Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пермь, 2014





ПЕРМСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«РОССИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Г.В.ПЛЕХАНОВА»

Техникум Пермского института (филиала)

 

 

РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ

Методические рекомендации и контрольные задания

Для студентов заочного отделения

 

Специальности:

080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

260807 Технология продукции общественного питания

100801 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров

 

 

Пермь, 2014


 

Методические указания разработаны в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта для среднего профессионального образования по специальности:

080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

260807 Технология продукции общественного питания

100801 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров

 

 

Составители: преподаватели техникума Пермского института (ф) РЭУ имени Г.В.Плеханова Литвинова М.В., Ведерникова Н.А.

 

 

Методические указания рассмотрены и утверждены на заседании ЦМК общих, гуманитарных, социальных, экономических и естественно - научных дисциплин техникума ПИ (ф) РЭУ имени Г.В.Плеханова

протокол № ______ «___» ______________ 2014 г.

 

Председатель ЦМК ____________Т.В. Чернавина

 


1. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины

Целью изучения дисциплины является усвоение студентами теоретических знаний и приобретение умений в области современного русского языка и их использование в профессиональной деятельности, а также формирование компетенций.

В результате изучения дисциплины «Русский язык и культура речи» студент должен

уметь:

- строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами;

- применять в практике речевого произношения орфоэпические нормы;

- различать исконно русскую и заимствованную, устаревшую лексику;

- находить и исправлять ошибки, связанные с неверным употреблением форм слова в письменной речи;

- определять постановку знаков препинания в предложениях разных видов;

- определять в тексте функционально-смысловые типы речи, создавать тексты любого типа речи, соблюдая их структурные особенности;

- различать тексты разных стилей, находить лексические, морфологические и синтаксические особенности;

- уметь правильно строить речь.

знать:

- основные единицы языка, понятия о литературной норме;

- особенности русского ударения и произношения, фонетические средства речевой выразительности, орфоэпические нормы;

- сферу употребления русской, заимствованной, устаревшей лексики;

- особенности грамматических признаков знаменательных и служебных частей речи;

- основные единицы синтаксиса, типы предложений;

- особенности орфограмм, их признаков, основные группы знаков препинания;

- особенности функционально-смысловых типов речи, особенности разных стилей речи;

- особенности подготовки ораторского выступления.

Студент должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

Содержание учебной дисциплины

Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
1 2
Раздел 1 Литературный язык и языковая норма  
Тема 1.1 Язык и речь   Лекция № 1. Язык и речь. Основные единицы языка. Понятие о литературном стиле и языковой норме. Связь языка и речи. Структура и виды речевой деятельности. Основные единицы языка. Специфика письменной и устной речи, их взаимодействие. «Мудрые» мысли. Монолог, диалог, полилог. Специфика сферы проявления. Значение речи и требования к речи в профессиональной деятельности.
  Самостоятельная работа
Раздел 2 Система языка и ее стилистическая характеристика  
Тема 2.2 Лексика и фразеология Лекция № 2. Слово, его лексическое значение. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы. Лексические ошибки. Лексико-фразеологическая норма, ее варианты. Лексические и фразеологические единицы языка. Общеупотребительная лексика. Исконно-русская лексика. Заимствованная лексика. Старославянизмы. Историзмы. Архаизмы. Неологизмы.
  Практическая работа № 1. Изобразительно-выразительные возможности лексики и фразеологии. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов.
  Самостоятельная работа
Тема 2.1 Фонетика Фонетические единицы языка (фонемы). Особенности русского ударения, основные тенденции в развитии русского ударения. Варианты русского литературного произношения: произношение гласных и согласных звуков; произношение заимствованных слов.
Тема 2.3. Словообразование Способы словообразования. Состав слова. Суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный, бессуфиксный способы образования слов. Сложение слов, сложение основ. Переход одной части речи в другую.
Тема 2.4 Морфология   Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное, прилагательное, глагол, причастие, деепричастие, наречие, местоимение, числительное, предлог, частица, союз. Морфологические особенности частей речи.
Тема 2.5 Синтаксис Основные единицы синтаксиса. Типы предложений. Простое, сложное, бессоюзное, сложноподчиненное, сложносочиненное предложения. Предложения с разными видами связи. Выразительные возможности русского синтаксиса.
Тема 2.6. Нормы русского правописания Принципы русской орфографии, типы и виды орфограмм. Роль орфограмм в русском языке, функции орфограмм.
  Принципы русской пунктуации, функции знаков препинания. Роль пунктуации в письменном общении, смысловая роль знаков препинания в тексте. Способы оформления чужой речи. Цитирование.
Раздел 3: Текст как речевое произведение  
Тема 3.1. Стили речи Лекция № 3 Текст и его структура. Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. Функциональные стили литературного языка: разговорного, научного, официально-делового, публицистического, художественного; сфера их использования, их языковые признаки.
  Практическая работа № 2, 3. Функциональные стили литературного языка: официально-деловой, научный. Языковые признаки официально-делового и научного стиля речи.
  Самостоятельная работа
Тема 3.2. Ораторское искусство Особенности устной публичной речи. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи. Основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов. Словесное оформление публичного выступления. Понятность, информативность и выразительность публичной речи

3. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы Количество часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)  
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)  
в том числе:  
лекции 6
практические работы 6
Самостоятельная работа обучающегося (всего)  
Аттестация в форме дифференцированного зачета







Date: 2015-04-23; view: 706; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию