Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Психическое развитие глухого ребенка в старшем дошкольном возрасте (особенности развития восприятия, память, внимания,мышления,речи,ведущей деятельности)
К концу дошкольного возраста, т.е. к 6 – 7 годам, большая часть глухих де тей, находящихся с 2–3 лет в специальных коррекци-онных детских учреждени ях, достигают уровня развития зрительного восприятия, близкого к нормально му. Дети хорошо различают основные цвета предметов, несложные геометри ческие формы, выделяют размеры предметов. Большие трудности возникают у глухих детей при различении многих цветовых оттенков, так как они обычно не владеют соответствующими речевыми обозначениями. Для оценки уровня сформированности мышления было проведено несколько серий экспериментов. Результаты выполнения экспериментальной серии – строительства доми ков из кубиков – показали, что большинство как слышащих, так и глухих детей 6–7 лет умеют анализировать схематическое изображение домиков из кубиков, легко выделяют в них первый и второй этажи, количество кубиков в каждом этаже; Руководствуясь рисунком, выбирают подходящие кубики и правильное их количество (3 – для первого этажа и 2 – для второго) и строят домики двумя руками. Только отдельные дети, как из числа глухих, так и слышащих, допускали ошибки в строительстве этажей домика, однако после правильного составле ния домика совместно с экспериментатором эти дети строили следующие два дома правильно без посторонней помощи. Задание второй серии опытов – складывание по чертежу разных геометри ческих фигур (треугольника, параллелограмма, более сложных фигур) из двух равнобедренных прямоугольных треугольников – оказалось более трудным для большинства глухих детей, чем слышащих. Большинство глухих детей не могли мысленно представить себе, как со единяются части («треугольники») в сложных фигурах, им требовалась помощь в виде расчлененного образца, а иногда и в виде накладывания на образец. Вместе с тем они хорошо принимали помощь и при складывании следующих фигур уже несколько более успешно осуществляли мысленный анализ образца и предметно-действенный синтез фигуры Перейдем к сопоставительному анализу уровня развития речи у глухих и слышащих детей. В одном из заданий каждому испытуемому показывали карточки (12 штук) с изображением знакомых предметов, расположенные на планшете. В начале опыта все картинки были закрыты, потом их показывали по одной (в сложной пространственной последовательности), и задача испытуемого со стояла в том, чтобы назвать, что изображено на картинке. У слышащих нормально развивающихся детей не было никаких затрудне ний в назывании изображенных объектов. Только в отдельных случаях дава лись неспецифические обозначения (например, розу называли цветком, сапоги – обувью) и допускались неточности в произнесении отдельных звуков, входящих в состав слов (трамвай называли «транваем» и т. п.). В отличие от слышащих глухие при выполнении задания испытывали за метные затруднения. Они называли правильно по 6–8 предметов из 12 и допускали существенные искажения в составе слов при назывании еще 2–4 предме тов. В среднем по 2 предмета оставались совсем неназванными или обозна ченными отдельными звуками. Кроме этого, в отдельных случаях встречались ошибочные обозначения предметов и отказы от называния. Еще больше отставания и своеобразия в развитии речи глухих детей вы явилось в заданиях, где последовательно предъявлялось 12 сюжетных карти нок и требовалось сказать, что на них изображено. В одной из серий опытов выяснялись возможности детей пользоваться обобщающим словом, объединяя им несколько слов, имеющих более конкрет ное значение, и, наоборот, подбирать к обобщающему слову более конкретные слова (например: туфли, тапочки, ботинки – обувь; одежда – рубашка, майка, брюки). Давалось по 8 заданий на переход от частного к общему и от общего к частному. Слышащие дети 6–7 лет при выполнении этих заданий имели определен ные затруднения. Из 8 заданий на нахождение обобщающего слова дети пра вильно в среднем выполнили 6 заданий. Представляет большой научный интерес тот факт, что глухие дети при вы полнении заданий серии «частное – общее; общее – частное» показали ре зультаты, почти полностью совпадающие с результатами своих слышащих нор мально развивающихся сверстников. Такой успех глухих детей объясняется тем особым вниманием, которое уделялось использованию слов разной меры обобщенности при назывании тех или иных групп предметов или явлений в процессе обучения глухих детей в детском саду в соответствии с программой развития речи. Подводя итоги относительно уровня психического разви тия глухих детей 6–7-летнего возраста, необходимо также отметить, что эти дети спокойно и сосредоточенно вели себя при выполнении эксперименталь ных заданий. Они адекватно реагировали на оценку их деятельности экспери ментатором, стремились исправить допущенные ошибки, радовались успеху. По своему поведению на протяжении всех экспериментов глухие дети 6–7 лет мало отличались от своих слышащих нормально развивающихся сверстни ков. Таким образом, глухие дети, не имеющие дополнительных нарушений, к 6– 7 годам достигают психического развития, по ряду показателей близкого к нор мальному. По уровню развития наглядно-действенного мышления глухие Дети 6–7 лет соответствуют нормально развивающимся слышащим сверстникам. Такое же соответствие наблюдается в уровне развития образно-зрительной и двига тельной памяти на места расположения предметов в пространстве. В заключение необходимо отметить, что то воспитание и обучение, кото рое дается глухим детям в специализированных яслях и детских садах, начи ная с 2 – 3-летнего возраста, обладает высокой продуктивностью. Дети, прихо дившие в школу в 1950-х гг., не прошедшие никакого специального дошкольно го обучения и воспитания, значительно отставали в психическом развитии от своих слышащих сверстников по всем параметрам. 