Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Музыкальное мышление





Я не учитель фортепианной игры,

я учитель музыки

Г.Г. Нейгауз

Взаимосвязь обучения и мышления — вопрос в педагогике весьма неоднозначный. Выдвигалась точка зрения, согласно которой обучение и есть умственное развитие. В противовес — мнение о том, что развитие лишь в незначительной степени зависит от обучения. Современная психология считает, что обучение и развитие неразрывно связаны между собой, но эти понятие не тождественны. Развитие осуществляется в процессе обучения, однако оно не сводится лишь к увеличению интеллектуальных умений. Принципиально, что по мере развития меняется качество умственных операций человека.

Любое обучение дает какой-то результат, но результат в развитии не одинаков. Решающим является построение учебно-образовательного процесса, содержание, форма и методы обучения.

Ограниченность в прохождении репертуара; урок — тренировка профессионально-игровых качеств, обедненный по содержанию; авторитарный стиль преподавания; недостаточное развитие самостоятельности, умения применить умения и навыки в новой ситуации — вот те причины, по которым обучение не оказывает должного влияния на мышление учащихся.

Любая мыслительная деятельность человека своими истоками уходит в ЗНАНИЕ о предмете, основывается на системах представлений и понятий о том или ином материале. П.Блонский: «Пустая голова не рассуждает; чем больше опыта и знаний имеет эта голова, тем более способна она рассуждать»

Формирование и развитие музыкального интеллекта осуществляется в ходе пополнения и обогащения персонального опыта, основывается на движении от незнания к знанию, от знаний низшего порядка к высшему, от знаний менее углубленным к углубленным и т. д.

Разумеется мера развития музыкального мышления определяется не только объемом усвоенных знаний, но с другой стороны — важно и количественное увеличение знаний. Чем шире общие и специальные познания обучающихся, тем больше перспектива развития профессионального мышления.

В процессе обучения игре на фортепиано создаются оптимальные условия для систематического пополнения багажа учащихся. Исключительны при этом возможности фортепианной педагогики, т. к. с помощью фортепиано узнается и осваивается в учебной практике любая музыка. «Рояль - самый интеллектуальный из всех инструментов» - Г. Нейгауз.

Истоки музыкального мышления восходят к интонации. «Музыка — интонация» - Б. Асафьев.

Главные функции музыкального мышления:

1. эмоциональная реакция на интонацию

2. осмысление логики организации различных музыкальных структур; умение, оперируя музыкальным материалом, находить сходства, различия, анализировать, синтезировать, находить взаимосвязи

Однако только проникновение в выразительно-смысловой подтекст интонации, в синтезе с логическим осмыслением создает в синтезе музыкальный образ — совокупность рационального и эмоционального начала.

Начинаясь с музыкального образа, мышление получает свое развитие путем усложнения образов, от элементарных к более углубленным и содержательным.

На более высоких ступенях включается осознание стиля, эстетики эпохи и т. д.

Особую качественную ступень представляет творческое мышление, проявляющееся в различных видах и формах: сочинение музыки, исполнительская интерпретация, активное художественное переосмысление.

Классическая формула В. Белинского «искусство есть мышление в образах» находит в музыке всестороннее обоснование. Образ в музыкальном искусстве всегда наполнен эмоциональным содержанием.

Аппеляция к эмоциональной стороне музыкального сознания учащегося — магистральный путь обучения игре на инструменте. Однако, воздействие на духовный мир учащегося исполнительского класса зачастую приобретает в педагогической практике односторонний характер. Внимание педагогов концентрируется на прямом эмоциональном постижении исполняемого произведения, и в значительно меньшей степени связано с процессами ее понимания, интеллектуального осмысления.

Но мышление не только чувственно конкретно, в его функции входит оперирование абстрактными категориями. Признаки стилей, жанров, формо-структур — отражается в сознании музыканта через определенные системы представлений и понятий. Формирование таких понятий, подытоживающих результаты практической деятельности — важнейшая задача «педагогики музыкального мышления»

Личный опыт способствует наилучшему усвоению материала. Игра на музыкальном инструменте способствует успешному протеканию музыкально-мыслительных операций. Психологи отмечают особую роль практических операций в обучении. При соединении усилий ума и рук информация идет непрерывными встречными потоками — от рук к мозгу и от мозга — к рукам.

Вовлекаясь в исполнительскую деятельность, музыкальный интеллект получает возможность всестороннего, гармоничного развития. Г, Нейгауз писал, что с некоторыми учениками он «постоянно проходил на пьесах, играемых ими.. краткий курс гармонии, строения мелодии, анализа форм и т.д, пока они не научались мыслить как музыканты».

Следует подчеркнуть, что интеллектуальные операции музыканта-исполнителя носят ярко выраженную эмоциональную окраску. Известно, понимание музыки, ее формы и содержания, способно во многом усилить эстетическое переживание, т. е. активность интеллектуальная трансформируется в определенных обстоятельствах в эмоциональную







Date: 2015-05-19; view: 684; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию