Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Культура речи»: цели, задачи и структура курса





Вводная лекция

1. Понятие «культура речи».

2. Понятие о языке и речи.

3. Культура языка и культура речи.

4. Виды речевой деятельности.

5. Значимость культуры речевого общения.

6. Проблемы культуры речевого общения в России на современном этапе.

Литература:

1. Введенская Л. А., Павлова Л. Г. Культура и искусство речи. Современная риторика. – Ростов-н/Д, 1995;

2. Головин Б. Н. Основы культуры речи. – М, 1988;

3. Граудина Л. К., Дмитриева О. Л., Новикова Н. В., Ширяев Е. Н. Мы сохраним тебя, русская речь! – М., 1995;

4. Культура русской речи. Учебник для вузов / Под ред. Л. К. Граудиной, Е. Н. Ширяева.– М. 1998;

5. Культура русской речи: Энциклопедический словарь-справочник / Под ред. Л. Ю. Иванова, А. П. Сковородникова, Е. Н. Ширяева. – М.: Флинта: Наука, 2003.

6. Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. Словарь-справочник лингвистических терминов / Д.Э. Розенталь, М.А. Теленкова. – М.: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», 2001;

7. Эффективная коммуникация: история, теория, практика: Словарь-справочник / Отв. Ред. М. И. Панов; сост. М. И. Панов, Л. Е. Тумина. – М.: ООО «Агентство «КРПА Олимп», 2005.

Предметом изучения курса «Русский язык и культура речи» является современный русский литературный язык и его нормы.

Цель курса – знакомство основными нормами русского литературного языка (акцентологическими, орфоэпическими, орфографическими, пунктуационными, словообразовательными, лексическими, фразеологическими, грамматическими, стилистическими, коммуникативными, этическими).

Практические задачи курса:

1. Знакомство с основными категориями культуры речи;

2. Освоение современных норм русского литературного языка;

3. Умение использовать языковые средства в различных ситуациях общения;

4. Умение видеть и использовать выразительные средства языка.

Культура речи – 1) владение нормами устного и письменного литературного языка (правила произношения, ударения, словоупотребления, стилистики и др.), а также умение использовать выразительные средства языка в различных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи; 2) раздел языкознания, исследующий языковые нормы с целью совершенствования языка.



Отметим, что понятие культуры речи рассматривается во многих работах как отечественных, так и зарубежных лингвистов. Помимо указанного выше важно обратиться и к определению, данному в словаре-справочнике «Культура русской речи» под ред. Л. Ю. Иванова, А. П. Сковородникова и Е. Н. Ширяева: «Культура речи (культура владения языком) – это такой выбор и такая организация языковых средств, которые с учетом ситуации общения и при соблюдении собственно языковых, коммуникативных и этических норм позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных целей».

Культура речи включает три аспекта (компонента): нормативный, коммуникативный, этический. Нормативный аспект культуры речи предполагает соблюдение норм литературного языка, которые вос­принимаются его носителями как образец. Коммуникативный аспект культуры речи предполагает, кроме соблюдения языковых норм, выбор и употребление языковых средств соответствующих коммуникативным задачам (для каждой цели – свои средства).Из языковых средств необходимо выбирать такие, которые с максимальной эффективностью выполняют поставленные задачи общения. В соответствии с требованиями коммуникативного аспекта культуры речи носители языка должны владеть функциональными разновидностями языка, учитывать условия общения которые существенно влияют на то, как мы говорим (или пишем) в данную минуту; уметь, говоря словами Е. Н. Ширяева, вовремя переключаться с одного речевого кода на другой. Коммуникативный компонент культуры речи предполагает также точность, понятность и чистоту речи. Этический аспект культуры речи предполагает соблюдение этических норм поведения, которые существуют в любом обществе. Общение между людьми должно осуществляться по особым, принятым в данном обществе и в данное время правилам, которые определяются такими факторами, как возраст, характер отношений (официальные или неофициальные), пол, социальный статус и др. Уважение к участникам общения, доброжелательность, тактичность, деликатность, соблюдение правил этикета – составляющие гармоничного общения. Особую роль в общении играют такие этические категории, как миролюбие, негневливость, смирение, уравновешенность, правда, доброта.

Поскольку культура речи предполагает знание литературных, коммуникативных и этических норм, необходимо обратиться к определениям нормы и языковой нормы.

Норма – «все виды и формы порядка», включая «и естественные нормы природы, и созданные человеком правила и законы» (определение Н. Д. Арутюновой).

Языковая норма – совокупность стабильных языковых средств и правил их употребления, сознательно фиксируемых в словарях, справочниках и учебных пособиях; языковая норма – признак литературного языка и его неотъемлемый атрибут на всех этапах его развития (по лингвистическому энциклопедическому словарю; гл. ред. – В. Н. Ярцева).



В российском языкознании обычно разграничиваются понятия «культура языка» (когда имеются в виду свойства образцовых текстов, закреплённых в памятниках письменности, а также выразительные и смысловые возможности языковой системы) и «культуры речи», под которой понимают конкретную реализацию языковых свойств и возможностей в условиях повседневного и массового – устного и письменного общения.

Такое разграничение понятий «культура языка» и «культура речи» связано с тем, что язык и речь представляют собой разные системы. Разграничение понятий «язык» и «речь» впервые в чёткой форме было выдвинуто и обосновано швейцарским лингвистом Фердинандом де Соссюром (1857-1913), крупнейшим теоретиком в области общего языкознания и одним из основателей современного этапа в развитии лингвистики. Эти понятия также разрабатывались в трудах российского учёного, академика Л. В. Щербы и его учеников. Под речью в современном языкознании понимается не только устная речь, но и письменная.

Язык – реально существующая, закономерно развивающаяся семиотическая (знаковая) система, обладающая свойством социальной предназначенности, внутренней целостностью и полифункциональностью. Язык является средством хранения и передачи информации.

Речь – воплощение, реализация языка. Язык обнаруживает себя в речи и только через неё выполняет своё коммуникативное назначение. Язык – средство, орудие общения, а речь – производимый этим орудием вид общения. Речь вводит язык в контекст употребления. Важно отметить, что речь – это форма существования языка. Язык абстрактен. Речь конкретна.

Функции языка (обычно их выделяют четыре, хотя в определении функций языка нет единства):

1. Коммуникативная (передача информации, общение);

2. Конструктивная (формулирование мыслей);

3. Эмотивная (осуществление специфической формы эмоциональной коммуникации людей);

4. Воздействующая (побуждение адресата к какому-то действию или запрет каких-либо действий, привлечение к ответу на вопрос и т.п.).

Одной из важнейших функций считается коммуникативная. Назначение языка заключается в том, чтобы служить орудием общения, обмена мыслями. Но для того, чтобы эти мысли кому-то передать, их нужно сформулировать. С коммуникативной функцией тесно связана мыслеформирующая (конструктивная) функция. Говоря словами психолога Л. С. Выготского, «мысль не просто выражается в слове, но и совершается в слове». Языковед В. Гумбольдт называл язык «образующим органом мысли». Язык и мышление, действительно, тесно связаны между собой. Язык организует знания человека о мире, закрепляет эти знания и передаёт последующим поколениям. Мышление протекает в формах, установившихся в языке, т.е. осуществляется в процессах внутренней речи, а при размышлении вслух в формах внешней речи.

Помимо основных (коммуникативной и конструктивной) исследователи подробно останавливаются и на других (частных) функциях: эмотивная (осуществление специфической формы эмоциональной коммуникации людей), воздействующая (влияние на разум адресата, выбор линии поведения). Воздействующая функция языка изучается в таких разделах языкознания, как риторика, культура речи. Вопросами воздействия говорящего на слушающего занимается и прагматика (область исследований в семиотике и языкознании, в которой изучается функционирование языковых знаков в речи). Ведущие исследователи в области прагматики:

Джон Остин (британский философ XX века, внёсший вклад в разработку теории речевых актов);

Чарльз Сэндерс Пирс (американский философ и логик, основоположник семиотики);

Гуго (Хуго) Пол Грайс (американский философ, один из основоположников теории речевых актов, автор теории речевой кооперации и коммуникативного кодекса);

Питер Фредерик Стросон (английский логик, философ, представитель лингвистической философии; ряд его работ посвящен философским вопросам семантики; отмечал, что исчисления высказываний недостаточно богаты для отражения свойств обыденного языка);

Дж. Лич (лингвист, сформулировавший принцип вежливости как совокупность ма́ксим (речевых правил)).

Культура речевого общения предполагает не только овладение нормами произношения, правописания и т.п., но и навыками эффективного общения, ведь от того, насколько правильно и ситуативно уместно мы построим нашу речь, зависит успешность общения, конкретного разговора и речевого общения в целом. Поэтому обращение к работам философов, логиков и лингвистов, в чьих трудах язык рассматривается с точки зрения коммуникации весьма значимо.

Помимо выделенных функций языка (коммуникативная, конструктивная, эмотивная, воздействующая) иногда указываются и такие (например, Т. Б. Кудряшовой):

· констатирующая (служить для простого, нейтрального сообщения о факте (повествовательное предложение));

· экспрессивная (выражать (подбором слов и интонацией) личностное отношение говорящего, его настроения, эмоции); контактоустанавливающая (функция создания и поддержания контакта между собеседниками);

· эстетическая (функция эстетического воздействия);

· функция сохранения опыта поколений и передачи его следующим поколениям;

· вопросительная;

· апеллятивная (средство призыва, побуждения);

· функция индикатора, показателя принадлежности к определенной группе людей.

О подлинном существовании языка можно говорить лишь постольку, поскольку им пользуются. Язык существует как живой, только если он функционирует. А функционирует он в речи, в высказываниях, в речевых актах.

Отдельный акт речи, речевой акт (по Ю. С. Маслову), представляет собой двусторонний процесс, охватывающий говорение и протекающие параллельно и одновременно слуховое восприятие и понимание услышанного. При письменном общении речевой акт охватывает, соответственно, писание и чтение (зрительное восприятие и понимание) написанного. Речевой акт, образуя целенаправленное речевое действие, совершается в соответствии с принципами и правилами речевого поведения, принятыми в данном обществе. В речевом акте участвуют говорящий и слушающий (адресант и адресат), «выступающие как носители определённых, согласованных между собой социальных ролей, или функций» (Л. Е. Тумина). Говорящий и слушающий для осуществления успешной коммуникации должны обладать фондом общих речевых навыков (речевой компетенцией), знаний и представлений о мире. В речевом акте создаётся текст.

Текст (по Ю. С. Маслову) – любое кем-то созданное, зафиксированное (устно или письменно) речевое произведение любой протяжённости – от реплики до целого рассказа или книги. Во внутренней речи создаётся внутренний текст.

В специальной литературе представлены различные попытки классификации речевых актов. Речевой акт характеризуется такими параметрами, как иллокутивная функция (неречевая, т.е. то, что кроется в речи, за речью), мотив, цель, тактика воздействия на адресата, манера речи и поведения, способ сообщения, эмоциональное состояние участников и т. п. Фундаментальная классификация речевых актов принадлежит Джону Роджерсу Сёрлю, американскому философу, в 1960-1970-х годах занимавшемуся развитием теории речевых актов. Его типологическая система основывается на 12 параметрах, наиболее значимые из которых первые три: 1) цель речевого акта 2) направленность акта 3) выраженное психологическое состояние говорящего. На основе обозначенных параметров Джон Сёрль выделяет такие типы речевых актов:

1) репрезентативы – это речевые акты, в которых сообщается о положении дел (например, Университет закрывается; Яутверждаю, что война начнётся), исполняя их, говорящий возлагает на себя ответственность за истинность сообщения;

2) комиссивы, в которых говорящий возлагает на себя обязательство совершить некоторый поступок (обещания, клятвы, заверения, угрозы, предложения, например, Я подарю Вам счастье; Я обещаю Вам заплатить);

3) директивы – речевые акты, побуждающие слушающего к совершению действия (приказания, просьбы, советы, инструкции и т.п., например, Закройте дверь; Я приказываю Вам уйти);

4) экспрессивы – речевые акты, передающие психологическое состояние, вызванное некоторым событием (выражение благодарности, извинения, соболезнования, поздравления, приветствия и т.п., например, Извините за причинённое беспокойство; Поздравляю Вас с победой!);

5) декларативы – речевые акты, успешность совершения которых гарантирует установление соответствия между их содержанием и некоторым положением дел; совершается, когда говорящий обладает определённым социальным статусом и поэтому способен изменить статус какого-либо лица (объявление о назначении на должность, начале или окончании какого-либо мероприятия, присвоение званий, имён, вынесение приговора и т.п., например, Венчается раб Божий (имя рек) рабе Божией (имя рек) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа; Суд приговорил (ФИО в род. п.) признать виновным в совершении преступления, предусмотренного п. "в" ч. 3 ст. 146 УК РФ и назначить наказание в виде лишения свободы на срок 1 (один) год));

6) интеррогативы – речевые акты, в которых говорящий запрашивает информацию у слушающего (например, К какой языковой семье принадлежит зулусский язык? Какую книгу вы прочли?).

Виды речи:

(по форме выражения мысли)

â â

внутренняя внешняя

â â

устная письменная

 

(по характеру взаимодействия участников)

â â â

диалог полилог монолог

 

å â â æ

рассуждение повествование описание оценка

 

(по функциональному значению)

å å å â â æ разговорная научная официально-деловая публицистическая художественная церковно-религиозная

 

Функции речи:

1. Фатическая, побудительная (общение, установление и поддержание контакта, обмен мыслями, чувствами);

2. Сообщение /объяснение

3. Воздействие: а) убеждение, влияние на мысли, поступки; б) влияние на чувства, воображение.

Высказывание становится понятным адресату, во-первых, потому что оно построено из элементов, форма и значение которых известны адресату, во-вторых, потому что эти элементы соединены в осмысленное целое по определённым правилам, также известным собеседнику или читателю. Владение этой системой правил позволяет строить осмысленный, грамотный текст. Элементы высказывания и правила их связи и являются языком участников общения, частями языка, к которому принадлежат участники общения. Язык того или иного коллектива есть система элементов – единиц разных ярусов (слов, значащих частей этих слов и т.д.) плюс система правил функционирования этих единиц, единая для пользующихся языком. Систему единиц называют инвентарём языка, систему правил функционирования единиц, т.е. правил порождения осмысленного высказывания (и правил понимания), – грамматикой языка (по Ю. С. Маслову).

Для овладения навыками грамотной, успешной речи необходимо знание правил построения речи, определённый языковой багаж (языковой инвентарь). Решению этой проблемы (где, как и когда) помогает «Культура речи» как раздел языкознания.

Значимость «Культуры речи» велика как для отдельного индивида, так и для общества, говорящего на том или ином языке в целом. «Будет величайшим преступлением перед культурой, перед своей родиной, перед человечеством, если мы не будем беречь наш язык и позволим себе коверкать его», – говорил К. Г. Паустовский. Сохранение языка есть сохранение себя как нации, сохранение своей истории, т.к. история языка – это история народа. И здесь важно обратиться к словам В. И. Аннушкина и чаще их вспоминать: «Каков язык, такова и жизнь»; «Каков язык, таков и человек»; «Культура выражает себя через язык, а хорошая речь может основываться только на культуре…». В настоящее время язык наш засорён (иноязычные слова, жаргонизмы, слова-паразиты, обсценная лексика (нецензурная лексика, сквернословие)). С этими явлениями нужно бороться, нужно защищать свой язык, сохранять его культуру, дабы не быть поглощёнными другой культурой. Нужно бороться за чистоту языка. В этом помогают такие науки как «Культура речи» и риторика.

«Уметь просто и красиво говорить – целая наука», – говорил К. С. Станиславский. И этому, действительно, нужно учить. Сделать речь лучше, а общение эффективнее помогает знание коммуникативных качеств хорошей речи и стремление к ним.

К коммуникативным качествам хорошей речи относят:

информативность, точность, логичность, уместность, чистота, богатство, правильность, доходчивость, выразительность.

Культура речевого общения важна во всех сферах человеческой деятельности (политика, экономика, юриспруденция, частная жизнь). В повышении речевой культуры важную роль играют смежные с «культурой речи» дисциплины: риторика, стилистика, языковое манипулирование, лингвистика текста, основы теории аргументации, лингвистическая прагматика, литературное редактирование, теория речевого общения.

Важнейшая роль на современном этапе отводится риторике.

Риторика (по А. К. Михальской) изучает общие закономерности речевого поведения, действующие в различных ситуациях общения, сферах деятельности, и практические возможности их использования для того, чтобы сделать речь эффективной. В отличие от культуры речи и стилистики, риторика (по Л. К. Граудиной) ставит «…своей задачей регуляцию речевой деятельности в социальном контексте, на фоне конкретной общественной обстановки», учитывает «…нормы словесных взаимоотношений между разными группами людей: между малознакомыми, между мужчинами и женщинами, между приятелями и родственниками и т.д.». Важно отметить и то, что риторика учит убеждать с помощью речи, а также указывает способы построения художественной выразительной речи, прежде всего устной, прозаической. В этом риторика соприкасается с поэтикой и стилистикой.

 






Date: 2015-04-23; view: 614; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2020 year. (0.016 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию