Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






месяцев





1. Зрительные ориентировочные реакции:.

а) различает предметы по форме (отличает кирпичик от кубика по просьбе взрослого).

Материал - кубик деревянный 5х5х5 см (4х4х4 см), кирпичик деревянный 2х5х8 см (1х4х7 см), одинаково окрашенные. С этим материалом ребенок познакомился на занятии и в самостоятельной деятельности.

Методика выявления: взрослый кладет перед ребенком кубик и кирпичик и спрашивает: "Где кубик? Где кирпичик? Дай мне кубик, дай кирпичик".

Помощь ребенку: если ребенок не смотрит на предметы или дает не тот предмет, взрослый спрашивает: "Где кубик?" и сам показывает: "Вот кубик", затем просит ребенка: "Покажи, где кирпичик?" Берет кирпичик и дает ребенку: "На, возьми кирпичик", "Дай мне кирпичик. А где кубик?"

Поведение ребенка: в ответ на вопрос смотрит на кубик, на кирпичик, берет рукой и протягивает взрослому, находит взглядом кубик и кирпичик;

б) узнает на фотографии знакомого взрослого, мать.

Материал - фотография (3х5 см) матери или близкого человека (в доме ребенка - сотрудника группы).

Методика выявления: ребенку показывают фотографию и спрашивают: "Кто это?" Если он не говорит, просят: "Покажи, где мама?" или "Где Анна Павловна?" (повторяют 2-3 раза).

Поведение ребенка: в ответ на вопрос смотрит на фотографию, узнав, смеется, трогает ее, оборачивается к взрослому. Если говорит, называет взрослого, изображенного на фотографии.

 

2. Эмоции и социальное поведение:

а) протягивает другому ребенку и отдает игрушку, сопровождая это смехом и лепетом.

Материал - игрушка, знакомая ребенку.

Методика выявления: дети играют рядом. Взрослый наблюдает за ними в течение 20 мин.

Помощь ребенку: если взаимодействия нет, взрослый говорит: "Дай Оле куклу, дай сама. На, Оля" - и своей рукой направляет руку ребенка с игрушкой к другому ребенку.

Поведение ребенка: действует игрушкой, сосед смотрит на него, наблюдаемый ребенок протягивает соседу игрушку, может смеяться, лепетать, сказать: "На", может действовать молча;

б) ищет игрушку, спрятанную другим ребенком.

Материал - игрушка, знакомая ребенку.

Методика выявления: взрослый наблюдает за ребенком около 20 мин.

Помощь ребенку: взрослый показывает детям игрушку "Смотрите, собачка. - И накрывает ее чем-нибудь (платок, салфетка и пр.). - Ой, нет собачки, где собачка?" Оглядывается, ищет ее, а затем снимает покрывало: "А! Вот собачка". Предлагает одному ребенку: "Спрячь мишку, спрячь!", а потом говорит наблюдаемому ребенку: "Где мишка? Найди мишку".

Поведение ребенка: один берет игрушку из рук другого и прячет ее за спину или под пеленку. Другой ищет, просит: "Дай", смеется.

 

3. Действия с предметами:

а) самостоятельно выполняет разученные действия с игрушками (катает, водит, кормит и др.).

Материал - игрушки, находящиеся обычно в пользовании ребенка (кукла, чашка, мишка, собака, мяч и др.).

Методика выявления: взрослый наблюдает за играющим ребенком около 20 мин. Перед ребенком ставят игрушки: мяч на горке, куклу с одеяльцами или собачку с чашкой. Можно подсказать: "Покорми, покатай" и т.д.

Помощь ребенку: если ребенок бездействует или действует примитивно, перед ним раскладывают игрушки в разных местах так, чтобы они привлекали его внимание и побуждали к игре.

Если ребенок не играет, спрашивают у матери, какие игрушки у ребенка, как он играет с куклой, собакой.

Поведение ребенка: самостоятельно или по речевой инструкции воспроизводит разученные действия (кормит куклу, катает машину, водит мишку), повторно или однократно. Выполняет любые три любых разных действия.

Мать рассказывает, какие игрушки у ребенка, как он ими играет (соответственно показателю 12 мес);

б) переносит действия, разученные с одним предметом, на другой (водит, кормит, баюкает куклу, мишку, собачку и др.).

Материал - машина, тележка, кукла, мишка, собака.

Методика выявления: взрослый наблюдает за играющим ребенком около 20 мин.

Помощь ребенку: если ребенок бездействует или действует примитивно, перед ним ставят игрушки, привлекая внимание, взрослый предлагает ему: "Покорми мишку, повози мишку, покатай куклу, повози собачку." После этого можно дать другую сюжетную игрушку, продолжить наблюдение.

Поведение ребенка: выполняет действия сам или по просьбе взрослого: кормит куклу и других, укладывает их спать и пр.


 

4. Движения общие: х одит самостоятельно (без опоры).

Материал - яркая игрушка.

Методика выявления: ребенка ставят на пол и наблюдают.

Помощь ребенку: если ребенок стоит неподвижно, привлекают его жестом, игрушкой (игрушку надо отдать ребенку, когда он подойдет).

Если нет условий для проверки, задают вопросы матери, ходит ли ребенок сам, без опоры, вперед, сколько он может пройти.

Поведение ребенка: идет чередующимся шагом, может повернуться, изменить направление. Проходит, не присаживаясь, до 3 м.

Мать утвердительно отвечает на первый вопрос. Рассказывает, как он ходит и проходит до 3 м.

 

5. Понимание речи:

а) понимает (без показа) названия нескольких предметов, действий, имена взрослых и детей, выполняет отдельные поручения ("найди, принеси, отдай тете, положи на место").

Материал - игрушки, которые постоянно находятся в пользовании ребенка, названия которых ребенок знает, или предметы одежды ребенка.

Методика выявления: просят ребенка дать игрушку, закрыть дверь, взять мяч с горки, отдать машину Юре, а матрешку Оле, положить на стул, на стол, на подоконник, в ящик, дать игрушку маме, найти игрушку, привести взрослого (до пяти поручений).

Если ребенок не контактирует со взрослым, спрашивают мать, просит ли она ребенка что-либо найти, принести, показать, как выполняет ребенок ее просьбы.

Поведение ребенка: ребенок выполняет любые просьбы взрослого: находит, приносит, дает игрушки, идет к названным взрослым, отдает им игрушки, находит одежду и пр.

Мать отвечает утвердительно на первый вопрос, рассказывает, что ребенок выполняет не менее двух ее просьб (приносит, кладет, дает и пр.);

б) понимает слово "нельзя" (прекращает действие).

Методика выявления: взрослый, увидев нежелательные действия ребенка, обращается к нему по имени, говорит: "Нельзя!" Если ребенок не прекращает действие, можно повторить запрет 2-3 раза. Не допускается называть действия и предметы (например: "Поставь чашку, не трогать") или непосредственно воздействовать на ребенка - прекращать его действие рукой, недопустим сердитый окрик.

Спрашивают мать ребенка, если ребенок выполняет нежелательные действия, может ли он их прекратить при слове "нельзя", делает ли он это сразу или при повторном запрете, если она не прекращает действие сама.

Поведение ребенка: при слове "нельзя" сразу или после двух-трех повторений прекращает действие (может не поставить чашку на стол, но перестает стучать).

Мать отвечает утвердительно на первый вопрос. Рассказывает, что ребенок сразу или после двух повторений прекратил действие;

в) некоторые слова в речи взрослых принимают обобщенный характер.

Материал - игрушки, которые находятся в пользовании ребенка.

Методика выявления: просят ребенка: "Сложи игрушки в ящик, иди к детям, принеси куклу, еще куклу, дай мяч, найди еще мяч". Повторить 2-3 раза.

Поведение ребенка: четко выполняет инструкцию взрослого сразу или после двух-трех повторений;

г) по слову взрослого выполняет разученные ранее действия с игрушками.

Материал - игрушки, находящиеся в пользовании ребенка (кукла, собака) с дополнительным материалом (тарелочка, одеяло), два-три кирпичика, стержень, прикрепленный к столу с двумя-тремя кольцами.


Методика выявления: перед ребенком кладут куклу и предлагают: "Покачай лялю, бай-бай", ставят собачку и тарелочку и просят: "Покорми собачку", дают кирпичики и говорят: "Положи кирпичик, еще положи". Нельзя показывать действия. Инструкцию можно повторить 2-3 раза.

Поведение ребенка: берет куклу и укачивает ее (вверх и вниз), кормит собачку, кладет кирпичик на кирпичик и др.

 

6. Активная речь:

а) легко подражает новым слогам.

Методика выявления: взрослый сидит перед ребенком и произносит с разной интонацией слоги в разном сочетании, новые для ребенка. В помещении тихо. Ребенок должен видеть мимику взрослого и движения его губ.

Помощь ребенку: если ребенок молчит, взрослый после паузы (20-30 с) побуждает ребенка к подражанию новым звукам, если лепечет ребенок, то взрослый повторяет слоги за ним, а затем произносит повторно новые слоги.

Спрашивают у матери, перекликается ли она с ребенком, произносит ли он повторно за ней новые слоги, их разные сочетания.

Поведение ребенка: повторяет за проверяющим слоги. Допустима отсроченная реакция.

Мать отвечает утвердительно на оба вопроса;

б) произносит пять-десять облегченных слов.

Материал - игрушки, названия которых ребенок повторяет.

Методика выявления: проверку проводит хорошо знакомый ребенку взрослый, показывает ребенку куклу, другие игрушки и спрашивает: "Что это? Кто это?"

Помощь ребенку: если ребенок не отвечает, после паузы 5-6 с предлагают: "Скажи "ля-ля"; скажи "киса - кс-кс"; скажи "собачка - ав-ав" и др. Название игрушки совпадает с ее показом: "Посмотри, ля-ля топ-топ, скажи "топ-топ". Показывают игрушки, говорят: "Хочешь? Попроси - "дай-дай".

Спрашивают у матери, говорит ли ребенок, как он называет предметы.

Поведение ребенка: повторяет за проверяющим слова "Дай, так, топ-топ" и др. при показе игрушек, называет их облегченными словами, повторяет названия за взрослым. Допустима отсроченная реакция, произносит до пяти слов.

Мать отвечает утвердительно на первый вопрос, рассказывает, как говорит ребенок, называет не менее пяти слов, звукосочетаний, звукоподражений.

 

7. Навыки и умения в процессах: с амостоятельно пьет из чашки (держит ее руками и пьет).

Материал - широкая чашка, до 100 гр жидкости.

Методика выявления: во время кормления взрослый ставит чашку с питьем на стол перед ребенком.

Помощь ребенку: если ребенок не берет сам чашку или берет, проливая жидкость, взрослый берет чашку и со словами: "Возьми чашку, бери, держи, пей" - вкладывает ее в руки ребенка. Слегка прижимает руки к чашке, наблюдает. Помогает наклонить чашку и поставить ее на стол.

Задают вопросы матери, дает ли она ребенку пить из чашки, пьет ли он из чашки, может ли сам держать чашку и пить из нее.

Поведение ребенка: протягивает руки к чашке, берет, подносит к губам и пьет. Чашку не выпускает, может сам поставить ее на стол. Разрешается держать чашку, которую дал взрослый, и пить из нее.

Мать отвечает утвердительно на все вопросы.







Date: 2015-05-19; view: 429; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.012 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию