Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методика выявления уровня развития музыкальности





 

Определение уровня развития музыкальности осуществляется в непринужденной беседе с ребенком. Используются игровые приемы и многочисленные наглядные предметные пособия, детские музыкальные инструменты. Процедуру экспресс-анализа проводят в изолированном помещении.

Музыкальное развитие ребенка оценивается по семи показателям. Каждый из показателей определяется по 4 уровням его развития.

Уровни показателя Параметры Баллы
1. Оптимальный Задание ребенок выполняет правильно, самостоятельно 4 балла
2. Высокий Задание ребенок выполнил правильно после оказания словесной помощи 3 балла
3. Средний Задание ребенок выполнил правильно после словесной помощи в сочетании с действиями с предметом 2 балла
4. Низкий Ребенок выполнил задание со значительными ошибками после оказания помощи 1 балл
Показатели УРОВНИ Баллы МЕТОДИКА ВЫЯВЛЕНИЯ  
Эмоциональная отзывчивость на музыку   IV. У ребенка отмечается яркое эмоциональное оценочное отношение к музыкальным образам, выраженным в музыкальном произведении, умении самостоятельно охарактеризовать музыку, применяя художественно-образное описание   балла Взрослый спрашивает у ребенка, что он больше всего любит: петь, танцевать, играть на металлофоне или слушать музыку? Почему? Взрослый в соответствии с возрастными возможностями и музыкальной обученностью предлагает послушать ребенку два контрастных музыкальных произведения (незнаком.), давая название произведения. Например, ср. гр. «Котик заболел», «Котик выздоровел» муз. А.Гречанинова. Ср. гр. «Болезнь куклы», «Новая кукла» П.И.Чайковского. Подг. гр. «Песня жаворонка» П.И.Чайковского, - «Пляска птиц» Н.А.Римского-Корсакова и предлагается рассказать ребенку, о чем композитор рассказал в музыке. Рассказ ребенка должен основываться на особенностях музыкального произведения, соотноситься со средствами музыкальной выразительности.  
III. У ребенка имеется эмоционально-оценочное отношение к музыке; он обладает умением охарактеризовать музыку, но после словесной помощи взрослого. балла   Если ребенок затрудняется высказаться, то взрослый помогает ему, поясняя характер той или иной музыки. Затем задание повторяется.    
II. У ребенка имеется эмоциональное отношение к музыке; может охарактеризовать музыку после словесной помощи взрослого с опорой на немузыкальные компоненты (используется зрительная наглядность или моторные действия).   балла   Ребенку показывают иллюстрации, соответствующие пьесам, рассматривают вместе с ним, задание повторяется. После прослушивания музыкального произведения ребенок может показать на иллюстрацию, соответствующую содержанию музыкального произведения и рассказать или через движения показать характер музыки.    
I. Отсутствует интерес к музыке и эмоционально-оценочное отношение к ней. Рассказ бессвязан и не соотносится с музыкой. балл     Оказывается любая помощь.    
  Звуковысотный слух   IV. Ребенок отлично различает выразительные особенности музыкальных звуков: ср. гр. – звуков кварты (ре-соль), ст. гр. – звуков терции (ми-соль), под. гр. – звуков секунды (фа-соль). балла Взрослый показывает птицу и птенчика сажает на соответствующие ветки низко и высоко и одновременно знакомит со звучанием их голосов. Затем ребенку предлагается отвернуться, послушать и сказать: чей голос звучал? Звуки предлагаются в последовательности: высокий, низкий, высокий.  
III. Ребенок хорошо отличает звуки по высоте после словесной помощи взрослого (задачи аналогичные). балла   Ребенку показывают птицу и птенчика, проигрывают соответствующие звуки и поясняют: «Птица мама звала тебя низким голосом, а птенчик – высоким. Отвернись, послушай и скажи, кто тебя зовет?» Последовательность звуков та же.  
II. Ребенок различает соотношения музыкальных звуков после словесной помощи с опорой на двигательную активность (задачи аналогичные). балла   Ребенку предлагается посадить птицу маму на нижнюю ступеньку музыкальной лесенки, сыграть на ней и послушать, как она звучит; затем предлагают птенчика посадить на верхнюю ступеньку, сыграть на ней и послушать, какой высокий голос у птенчика. Затем задание повторяется. Последовательность звуков та же.  
I. Ребенок различает со значительными ошибками указанные выше выразительные отношения музыкальных звуков. балл Оказывается любая помощь.    
Чувство ритма     IV. Ребенок отлично различает ритмические отношения в следующих музыкальных примерах     балла Ребенку поясняют, что в гости пришли игрушки (показываются в каждой группе свои, соответствующие музыкальные примеры) и каждый из гостей любит свою музыку. Предъявляются музыкальные примеры, поясняется какому гостю они соответствуют. Затем ребенку говорят: «Слушай внимательно: я буду сейчас хлопать так, как сейчас звучала музыка. А ты должен отгадать, для какой игрушки я хлопаю». Для детей ср. гр. прохлопываются музыкальные примеры № 2, № 1. Для старшей № 1, 3, 2. Для подготовительной № 3, 2, 1.  
III. Ребенок хорошо различает ритмические отношения музыкальных звуков после словесной помощи взрослого в виде обзорной характеристики музыкально-ритмических примеров. балла   Ребенку еще раз дают послушать музыку и характеризуют движения игрушек под музыку (задание повторяется).  
II. Ребенок различает выразительные ритмические отношения музыкальных звуков после оказания не только словесной, но и моторной помощи. балла Предлагается еще раз послушать музыку и прохлопать ее самому. Одновременно дается словесная характеристика музыки. Задание повторяется.  
I. Ребенок различает со значительными ошибками указанные выше выразительные ритмические отношения музыкальных звуков. балл Оказывается любая помощь.  
Динамический слух IV. Ребенок отлично различает динамические отношения музыкальных звуков в следующих последовательностях: ср. гр. – очень громкое, громкое, тихое звучание. Ст. гр. – умеренно громкое, громкое, тихое звучание. Подг. гр. – очень громкое, громкое, тихое, очень тихое звучание.   Ребенку показывают аккордеоны (объемные, не озвученные игрушки – пособия) и поясняют, что каждый аккордеон звучит по разному. Предъявляется звучание, соответствующее по силе громкости каждому аккордеону: - большому аккордеону соответствует очень громкое звучание, - среднему – громкое звучание, - маленькому – тихое звучание. Теперь послушай, скажи и покажи какой аккордеон звучит?» Звучит последовательность: в ср. гр. – 1, 3, 2, в ст. гр. – 1, 3, 2, в подг. гр. – 1, 4, 3, 2  
III. Ребенок хорошо различает динамические отношения музыкальных звуков, но после словесной помощи, поясняющей силу звучания.   Ребенку поясняют, что самый большой аккордеон звучит очень громко (предъявляется соответствующее звучание). Далее показываются остальные аккордеоны, предъявляются соответствующие звуки и поясняется сила их звучания. Затем задания повторяются.  
II. Ребенок различает выразительные динамические отношения музыкальных звуков после оказания ему словесной и моторной помощи.   Ребенку предлагается поиграть любые звуки на аккордеоне (детском) в соответствии с предлагаемыми динамическими оттенками, указанными для каждого возраста, вслушаться в них. Одновременно взрослый характеризует силу звучания. Задание повторяется.  
I. Ребенок не различает правильно указанные выше выразительные динамические отношения музыкальных звуков.   Оказывается любая помощь.  
Тембровый слух   IV. Ребенок отлично различает тембровые свойства музыкального звучания следующих инструментов: Ср. гр. 1. Металлофона. 2. Колокольчика. 3. Треугольника. Ст. гр. 1. Домры. 2. Ксилофона. 3. Цитры. 4. Флейты. 5. Аккордеона (инструменты частично знакомые детям). Подг.гр. 1. Домры. 2. Кларнета. 3. Флейты. 4. Цитры. 5. Мандолины. 6. Аккордеона 7. Триолы (инструменты, в основном не знакомые детям). Если в детском саду нет указанных инструментов рекомендуется подобрать аналогичные.   Ребенку показывают, называют музыкальные инструменты, играют на них. Такие же инструменты лежат за ширмой. Затем объясняют: «Сейчас я буду играть на каком-то инструменте за ширмой, а ты послушаешь, посмотришь и покажешь тот, на котором я буду играть». Предлагается последовательность: в ср. гр. – 2, 1, 3. в ст. гр. – 5, 2, 3, 4, 1. в подг. гр. – 1, 2, 7, 6, 5, 3, 4 (указанные выше цифры соответствуют цифре музыкальных инструментов, данных в соседнем графике «Уровни».  
III. Ребенок хорошо различает тембровые отношения музыкальных звуков после словесной помощи, характеризующей звучания инструментов.   Ребенку еще раз предлагают послушать, как звучат инструменты, одновременно дается характеристика их тембров. Затем задание повторяется.  
II. Ребенок различает тембровые свойства музыкальных звуков после оказания ему моторной помощи.   Предлагается ребенку поиграть на инструментах, одновременно дается название инструмента и характеристика особенностей звучания. Задание повторяется.  
I. Ребенок чаще не различает вышеуказанные тембровые свойства музыкальных инструментов, чем различает их.   Оказывается любая помощь.    
Музыкальное мышление: а) репродуктивное, перцептивное IV. Ребенок быстро и правильно определяет жанр музыкального произведения и эмоционально рассказывает о его общем характере. Предлагается для детей: ср. гр. – плясовая, колыбельная; ст. гр. – колыбельная, марш, плясовая; подг. гр. песня, танец, марш.   Ребенку предлагается послушать музыкальные пьесы. Например, для детей подг. гр. «Марш деревянных солдатиков». «Неаполитанская песенка» муз. П.И.Чайковского, «Детская полька» М.И.Глинки, определить жанр, рассказать об общем характере музыкального произведения или показать характер произведения через движения (под музыку».  
III. Ребенок правильно дает жанровую характеристику музыкальных произведений и эмоционально рассказывает об общем характере музыки после словесной помощи.   Ребенку дается словесная помощь в виде наводящих вопросов. Задание повторяется.  
II. Ребенок правильно дает жанровую характеристику и рассказывает об общем характере музыки после моторной помощи.   Взрослый предлагает ребенку под музыку петь, танцевать или маршировать. Задание повторяется.    
I. Ребенок чаще не определяет жанровую характеристику музыкальных произведений, чем определяет.   Оказывается любая помощь.    
б) продуктивное творческое мышление   IV. Ребенок свободно сочиняет и исполняет оригинальные песню или танец. Песню можно исполнить на металлофоне.   Педагог предлагает ребенку сочинить «свою» песню или танец, либо марш, т.е. он может спеть или станцевать, или сыграть на металлофоне (по своему желанию).    
III. Ребенок сочиняет или исполняет песню (танец, марш) после словесной помощи взрослого.   Ребенку оказывается элементарная словесная помощь. Задание повторяется.  
II. Ребенок сочиняет или исполняет песню (танец или марш) после оказания ему моторной помощи.   Ребенку предлагается (образец) песня или танец, исполненный взрослым, который можно вместе с педагогом спеть, станцевать. Затем ребенку предлагается сочинить похожую, но «по своему» песню (танец).  
I. Ребенок отказывается сочинять или делает лишь некоторые попытки.   Оказывается любая помощь.   Оказывается любая помощь.  
7. Музыкальная память IV. Ребенок самостоятельно быстро и правильно воспроизводит незнакомую мелодию. Примерный образец трудности задания: ср. гр. пение –«Зима» муз. Карасевой, ст. гр. –«Как у наших у ворот» (русская народная мелодия), подг. гр. – «Ах вы сени» (русская народная мелодия).   Ребенку предлагается прослушать 2-4 такта незнакомой песни. Сначала песня пропевается, потом мелодия проигрывается на фортепиано, затем предлагается ребенку пропеть песню со словами или только мелодию (по желанию ребенка).    
III. Ребенок правильно воспроизводит песню или мелодию после элементарной словесной помощи.   Ребенку дается небольшая словесная помощь. Затем задание повторяется.  
II. Ребенок правильно воспроизводит песню или мелодию после оказания ему моторной помощи.   Ребенку предлагается пропеть вместе со взрослым 2-4 такта песни, потом проигрывается мелодия на фортепиано. Затем задание повторяется.  
I. Ребенок не может правильно воспроизвести мелодию.   Оказывается любая помощь.  

 




Анализ и обобщение полученных результатов

Фамилия, имя Возраст Показатели музыкальности (в баллах)
           
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   

 

Итоговый показатель уровня развития музыкальности рассчитывается по формуле

У муз. р. = все баллы/ 8

Примерные нормы для оценки уровня развития в музыкальности ребенка (в баллах)

Уровни Баллы
1. Оптимальный 3,5-4 балла
2. Высокий 2,4-4,3 балла
3. Средний 1,3-2,3 балла
4. Низкий Ниже 1,2 балла

 







Date: 2015-05-19; view: 636; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию