Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Музыкальное мышление
Я не учитель фортепианной игры, я учитель музыки Г.Г. Нейгауз Взаимосвязь обучения и мышления — вопрос в педагогике весьма неоднозначный. Выдвигалась точка зрения, согласно которой обучение и есть умственное развитие. В противовес — мнение о том, что развитие лишь в незначительной степени зависит от обучения. Современная психология считает, что обучение и развитие неразрывно связаны между собой, но эти понятие не тождественны. Развитие осуществляется в процессе обучения, однако оно не сводится лишь к увеличению интеллектуальных умений. Принципиально, что по мере развития меняется качество умственных операций человека. Любое обучение дает какой-то результат, но результат в развитии не одинаков. Решающим является построение учебно-образовательного процесса, содержание, форма и методы обучения. Ограниченность в прохождении репертуара; урок — тренировка профессионально-игровых качеств, обедненный по содержанию; авторитарный стиль преподавания; недостаточное развитие самостоятельности, умения применить умения и навыки в новой ситуации — вот те причины, по которым обучение не оказывает должного влияния на мышление учащихся. Любая мыслительная деятельность человека своими истоками уходит в ЗНАНИЕ о предмете, основывается на системах представлений и понятий о том или ином материале. П.Блонский: «Пустая голова не рассуждает; чем больше опыта и знаний имеет эта голова, тем более способна она рассуждать» Формирование и развитие музыкального интеллекта осуществляется в ходе пополнения и обогащения персонального опыта, основывается на движении от незнания к знанию, от знаний низшего порядка к высшему, от знаний менее углубленным к углубленным и т. д. Разумеется мера развития музыкального мышления определяется не только объемом усвоенных знаний, но с другой стороны — важно и количественное увеличение знаний. Чем шире общие и специальные познания обучающихся, тем больше перспектива развития профессионального мышления. В процессе обучения игре на фортепиано создаются оптимальные условия для систематического пополнения багажа учащихся. Исключительны при этом возможности фортепианной педагогики, т. к. с помощью фортепиано узнается и осваивается в учебной практике любая музыка. «Рояль - самый интеллектуальный из всех инструментов» - Г. Нейгауз. Истоки музыкального мышления восходят к интонации. «Музыка — интонация» - Б. Асафьев. Главные функции музыкального мышления: 1. эмоциональная реакция на интонацию 2. осмысление логики организации различных музыкальных структур; умение, оперируя музыкальным материалом, находить сходства, различия, анализировать, синтезировать, находить взаимосвязи Однако только проникновение в выразительно-смысловой подтекст интонации, в синтезе с логическим осмыслением создает в синтезе музыкальный образ — совокупность рационального и эмоционального начала. Начинаясь с музыкального образа, мышление получает свое развитие путем усложнения образов, от элементарных к более углубленным и содержательным. На более высоких ступенях включается осознание стиля, эстетики эпохи и т. д. Особую качественную ступень представляет творческое мышление, проявляющееся в различных видах и формах: сочинение музыки, исполнительская интерпретация, активное художественное переосмысление. Классическая формула В. Белинского «искусство есть мышление в образах» находит в музыке всестороннее обоснование. Образ в музыкальном искусстве всегда наполнен эмоциональным содержанием. Аппеляция к эмоциональной стороне музыкального сознания учащегося — магистральный путь обучения игре на инструменте. Однако, воздействие на духовный мир учащегося исполнительского класса зачастую приобретает в педагогической практике односторонний характер. Внимание педагогов концентрируется на прямом эмоциональном постижении исполняемого произведения, и в значительно меньшей степени связано с процессами ее понимания, интеллектуального осмысления. Но мышление не только чувственно конкретно, в его функции входит оперирование абстрактными категориями. Признаки стилей, жанров, формо-структур — отражается в сознании музыканта через определенные системы представлений и понятий. Формирование таких понятий, подытоживающих результаты практической деятельности — важнейшая задача «педагогики музыкального мышления» Личный опыт способствует наилучшему усвоению материала. Игра на музыкальном инструменте способствует успешному протеканию музыкально-мыслительных операций. Психологи отмечают особую роль практических операций в обучении. При соединении усилий ума и рук информация идет непрерывными встречными потоками — от рук к мозгу и от мозга — к рукам. Вовлекаясь в исполнительскую деятельность, музыкальный интеллект получает возможность всестороннего, гармоничного развития. Г, Нейгауз писал, что с некоторыми учениками он «постоянно проходил на пьесах, играемых ими.. краткий курс гармонии, строения мелодии, анализа форм и т.д, пока они не научались мыслить как музыканты». Следует подчеркнуть, что интеллектуальные операции музыканта-исполнителя носят ярко выраженную эмоциональную окраску. Известно, понимание музыки, ее формы и содержания, способно во многом усилить эстетическое переживание, т. е. активность интеллектуальная трансформируется в определенных обстоятельствах в эмоциональную Date: 2015-05-19; view: 684; Нарушение авторских прав |