалось от дикарей до наших времен. Это дало основание ряду культурологов утверждать, что существуют фундаментальные, неизменяемые в ходе развития свойства человека и самой культуры (см. например318).

Правда, противники эволюционистского объяснения культуры могут здесь возразить, указывая, что различия между разными состояниями развивающейся культуры значительно выраженнее, существеннее, чем сходство. Например, архаическое представление о душе, не знакомой с нравственными отношениями, ведущей и после смерти человека примитивную жизнь охотника или собирателя, практически ничего общего не имеет с современными представлениями о душе верующего христианина. Последняя не только является личностью, создана творцом и стремится к нему, но и находится с Богом и людьми в сложных нравственных отношениях. Каким образом, тут можно усмотреть инвариант?

Под влиянием критики на основе классического эволюционизма в начале 60-х годов сложилось направление "неоэволюционизма". Вот например, как в этом направлении объясняется неоднородность культурных феноменов. Культурные изменения возникают в результате адаптации людей к окружению и происходят в направлении дифференциации и специализации социокультурных функций, а также их последующей интеграции в новые уровни организации. При этом одни адаптационные изменения способствуют увеличению сложности и организованности культуры в глобальном масштабе (здесь сказывается действие "эволюционных универсалий"), а другие изменения сказываются только в масштабе локальных сообществ319. В отличие от классического эволюционизма в неоэволюционизме используются более изощренные способы объяснения культурной эволюции, в частности, учитываются достижения функционализма и психологической антропологии.

Концепция культурно-исторических типов противоположна эволюционистской. Разные культуры, точнее разные типы культурного сознания рассматриваются в концепции культурно-исторических типов не как этапы развития и усложнения единой культуры, а как замкнутые, несоизмеримые культурные целостности. Основной прием - сопоставление разных культурных эпох сохраняется, но объяснение дается совершенно иное. Культура понимается как социальный организм, устойчивость и сохранность которого задается системой категорий культурного сознания. При этом принципиально, что каждая культура характеризуется своей структурой культурного сознания, что не отрицает возможности ассимиляции категорий из других культурных целостностей (но они в новой культуре будут иметь другое значение).

В книгах «Культурология» (1998-2004) и «Античная культура» (2005) я излагаю результаты изучения генезиса архаической культуры, культуры древних царств и античной культуры. Это исследование происхождения первых этапов европейской культуры построено на сопоставлении и противопоставлении форм культурного сознания, характерных для архаической культуры, культуры древних царств и античной культуры. Например, архаическое понимание души противопоставляется понятию бога, понимание смерти в архаической культуре (как простой смены "места жительства") противопоставляется пониманию смерти в культуре древних царств (как лишенности бытия), религиозно-мифологические представления и формы сознания, характерные для всей древней культуры, противопоставляются философским и научным представлениям и мышлению, которые сформировались только в античной культуре.

Итак, генезис как культурно-историческая реконструкция позволяет объяснять принципиальные смены и трансформации в истории, описывать новообразования. Позволяет он объяснять и органичность, взаимосвязь всех составляющих изучаемого явления. Гарольд Дж.Берман в заключении своей книги “Западная традиция права: эпоха формирования” в параграфе “За пределами Маркса, за пределами Вебера” убедительно показывает, что подход Маркса и Вебера к анализу права и социальной истории является неудовлетворительным. В частности, по поводу Маркса он пишет следующее. “В самом деле, ключ к правильному пониманию Марксовой социальной философии, возможно, состоит в том, что он интерпретировал всю историю в свете теории, которую следовало бы применять главным образом к революционным эпохам. Это помогло бы также понять, почему Маркс перенес идею причинности, характерную для XIX в. и выведенную из естественных наук, на историческое развитие. Он искал научные законы истории, аналогичные научным законам физики и химии, и нашел такие законы в историческом материализме, например закон, что в каждом обществе способ производства обусловливает классовые отношения между собственниками средств производства и несобственниками, что в свою очередь определяет политическое развитие общества.

Эта монистическая формула, которая представляется сверхупрощенным методом объяснения сложных явлений в нормальной социальной жизни, исполняет две функции в философии Маркса: объясняла революционные истоки существующих институтов и идеологических представлений и давала основу для революционной атаки на них. Сегодня, однако, теории причинности даже в физике и химии являются более сложными, а в социальной теории стало все труднее говорить о законах причинности вообще. Более уместно и полезно говорить о взаимодействии политики, экономики, права, религии, искусства, идей без расчленения этих нераздельно взаимосвязанных сторон общественной жизни на “причины” и “следствия”. Это не означает, что мы отрицаем тот факт, что какие-то цели и интересы важнее других. Нет необходимости отступать с позиций детерминизма на позиции релятивизма”320.

Берман весьма точно выражает новый подход к изучению не только права, но всех подобных популяционных сложных объектов – одновременное рассмотрение взаимосвязанных сторон этих объектов (культуры, политики, права, экономики, искусства и других), и он в своей книге так и поступает. Данный подход можно назвать «принципом соотносительного анализа». В соответствии с ним необходим взаимосвязанный анализ базисных культурных сценариев, социальных институтов, хозяйства, экономики, власти, общества, профессиональных обществ, личности, а также рассмотрение всех этих подсистем и инстанций культуры, как, с одной стороны, обусловленных предыдущими состояниями культуры, с другой - в свою очередь, обусловливающих следующие состояния (иначе говоря, необходимо рассмотрение культуры как становящегося и развивающегося целого). Наконец, речь идет о том, что при изучении культуры необходимо анализировать как объективные деиндивидуальные процессы, так и субъективные, проявляющиеся в сознании в форме различных культурных представлений.

Теперь, что дает историческое исследование. Во-первых, учет исторических фактов, погружение в историю позволяет определить уникальные характеристики и особенности изучаемого явления. В свою очередь, за счет этого преодолевается схематизм и универсальность генетического объяснения, точнее схематизм генезиса дополняется описанием уникального явления, полученным в историческом исследовании.

Во-вторых, историческое исследование как вид гуманитарного познания приобщает исследователя к сообществу, которое он изучает (подобно тому, как я встретился с Пушкиным). Помещая себя в историческое время (реальность), приводя себя в особое состояние, идентифицируясь с изучаемым (я - шумер, древний египтянин, Августин, Галилей и прочее), исследователь получает возможность выявить инвариантные, вневременные характеристики явления, которые интересуют гуманитарную науку. С одной стороны, в исследователе продолжает жить и действовать шумер, древний египтянин, Августин, Галилей. С другой – только из точки современности, в рамках исторического исследования эти продолжающиеся моменты бытия становится видными и выходят на свет. В контексте исторического исследования я общаюсь с теми, кого я изучаю, поскольку создаю для этого необходимые условия и среду.

 

5. Культура и личность – дополнительные реальности современной философии

 

Хотя личность живет в культуре, как онтологическая реальность она самостоятельна. Личность и культура – это две дополнительные онтологии. При этом важно не отождествлять личность просто с человеком. Обсуждая дилемму – человек задается культурой и одновременно является ее носителем – я вышел на утверждение, что культура является самостоятельной формой жизни и организмом. Другое дело, что одна из важных функций культуры - обеспечение базисных и производных потребностей людей как биологических существ. Но только одна, у культуры есть и другие функции - воспроизводства социального опыта, реализации базисных культурных сценариев и других культурных смыслов, поддержание самой жизни культуры321.

Понятие организма предполагает принятие, по меньшей мере, несколько представлений: определенной формы осознания действительности, позволяющей организму ориентироваться в среде и целенаправленно действовать, соответственно, среды, систем жизнеобеспечения организма, наконец, способа воспроизводства себе подобных. Но социальный организм – это организм, содержащий и использующий другие организмы (биологические). Сознанием последних (то есть сознанием людей) он и пользуется как субстратом собственного сознания, структура же его обусловливается прежде всего семиозисом.

Чтобы понять, как можно мыслить подобный социальный организм, вспомним «Критику чистого разума», где Кант наделяет Творца антропоморфными свойствами. Кантианский разум – это и мышление (творчество) людей и действие самого разума, действующего посредством человека. Более того, в творчестве Канта разум впервые осознает себя. Воспользуемся плодами работы Канта. Спросим, каким образом социум может осознавать окружающий мир и самого себя? Вероятно, посредством людей, но действующих не столько как биологические существа, сколько как обусловленные языком представители культуры; в теоретическом плане мы должны сказать иначе: обусловленные семиозисом и социальной организацией. Другими словами, когда человек мыслит и осознает культурными текстами, адресуясь к другим представителям культуры, удовлетворяя требованиям культурной коммуникации, через него (им) мыслит и сознает социум.

Системы жизнеобеспечения социума двояки: с одной стороны, они должны обеспечить воспроизводство и существование человека как биологического существа, с другой – собственно культурные функции (смыслообразования, освоения действительности, развития и другие). Мои исследование культуры позволяют указать следующие основные системы жизнеобеспечения социума как организма: базисные культурные сценарии и картины мира (для сознания социума), социальные институты (социальная организация), сфера образования и воспитания (воспроизводство, выделывание «человеческого материала»), хозяйство и экономика (производство, распределение, разного рода обмены, и т. п.), власть (способы соединения человека с системами управления), общество (сфера, определяющая отношение человека ко всем остальным социальным процессам)322.

Приведу соображения в пользу рассмотрения культуры как формы социальной жизни. Прежде всего, существует известная традиция трактовки культуры и социальности как форм жизни. Общее место здесь называть Н. Данилевского, О.Шпенглера или А.Тойнби. Первое, что меня самого навело на подобное же предположение, было следующее наблюдение. Каждая культура, когда-то возникла и затем, просуществовав, ушла. Архаическая культура длилась почти 50 тысяч лет и сменилась в 5-4 тыс. до н. э. культурой древних царств. Последняя существовала 3-4 тысяч лет и уступила место античной культуре. Но и античная культура заканчивается во 2-4 веках нашей эры. Культура средних веков продолжалась вплоть до XV-XVI вв. Вопрос о длительности культуры нового времени, по понятным соображениям остается открытым. Одно из объяснений состоит в том, что культуры - это определенные формы жизни, на смену одним приходят другие. Одновременно понятно, что такое объяснение основывается на определенной реконструкции.

Например, почему я рассматриваю культуру древних царств, как длящуюся в течение трех тысячелетий? Потому, что в этот период, несмотря на все различия в отдельных регионах и странах, люди верят в богов, считают, что те создали мир и людей, пожертвовав для этого своей жизнью, и поэтому человек должен не только прославлять богов, но и подчиняться им. То есть в период существования культуры древних царств у всех народов я реконструирую тождественные структуры, а именно, одинаковые культурное видение и базисный культурный сценарий. Структурное подобие наблюдается (удается реконструировать) и в отношении социальных институтов, форм хозяйствования, власти, образования. Напомню, что я имею в виду, говоря о базисных культурных сценариях.

Второе соображение мне пришло на ум, когда я читал Б.Малиновского. Он пишет, что культура предполагает «удовлетворение органических, базовых, потребностей индивида и человеческого рода…Должны решаться проблемы, возникающие из человеческой потребности питаться, размножаться и соблюдать гигиену. Они решаются путем создания новой, вторичной, искусственной среды. Эта среда, которая и есть, собственно, не что иное, как культура, должна постоянно воспроизводиться, поддерживаться и регулироваться. В результате образуется то, что можно в самом общем виде определить как новое качество жизни, зависящее от культурного уровня сообщества, окружающей среды и производительности группы»323. Так вот я подумал: новое качество жизни или новая жизнь? Скорее второе.

Жизнь, которая хотя и живет на людях как субстрате (ведь сама культура не имеет ног и рук, глаз и головы), но не тождественна биологической форме жизни. Эта жизнь социальная, семиотическая, воспроизводящаяся на основе базисных культурных сценариев и картин мира. Могут возразить, а разве нельзя поддерживать жизнь, например, с помощью техники? Конечно, можно, если ее замыслил и спроектировал человек, то есть опять живое, да к тому же разумное существо. Другими словами, чтобы поддерживать, воспроизводить и развивать биологическую жизнь (кстати, не только людей, но и жизнь культурных растений и домашних животных), в качестве замыкающего, объемлющего целого обязательно должна выступать жизнь.

Интересно, что в своеобразной превращенной форме человек это всегда понимал. Души по глубокому убеждению архаического человека – это, безусловно, живые существа; языческие боги, с точки зрения древнего человека, – тоже, к тому же многие из них разумны; Демиург Платона и Разум Аристотеля – живые и разумные сверхсубъекты («И жизнь без сомнения, - писал Аристотель, - присуща ему: ибо деятельность разума есть жизнь, а он есть именно деятельность: и деятельность его, как она есть сама по себе, есть самая лучшая и вечная жизнь»324); про христианского Бога и говорить нечего, это сама квинтэссенция жизни и разума; разум по Канту не только высшая способность человека, направляющая рассудок, но также в качестве трансцендентального условия мышления Бог, обладающий антропоморфными чертами; однако, пределом витального отношения к культуре являются эзотерические построения в «Розе Мира» Даниила Андреева (для него абсолютно все культурные реалии – живые существа).

Третье соображение: аналогия функционирования культуры с жизнью популяций. Мы видим, что в рамках культуры действуют социальные организмы (племена, народы, царства, позднее государства), напоминающие по некоторым параметрам биологические организмы в популяциях. Они ведут борьбу за территорию и ресурсы (войны, угрозы, проникновения и прочее), уничтожают друг друга или кооперируются, гибнут или осуществляют экспансию, разрастаясь до необычных размеров (империи). В каждой культуре, как правило, можно насчитать несколько крупных социальных популяций (скажем, в культуре древнего мира это Египетское и Шумеро-Вавилонское царства) и значительно больше средних и малых (так называемые «саранчовые популяции»).

Четвертое соображение. Относительно культуры вполне можно говорить об эволюции. Поясняя это, Л.Ионин пишет следующее. «Психология часто была лишь выводом из более глубокого философского осмысления человеческой природы. Именно человеческая природа в ее специфике делала человека культурным существом. Культурное существо означает, во-первых, существо недостаточное, во-вторых, существо творческое... Для того чтобы восполнить собственную недостаточность, компенсировать отсутствие способности, человек производит культуру. В этом контексте можно сказать, что культура носит инструментальный характер, то есть она оказывается инструментом приспособления к природе и покорения природы. При помощи культуры человек овладевает своей средой, подчиняет ее себе... Из таких, конечно же не психологических, а глубоко философских представлений о природе человека и следуют эволюционистские выводы: развитие от простого к сложному, то есть постепенное усложнение культуры, выведение явлений общественного строя и культуры из природы человека»325.

Приведенные здесь соображения, естественно, не должны вести к редукции. Да, культура – это форма социальной жизни, но жизни, понимаемой в культурологическом плане: не геном как в биологическом организме, а семиозис. Не биологические органы, а социальные институты. Институтом называют и целое и его части, в связи с этим говорят об иерархии институтов; институт – это и главная институциональная идея (хартия), и правила, определяющие институциональные процедуры, и организация, предполагающая действие власти; наконец, институт – это устойчивое, воспроизводящееся в культуре образование. Как я показываю в книге «Теория культуры», устойчивость социальных институтов может быть сопоставлена с устойчивостью культуры как формы социальной жизни и организма, институциональная идея (государства, семьи, собственности и т. д.) сопоставлена – с представлениями базисного культурного сценария (как правило, хартия является одной из идей данного сценария или тесно с ними связана), правила могут быть поставлены в связь как с фрагментами организованной деятельности, так и организациями, имеющими место в культуре. Другими словами, я предполагаю, что в культуре организация социальной жизни происходит таким образом, что социальная жизнь структурируется и самоорганизуется в такие целые, которые сохраняют основные особенности культуры, а именно, связь с базисными культурными сценариями, деятельностью и социальной организацией. Эти целые и являются институтами.

Мой анализ генезиса культуры показывает, что социальные институты возникли не ранее культуры древних царств, где складывается разделение труда и иерархические системы управления. В культуре древних царств институтов не существовало, мы институтами здесь (семьи, родо-племенной организации, шаманизма и т. п.) ретроспективно называем образования по материалу, напоминающие таковые. В культуре же древних царств формируются целостности, обладающие всеми основными признаками социального института: преемственностью, иерархичностью, артикулированными хартией и правилами.

Продолжим обсуждение различий. Биологические организмы воспроизводятся и эволюционируют за счет известных биологических механизмов. Культура за счет деятельности и творчества людей, техники, семиозиса, различных форм организации. У биологических организмов эволюция сформировала различные системы жизнеобеспечения, ответственные за поведение, дыхание, движение, размножение и прочее. В культуре действуют такие системы как базисные сценарии и картины мира, хозяйство и экономика, общества и сообщества, власть, образование, личность. Их функции и назначение, безусловно, отличаются от биологических.

Стоит обратить внимание и на такой момент: категория «жизнь» используется в культурологии и философии иначе, чем в биологии. С одной стороны, культурологи, хотят подчеркнуть, что культура не является природой (а биологические формы жизни относят, прежде всего, к природным явлениям), с другой – что культуру подобно природе можно изучать научными методами. «Всюду, - пишет Э.Орлова, - присутствует стремление подчеркнуть специфичность аспекта рассмотрения общественной жизни; провести дифференциацию изучаемых объектов по антропогенным (а не метафизическим) или природным основаниям; построить интегральную картину изучаемой области явлений как порождаемой и поддерживаемой людьми, а не просто концептуальной целостности, идентифицировать ее как определенный "тип культуры"; использовать для ее построения принцип синхронного или диахронного сравнения объектов»326.

Однако появление в античности личности, то есть индивида, действующего самостоятельно, выстраивающего свою жизнь, в корне меняет характер всей культуры. С античности все последующие культуры (особый вопрос, касается ли это Востока) являются, так сказать, в большей (Возрождение и новое время) или в меньшей степени (сама античность и средние века) личностно ориентированными. Помимо коллективных социальных практик формируются личностно ориентированные практики (искусство, мышление, любовь и др.), становятся допустимыми разные взгляды на мир и человека, разные способы социализации.

Но каким образом складывается личность, ведь в архаической культуре и культуре древних царств самостоятельное поведение не допускалось вообще, поскольку оно ослабляло социум? Может ли индивид, идентифицирующий себя с родом, рассматривающий любое самостоятельное действие как нарушение табу и усилия, не поддержанные сакральными силами, естественным путем превратиться, перерасти в личность? Вряд ли. Но как тогда можно объяснить появление личности? Как известно, наиболее интенсивно проблему происхождения личности обсуждают психологи. При этом они сталкиваются с серьезными проблемами. Объясняя появление личности, психологи или априорно закладывают ее в человеке (сначала личность существует в латентном состоянии, а затем, когда в деятельности человека возникают противоречия, просыпается и развивается) или трактуют личность как свернутый в интериоризации слепок социальной структуры. Например, ссылаясь на А.Н. Леонтьева, Александр Асмолов пишет:

Первые активные и сознательные поступки - вот начало личности. Становление ее происходит в напряженной внутренней работе, когда человек как бы постоянно решает задачу, “чему во мне быть”…Поиск “двигателя”, дающего начало активности личности, необходимо искать в тех рождающихся в процессе потока деятельностей противоречиях, которые и являются движущей силой развития личности”… Выступая как источник развития личности социально-исторический образ жизни как бы задает появившемуся на свет человеку сценарий, втягивая его в определенный распорядок действий. Жесткость этого распорядка действий зависит прежде всего от того, насколько варьирует в конкретном социально-историческом образе жизни свобода выбора тех или иных видов деятельности"327.

Подобный подход, когда вводится предпосылка о предсуществовании личности, которая затем, в процессе развития себя раскрывает (то есть полагание своеобразного гомункулуса), объясняет и важный тезис А.Асмолова о том, что личность в истории была всегда. «Итак, - пишет он, - на самых разных этапах человеческой истории в развитии культуры ведут между собой нескончаемый диалог социотипическое и индивидуальное поведение личности. Наличие этого диалога служит доказательством того, что в истории не было безличного периода существования общества"328.

Date: 2015-05-19; view: 373; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию