Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дифференцированные оценки двигательной рефлексии музыки





Музыкальный фрагмент Неумение двигаться адекватно размеру и характеру музыки Адекватная психомоторная реакция на музыку (в соответствии с критериями) Творческие проявления вариантов двигательной реакции на музыку
Марш 0 баллов 1балл 2 балла
Полька 0 баллов 2 балла 3 балла
Вальс 0 баллов 3 балла 4 балла

Таким образом, полученные результаты двигательной, психомоторной отзывчивости на музыку возможно распределить по следующим уровням:

• низкий уровень — от 0 до 2 баллов;

• средний уровень — от 3 до б баллов;

• высокий уровень — от 7 до 9 баллов.

Типология групп испытуемых в соответствии с уровнем развития эмоциональной отзывчивости определяется по следующим показателям итоговой сводной таблицы (см. таблицу 3):

 

Таблица 3

Типология групп испытуемых в соответствии с уровнем развития эмоциональной отзывчивости на музыку (в баллах)

 

Уровень развития ЭО Форма эмоциональной отзывчивости — ЭО (рефлексии)
Вербальная рефлексия Невербально-графическая рефлексия Невербально-двигательная рефлексия Итоговые показатели
Низкий 0-3 Ог-3 0-2 0-8
Средний   4-7 4-7 3-6 11-20
Высокий 8—10 8—10 7-9 23-29

Общая обработка данных проводится по следующим критериям:

низкий уровень эмоционально-образного осмысления характеризуется уклонением (фактическим отказом) от проекции своих состояний, эмоционально-образного опыта или неспособностью ребенка в ситуации музыкального воздействия даже на, простейшее самовыражение в вевербально-художественной, двигательной или вербальной форме своих впечатлений, мыслеобразов» настроений. К этому же уровню будем относить и неконгруттные формы самовыражения ребенка в ситуации музыкального стимулирования его эмоционального опыта;

средний (нормативный) уровень развития эмоциональной отзывчивости характеризуется способностью к конгруэнтно репродуктивной форме отображения уже имеющегося опыта переживаний, состояний, мыслеобразов, вызванных воздействием музыкального фрагмента; соответствующей изобразительной и (или) вербальной характеристикой ребенком своих переживаний, и мьслеобразов основного содержания музыки (без особых детализаций своего отображения);

высокий уровень эмоциональной отзывчивости характеризуется конгруэнтной характеристикой осмысления эмоционально-образного содержания музыки.

Креативность самовыражения ребенка в изобразительной двигательной и словесной форме будет проявляться в следующих особенностях формы самовыражения:

1)оригинальность (необычность, новизна) отображаемого мыслеобраза, идеи;

2 детализация (разработанность) своей идеи или образа;

3) беглость порождения идей, т. е. способность порождать большое количество новых, но адекватных стимульному воздействию мыслеобразов;

4) гибкость, т. е. различность типов, видов, категорий идей и мыслеобразов на один стимульный музыкальный материал.

Для креативной (творческой) эмоциональной отзывчивости на лирику характерны:

ощущение топких, сложных оттенков и особенностей эмоционального содержания интонаций музыкального языка (чувствительность к мобильному изменению музыкального образа-размышления, чуткость реагирования как на кульминационно-определяющие аспекты музыкального языка, так и на динамичность разработочных элементов музыкального образа);

оригинальность, неожиданность, изобретательность в самовыражении мыслеобразов и эмоциональных характеристик в процессе музыкальной деятельности (слушании, исполении, сочинении);

беглость порождения различных мыслеобразов в самовыражении состояний в ситуации восприятия музыкального языка;

разработанность, детализация выдвигаемых версий и идей характеристике своего невербально-изобразительного, пластического или вербального самовыражения в процессе и результате музыкальной деятельности;

способность к структурированию (анализу формы и средств выразительности) интонационного смысла музыкального стимула-произведения (фрагмента);

гибкость мыслеобразных интерпретаций, т. е. воздержанность от принятия типичных, общепринятых позиций, мыслеобразов, независимость принятия своего варианта самовыражения;-•

уверенность в своем решении, способность брать на себя ответственность за нестандартную позицию, мнение, решение.

Методика определения музыкальной отзывчивости Л.В. Школяр «Выбери музыку»

Цель: выявление способности к сравнительной рефлексии эмоционально-смыслового содержания произведений-стимулов.


В качестве стимулирующего материала предъявляются 5 серий предъявления теста, каждая из которых трех фрагментов музыкальных произведений эмоционально-смысловому содержанию и некоторым формальным признакам (схожесть фактуры, динамики звучания, регистрово-тембровым средствам выразительности):

 

1-я серия: А. Лядов Прелюдия d-moll; П. И. Чайковский «Баркарола»; Д. Кабалевский «Печальная история»)

2 –я серия: Э. Григ «Одинокий странник; П. Чайковский «Утреннее размышление»; Э. Григ «Смерть Озе»;

3-я серия: П. Чайковский «Баркарола»; Ф. Шопен Нок­тюрн b-moll; Ф. Шопен Ноктюрн f-moll

4-я серия: Л. Бетховен «Соната №14» (финал); Л. Бетховен «Аппассионата» (финал); Ф. Шопен «Экспромт-фантазия»;

5-я серия: А. Хачатурян «Лядо серьезно заболел»; С. Про­кофьев «Раскаяние»; А. Хачатурян «Траурное шествие».

 

— Послушай и определи, какие два из трех произведений в каждой серии схожи по характеру, а какое отличается от них? Попробуй определить, чем оно отличается от двух других?

Критерии определения уровня сравнительной рефлексии эмоционально-смыслового содержания музыки:

• низкий уровень характеризуется попыткой учащегося анализировать некоторые выразительные средства сходных музыкальных фрагментов, без опоры на эмоционально-образное осмысление содержания музыкальных стимулов, неспособностью аргументировать свой выбор в определении «лишнего», исключаемого из предъявленного ряда фрагмента (оценивается в 1 балл);

• средний уровень — правильный выбор двух сходных фрагментов при характеристике только эмоционально-образного осмысления музыки, без. анализа средств выразительности (2 балла);

• высокий уровень – способность устанавливать соответствующую зависимость, взаимообусловленность своих эмоций, мыслеобразов с музыкальными средствами, выразительность воспринимаемого фрагмента, проявлять развернутую и художественно обоснованную «модель»- схему ассоциаций, эмоционально-образных характеристик своих переживаний музыки.

 

Критерии итоговой оценки уровня развития сравнительной рефлексии эмоциональной отзывчивости на музыку:

слабый уровень: 0-5 баллов;

средний уровень: 6-10 баллов;

высокий уровень: 11-15 баллов.

 







Date: 2015-05-19; view: 795; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию