Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Понятие субкультуры, контркультурыКонтркультура — социокультурные установки, противостоящие фундаментальным принципам, лежащим в основе той или иной культуры, характеризующиеся отказом от сложившихся социальных ценностей, моральных норм и идеалов, стандартов и стереотипов массовой культуры. Термин «контркультура» появился в западной литературе в I960 г. Его ввел американский социолог Теодор Роззак (род. 1933), который попытался объединить различные духовные влияния, направленные против господствующей культуры, в относительно целостный феномен. Теория контркультуры ставила своей целью ниспровержение современной культуры, которая представлялась организованным насилием над личностью. Этот протест принимал различные формы — от пассивных до экстремистских. Самым известным примером контркультуры стали молодежные движения 1960-1970-х гг. битников и хиппи, выступавшие против западного образа жизни и буржуазной морали. Рокеры —Воплощением их образа жизни стала рок-музыка, тяжелый и простой ритм которой хорошо вписывается в их жизнь. Движение панков стало особенно популярным в 1970- 1980-е гг. Им противостояли теды («тедди-бойз»), объявившие себя хранителями социального порядка, и моды («модернисты»), стремившиеся приблизиться к среднему классу. Позже от «модов» откололись скинхеды, или «бритоголовые», агрессивно настроенные ко всем девиантным, с их точки зрения, группам. Субкультуры — крупные составные части целостных локальных культур (этнических, национальных, социальных), отличающиеся определенной местной спецификой тех или иных черт и возникающие вследствие того, что любое общество неоднородно по своему составу и включает в себя разные социальные группы — национальные, демографические, профессиональные и др. Несмотря на существующие между ними различия, у них есть некоторые общие ценности и нормы, детерминированные общими условиями жизни, — доминирующая культура. Но имеющиеся между группами различия в то же время формируют у каждой из них собственную культуру, получившую название субкультуры. Социальная группа, сформировавшая субкультуру, может отличаться от представителей доминирующей культуры языком, образом жизни, манерами поведения, обычаями и т.д. Хотя различия могут быть очень сильными, но субкультура не противостоит доминирующей культуре и включает ряд ценностей доминирующей культуры, добавляя к ним новые ценности, характерные только для них. Примерами субкультур могут быть сельская и городская культуры. Так, субкультуры молодежи и пенсионеров возникают в связи с возрастными различиями и т.д. Как правило, субкультуры стремятся сохранить определенную автономию от других культурных слоев и групп, не претендуют на универсальность своей культуры, своего образа жизни. В силу этого они отличаются некоторой локальностью и определенной замкнутостью, но сохраняют лояльность к основным ценностным установкам данной культуры. Они не ставят своей целью переделку господствующей культуры, а по-своему приспособляются к ней и этим отличаются от контркультуры, стремящейся переделать мир. Таблица 1. Различия между субкультурой и контркультурой.1
«Для любой субкультуры существует обязательный набор характерных черт, отсутствие какой-либо из них ставит под вопрос возможность отнесения того или иного социокультурного образования к субкультуре. Среди них: • специфический стиль жизни и поведения; • свойственные данной социальной группе своеобразные нормы, ценности, мировосприятия, что часто приводит представителей данной субкультуры к нонконформизму; • наличие более или менее явного инициативного центра, генерирующего идеи». Основные функции субкультур: 1. Эмансипация – повышение статуса и уход от контроля родителей. Обычно сопровождается конфликтами с родителями. 2. Социализация – принятие подростком норм, правил и социальных ролей, овладение коммуникативными навыками, необходимыми для успешного функционирования в данном обществе. «По мнению Кона И.С. основной фактор, привлекающий молодежь в субкультуры - стремление приобрести внешние, формальные характеристики, позволяющие выделяться из общей обезличенной массы населения мегаполиса. Краковский А.П., отмечает, что у немалого числа молодых людей отсутствует четко выраженная личностная самоидентификация, сильны поведенческие стереотипы, обусловливающие деперсонализацию установок, субкультура же обеспечивает чувство стабильности для молодых людей, предоставляя ясный набор ценностей и ролей. Таким образом, у немалого числа молодых людей отсутствует четко выраженная личностная самоидентификация, сильны поведенческие стереотипы, обусловливающие деперсонализацию установок, что определяет их вступление в ту или иную субкультуру». Большинство молодых людей вступают в субкультуры не из-за внешней атрибутики и эпатажа, а в целях поиска близких по внутренним убеждениям. 9. Основные черты современного молодежного движения: информатизация, виртуализация, глобализация. Информатизация представляет собой уже не просто процесс применения информационных средств и технологий во всех сферах деятельности человека, а «системнодеятельностный процесс овладения ин- формацией как ресурсом управления и развития с помощью средств информатики с целью создания информационного общества и на этой основе — дальнейшего продолжения прогресса цивилизации. При этом информатизация в современном понимании рассматривается не столько как процесс внедрения новых технологий в различные сферы общества и техническое насыщение пространства жизнедеятельности человека, сколько как социокультурный процесс. Создание и использование инновационных технологий при таком подходе не является самоцелью, а выступает средством оптимизации условий жизни и возможностью совершенствования человека. Глобализация рассматривается как «движение к международной интеграции, т. е. к объединению человечества во всемирном масштабе в единый социальный организм; проявление синергетического эффекта самоорганизации сложных систем». Особенностью современного понимания феномена глобализации является его интерпретация как диалектического взаимодействия, неустойчивого равновесия разнонаправленных процессов. В этом смысле традиционный подход к глобализации как процессу всеобщей интеграции дополнен новыми акцентами, исходящими из логики исследования нелинейных процессов. Виртуализация рассматривается как новый вектор трансформации общества и на современном этапе ее развития описывается парадигмой, которая еще не получила однозначной концептуализации. распространенные сегодня феномены: общение в социальных сетях и сообществах, интерактивные опросы, блогосфера, иерархия вики-знания и т. п. Популярность данной парадигмы не в последнюю очередь определяется предоставляемой пользователю свободой, возможностями создания собственной информации, творческой активности. Базисные характеристики, задаваемые информационной моделью социального развития общества, заставляют человека адаптироваться к новой, динамично изменяющейся социальной среде, иным социальным ролям и нетрадиционным для многих поколений ценностям и идеалам.
|