Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Возрастные особенности психического развития детей с нарушением зрения от младенчества до школьного возраста





Наблюдения за развитием и поведе нием младенца с нарушением зрения до 2–3-месячного возраста свидетель ствуют о том, что по характеру реакций и поведению он мало чем отличается от зрячего этого же возраста.

Примерно к 2–3 месяцам, когда у нормально видящего ребенка развивают ся такие зрительные функции, как фиксация взора, первые попытки прослежи вающих движений глаза, отсутствие или глубокое поражение зрения у детей становится фактором, ограничивающим их психическое развитие.

Слепой и слабовидящий ребенок, как и нормально видящий, с момента ро ждения реагирует на резкие звуки, на 3-й неделе – на громкий звук, к концу 1 месяца – на человеческий голос, на 3-м – может отвечать на обращенную к нему речь улыбкой, звуками и движениями рук и ног. Однако ребенок с нарушением зрения более, чем зрячий, зависит от выбо ра, обработки, удержания в памяти и использования слуховой информации. Развитие у него дифференцированного слухового восприятия относится при мерно к 5-месячному возрасту, когда ребенок становится способным выделять и дифференцировать звуковые признаки предметов.

В первые месяцы жизни ребенка движущиеся объекты и особенно свои руки учат движению глаз, фиксации взгляда и т. д. Управление же движениями с участием зрения развивается позже. Таким образом, отсутствие зрения или его нарушение в ранний период развития (3–4 месяца) не оказывает существенного отрицательного влияния на развитие основных движений и осязания.

В 4–5 месяцев происходит значительный прогресс в развитии тактильной чувствительности и кинестезии, связанный с эволюцией двигательных рефлек сов, на базе которых формируется сложная система движений, обеспечиваю щая манипуляции с предметами. Повышение роли зрения в координации движений создает у нормально ви дящих детей новое соотношение зрения, гаптики и кинестетики, в котором ве дущую роль начинает занимать зрение. Этому способствует переход к сидячему положению, создающему лучшие условия для координации руки и глаза. Ребенок же с нарушением зрения из-за отсутствия координирующей и корригирующей движение функции зрения начинает отставать в развитии координации рук, что ведет к задержке развития мелких движений пальцев. Из-за отсутствия стимула ребенок не протягивает спонтанно руку к предмету, чтобы его схватить.

В течение первого полугодия решающую роль играет ситуативно-личностное эмоциональное общение, обеспечивающее переход во втором полугодии к следующей форме – ситуативно-деловому общению. Таким образом, развитие слепого младенца первого полугодия жизни протекает своеобразно. По сравнению со зрячими сверстниками у него имеется иная диспропорциональность в развитии психических функций. Первоначальное развитие основных движений осуществляется в том же темпе и в те же временные отрезки, что и у зрячего, но с 5–6 месяцев начинается его значительное отставание. Слепота как первичный дефект уже в первые месяцы вызывает у слепорожденного младенца вторичные отклонения в развитии, выражающиеся в меньшей активности и подвижности, более позднем выделении отдельных специфических раздражении как сигналов жизненно важных для ребенка предметов и явлений окружающего мира. Вторичные отклонения в раннем возрасте проявляются также в своеобразии движений ребенка: появлении стереотипных движений головы, рук, недоразвитии акта хватания. Однако эти вторичные отклонения возникают не у всех детей. В благоприятных для психического развития условиях можно предупредить их формирование.

При обучении ходьбе зрительная ориентация помогает овладению пространством, участвует в формировании пространственных, топографических восприятии и представлений. В то же время отсутствие или неполнота зрительных восприятии в этом возрасте наносит ребенку такой ущерб, который не компенсируется в преддошкольном и дошкольном возрасте. Серьезное и углубляющееся отставание в психическом развитии ребенка с глубокими нарушениями зрения выражается в значительно меньшем объеме знаний и представлений об окружающем мире.

Date: 2015-05-19; view: 1647; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию