Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Занятие 4. Коррекционно-образовательные цели.Уточнение и расширение словаря по теме «Первые весенние цветы»
Коррекционно-образовательные цели. Уточнение и расширение словаря по теме «Первые весенние цветы». Обучение составлению рассказа по картине. Обеспечение целостного восприятия картины. Совершенствование грамматического строя речи (употребление простых предлогов). Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, речевого слуха, зрительного внимания, памяти, творческого воображения, тонкой моторики, тактильных ощущений, координации речи с движением. Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, инициативности, желания быть справедливыми. Воспитание любви к природе. Оборудование. Картина «Ранняя весна»[4], карточки с опорными картинками, массажные мячики, горшок с мать-и-мачехой. Предварительная работа. Наблюдения за изменениями в природе во время прогулки, рассматривание мать-и-мачехи на участке и в группе, разучивание стихотворения об этом растении и подвижной игры «Зима прошла». Ход занятия 1. Организационный момент. [Объявление темы занятия.] Логопед приглашает детей в кабинет, организует приветствие, предлагает пройти к стульчикам, стоящим полукругом перед мольбертом, на котором стоит уже знакомая картина «Ранняя весна». Логопед. Прошло уже три недели с тех пор, как наступила весна. Мы наблюдаем, что происходит в природе с приходом весны, какие растения появились на проталинках. Мы выкопали и принесли в группу мать-и-мачеху. А сегодня мы рассмотрим картину «Ранняя весна» и составим рассказ по ней. 2. Предварительная беседа. [Развитие диалогической речи.] Логопед ставит на столик перед детьми горшок с мать-и-мачехой. Логопед. Как называется это растение? Дети. Это мать-и-мачеха. 471 Логопед. Вы помните, какими были цветы мать-и-мачехи? Дети. Они были желтыми. Логопед. Что произошло с ними? Дети. Теперь они белые. Логопед. Верно. Цветы отцвели, и на их месте появились белые пушистые шарики. Скоро появятся и листья. Мы же говорили с вами о том, что листья появляются у мать-и-мачехи тогда, когда отцветут цветы. С одной стороны они мягкие и теплые, как руки мамы. А с другой стороны они гладкие и холодные, как руки мачехи. Давайте вспомним стихотворение об этом растении. Дети. Золотые лепестки, хрупкий стебелек Распустился у реки солнечный цветок. Только тучка набежала — сжались лепесточки. На зеленых лепестках круглые комочки. Логопед. Как вы думаете, почему мать-и-мачеху называют солнечным цветком? Дети. Она желтая, похожа на солнышко. 3. Рассматривание картины «Ранняя весна» и беседа по ней. [Развитие диалогической речи. Уточнение представлений о существенных признаках весны.] Логопед убирает столик с цветком и помещает на мольберт картину. Логопед. Кого вы видите на картине? Дети. Мы видим детей. Логопед. Что они делают? Дети. Они гуляют около детского сада. Логопед. Посмотрите на девочку в красном пальто. Что она держит в руке? Дети. У нее мать-и-мачеха. Логопед. Девочка сорвала цветочек, хочет отнести его в детский сад и поставить в вазу. А где девочка сорвала цветок? Посмотрите на картину внимательно. Дети. Она сорвала цветок на полянке. Логопед. Верно. Мать-и-мачеха расцвела на полянке там, где снег растаял. А почему снег растаял? Дети. Солнышко стало пригревать. 472 Логопед. Правильно. Солнышко ярко светит и пригревает, поэтому снег тает, появились проталинки, побежали ручейки. А кого вы видите на березе? Дети. На березе грачи. Логопед. Что они делают? Дети. Они строят гнезда. Логопед. Правильно. Они вьют гнезда и скоро будут выводить птенцов. А теперь посмотрите на мальчика в полосатой шапочке. Что он делает? Дети. Он пускает кораблик в ручейке. Логопед. А что делает мальчик, который стоит рядом? Дети. Он смотрит на кораблик и улыбается. Логопед. Теперь посмотрите на девочку, которая сидит на скамеечке. Расскажите, что она делает. Дети. Девочка держит Петрушку. Логопед. Наверное, она рассказывает ему о весне. Что вы видите рядом с девочкой? Дети. Рядом с ней мы видим ведерко, совочек и формочки. Девочка будет делать куличики из снега. Логопед. Верно, пока еще снег не растаял. Но скоро его не будет. Обратите внимание на то, как одеты дети. У них теплая или легкая одежда? Дети. У них теплая одежда. Логопед. А почему дети тепло одеты? Дети. На улице еще холодно. Логопед. Конечно же, ранней весной воздух еще холодный, ночью бывают морозы. И все-таки детям нравится гулять. Посмотрите, какие у них веселые лица. А теперь давайте представим, что мы тоже гуляли вместе с детьми и замерзли на прогулке. Нам нужно погреться. 4. Подвижная игра «Зима прошла». [Координация речи с движением. Развитие чувства ритма, творческого воображения, закрепление умения прыгать по кругу на двух ногах в общем для всех темпе.] Логопед предлагает детям образовать круг.
473
М. Клокова 5. Сообщение логопедом плана рассказа с использованием опорных картинок. [Развитие речевого слуха, зрительного внимания, памяти.] Логопед вновь приглашает детей на стульчики и помещает перед ними небольшой коврограф. Логопед. А теперь послушайте, как вы будете составлять рассказ по картине. Сначала вы скажете, какое время года наступило. Вот этот вопросительный знак напомнит вам об этом. (Помещает на коврограф карточку с вопросительным знаком — рис. 31.) Рис. 31 474 Потом вы расскажете о том, каким стало солнышко весной, что оно делает. (На коврограф помещается карточка с изображением солнышка — рис.32.) Рис. 32 Потом обязательно напомните, что происходит со снегом, почему побеждали ручейки. (Закрепляет на коврографе карточку с изображениями тающего сугроба и ручейка — рис.33.) Рис. 33 475 Затем не забудьте сказать про грачей, которые уже прилетели и вьют гнезда. (На коврографе закрепляется карточка с изображением грача в гнезде — рис.34.) Рис. 34 Дальше вы расскажете о цветах, которые появились на проталинках. (На коврографе закрепляется карточка с изображением мать-и-мачехи на проталинке — рис.35.) Рис. 35 476 И наконец, вы расскажете о детях, которые вышли на прогулку, напомните, что делает каждый из них, скажете, почему они тепло одеты (рис. 36). Рис. 36 6. Пауза. [Подготовка детей к рассказыванию.] Логопед ставит коврограф так, чтобы дети хорошо видели и картину, и алгоритм рассказывания. Логопед. А теперь посмотрите еще раз на картину, подумайте о том, как вы будете рассказывать. 7. Рассказ по картине несколькими детьми. [Развитие связной речи, памяти, мышления.] Логопед предлагает принять участие в рассказывании всем детям подгруппы и, если есть необходимость, напоминает каждому из них план его части рассказа. Логопед. Ариша начнет рассказ и скажет, какое время года наступило, что делает солнышко, почему тает снег и побежали ручейки, обратит наше внимание на птиц, которые строят гнезда. Настя расскажет о том, что на проталинках появилась мать-и-мачеха, начнет рассказывать о детях, которые вышли на прогулку, о 477 девочке с цветком. Ваня расскажет о девочке с Петрушкой. А Вадик расскажет о мальчиках и закончит рассказ. Ты помнишь, Вадик, что надо объяснить, почему дети еще тепло одеты? 1-й ребенок. Наступила весна. Солнышко ярко светит и греет. Снег начал таять. Побежали ручейки. Прилетели грачи и стали вить гнезда. 2-й ребенок. На проталинках появилась мать-и-мачеха. Дети вышли погулять около детского сада. И одна девочка сорвала цветок. 3-й ребенок. Другая девочка сидит на скамеечке с Петрушкой в руках. Рядом с ней стоит ведерко с совочком и лежат формочки. Девочка сейчас сделает куличики для Петрушки. 4-й ребенок. Один мальчик пускает кораблик в ручейке. Другой мальчик смотрит на кораблик и улыбается. Дети еще тепло одеты. Весной на улице холодно. Но детям нравится гулять весной! Логопед. Молодцы! У вас получился очень интересный рассказ. 8. Упражнения с массажными мячиками. [Развитие тактильных ощущений, пальцевой моторики, творческого воображения.] Логопед раздает детям массажные мячики. Логопед. Давайте представим, что мы тоже делали куличики из снега и у нас замерзли руки. Мячики помогут нам согреть их. Зажмите мячики в ладонях, сожмите их как можно крепче, разожмите (упражнение повторяется 3—5раз). Теперь положите один мячик, а второй покрутите между ладонями. (Упражнение повторяется 3—5раз.) И наконец, покрутите мячик пальцами вперед. Вот мы и согрели руки. Логопед убирает мячики. 9. Повторение рассказа одним ребенком или логопедом. [Развитие связной речи, речевого слуха, памяти.] Если в подгруппе нет ребенка, способного повторить рассказ целиком, это делает сам логопед, предложив детям рассказывать вместе с ним. 10. Окончание занятия. [Оценка работы детей.] Логопед убирает пособия. Логопед. А теперь давайте вспомним о том, чем мы занимались сегодня. 478 Дети. Мы рассматривали картину и составляли рассказ. Мы играли с мячиками и делали упражнение. А еще мы рассматривали мать-и-мачеху. Логопед. Вы очень хорошо занимались сегодня. Я горжусь вами. Молодцы! Date: 2015-05-19; view: 690; Нарушение авторских прав |