Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Месяцев. 1. Слуховые ориентировочные реакции: плясовые движения под плясовую мелодию
1. Слуховые ориентировочные реакции: п лясовые движения под плясовую мелодию. Материал - металлофон. Методика выявления: ребенок стоит или сидит. Взрослый играет или поет спокойную мелодию в течение 30 с, после паузы (3-5 с) играет или напевает знакомую ребенку плясовую мелодию в течение 30 с, а затем, после паузы,- опять спокойную. Помощь ребенку: если поведение ребенка не меняется во время плясовой мелодии, взрослый оживленно двигает руками ребенка, приподнимает поочередно его ноги, покачивает. Во время спокойной мелодии стоит рядом с ребенком и спокойно слушает. Если при повторной проверке ребенок не реагирует адекватно, проверка прекращается. Матери ребенка задают вопросы, поет ли она какие-либо песни, пляшет ли с ним, как он реагирует на веселую плясовую мелодию. Поведение ребенка: спокойно слушает спокойную мелодию, под плясовую воспроизводит освоенные плясовые движения. Мать утвердительно отвечает на все вопросы.
2. Эмоции и социальное поведение: а) догоняет ребенка, ползет к нему навстречу. Методика выявления: взрослый наблюдает за детьми, которые стоят у барьера или находятся на подстилке. Помощь ребенку: если дети не общаются друг с другом, взрослый играет с ними - догоняет, убегает от них, идет навстречу, прячется (не все действия показывают сразу, а добавляют их действия, если наблюдаемый ребенок бездействует). Если после игры с детьми ребенок не продолжает ее, проверка прекращается. Поведение ребенка: один ребенок, посмотрев на другого уходит, другой устремляется за ним, оба радуются этому. Ползут друг другу навстречу и смеются (возможна игра в прятки и др.); б) подражает действиям и движениям другого ребенка. Методика выявления: взрослый наблюдает за двумя-тремя детьми, играющими рядом. Помощь ребенку: взрослый дает детям игрушки из находящихся на подстилке, рядом с ними, стимулирует действия. Наблюдает за тестируемым ребенком. Поведение ребенка: наблюдает за играющими детьми, начинает подражать им - стучит рукой по бубну, подползает к ведру или ящику и вынимает оттуда игрушки, повторяет действия детей.
3. Действия с предметами: с предметами действует по-разному в зависимости от их свойств (катает, вынимает, открывает, гремит, нажимает и др.). Материал - резиновая звучащая игрушка, бидончик с крышкой, погремушка, мяч. Методика выявления: игрушки раскладывают в поле видимости ребенка, стоящего или сидящего, и наблюдают не менее 10 мин. Помощь ребенку: если ребенок не играет или только бросает игрушки, берет их в рот, стучит, взрослый показывает ему действия, сопровождая их словами: "Покатаем мяч, смотри, покатился мяч", "Откроем крышку, открыли" и пр., каждое действие повторяется 2-3 раза. После показа первого действия взрослый не менее 5 мин наблюдает за ребенком. При отсутствии действий, взрослый показывает второе действие, при необходимости третье, четвертое. Если действия не возникают, проверка прекращается. Спрашивают мать, как ребенок играет мячом, резиновой игрушкой, погремушкой, кастрюлей с крышкой. Поведение ребенка: резиновую игрушку сжимает, крышку открывает, погремушкой гремит, мяч катает; может выполнить только одно действие. Мать рассказывает, как ребенок действует с предметами (в соответствии с показателем 9 мес).
4. Движения общие: п ереходит от одного предмета к другому, слегка придерживаясь за них руками. Материал - стол-барьер, горка, стул или другое на расстоянии 30-40 см друг от друга, игрушка. Методика выявления: ребенка, стоящего у опоры, привлекают игрушкой на расстоянии 50-70 см к другой опоре. По мере его приближения переходят дальше. После двух-трех переходов дают ребенку игрушку, общаются с ним. Помощь ребенку: если ребенок остается на месте и не делает ни одного шага, взрослый, стоя от него на расстоянии (до 70 см), жестом, игрушкой, словом зовет к себе. Можно потрогать ребенка за руку (локоть, ладонь) и, слегка притянув к себе, продолжать звать его словами. При отсутствии передвижения проверка прекращается. Спрашивают у матери, бодрствует ли ребенок на полу, как он переходит от одной опоры к другой. Поведение ребенка: смотрит на взрослого и направляется к нему, держась одной рукой, вполоборота, приставным или чередующимся шагом, передвигается вслед за игрушкой. Переходит к другой опоре приставным шагом, держась одной рукой и перенося другую на новую опору. Делает два-три перехода. Мать отвечает утвердительно и рассказывает, как передвигается ребенок (в соответствии с показателем 9 мес).
5. Подготовительные этапы развития понимания речи: а) на вопрос "где...?" находит взглядом несколько знакомых предметов в разных местах независимо от их постоянного местоположения. Материал - три-четыре игрушки, которые ребенок находит, стоящие на постоянных местах (хорошо видны, стоят по одной, рядом нет других предметов). Методика выявления: ребенка спрашивают: "Где собачка? (...лошадка?...мишка?)" Игрушки переставляют и спрашивают: "Где...?" Вопрос повторяют 2-3 раза. После того как ребенок находит две игрушки из трех, их меняют местами и задают еще раз вопросы о трех игрушках. Помощь ребенку: если ребенок на вопросы "Где?" не ищет названные игрушки, взрослый напоминает ему: "Где собачка? Посмотри, вот собачка! - показывает. Ой, нет собачки! - прячет. "Где собачка?" Взрослый поворачивает голову, ищет игрушку. "А, вот она!" Показывает собачку. После этого спрашивает: "Где собачка?" И также спрашивает о лошадке и мишке. Если после показа ребенок в ответ на вопрос не ищет взглядом ни одну игрушку, проверка прекращается. Задают вопросы матери ребенка, какие слова понимает, может ли найти знакомые предметы в разных местах. Поведение ребенка: находит взглядом игрушки на постоянных местах, ищет и находит их на других местах. Мать перечисляет предметы, названия которых понимает ребенок, и утвердительно отвечает на второй вопрос; б) знает свое имя. Методика выявления: ребенка зовут, называют по имени: "Иди ко мне". После паузы зовут, называя другое имя в том же контексте, и затем после паузы - опять имя проверяемого ребенка. Можно проверить второй раз. Поведение ребенка: на зов приближается к взрослому или оборачивается, идет к тому, кто зовет, на чужое имя не реагирует.
6. Подготовительные этапы развития активной речи: п одражает взрослому, повторяя за ним слоги, имеющиеся в его лепете. Методика выявления: взрослый, сидя перед ребенком, четко с небольшими паузами произносит слоги, имеющиеся в лепете ребенка. Проверку проводит близкий ребенку человек. Помощь ребенку: если ребенок через 1-2 мин не повторяет слоги, взрослый продолжает в течение 15-20 мин произносить слоги так, чтобы ребенок видел движения его губ. Задают вопросы матери ребенка, какие слоги есть в лепете ребенка, повторяет ли он слоги за ней, какие слоги повторяет. Поведение ребенка: слушает, следит за движением губ взрослого и сразу или через 1-2 мин повторяет слоги. Мать называет слоги, произносимые ребенком, утвердительно отвечает на второй вопрос.
7. Навыки и умения в процессах: а) хорошо пьет из чашки, слегка придерживая ее руками. Материал - широкая чашка с ручкой или маленькая пиала с небольшим количеством жидкости (100 г). Методика выявления: во время кормления ребенок сидит за столом, взрослый протягивает ему чашку с питьем, придерживая ее за дно так, чтобы ребенок не уронил. Помощь ребенку: взрослый изменяет положение чашки, если ребенок слишком наклоняет ее. Если ребенок не направляет руки к чашке, взрослый может поднять его руки и положить их на чашку, можно придержать руки ребенка на чашке, сопровождая действия словами. Задают вопросы матери, какую активность проявляет ребенок во время кормления, придерживает ли руками чашку. Поведение ребенка: четко направляет руки к чашке и берет ее двумя руками, наклоняется к ней и пьет. Может поднять чашку ко рту, наклонить. Если взрослый перестанет поддерживать чашку, ребенок выронит ее. Мать рассказывает, как ведет себя ребенок во время кормления, и положительно отвечает на второй вопрос; б) формируется навык опрятности (спокойно относится к процессу высаживания на горшок). Методика выявления: взрослый (по потребности: после сна, в середине бодрствования, перед сном) сажает ребенка на горшок, сопровождая свои действия словами. Не следует задерживать ребенка на горшке дольше 2 мин. Помощь ребенку: можно остаться рядом с ребенком, придерживать его рукой, чтобы он не встал, не упал. При возникновении отрицательных эмоций, проверку прекратить. Задают вопросы матери, приучает ли она ребенка к горшку, как он относится к высаживанию на горшок. Поведение ребенка: ребенок спокойно и адекватно реагирует на предложение взрослого идти на горшок. Сидя на горшке, иногда лепечет, улыбается, не пытается встать. Результат положительный. Мать положительно отвечает на первый вопрос и рассказывает о поведении ребенка, соответствующем 9 мес.
Date: 2015-05-19; view: 539; Нарушение авторских прав |