32.Психолого-педагогическая Характеристика развитиядетейс нарушением слуха в школьном возрасте (особенности развития восприятия, мышления, речи, ведущей деятельности) К семи годам, т. е ко времени поступления в школу, глухие Дети при благо приятных условиях обучения и развития овладевают речью настолько, что мо гут выражать свои мысли и желания, пользуясь простыми распространенными предложениями. На протяжении школьного обучения происходит значительное развитие речи, как устной, так и письменной: обогащение словаря, усложнение грамма тических конструкций, форм и способов высказывания. Однако сохраняются трудности в овладении системой словесно-логического обобщения, словами, имеющими относительное, переносное и отвлеченное значение, грамматиче скими конструкциями, выражающими различные виды логических отношений и зависимостей. Эти трудности обусловлены вторичным недоразвитием понятий ного мышления и тем недостаточным вниманием, которое уделяется его фор мированию при школьном обучении. Определенное своеобразие обнаруживается в развитии образной памяти у глухих детей. глухие дети с большим трудом, чем слышащие, запечатлевают образы предметов во всем их своеобразии. Они склонны либо упрощать внешнюю структуру воспри нятого предмета, уподоблять его ранее сложившемуся, привычному представ лению, либо чрезмерно подчеркивать его отличительные черты. Отмеченные особенности образной памяти глухих детей наиболее отчет ливо обнаруживаются в самом начале школьного возраста и становятся все менее заметными к среднему школьному возрасту. Словесная память глухих детей имеет еще большее своеобразие, чем об разная. При этом глухие дети относительно более успешно запоминают отдельные слова, чем целые предложения, и хуже всего связные тексты. Вместе с тем глухие школьники заметно лучше запоминают жесты, чем слова, притом запоминают их в той же мере успешно, как слышащие дети – слова. Проблема развития мышления наиболее разработанная в сур-допсихоло гии. Исследовались разные виды мышления: наглядно-действенное, наглядно- образное и словесно-логическое (конкретно-понятийное и абстрактно-понятий ное) – мыслительные операции, решение задач, формирование понятий. При изучении мыслительных операций у глухих детей было показано, что при ана лизе и сравнении предметов глухие младшие школьники легче выделяют при знаки, «бросающиеся в глаза», чем существенные, но малозаметные. Глухие дети позднее, чем слышащие, научаются выделять в предметах не только раз личия, но и сходство. Заметно труднее для глухих, чем для слышащих, сравни вать предметы не на основе их непосредственного восприятия, а по представ лению. Наибольшее отставание и своеобразие наблюдается у глухих детей в от ношении развития их словесно-логического мышления. Овладение речевым мышлением начинается у глухих детей в дошкольном возрасте и продолжается в младшем школьном возрасте. При этом у глухих де тей достаточно долго не формируется необходимая обратимость связей между предметами, признаками, действиями и их обозначениями. Связь от слова к объекту в мыслительных действиях начинает функционировать значительно раньше, чем связь от объекта к слову. Такая односторонность в оперировании словесными обозначениями создает трудности в анализе, обобщении и диф ференцировании наглядных ситуаций. Наиболее трудными для глухих детей оказываются логическая перера ботка текста, построение умозаключений на основе тех сведений, которые со общаются им в речевой форме. В дошколь ных учреждениях и школах для глухих детей нужно реализовать особую про грамму по развитию мышления ребенка. Эту программу можно разделить на следующие этапы. 1. Понятийное мышление глухих детей формируется на основе наглядно- действенного и наглядно-образного мышления в единстве с развитием речи, устной и письменной (экспрессивной и импрессивной). 2. Мысленные операции (анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация) вырабатываются у глухих детей как сознательно применяемые способы мыслительной деятельности. Дети учатся выделять признаки предметов по определенному плану. 3. Дети обучаются началам логической грамоты 4. У детей формируется понимание логических зависимостей типа причина – следствие, действие – цель. 5. У детей вырабатываются умения сопоставлять и обобщать сведения, со держащиеся в разных местах рассказа или математической словесно сформу лированной задачи, 6. Формируются способы мыслительной деятельности по сравнению и обобщению не только конкретных предметов, но жизненных ситуаций, воспри нимаемых непосредственно, изображенных на картинах, описанных в расска зах, выраженных в математических задачах. Date: 2015-05-19; view: 1714; Нарушение авторских прав |